Авторы: Франк Ксения Олеговна, Борисова Ольга Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №83"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Раздел: дошкольное образование
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»
Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе
и дошкольное образование, позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры,
обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление
инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности
дошкольников.
Интенсивное
изменение
окружающей
жизни,
активное
проникновение
научно-
технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более
эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых
интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является
метод проектной деятельности.
Метод
проектов
актуален
и
эффективен,
он
развивает
познавательную
активность,
исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника,
способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Актуальность
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок
смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Однако нет целостного
подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка -
дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской
деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые
легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью,
способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной
деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую
деятельность детей, педагогов и родителей.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуально
по целому ряду причин:
- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт
реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в
том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее
значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального
принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует
поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность
действий основывается на оригинальности мышления;
- в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития
также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
-использование инновационных технологий;
-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
-многофункциональное взаимодействие с социумом.
При организации проектной деятельности в детском саду часто сталкиваемся со
следующими противоречиями:
-несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и
характером проектной деятельности.
Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она
ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части
программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве
возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в
ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как
можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее
заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать
жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному
процессу.
Поэтому
каждый
педагог
должен
оценить
свою
готовность
к
проектной
деятельности.
- между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и
отсутствием педагогических знаний у родителей.
Цели и задачи проектной деятельность, как способ развития познавательной активности
дошкольника.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через
совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.
Задачи:
-создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
-развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;
-формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а
затем и самостоятельно;
-развить
желание
участвовать
в
процессе
совместной
проектно-исследовательской
деятельности.
-приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов.
Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов,
включающих в себя:
- постановку проблемы;
- составление плана ее реализации;
- оценку ее выполнения.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по
своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца
создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является
основной задачей воспитателей.
Чаще
всего
в
ДОУ
используются
следующие
виды
проектов:
творческие,
информационные,
коммуникативные,
ролевые,
исследовательские.
Так
как
ведущей
деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым
видам.
По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (одно или несколько занятий),
средней продолжительности и долгосрочные — несколько месяцев.
Перед тем как приступить к работе над проектом воспитателю предстоит ответить на
следующие вопросы:
- Какие умения и навыки приобретут воспитанники в процессе деятельности?
- Какой вид проекта будет реализован (творческий, информационный)?
- Какие знания должны иметь воспитанники до и после его выполнения?
- Каким образом будет организовано взаимодействие детей в процессе деятельности?
- Что станет продуктом группового проекта воспитанников?
- Какое оборудование потребуется для его реализации?
- Каким образом возможно привлечение других специалистов ДОУ или родителей (социальное
партнерство)?
Далее необходимо составить план работы по подготовке проекта, который включает в
себя следующие положения:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельно выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и
начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для
каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать
предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными
линиями развития.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает
содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при
планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии
проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из
педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Первый этап – подражательно - исполнительский, реализация которого возможна с
детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют
действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит
природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и
сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям:
физическое, познавательное и эстетическое развитие.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт
разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу
помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует
совместную деятельность со сверстниками.
У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно
оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети
принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для
достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в
проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на
этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для
самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора
способов работы над проектом и возможности организовать её.
Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной
познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте выполняются по
направлениям: социальное, физическое, познавательное, эстетическое развитие.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной
позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности,
что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует
социальному заказу на современном этапе.
Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над
проектом:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для
него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный,
инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в
системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной
деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий
к специфике ДОУ.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов
интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную
активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными
способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти
знания для создания новых объектов действительности.
А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия
родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то,
что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже
провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный
проект.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном
итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов
в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать
личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической
деятельности.
Список литературы
1.
Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В.
Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.
2.
Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ»
М.2012 г.-120 с.
3.
Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.
М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
4.
Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. –
74 с.
1.
Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие /
А.А. Майер. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2008. – 128 с.
2.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д.
Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
3.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в
детском саду. – 2010 №2 – С.7
4.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева,
Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
5.
Федеральные Государственные Общеобразовательные Стандарты.