Напоминание

"Подростковый кризис. Особенности и возможности"


Автор: Колесник Владислав Игоревич
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1798 "Феникс"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Подростковый кризис. Особенности и возможности"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическое пособие

по теме: Подростковый кризис. Особенности и возможности

Составитель:

Колесник В.И.

Москва, 2022 год.

1

Содержание:

1.

Введение…………………………………………………………….1

2.

Сущность подросткового кризиса…………………………………3

3.

Психологические особенности подросткового кризиса…………6

4.

Методические рекомендации………………………………………8

4.1.

Рекомендации для педагогов………………………………..9

4.2.

Рекомендации для родителей………………………………..10

4.3.

Рекомендации для подростков……………………………….11

5.

Подросток в коллективе……………………………………………..12

5.1.

Роль подростка в коллективе…………………………………12

5.2.

Игры на сплочение…………………………………………….13

6.

Заключение……………………………………………………………14

1

Введение

Современные родители схожи во мнении, что подростковый возраст- самый

проблемный в отношениях между поколениями.

Подростковый возраст стал предметом внимания психологов в конце ХIX-

начале ХХ века. Несмотря на различие в интерпретациях, все положения о

психологическом развитии подростка имеют биологическое обоснование, так

как исследователи связывают изменения в развитии личности с половым

созреванием.

Американский психолог Гренвилл Стенли Холл, ставший отцом психологии

переходного возраста, в 1904 году издал монографию, в которой предложил

концепцию с объяснением отрочества и связанных с ним кризисных и

негативных аспектов.

В своей теории С. Холл приравнивает подростковую стадию развития к

эпохе романтизма. На этой стадии между детством и взрослостью имеют

место хаос, когда антропоидные тенденции сталкиваются с требованиями

социума.

Согласно теории стадий психосексуального развития, выдвинутой

австрийским психологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939 гг.) подростковый

период приходится на Генитальную стадию (12-18 лет), во время которой

происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений. Все бывшие

эрогенные зоны (на оральной стадии- рот, на анальной стадии-анус, на

фаллической стадии- генитальные органы) объединяются и подросток

стремится к одной цели- нормальному сексуальному общению. Реализация

сексуального общения может быть затруднена, и тогда в течение стадии

можно наблюдать феномен фиксации или регресса к той или другой из

предыдущий стадий.

Первооткрывателем нового социального явления- подростковый период

развития, был Жан Жак Руссо. В своем романе «Эмиль, или О воспитании»

(1762 г.) он обратил внимание на психологическое значение этого периода в

жизни человека. Ж.Ж. Руссо характеризует подростковый возраст как

«второе рождение», когда человек «рождается в жизнь» самостоятельно,

подчеркивая важную особенность данного периода.

Все переходные или критические периоды (кризисы)- это сложнейшие

возрастные кризисы в жизни человека, потому что резкие перемены

начинаются на трех уровнях одновременно: физиологическом,

психологическом и социальном. В результате чего происходят изменения

положения ребенка в рамках общественного положения и в рамках

«внутренней позиции».

Западные теоретики периода взросления, вслед за американским психологом

и педагогом Грэнвиллом Стэнли Холлом, вносят в понятие «кризис»

1

исключительно негативный контекст, считая кризис переходного возраста

распадом структуры, снижением уровня организации психики.

Возвращаясь к стадиям развития З. Фрейда, С. Холл полагал, что явление

«бури и натиска» являются следствием сексуальных и физиологических

изменений, происходящих у подростка.

Кризис подросткового значительно отличается от кризисов младшего

возраста. Он является самым острым и самым длительным по сравнению со

всеми возрастными кризисами, которые представляют собой переломные

этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка (онтогенез-

индивидуальные стадии развития организма. Онтогенетическое развитие-

поступательный непрерывный процесс, который протекает всю жизнь).

Подростковый период является длительным периодом перехода от детства к

зрелости.

1

Сущность подросткового кризиса

Ранимые, обидчивые, агрессивные нигилисты- это все о них, о подростках.

Современные психологи отмечают, что с начала 21 века началась тенденция

«омоложения» подросткового возраста, и каждые 5 лет его начало

уменьшается на 0,5 года. Современные дети вступают в переходный возраст

гораздо раньше, чем их родители- в 9-11 лет, следовательно сексуальный

дебют снизился, именно поэтому проблема наступления переходного

возраста рано стала звучать еще острее. С чем это связано?

Согласно «Интеллектуальной» теории усиленный вклад в раннее развитие

детей развивает не только мозг, но и тело. Итогом является факт того, что к

7-8 годам дети не только имеют хорошо развитый интеллект, но и физически

более развитое тело.

Также существует теория «Социальная», согласно которой родители, сами

того не замечая, включают детей в круг обсуждения взрослых проблем, а

также ранний формат материальных и денежных ценностей.

Однако для большинства подростков в 12-14 лет наступает переломный

момент в психическом развитии, более известный под названием

«подростковый кризис» или «переходный возраст».

В этот период префронтальная кора головного мозга, отвечающая за

когнитивный контроль и принятие решений, начинает развиваться.

Подросткам становится трудно воспринимать критику.

Этот период проявляется в грубости, нарочитости, замкнутости. Не до конца

сформированный мозг полагается на лимбическую систему, которая является

зоной эмоций. Подросток не имеет возможности контролировать свои

эмоциональные перепады. Чаще всего подросток ведет себя рискованно,

чтобы получить выброс серотонина и эндорфина (выброс сильных эмоций).

Безусловно, бывают случаи безкризисного развития ребенка. В большинстве

случаев это происходит, когда родители при первых признаках изменения

потребностей перестраивают свои взаимоотношения с детьми таким образом,

чтобы ребенок мог полностью удовлетворить свои новые потребности.

Например, родители снижают уровень контроля над своими чадами,

стараются найти «общие точки соприкосновения» и выстраивают общение за

счет доверия.

Подростковый кризис отличается от всех других (кризис 1, 3, 7 лет) более

длительной продолжительностью. Советский психолог Лидия Ильинична

Божович в аналитической книге «Подростковый возраст» выдвигала

гипотезу о том, что продолжительность подросткового кризиса связана с

быстрыми темпами физического и умственного развития подростка,

приводящими к образованию потребностей, которые не могут быть

1

удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости ребенка. (м.,

1978,.- с.213-227).

На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и

внутренние факторы. В основном, внешние факторы составляют: чрезмерный

контроль взрослых, зависимость, опека, от которых подросток стремится

освободиться всеми силами. К внутренним факторам относятся привычки и

черты характера, которые мешают подростку осуществить задуманное

(внутренние запреты, привычка подчинения).

Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания

и самопознания, отличительной чертой которого является появление у

подростка способности, а самое главное, потребности познавать себя как

личность, обладающей исключительно индивидуальными качествами. Это

формирует у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению,

самовоспитанию и самореализации. Подростки начинают критично

относиться к своим отрицательным чертам. Эти переживания возрастают за

счет замечаний педагогов об отрицательных чертах их характера, что

приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

Существует два варианта, по которым может развиваться данный этап

формирования человека.

Первый или, условно говоря, «Классический» вариант.

У подростка начинают проявляться традиционные эмоции, которые

сопровождают любой кризис: строптивость, упрямство, своеволие,

негативизм, критика. У ребенка начинает обостряться чувство

собственности, дорожит личным пространством. У подростка происходят

серьезные изменения во внутреннем мире. Подросток старается защитить

свою формирующуюся личность, именно поэтому его поведение может

казаться отклоняющимся от нормы. Меняется система ценностей человека,

формируются новые принципы, мировоззрение. Этот вариант протекания

подросткового кризиса в большинстве случаев формирует у ребенка

познание собственных способностей и возможностей, в результате чего у

подростка складывается уникальная система ценностей.

Этот вариант протекания подросткового кризиса можно назвать

«классическим, так как у большинства детей в период подросткового

возраста он проявляется именно так.

Второй или «Зависимый» вариант.

Чрезмерное послушание и возврат к прежним интересам- характерные

признаки поведения подростка, который переживает переходный период,

является

«кризисом

зависимости».

Любой

человек

старается

найти

1

поддержку и обрести спокойствие за счет беззаботности. «Заботливые»

родители стараются оградить ребенка от трудностей реалии, что, в итоге,

приводит к торможению развития личности. Этот вариант протекания

подросткового кризиса не дает возможности самореализации ребенка,

следствием чего может стать полная деградация личности.

Советский психолог Даниил Борисович Эльконин говорил о том, что

подростковый кризис имеет фазы:

1.

Предкритическая (негативная). На этой фазе происходит крушение

привычек и стереотипов, которые были приобретены до этого. У

родителей возникает проблема в общении с ребенком.

2.

Кульминационная точка кризиса. Чаще всего выпадает на 12-14 лет. На

этой фазе подросток начинает вступать в разнообразные группировки,

субкультуры и компании. На этой стадии родителям необходимо

показать ребенку свою любовь и учитывать его мнение.

3.

Посткритическая.

Эта

фаза

заключена

в

выстраивании

новых

взаимоотношений.

Подростковый кризис- это переломный

момент в жизни ребенка, на

протяжении

которого

происходит

смена

всех

ценностей.

То,

как

подростковый кризис проявится на эмоциональном состоянии ребенка

целиком в руках родителей и педагогов.

1

Психологические особенности подросткового кризиса

Как мы уже указывали ранее, подростковые кризисы условно делятся на три

фазы. Какая из них является самой противоречивой?

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического

развития. Остро протекающий психический перелом обуславливает его

исключительную сложность и противоречивость. Противоречивость

проявляется не только в физическом и психосексуальном развитии, но и в

интеллектуальном и социальном развитии. Дисгармония личности

проявляется в свертывании установившейся системы интересов, способ

поведения-протест тесно связан с возрастающей самостоятельностью, с

многообразными отношениями со сверстниками и взрослыми, со

значительным расширением сферы деятельности, интересов и познаний.

Подросток стремится найти свое место в обществе- это становится во главе

приоритетов, а также порождает стремление самопонимания.

Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным

колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение,

похудание, ожирение и т.д.). Подростки становятся эмоционально

неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных обстоятельствах такого

рода реакции легко фиксируются и даже приобретают паталогические

формы.

Каждый этап, который сопровождает подростка, также и сопровождается

рядом факторов, на которых следует остановиться. Условно, назовем эти

факторы- сопроводителями.

Подростковый кризис включает в себя ряд других кризисов-сопроводителей.

1.

Кризис полового развития.

В процессе становления подросток часто задается вопросом: не превосходят

ли меня другие в сексуальном развитии? Вызываю ли я сексуальный

интерес? Все вопросы подобного характера связаны с нечетким

представлением подростком о сексуальном поведении. Подросток чувствует

так называемое «давление социальных норм в отношении сексуальных

достижений». Эти переживания выражаются в непропорциональном

отношении собственного сексуального развития возрастной норме.

2.

Кризис идентичности.

Кризис идентичности равен по значению реакции подростка на утрату

статуса ребенка, несоотвествию биологических возможностей социальным.

Главным становится вопрос: За кого меня принимают?. Неуверенность и

страх достигают пика и порождают боязнь утраты физической и душевной

связи. Появляются поведенческие ритуалы, помогающие убедиться в

наличии себя (ощупывание, смотрение в зеркало).

3.

Кризис авторитетов.

1

Преобладающая реакция подростка- протест авторитетам, порядкам,

социальным нормам. Избегание авторитетов может породить табачную,

алкоголическую или наркотическую зависимость. Чаще всего кризис

авторитетов сопровождается перетеканием нарушения процессов созревания

в экстремальные случаи.

4.

Кризис отчуждения (деперсонализация и дереализация).

«Переживание отчуждения» является изменением восприятия самого себя,

или деперсонализация, других людей и окружающей обстановки вкупе-

дереализация, которые являются метаморфозой действительности или

утратой реальности. Переживания имеют приступообразный характер и

расцениваются подростком как «усиленная или достигающая кризисной

кульминации саморефлексии».

5.

Кризис дисморфофобии.

Дисморфофобия, или нарушение оценки своего физического облика, связаны

с ощущением подростком соматических функций. Гиперболизация или

создание мнимых физических недостатков часто приводит к глубоким

кризисным состояниям (значительное нарушение самооценки, суицидальные

попытки).

6.

Кризис нарциссизма.

Кризис нарциссизма представлен в виде сильной сосредоточенности на

собственной личности (эгоцентризм). Подросток на данном этапе отличается

переоценкой своих способностей и возможностей, достигающей степени

гротеска. Самооценка на этом кризисном этапе колеблется от переоценки до

чувства неполноценности.

Также существует два возможных пути протекания кризиса подросткового

возраста:

1.

«Кризис независимости». Проявляется негативизмом, упрямством,

бунтарством, противостоянием.

2.

«Кризис зависимости». Проявляется чрезмерным послушанием,

детскими формами поведения, несамостоятельностью,

инфантильностью, стремлением «быть как все».

Путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, потому

что дает возможность развивающейся личности адаптироваться к

новообразованиям и социализироваться.

1

Методические рекомендации

Можно много рассуждать на тему подростковых кризисов,

основываясь на гипотезах известных теоретиков. Однако время идет,

меняются подростки, факторы-триггеры тоже приобретают временную

окраску. Наш опыт работы с современными подростками показал, что

преодолеть кризисы роста современному подростку помогают

различные творческие объединения, в которых с ними работают

молодые педагоги. Дело в том, что ребятам нужна внешняя поддержка,

которая вряд ли приходит только из «тик-тока». Подросткам нужен

качественный «психологический костыль», который поможет им

разобраться с «чудесами и приключениями» подросткового возраста.

Зачастую дети, переживающие подростковый кризис, состоят в

различных творческих объединениях, посещают секции, группы

дополнительного образования (как узконаправленные, так и

разнонаправленные). В данный период особо значимую роль играет

педагоги дополнительного образования (ДО). Педагогу ДО важно

разбираться в возрастных особенностях подростка, понимать, что

становление и формирование личности происходит за счет его работы.

Педагог ДО должен стараться «сгладить» этот период развития.

Подростковый кризис проходит каждый подросток, однако факт того,

как он буде протекать зависит исключительно от педагогов и

родителей (законных представителей).

Лишь в руках педагогов и родителей возможность отвлечь ребенка от

проблем, заинтересовать и переключить внимание. Безусловно, должна

быть готовность к грубости, девиантному поведению. Зачастую

подростку необходимо выговориться, поделиться проблемой с более

взрослым человеком.

Таких подростков необходимо всегда уметь выслушать и понять.

1

Рекомендации для педагогов

Основная задача педагога при работе с подростком, находящимся в

кризисном состоянии: мотивация. Педагогу необходимо быть хорошим

слушателем. Не давать советов. Неоценимую помощь можно оказать только

выслушав ребенка и дав ему возможность выразить свои эмоции.

При работе с ребенком, у которого высокий уровень тревожности:

1.

Способствовать повышению самооценки обучающегося за счет

самореализации и постоянной саморефлексии;

2.

Формировать у обучающегося чувство уверенности в успехе

(Поражение-тоже победа) за счет упражнения «Успех-это», в котором

при рассадке обучающихся в круг, каждый подбирает синоним к слову

«успех», впоследствии формируется понимании этого термина с

помощью рефлексии;

3.

Обучить ребенка рефлексии;

При работе с ребенком, у которого низкий уровень тревожности:

1.

Повысить внимание к мотивам деятельности;

2.

Повысить уровень инициативности;

При работе с ребенком, у которого высокий уровень фрустрации:

1.

Повысить самооценку;

2.

Научить правильно оценивать свои возможности и цели;

3.

Сравнивать обучающегося с самим собой, а не с другими;

При работе с ребенком, у которого высокий уровень агрессии:

1.

Сформировать способность к эмпатии, доверию, сопереживанию;

2.

Переключать внимание на нейтральные темы;

3.

Применять формулы успокоения: «Я могу. Я хочу», обучить

подростков дыхательной гимнастике.

При работе с ребенком, у которого высокий уровень ригидности:

1.

Поощрять инициативы ребенка;

2.

Расширять знания об окружающем мире за счет выставок, спектаклей;

3.

Формировать тягу к творчеству и инициативности;

1

Рекомендации для родителей

Российский социолог Игорь Семенович Кон утверждал, что родители,

прежде всего, являются для ребенка источником эмоционального тепла и

поддержки. Это качество сохраняет свою значимость и в подростковом

возрасте. Родители способны обеспечить базисное чувство безопасности,

являясь источником оптимистической поддержки, вселяющей в подростка

уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки

качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги,

возникающего у полростка в стрессовых ситуациях.

1.

Уважение мнения- это залог доверительных отношений.

Подростку важно знать, что его мнение имеет место быть и возможность

реализовываться. Стоит установить правило: уважать окружающих, не

перебивать, не грубить.

2.

Практика 15 минут.

Ежедневные 15-минутные разговоры на отвлеченные темы помогают

родителям дать возможность подростку быть на равных. Эта практика

позволяет ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

3.

Не сравнивать ребенка с другими.

4.

Практика «Оффлайн». Отложив телефоны в дальний угол на время

разговора, вы даете возможность ребенку тренировать внимательность,

развивать навыки ораторства.

5.

Не пытайтесь постоянно контролировать- дайте ребенку возможность

самостоятельности.

6.

Не отрицайте чувства и эмоции подростка. В период кризиса он особо

чувствителен.

В ходе взросления отношения в семье меняются. Социализации невольно

замещает родителей на друзей, тем самым ослабевая эмоциональную связь

внутри семьи. Зачастую семейные отношения становятся рутинными,

замыкая подростка внутри себя и подменяя семейные ценности ценностями

«улицы»- тех людей, которые готовы выслушать и понять. Станьте другом

для своего ребенка!

1

Рекомендации для подростков

«Никаких высших классов нет.

Человека возвышает лишь его сердце».

1.

Совершенствуй себя.

Саморазвитие- необходимая часть нашей жизни. Ищи себя,

совершенствуй, изучай. Только так ты сможешь прийти к своей цели!

2.

Ставь цели.

Постановка целей- это определение причин, по которой мы живем.

3.

Мечтай всегда.

Мечтатели- это самые успешные люди. Когда человек мечтает- у него

меняется энергия. Мечтатель думает каждой клеткой своего организма,

чтобы реализоваться. Мечтатель принимает самые нестандартные решения

только потому, что он знает, что не пропадет.

4.

Планируй в долгую.

В мире все циклично и взаимосвязанно. Цель на день исходит из цели на

неделю, а цель на неделю из цели на месяц и так далее. Запланируй

реализацию цели на год и составь план ежедневной реализации.

5.

Выходи из зоны комфорта.

Мы перестаем развиваться, если постоянно находимся в зоне комфорта. Не

бойся пробовать себя в новом!

6.

Уважай окружающих.

Только уважая окружающих, ты получишь уважение к себе.

7.

Развивай самодисциплину.

Самодисциплина- это целое искусство, которое пригодится всегда.

8.

Подводи итоги.

Рефлексия важна нам ежеминутно. Сделав любое дело, найди плюсы и

минусы, чтобы в дальнейшем только самосовершенствоваться.

Жизнь- это американские горки, и каждый день- это новое начало. Не все дни

одинаковые. Стань лучшей версией себя. У тебя все получится.

1

Подросток в коллективе

Напомним, что ведущей деятельностью для подростка является общение. На

роли подростка в коллективе стоит остановиться подробнее.

Межличностные отношения среди подростков- ключевая тенденция

переходного возраста. Потребность в общении со сверстниками возникает

еще в 6-7 лет и с каждым годом усиливается. Коллектив является важнейшим

источником формирования личности.

Роль подростка в коллективе

Сверстники- это важнейший источник информации, о которой умалчивают

родители. Отсутствие общения со сверстниками может задержать

психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Коллектив- это специфический вид межличностных отношений, где во время

совместной деятельности вырабатываются навыки социального

взаимодействия, умения коллективной инициативы и соотношение

личностных интересов с общественными. В коллективе сверстников

отношения строятся на равных началах.

Коллектив- это специфический вид эмоционального контакта. Осознание

себя частью группы облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает

чувство эмоциональной устойчивости.

Общение в подростковом возрасте строится на основе переплетения двух

потребностей: обособления (приватизции) и аффиляции, то есть потребность

в принадлежность к какой-либо группе.

1

Игры на сплочение

Чем благоприятнее обстановка и микроклимат, тем выше показатели

эффективности и успешности. Налаживание качественного взаимодействия

является важнейшим инструментом родителей при выстраивании отношений

с подростком.

1.

«Правил нет».

Цель: создание атмосферы принятия и понимания.

Родитель и ребенок садятся рядом. Важно, чтобы родитель и ребенок с

помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не

любишь…», открылись друг другу.

2.

«Комплименты».

Цель: повышение самооценки.

Родители и ребенок по очереди говорят друг другу комплименты.

3.

«Будь рядом».

Цель: создание благоприятной атмосферы.

Выберете день и делайте с ребенком только хорошие дела друг для друга,

помогайте, хвалите.

4.

«Нарисуй грусть- радость».

Цель: развитие умения согласовывать свои действия между ребенком и

родителем.

Нарисуйте совместный рисунок. Важно, чтобы было видно совместную

работу. Придумайте и напишите на листе название вашего тандема.

Проведите рефлексию ваших совместных действий.

5.

«Каким я вижу тебя?».

Цель: предоставить возможность ребенку и родителям подумать о том, как

они видят друг друга.

Создается ромашка из бумажных лепестков. На каждом лепестке дети и

родители поочередно пишут качества, которые, по их мнению, должны

присутствовать. Рефлексия производится через зачитывание и объяснение «Я

так считаю, потому что…».

1

Заключение

Период подросткового кризиса является одним из самых важных периодов

человека. В этот период подросток не должен чувствовать себя брошенным и

одиноким. Ребенок будет легче справляться со всеми изменениями, если есть

человек, который готов выслушать, к которому можно обратиться за советом.

Педагогу и родителям важно поставить себя так, чтобы дети доверяли.

Подростки пытаются самоутвердиться, чаще всего это происходит через

грубость и агрессию. В общении с подростком необходимо оставаться самим

собой и не поддаваться на провокации.

Подростковый кризис- это процесс становления. Главной задачей педагога

является облегчение этого процесса. Если педагогу это удается, значит, он

добился значительных успехов в своей профессиональной деятельности.

Данная тема является актуальной, так как любой родитель и педагог

сталкивается с этим периодом в жизни ребенка. Часто дети обращаются к

педагогам с вопросами, которые они, по субъективным причинам, не могут

задать родителям. В этот период человек еще не взрослый, но уже не

ребенок. Чтобы помочь ему разобраться в себе, подходить к проблеме

необходимо последовательно. Нельзя «давить» на подростка, чтобы он сам

делился с вами своими переживаниями. Нужно помнить, что детские

переживания перерастают в подростковые проблемы, а затем во взрослые

гештальты. Добейтесь того, чтобы ребенок сам тянулся к вам.

1



В раздел образования