Напоминание

"Мужской образ в произведениях художников и писателей "


Автор: Михайлова Оксана Мазитовна
Должность: \преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Верхнеуральская детская школа искусств
Населённый пункт: город Верхнеуральск, Челябинская область
Наименование материала: методический материал
Тема: "Мужской образ в произведениях художников и писателей "
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

Верхнеуральская детская школа искусств

Методическая разработка

урока по истории изобразительного искусства

Тема: «Мужской образ в произведениях

художников и писателей»

Выполнила: преподаватель художественного

отделения

детской школы искусств

Михайлова О.М.

высшая категория

Верхнеуральск 2022

Конспект урока на тему

«Мужской образ в произведениях художников и писателей»

Цель урока:

познакомить обучающихся с представлениями русских людей –

наших предков о красоте мужчины: труженике и защитнике

Родины и своей семьи.

Задачи:

познакомить обучающихся с мужскими образами через

произведения писателей, художников;

развивать образное мышление, совершенствовать навыки работы в

цвете;

воспитывать гордость и патриотизм к своей истории, к своей

семье.

Формирование УУД:

Познавательные действия: анализировать и обобщать, делать

выводы, оперируя предметами и образами;

Регулятивные действия: совместно с преподавателем определять

цель действий; работать по предложенному плану; учиться

оценивать успешность своего задания, признавать ошибки

Коммуникативные действия: высказывать свои мысли,

аргументировать, вступать в беседу;

Личностные результаты: развитие самостоятельности в поиске

решения различных изобразительных задач.

Оборудование:

для преподавателя: методические таблицы, репродукции, слайды;

для обучающихся: тетрадь для записей.

Зрительный ряд: картины художников В. Васнецова, П. Корина и

другие.

Организационный момент. Настрой обучающихся на работу.

Ход занятия.

Учитель:– Здравствуйте, ребята!

– Прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопрос: о

ком идет речь?

***

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Ответы детей: про богатырей.

-Да. Правильно!

***

Гиганты духа, кто они?

Они и есть богатыри.

Ведь богатырь никто иной,

Как Человек с "большой" душой.

Когда ты смел и чист душой,

То доброта всегда с тобой.

Поступок добрый, подвиг есть,

А доброты у нас не счесть.

Лишь тот, кто подвигом живёт,

Богатырём, в Веках, слывёт

Пройдут года, затем века,

Но будем живы мы всегда….

- Учитель: Итак, сегодня на уроке познакомимся с образом

мужской красоты, интересным и многогранным.

- У каждого народа веками складывался образ красоты человека.

В образе русского крестьянина соединены представления о

единстве могучей силы и доброты – Добрый молодец. Он умеет

работать на своей земле и умеет ее защищать.

- В мирные дни русский человек был крестьянином, пахарем,

сеятелем, кормильцем. А в дни лихолетья становился воином,

защитником.

-Как вы думаете, где говорится об образе защитников?

(В былинах, сказках)

- Образ защитника земли русской воспет в былинах, это образ

русских богатырей. Былины повествуют о мужественной борьбе

русских людей против врагов – кочевников.

- Каких богатырей ребята, вы знаете?

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

-Правильно!

- Наиболее популярен был богатырь Илья Муромец, крестьянский

сын из города Мурома. Илья Муромец победил Соловья-

разбойника, Идолище, Калина-царя.

- Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня

Никитич, победивший Змея на Ручей-реке.

- Еще один богатырь часто встречается в народных былинах – это

Алеша Попович. Но не только в былинах был создан образ

богатыря-защитника.

- А кто еще мог обратиться к образу защитников?

(Художники)

- Учитель: Многие русские художники обращались к этой теме.

– Рассмотрим картину В. Васнецова «Богатыри»:

История написания

Виктор Васнецов писал это полотно целых 27 лет. Первые наброски

были сделаны в 1871 году, а последние мазки - в апреле 1898 года.

Сразу после написания картину купил П. Третьяков для своей

галереи, где она находится и по сей день.

“Богатыри” написаны маслом на холсте. Это огромное полотно, по

величине составляющее 295,3х446 см.

Идея создания появилась в годы, когда народные фольклорные

сюжеты были весьма популярны. И хотя мода на них быстро

прошла, для Васнецова народные предания стали основой его

творчества.

"Богатыри"

(слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша

Попович). В. М. Васнецов. 1881—1898 гг.

Художник в основу сюжета поставил трех величайших богатырей

Руси: Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича. Они

изображены на выезде во время службы. Зоркие глаза пристально

высматривают врага и следят за тем, чтобы народ был в

безопасности и никем не обижен.

!!!!!!!!!! “Богатыри” были начаты в первые годы творчества

Васнецова. Он постоянно возвращался к ним, дописывая детали.

Эта картина воплотила всю его любовь к родине, ее могуществу и

героизму, внутренней и внешней красоте народа.

Илья Муромец на картине Васнецова “Три богатыря”

Во главе дозора стоит Илья Муромец - это самая большая фигура

на полотне. Критики отмечают, что Илья получился лучше всего, и

сам Васнецов считал так же. Это - могучий непобедимый русский

богатырь, который является реальным историческим персонажем.

Художник изобразил его спокойным и уверенным в своей мощи.

Лицо Ильи выражает его благородство и мудрость, необычайную

выдержку. Внешнее спокойствие дополняется решимостью

действовать в любой момент. Илья Муромец собран и насторожен,

его губы крепко сжаты. Из-под шишака видны седые волосы,

которые указывают на солидный возраст воина.

Муромец держит в руке огромную палицу, которая выглядит

просто неподъемной. Конь его под стать хозяину. Вместе они

составляют единое целое - монолитную могучую силу, которую

ничто не остановит перед врагом.

!!!!!!!!! Для написания этого персонажа использованы плотные тона

темно-синего, желтого, черного и серого цветов.

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич имеет свой характер и свои достоинства.

Несмотря на то, что в былинах говориться о молодом Добрыне,

Васнецов изображает его как зрелого опытного воителя. Этот его

герой стал воплощением культурности, вдумчивости, ума,

предусмотрительности, знания.

Добрыня сидит, выставив перед собой щит и держа меч наготове -

он полностью готов к схватке с врагом. Его конь напряжен - он

чует недруга. На сбруе нарисованы полумесяцы - символ того, что

это победитель татарина. Значит, конь Добрыне достался как

трофей в тяжелом бою.

Картина “Богатыри”, которую многие называют “Три богатыря”, -

величайшее произведение русского художника. Оно стало

вершиной творчества Виктора Михайловича Васнецова и

достоянием нации. Это полотно символизирует мощь и силу

русского народа, его смекалку и величие.

Богатырь Добрыня Никитич имеет богатое одеяние и оружие. Он

сидит величаво и собранно. Лицо его красиво и благородно, с

тонкими чертами.

!!!!!!!!!! Для написания Добрыни Никитича, Виктор Михайлович

использовал яркие насыщенные сочетания белого и красного, ярко-

зеленого и золотисто-желтого цветов.

Алеша Попович

Алеша Попович - самый молодой богатырь. Он по-юношески весел

и светел. Это ловкий, находчивый выдумщик, который любит петь

и играть на гуслях. С инструментом он не расстается даже на

службе - мы видим их прикрепленными к амуниции коня.

Лицо Алеши смуглое и широкое, на нем отчетливо прорисованы

выразительные глаза, а подбородок и губы - подчеркнуто мягкие.

Это лицо юноши, молодого крестьянина, который отличается

удивительной силой и сообразительностью. Алеша воплощает

смелость и отвагу. Он красив, и Васнецов подчеркивает это,

тщательно прописывая каждую деталь одежды богатыря и его коня.

!!!!!!!!! Васнецов использовал реальную одежду и упряжи того

времени. Он много внимания уделил этому вопросу, изучая

историческую литературу и посещая музеи.

Пейзаж

Прописыванию пейзажа творец уделил очень много внимания. Он

изобразил традиционный эпический пейзаж, тщательно выверив

соотношения планов, линий, земли, неба, видов растительности и

т.д. На полотне изображены луг и перелески. Небольшие сосны и

ели символизируют русскую землю, определяя, где находятся

персонажи картины. Они намного меньше богатырей, подчеркивая

величие последних. С картины буквально веет силой просторов и

сочностью русской природы.

“Богатыри” - знаменитая картина, которая является очень

символичной. Каждая ее деталь рассказывает об истории и

вызывает гордость за мощь и величие защитников земли русской.

Васнецов стремился показать опору народа. Его герои выглядят

очень реальными и внушают спокойствие, ведь пока они берегут

земли, бояться нечего. Это полотно известно далеко за пределами

России. Его высочайшую художественную ценность признают во

всем мире.

Учитель: Какой богатырь самый могучий? Как удалось

художнику передать мощь? (Выражение лица, крепкое

телосложение, уверенно сидит в седле, оружие, крепкий конь.)

– Какой самый мечтательный? Докажите.

– Куда смотрит каждый из богатырей?

– Чем вооружены богатыри?

(оружием: копье, стрелы и лук, щит)

– Что надето на богатырях?

(кольчуга)

– Для чего нужна кольчуга?

(для защиты)

– Для чего нужен шлем на голове?

– Что охраняли богатыри? С кем сражались?

– Для чего нужен был верный конь?

- Другой художник Павел Корин изобразил легендарного

защитника земли русской – Александра Невского (беседа по

картине).

В 1942-1943 годах, в самый разгар Великой Отечественной войны,

потомственный иконописец, художник Павел Дмитриевич Корин

создавал триптих "Александр Невский".

В центре находится князь Александр Ярославич. Этот образ знаком

со школьных лет. Князь стоит в доспехах рядом со стягом на

котором изображен Спас Ярое Око. Позади виднеется готовое к

сражению войско, река Волхв и стены храма Великого Новгорода.

О существовании двух других частей мало кто из людей, далеких

от искусства, знает. Часть слева называется "Северная баллада",

часть справа – "Старинный сказ".

Заказ на картину сделал комитет по делам искусств. Вначале Корин

засомневался, сказал, что без натуры не пишет. Но работа его так

увлекла, что он закончил центральную часть с князем за 3 недели.

На Александре латы и кольчуга, которые в начале 13 веке русские

воины не носили. По этому поводу Корин говорил: "Конечно, я мог

бы одеть его в бархатные штанишки и сафьяновые сапожки. Но

такой не вышиб бы Биргера из седла."

Невский получился настолько убедительным, что никто даже не

подумал, что он выглядит как-то не так. Он был таким, каким

нужно, чтобы вызывать гордость и воодушевлять на подвиг. Он

получился настоящим защитником, героем. Не вызвала даже

вопросов религиозная символика, бросающаяся в глаза (Спас,

Икона Николая Чудотворца, храм с крестами).

Таким и задумывал князя Павел Корин, говоривший: "Искусство

должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа".

Когда в 1944 году Великий Новгород освободили от оккупантов, то

написали копию Александра Невского и установили на щите на

въезде в город.

-Учитель: Рассмотрим, ребята, как выглядела одежда богатырская.

-Поверх обычной одежды одевалась кольчуга, состоящая из

металлических колец, по бокам у кольчуги были сделаны разрезы

для того, что бы удобнее было садиться на лошадь. Кольчуга была

дорогой, поэтому простые воины носили кожаные рубахи с

нашитыми металлическими бляхами.

-Важной частью снаряжения был остроконечный шлем по форме

напоминавший купол церкви – луковку, назывался «шишак».

- Со шлема спадала кольчужная сетка, которая защищала шею.

Оружие богатырское: меч, копье, лук со стрелами, щит, палица,

булава, топор.

«Александр Невский» Павел Корин

ФИЗМИНУТКА

«Я загадаю, а ты отгадай! »

загадки про оружие и доспехи.

*Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных

плетут.

(Кольчуга)

* Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом.

(Шлем)

* Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же…

(Меч)

*Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький…

(Щит)

*Древко длинное в руке,

Словно змей на поводке.

И стальное остриё,

Но не жало, а…

( Копьё)

*Жезл короткий, шар в головке,

Им ударить можно ловко.

Между прочим, в старину

С ним ходили на войну.

(Булава)

*Богатырь с ней на бой отправлялся,

И с врагами легко расправлялся:

Погуляет ужо дубина

По макушкам их и по спинам.

(Палица)

- Учитель: Итак, образ мужчины всегда тесно связан с его трудом.

В русской крестьянской культуре это образ пахаря, сеятеля. Кто

такой пахарь?

Ответы детей: труженик, крестьянин, сельский житель…….

- Правильно, а теперь рассмотрим картины. Что в них общего?

«Сеятель», Григорий Григорьевич Мясоедов

В 1888 году Мясоедов выступил с картиной «Сеятель» — своим

последним чисто жанровым произведением, посвященным

крестьянской теме. Задача, поставленная в нем, — создать

обобщенный образ крестьянина в его главной роли «сеятеля и

хранителя» родной земли — была чрезвычайно серьезна. Однако

необходимой значительности и силы в трактовке образа художник

не достиг. В картине нет и эмоционального восприятия природы,

показа ее внутренней связи с жизнью человека. Колорит тяжел и

грубоват. Несмотря на явное стремление художника придать сцене

какую-то торжественность, праздничность (об этом говорит даже

нарядная рубаха сеятеля), она кажется прозаически скучной. В

облике нарочито благообразного крестьянина, застывшего в

искусственной позе прямо перед зрителем, на переднем плане,

заметна надуманность, словно художник исходил в своем замысле

из отвлеченных представлений. Не случайно впоследствии, делая

вариант картины, Мясоедов придал ей аллегорический характер,

изобразив в качестве сеятеля Л.Н. Толстого.

«Пахарь» 1890 г.

Малютин Сергей Васильевич

«На пашне» Врангель Елена Карловна

техника: холст, масло (35 х 52,5 см)

год: последняя четверть XIX века

-Учитель: Что же общего вы видите в этих картинах?

Ответы детей- природа, труд, пахарь.

-Как вы думаете, а какая была одежда у него?

( Одежда у русского крестьянина была довольно простой, не такой

нарядной как женский костюм)

- Правильно.

- Какие элементы одежды можете назвать?

( рубаха, штаны, лапти)

-Рубаха, которую шили из отбеленного льна, да штаны, на ногах –

лапти, сапоги были обувью праздничной.

-По вороту, рукавам и низу рубахи наносились вышитые узоры.

Подпоясывалась рубаха кушаком.

-Как вы думаете, что такое кушак?

(пояс)

- В одежде просматривалась простота, удобство, некоторая

строгость и скромность.

-Ребята, а какими по характеру бывают наши мужчины? Анализ

представленных картин.

«Мужской портрет» Карл Павлович Брюллов, 1829г.

«Мужской портрет», портрет крестьянина 1860

Василий Григорьевич Перов холст, масло 45 х 40

«

Мужской портрет» Василий Яковлевич Родчев, 1790

г.

«Мужичок из робких» Илья Ефимович Репин, 1877 г.

“Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьева”

И.Н.Крамской

“Портрет Пушкина” П.Ф.Соколов

-Учитель:- Ребята, а в вашей семье есть мужчины? А какие они?

Ответы детей: папы, дедушка, брат, заботливые, работящие,

внимательные, умеют готовить….

Учитель:- Замечательно! Настоящие семьянины! А что для вас

значит слово «семья»?

Ответы детей: родители, друзья, помощь, братик, сестрёнка……

-Учитель:- Семья – это начало и продолжение каждого человека.

Если спросить любого человека, что главное в семье, сразу ответят

– любовь. Немного подумав, добавят – верность. А те, чей

семейный стаж насчитывает не один десяток лет, скажут –

понимание и помощь. И все будут правы. Потому что семья – это

сплав таких понятий, как любовь, верность, доверие, уважение,

взаимопонимание, общие цели и общие интересы. И все это –

традиционные семейные ценности, которые передаются из

поколения в поколение.

-Счастлив тот, кто вырос в доброй семье, в которой царили любовь

и уважение между поколениями и всеми ее членами. Ему намного

проще найти свое место в этом мире, чувствуя за своей спиной силу

семьи и всего рода. Все качества человека закладываются в семье.

Именно в семье человек учится добру, уважению,

взаимопониманию, черпает творческие и духовные силы, познает

ценность заботы и ответственности, постигает красоту и гармонию

окружающего мира.

-С чего начинается семья? Со встречи, которая становится для

двух молодых людей судьбой? Со свадьбы? С рождения первенца?

Художники XVIII-XIX веков считали, что начало семьи –

одобрение родителей. Хорошо, если совпадут мнения и детей, и

родителей в этом вопросе, и все закончится свадьбой….

Конечно, и художники не могли обойти тему семьи в своем

творчестве.

Учитель:- И в доказательство вашим словам рассмотрим семейные

портреты различных художников.

Взгляните на эти прекрасные

картины известных художников, чтобы в полной мере ощутить

истинное значение семьи, помогающей нам нести тяготы,

преодолевать невзгоды и наполняться счастьем.

Борис Заболоцкий "Семья за столом"

***

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Тараданова Дарья

«Первенец», 1913.

Фредерик Уильям Элвелл (1870-1958), британский художник

Носите на руках детей!

Носите на руках детей!

Ведь этот миг недолго длится,

И он уже не повторится,

Они становятся взрослей.

Носите на руках детей!

Им это очень, очень важно,

В объятьях им тепло, нестрашно

У сердца матери своей.

Носите на руках детей!

Дарите так любовь друг другу

И чувства не губите. Грубость

Лишь сделает сердца черствей.

Носите на руках детей!

Избаловать любовью сложно,

И мнение об этом ложно.

Носите на руках! Смелей!

Носите на руках детей!

Пока вы им нужны как воздух,

Пока еще не стало поздно,

Любите всей душой своей!

Людмила Королёва

«Счастливая семья»

Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865), австрийский

художник

«Дедушкин день рождения», 1849.

Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865)

австрийский художник

«Домашнее счастье»

Лилли Мартин Спенсер

(урожденная Анжелика Мари Мартин; 1822-1902)

американская художница

Дети

Дети - это счастье, дети - это радость,

Дети - это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытание.

Дети, как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, понимание.

Дети - это время, дети - это труд.

Дети - это чудо, доброты послание,

Лучики восхода, капельки любви.

Дети - это каждой девушки желанье

(Даже карьеристки, в глубине души).

Дети - это ночью частые вставания,

Дети - это соски, колики, горшки.

Дети - это споры в вопросах воспитания,

Мамины молитвы, папины посты.

Дети - это ласка, искренность и дружба.

Спорят понарошку, любят так всерьёз.

С ним нам лукавить, прятаться не нужно -

Детскими глазами видно нас насквозь.

Дети - это папы часто нету дома,

Дети - это мама дома целый день.

Дети - это часто узкий круг знакомых,

Собственные планы двигаются в тень.

Дети - это будто жизнь пошла сначала:

Первые улыбки, первые шаги,

Первые успехи, первые провалы.

Дети - это опыт, дети - это мы!

Елена Химич

«Воскресный полдень», 1888.

Карл Томсен (1847-1912), датский художник

«Семейный портрет графов Морковых», 1813

русский художник Василий Тропинин

Учитель: -Семейные портреты всегда пользовались спросом.

Настоящие умельцы могли передать красками не только внешний

вид членов семьи, но и изобразить застывшие на лицах эмоции,

которые отображали их настоящий характер.

До

изобретения

фотографии,

картины

были

единственным

способом сохранить визуальную информацию о своем роде. Такие

портреты могла позволить себе лишь элита населения – богатые

торговцы, графы, герцоги и члены королевских семей.

Даже сегодня, в век цифровых технологий, настоящий семейный

портрет является очень дорогим подарком. Люди часто передают

их из поколения в поколение.

-Но тем не менее, Род, Семья, Родословие всегда остаются ведущей

темой для человечества. Вспомните свои первые милые детские

рисунки, которые ваши родители так трепетно хранят в семейных

архивах – домик с солнышком, мама, папа и детишки. Это

реликтовая память наших пращуров водит неуверенной детской

ручонкой по чистому листу бумаги, напоминая нам, своим

потомкам, что семья – это единственный, действенный механизм

сохранения рода человеческого.

-Пока семья будет оставаться главной ценностью человека,

искусство семейного портрета не утратит своей актуальности.

Только сохранив память о предках, можно уверенно двигаться в

будущее.

-Учитель: -Итак, основной темой и главным предметом искусства

был и будет Человек — со всеми его свойствами, особенностями,

достоинствами и недостатками, во всей совокупности его

отношений с окружающим миром и со своей семьёй.

-И в заключении нашей встречи послушайте притчу.

Куда уходят дедушки

Притча от Шалвы Амонашвили

Родилась девочка, а в тот же день и час родился Дедушка. Они

стали

неразлучными

друзьями.

Каждый

вечер,

перед

сном,

Дедушка садился у кровати внучки и рассказывал сказку, которая

потом продолжалась во сне.

Проходили дни - сто, двести, триста… тысяча… три тысячи. А

Дедушка всё рассказывал сказки - по одной каждый вечер. Сказки

были добрые, умные, весёлые, грустные. И девочка взрослела в

сказках - умнела и становилась всё прекрасней.

- Дедушка, откуда у тебя столько сказок? - с удивлением

спрашивала иногда девочка.

-Оттуда! - отвечал Дедушка и загадочно улыбался.

Каждое утро, на рассвете, тихо-тихо, чтобы не разбудить внучку,

открывал он дверь и куда-то уходил.

-Ты куда, Дедушка? - шептала иногда девочка сквозь сон.

Когда дедушка рассказал девочке семитысячную сказку, она была

совсем уже взрослой девушкой - красавицей. Тогда нашлись и

первые женихи. А из-за семи тысяч загадочных морщин Дедушки

светились радостные глаза.

Но девочка, а теперь уже девушка, по-прежнему с нетерпением

ждала сказки Дедушки. Однако в тот вечер Дедушка сказал:

-Семь тысяч первой сказки не будет!

- Почему? — огорчилась девушка.

-Они у меня кончились…

- Как так… без сказок…- забеспокоилась девушка. Ей хотелось

заплакать.

Дедушка тоже заволновался: очень не хотелось оставить внучку без

сказок, которые сделали её взрослой, умной, скромной и красивой.

«Но у меня нет больше сказок, - с грустью подумал он, -да ещё ей

нужны другие сказки, сказки жизни… Откуда мне их взять?»

А девушка всё упрашивала:

- Расскажи сказку…

-Хорошо, — сказал тогда Дедушка, - пойду за сказками, только

засни в эту ночь без неё.

Никто не увидел, как Дедушка встал рано утром и ушёл. Ушёл

навсегда и не вернулся. И в тот вечер девушка познала дедушкину

сказку жизни, и была эта последняя сказка о любви и о горе утраты.

- Дедушка ушёл за новыми сказками для меня! - говорила она всем

в слезах.

Родители из небоскрёба

Притча от Шалвы Амонашвили

Пришёл Мудрец в большой город и остановился у небоскрёба.

«Здесь помощь нужна», - подумал он. Вошёл в лифт и поднялся на

сотый этаж. Из квартиры Мудрец услышал крик отца. Открыла

дверь молодая мама и грустно улыбнулась.

-Чего тебе, старик? - спросила она. Опять послышался крик отца.

Женщине стало неловко.

- Экран телевизора одурманивает нашего ребёнка, вот и требует

отец, чтобы тот выключил телевизор, — извинилась она.

Мудрец произнёс:

-Наполняй его светом, и экран поблекнет перед ним.

- Что?! — удивилась молодая мама. — Тогда компьютер поглощает

его!

Мудрец проговорил:

-Наполняй ребёнка культурой, и компьютер станет для него вроде

пенала для необходимых вещей или полочки для книг.

-Да?! — переспросила мама. — А если он весь день шатается по

улицам, как быть тогда?

Сказал Мудрец:

- Зароди в нём понятие смысла жизни, и он направится на поиски

своего Пути.

-Старик, — сказала молодая мама, — я чувствую твою мудрость.

Дай мне наставление!

Ответил Мудрец:

- Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к

культуре, проверь в себе свой Путь.

Мама была умная и добрая женщина, потому подумала: «Жить на

сотом этаже небоскрёба недостаточно, чтобы познала я в себе свет,

культуру, путь. Мне нужно погрузиться в глубины своей души,

чтобы разобраться, кто же я для своих детей и кто мне они!»

Но была бы она неумной, сказала бы старику: «Ты для того

поднялся на сотый этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне

глупые наставления?» Но она сказала:

- Спасибо, старик!

На шум вышел муж с недовольным видом.

- Что происходит? - спросил он жену. - Кто он?

- Он -Мудрец, — ответила жена, - спроси, как воспитывать наших

детей, он тебе скажет!

Мужчина бросил на старика испытующий взгляд.

- Хорошо,- сказал он,- назови мне три качества для воспитания

сына!

Ответил Мудрец:

- Мужество, преданность, мудрость.

- Интересно... Назови три качества для воспитания дочери!

Сказал Мудрец:

- Женственность, материнство, любовь.

- О, - воскликнул муж женщины,- это прекрасно! Дай мне

наставление, старик!

Мудрец улыбнулся.

- Вот тебе три заповеди: будь братом для своих детей, будь

убежищем для них, умей учиться у них.

Отец был умным и волевым, потому решил для себя: «Значит, мне

надо изменить своё отношение к сыну и дочке, и я это сделаю».

Но был бы он неумным, подумал бы: «Господи, что этот старичок

несёт — мужество, женственность, любовь... Кому нужны в нашем

мире эти покрытые плесенью понятия? И чему я должен учиться у

своих детей — глупостям и дерзостям?.. Это педагогика первого

этажа, а не педагогика для тех, кто живёт на сотом этаже

небоскрёба».

- Спасибо, старик! — сказал отец и обратился к жене. — Дай ему

что нужно!

Но Мудрец не дождался даров, вошёл в лифт и нажал на кнопку

вниз. Он спешил…

Итог урока. Рефлексия

-Ребята чем мы занимались сегодня на уроке?

изучали мужской образ: пахаря, защитника Родины и своей семьи.

- какая была одежда у пахаря? У богатырей?

Назовите русских богатырей. С какими картинами познакомились

сегодня? Что в них запомнилось?

Спасибо за урок!



В раздел образования