Автор: Родионова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30"
Населённый пункт: г.Вологда
Наименование материала: статья
Тема: Формирование и совершенствование навыков чтения младших школьников
Раздел: начальное образование
Отчёт учителя начальных классов Родионовой Т.А.
по теме:
«Формирование и совершенствование навыков чтения младших школьников»
Содержание:
1. Понятие навыка чтения у младших школьников
2.Научные основы методики чтения
3. Упражнений для совершенствования техники чтения
4.Упражнения для понимания смысла
5. Подведение итогов
6.Заключение
Современный
человек,
человек
будущего
не
может
жить
без
книги.
Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования,
самообразования.
Ш. А. Амонашвили
1.От
умения
детей
читать
бегло,
выразительно,
понимать
содержание
прочитанного,
анализировать
поступки
героев,
делать
соответствующие
выводы,
зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится
понятным,
какое
огромное
значение
должен
уделять
учитель
начальной
школы
обучению чтению. Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не
может постичь окружающий мир.
Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным
навыком чтения. Известный ученый и педагог В. Н. Зайцев в своих исследованиях
пришел
к
выводу,
что
только
техника
чтения
не
ниже
120
слов
в
минуту
дает
возможность ребенку успешно учиться в 5 классе.
Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик
сам
учится.
Народ
давно
подметил
важность
владения
чтением,
отразив
свое
отношение к чтению в пословицах и поговорках, Вот одна из них, древнейшая: «На
азбуке осекся – и цифирь не далась».
В
начальной
школе
большое
внимание
уделяется
формированию
у
каждого
ученика полноценного и прочно усвоенного навыка чтения.
Как уже отмечалось, навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде
всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл:
-это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в
них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними
звуков.
-это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование,
связанное с пониманием читаемого текста.
-это
способ
чтения;
он
может
быть
побуквенным
и
отрывистым,
слоговым,
слоговое
с
прочтением
сразу
целых
слов
и,
наконец,
чтение
целыми
словами
и
группами слов.
-это
темп
–
определенная,
посильная
для
определенного
возраста
скорость
чтения.
- это сознательность, понимание того, что прочитывается.
Качество навыка чтения, уровень его сформированности – это не только результат
занятий чтением, уроков классного и внеклассного чтения, но и чтения различных
текстов
на
уроках
по
всем
другим
учебным
дисциплинам:
русскому
языку,
математике, окр. миру и т.д.
У меня, как и у любого учителя, возникает вопрос: «Как же научить ребенка
осознанно
и
правильно
читать,
сформировать
навык
работы
с
разными
видами
текстов,
определить
уровень
понимания
прочитанного?
Как
привести
учащихся
вообще
к
пониманию
смысла
текста,
к
пониманию
и
запоминанию
условия
арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении,
Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?»
Я думаю, что каждый учитель задумывается над этими вопросами, и каждый
старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения.
2.Интересную методику выработки беглого чтения разработал В. И.Зайцев. Он
считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения
младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит
формирование
личности
ученика,
становление
его
отношения
к
чтению,
школе,
учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе. Жизнь показывает, что если
ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса
занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел
чтением, он теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе
класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток не сможет
реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено. По
мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов, но все их учесть
невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после
тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 –
скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа
влияющих
на
успеваемость.
Здесь
речь
идет
не
о
скорочтении,
потому
что
скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Такое чтение
возможно только про себя. Речь идет о чтение в темпе разговорной речи. Темп от 120
до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста
учениками.
Обычно
быстро
читают
те
ученики,
которые
много
читают.
В
процессе
совершенствуются
оперативная
память
и
устойчивость
внимания.
От
этих
двух
показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Воспитательная работа зависит от отзывчивости и обязательности учеников.
Поэтому не случайно наблюдали, каким образом меняется отзывчивость детей по
годам обучения. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе падает их
успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки.
В
Соединенных
Штатах
Америки
на
многих
предприятиях
не
принимают
на
руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту.
Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг
В книге Зайцева В. Н. даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые
могут работать в любых условиях.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно
перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и
запоминается. Поэтому нужно ежедневно, через определенные промежутки времени
проводить небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три
раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).
2. Жужжащее чтение.
Что
же
такое
жужжащее
чтение?
Это
такое
чтение,
когда
все
ученики
читают
одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то
медленнее.
Если
отводить
5
минут
урока,
то
можно
добиться
определенных
результатов (на уроках чтения).
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
На
каждом
уроке
вначале
дети
открывают,
книгу
и
5
минут
читают
в
режиме
жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной
Республики.
4. Чтение пред сном.
Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется
эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их
впечатлением.
5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный
отдых.
6. Многократность чтения.
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до
какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка
ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом.
Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа
чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз.
Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.
7. Приём стимулирования учащихся.
В
конце
урока
оставлять
3-4
минуты
для
того,
чтобы
произвести
самозамер
скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в
дневник (ежедневно).
Осмысленность чтения, понимание содержания читаемого текста — это самое
основное в процессе чтения, это то, ради чего оно осуществляется. Среди многих
методических
способов
формирования
умения
понимать
читаемое,
главное
место
принадлежит
вопросам
учителя.
Вопросы,
направляемая
им
беседа,
рассмотрение
иллюстраций, сопоставление их содержания с содержанием читаемого текста, устное
рисование — иллюстрирование, подготовка и проведение чтения по ролям — эти
приемы направлены на выработку осмысленного чтения.
Формирование навыков чтения продолжается во 2 — 4 классах. Специальные
обследования
детей
говорят
о
том,
что
от
30
до
40
%
учащихся
не
владеют
выразительным
чтением.
Это
проявляется
в
монотонности
чтения,
почти
полном
отсутствии
мимики.
Учащиеся
ошибаются
в
расстановке
пауз
или
вообще
их
игнорируют. Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному
чтению,
являются
умения,
развивающие
творческое
воображение
детей.
Сюда
относятся
словесное
рисование
картин
на
основе
прочитанного
текста
(«видение
текста»), развитие у учащихся определенного отношения к прочитанному, оценка
героев, их поступков, событий
3.В своей работе на уроках я отвожу большую роль работе с текстами и
стараюсь «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески.
Современные дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании
и запоминании прочитанного. Поэтому на уроках чтения я использую:
Упражнения для развития техники чтения
Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-
либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной
ситуации,
увлечь
детей
и
добиться
хороших
результатов,
я
использую
разные
упражнения,
направленные
на
формирование
навыков
чтения,
известных
из
литературы, собственного опыта и опыта других учителей, например:
1.
Чтение вслух.
2.
Чтение про себя.
3.
Чтение жужжащее.
4.
Чтение хором.
Упражнения по развитию техники чтения из системы И.Т. Федоренко и И.Г.
Пальченко:
5.
Чтение в темпе скороговорки.
6.
Чтение с убыстрением.
7.
Чтение за диктором. Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же
самый текст.
8.
Буксир.
4.Упражнения для понимания смысла текста
Работа с текстом начинается еще в 1 классе.
1.
Чтение «наоборот» (в тексте встречаются слова, написанные справа налево)
К.Д. Ушинский «Васька».
Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные,
котогок
остер.
У
Васютки
икшу
чутки,
ысу
длинные,
шубка
шелковая.
Ласкается
кот,
выгибается,
хвостиком
виляет,
икзалг
закрывает,
песенку
тёоп, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что
стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!
2.
При чтении текста
учителем, дети следят за текстом, одно слово заменяю
близким по значению, задача для детей - заметить это слово и назвать) .
Во 2-4 классах:
3.Озаглавливание текста.
4.Деление текста на части, составление плана.
5.Определение темы текста, главной мысли.
6.Определение типа текста.
7.Подбор иллюстрации к тексту.
8.Выборочное чтение (найти в тексте описание героя, природы и др.).
9.Чтение для подготовки к пересказу.
10.«Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети
должны вставить слово, подходящее по смыслу.
11. Составление кроссвордов по тексту.
12. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
13. Подбор загадок к словам из текста.
14. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
15. В 3-4 классе использую написание «синквейна», эта игра - процесс творческий.
16. «Толстые и тонкие вопросы» можно использовать на любом этапе урока, этот
прием развивает умение задавать вопросы.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы –
вопросы,
требующие
размышления,
привлечения
дополнительных
знаний,
умения
анализировать.
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто?
Что?
Когда?
Может?
Как зовут?
Верно ли?
Объясните, почему?
Почему Вы думаете?
Почему Вы считаете?
В чём различие?
Что будет, если…
Если предположить…, то…
17. На уроках чтения при работе с текстом очень часто использую «Ромашку Блума».
«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы!» (Алисон Кинг)
«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный
тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Простые вопросы —"Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы. «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-
моему, вы сказали о …?».
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» «Почему зимой
выпадает снег?»
Творческие вопросы «Что изменилось бы ...», «Что будет, если
Оценочные вопросы. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»,
Практические вопросы. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»
Работа с ромашкой показывает, что дети 2 и 4 классов понимают значение всех типов
вопросов.
Работу с «Ромашкой Блума» дети показали на открытом уроке Межрегионального
Форума.
Работая по программе ПНШ, использую на уроках маркировочное чтение. Для
выполнения задания ученикам нужно прочитать текст и найти в нем отрывки, ответы,
при этом отмечая их специальными символами или цветом.
Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно осмыслить текст,
тогда гораздо проще передать его содержание и усвоить главное. Работа с текстом
ведётся системно и на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи») и на уроках
окружающего
мира:
выделение
существенных
и
несущественных
признаков,
фиксирование результатов наблюдений; и на математике, на технологии, истоках,
ОРКСЭ.
5.Подведение итогов. Проверку динамики чтения обучающихся и его качества веду
регулярно. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного,
умение излагать свои мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в
конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Техника навыка чтения по классу в
основном в норме. Остались некоторые проблемы с выразительностью чтения.
Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и
читал с удовольствием. Результатом работы считаю повышение качества знаний,
стремление к чтению, умение делать выводы, рассуждать.
Результат проверки техники чтения у детей в 3 кл.:
- более 90 сл/мин. - 20 чел.
- 75 - 90сл. - 6 чел.
- менее 74сл.- 5 чел.
Допустили
1-
2
ошибки
при
чтении-
9
человек.
Остальные
дети
прочитали
без
ошибок.
Все дети прочитали текст осознанно, ответили на вопросы.
С годовой к/р по литературному чтению на «4» и «5» справились 27 уч-ся (82%).
Учащиеся 3 «Г» класса сумели найти нужную информацию в тексте, подтвердили
ее, установили последовательность событий, составили план. Но дети испытывают
затруднения в связном изложении мыслей в письменной форме.
Подводя итог в своей работе, хочется сделать следующие выводы:
1. Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов,
им интересно читать.
2.
Первый раз
читать
тексты,
в
чем
я
неоднократно
убеждалась,
должен
только
учитель: он передает текст грамотно, эмоционально (не надо поручать первоначальное
чтение ученику, как бы хорошо он ни читал).
3. На уроке нужно заниматься чтением не менее 25 минут.
4. Не надо торопить детей при чтении, нужно обязательно учитывать возможности
каждого ученика.
5. Домашнее задание по чтению должно быть с творческим уклоном: нарисовать
картинку, выучить загадку, пословицу, поговорку и т. д.
6. Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных. Это
необходимо
для
всестороннего
развития
ребенка,
ему
будет
легче
составлять
предложения, легче описывать признаки предметов (животных).
7. Чаще проводить выборочное чтение; пусть дети высказывают свое мнение о героях,
рассказывают о том, как бы они поступили сами.
8. Читать надо хором всем классом, рядами, парами по одному, Опрос по чтению
лучше проводить после того, как что-то прочитано всем классом.
9. Во 2 - 4 классах я прошу, чтобы родители читали детям книги или статьи из
журналов, газет, энциклопедий где-то по 20-30 минут каждый день. Если это входит в
систему, то интерес к чтению возрастает; кроме того, важно, чтобы дети тоже читали
родителям то, что они сами хотят.
6.Заключение.
Использование
на
уроках
литературного
чтения
данных
видов
работы
при
чтении
влияет
на
развитие
интереса
к
чтению,
овладение
осознанным,
беглым,
правильным
чтением,
способствует
более
эффективному
развитию
устной
речи
школьников.
ХХI век – век научного прогресса, инноваций, нано технологий и всевозможных
гаджетов, но умение читать остается тем инструментом, который необходим каждому
человеку, даже тому, кто является пользователем интернет-сетей. Потому, до сих пор
актуальны
слова
французского
философа
18
века
Дени
Дидро
«Люди
перестают
мыслить, когда перестают читать»!