Напоминание

"Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы "


Автор: Громова Валентина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: Город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы "
Раздел: среднее образование





Назад




Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Модернизация образования в современном обществе невозможна без

применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Информационные и коммуникационные технологии являются

важнейшим инструментом, обеспечивающим доступность образования.

ИКТ обуславливают эффективность всех процессов школьной

деятельности от управления образованием до воспитания.

ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных

процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и

распространения информации.

Технологии позволяют искать, обрабатывать и усваивать информацию из

различных источников, в том числе и из Интернета.

Большое внимание сегодня крайне важно уделять использованию

информационных технологий в школе. Это вполне оправдано тем, что 21

век – это век информационных технологий.

Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям

знания, но и в том, чтобы научить их искать и осваивать материал

самостоятельно. Умение обрабатывать информацию является одним из

важнейших умений

.

Повышение качества в обучении русскому языку и литературе через

использование ИКТ – одна из составляющих моей деятельности в

настоящее время.

Применение информационных технологий в преподавании русского

языка и литературы – это необходимость, которая позволяет решить ряд

специальных практических задач, записанных в программе по русскому

языку и литературе: формирование прочных орфографических и

пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса;

овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и

литературоведческих терминов; формирование общеучебных умений и

навыков.

В методической литературе для учителя небольшое количество

разработок по применению средств новых информационных технологий

на уроках русского языка и литературы.

Использование новых информационных технологий на уроках

русского языка и литературы в процессе обучения необходимо для

повышения качеств знаний учащихся по предмету и творческого усвоения

знаний школьниками.

Проблема использования информационно-коммуникационных

технологий на уроках русского языка и литературы, правомерность

использования электронного учебника по русскому языку и литературе

при классно-урочной системе образования является актуальной

.

Учебный процесс как по содержанию, так и по формам организации

строится как процесс развития, а обучение знаниям, умениям и навыкам –

как составная часть развития, как его основное средство

.

Хорошее образование сегодня – это синтез самых разных форм

получения знаний и современных технологий, оптимальное сочетание

которых может определить для себя только сам учащийся

.

Урок с применением современных педагогических и

информационных технологий – это качественно новый тип урока. Учить и

учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной

школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных

ресурсов (ЭОР) нового поколения.

Для ученика это существенное расширение возможности

самостоятельной работы: заглянуть в любой музей мира, провести

имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений

сущности, вида, качеств объектов и процессов.

Для учителя это увеличение времени общения с учениками, что

особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога; это расширение

информационной емкости и плотности урока; это соответствие

требованиям, предъявляемым не только педагогическим и ученическим,

но и родительским сообществами.

Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с

помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью

других органов чувств.

К.Д. Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем

большим количеством органов чувств они воспринимаются. Полученная

человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов

хранится в его памяти.

Использование информационно-коммуникационных технологий

эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на

повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и

других типах уроков.

Соединение лингвистического образования с информационно-

коммуникационными технологиями позволяет активизировать

аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно-воспитательному

процессу личностно – ориентированный характер, раскрепощает

творческие возможности учащихся, что, несомненно, является частью

индивидуализации учебного процесса.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет усилить

образовательные эффекты; повысить качество усвоения

материала; построить индивидуальные образовательные траектории

учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с

разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно

детей, обладающих различными способностями и возможностям;

наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к

окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы

информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с

компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в

освоении компьютерных технологий; идти в ногу со временем.

Эффективность урока в случае использования печатных материалов,

розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить

новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.

Хороший урок невозможно представить без хорошо

сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования

этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого

используется классная доска, на которой выписываются все необходимые

термины, составляются таблицы и схемы.

У учителя появилась прекрасная возможность заранее подготовить

весь необходимый материал, расположить его в нужной

последовательности и поместить на слайды. На слайдах можно поместить

иллюстрации, которые заменят старые таблицы. Если же в презентации

уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то проблема

наглядности будет решена полностью, уроки с использованием

мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.

Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций

развивает их самостоятельность, поисковую деятельность,

инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести

уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных

качеств.

Применение тестовых технологий позволяет проводить

промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования являются

самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня.

Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем

бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить

свою ошибку, выбрать тест по своему уровню. Это приводит к сохранению

психики ребёнка, так как они видят свободу выбора и не оценку учителя, с

которой бывают не всегда согласны, а оценку компьютера, с которой им

сложно не согласиться.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

способствует формированию у учащихся рефлексии.

Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно

представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и

как целесообразно использовать информационные технологии в обучении,

учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в

рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы,

высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы

полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний

(демонстрационно- энциклопедические программы; программа

презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные

обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием,

контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа

"Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение

интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет

создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование

современных Интернет-технологий;

6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память,

мышление и т.д.).

Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником

учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения.

Интернет дает огромные возможности для саморазвития,

самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для

индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной

части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи

материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных

моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в

тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект

излагаемого материала.

У учащегося таким образом формируется учебно-информационные

умения и навыки. Дидактический материал, представленный в

компьютерном варианте, решает несколько задач:

- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

- увеличивает объем использования наглядности на уроке;

- экономит время учителя при подготовке к уроку.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.

Она приводит к целому ряду положительных эффектов: обогащает урок

эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс

усвоения; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет

общий кругозор учащихся; повышает производительность труда учителя и

учащихся на уроке.

Использование Интернета способствует формированию и развитию

способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и

предоставлению информации учащимся, тематических презентаций

(составление презентаций при подготовке и защите рефератов

активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает

атмосферу зрелищности и дозированной информативности).

Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой

требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые

неудобства организационного характера, так как класс приходится чаще

всего делить на группы.

Такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и

учителю.



В раздел образования