Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА


Авторы: Франк Ксения Олеговна, Борисова Ольга Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №83"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»

Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе

и дошкольное образование, позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры,

обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление

инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности

дошкольников.

Интенсивное

изменение

окружающей

жизни,

активное

проникновение

научно-

технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более

эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых

интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является

метод проектной деятельности.

Метод

проектов

актуален

и

эффективен,

он

развивает

познавательную

активность,

исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника,

способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Актуальность

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок

смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Однако нет целостного

подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка -

дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской

деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые

легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью,

способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной

деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую

деятельность детей, педагогов и родителей.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуально

по целому ряду причин:

- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт

реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в

том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее

значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального

принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует

поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность

действий основывается на оригинальности мышления;

- в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития

также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

При организации проектной деятельности в детском саду часто сталкиваемся со

следующими противоречиями:

-несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и

характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она

ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части

программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве

возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в

ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как

можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее

заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать

жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному

процессу.

Поэтому

каждый

педагог

должен

оценить

свою

готовность

к

проектной

деятельности.

- между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и

отсутствием педагогических знаний у родителей.

Цели и задачи проектной деятельность, как способ развития познавательной активности

дошкольника.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через

совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.

Задачи:

-создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

-развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;

-формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а

затем и самостоятельно;

-развить

желание

участвовать

в

процессе

совместной

проектно-исследовательской

деятельности.

-приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов.

Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов,

включающих в себя:

- постановку проблемы;

- составление плана ее реализации;

- оценку ее выполнения.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по

своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца

создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является

основной задачей воспитателей.

Чаще

всего

в

ДОУ

используются

следующие

виды

проектов:

творческие,

информационные,

коммуникативные,

ролевые,

исследовательские.

Так

как

ведущей

деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым

видам.

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (одно или несколько занятий),

средней продолжительности и долгосрочные — несколько месяцев.

Перед тем как приступить к работе над проектом воспитателю предстоит ответить на

следующие вопросы:

- Какие умения и навыки приобретут воспитанники в процессе деятельности?

- Какой вид проекта будет реализован (творческий, информационный)?

- Какие знания должны иметь воспитанники до и после его выполнения?

- Каким образом будет организовано взаимодействие детей в процессе деятельности?

- Что станет продуктом группового проекта воспитанников?

- Какое оборудование потребуется для его реализации?

- Каким образом возможно привлечение других специалистов ДОУ или родителей (социальное

партнерство)?

Далее необходимо составить план работы по подготовке проекта, который включает в

себя следующие положения:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельно выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и

начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для

каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать

предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными

линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает

содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при

планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии

проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из

педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность

исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательно - исполнительский, реализация которого возможна с

детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют

действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит

природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и

сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:

- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщать детей к процессу познания;

- формировать различные представления;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

- побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям:

физическое, познавательное и эстетическое развитие.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт

разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу

помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует

совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно

оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети

принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для

достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в

проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на

этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для

самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора

способов работы над проектом и возможности организовать её.

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной

познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте выполняются по

направлениям: социальное, физическое, познавательное, эстетическое развитие.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной

позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности,

что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует

социальному заказу на современном этапе.

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над

проектом:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для

него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный,

инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в

системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной

деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий

к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов

интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную

активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными

способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти

знания для создания новых объектов действительности.

А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия

родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то,

что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже

провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный

проект.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном

итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов

в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать

личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической

деятельности.

Список литературы

1.

Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В.

Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.

2.

Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ»

М.2012 г.-120 с.

3.

Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.

М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

4.

Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. –

74 с.

1.

Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие /

А.А. Майер. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2008. – 128 с.

2.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д.

Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

3.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в

детском саду. – 2010 №2 – С.7

4.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева,

Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.

5.

Федеральные Государственные Общеобразовательные Стандарты.



В раздел образования