Автор: Лошкарева Екатерина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СПб ГАПОУ "Морской технический колледж имени адмирала Д.Н.Сенявина"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Морская культура и этикет
Раздел: дополнительное образование
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина»
____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
Педагогическим советом
«27» августа 2021 г.
Протокол
№
105
УТВЕРЖДАЮ
Директор СПб ГАПОУ
«МТК имени адмирала Д.Н. Сенявина»
Приказом
№
30-0 от «28» августа 2021 г.
________________________В.А. Никитин
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЭТИКЕТ И МОРСКАЯ КУЛЬТУРА»
Возраст учащихся: 16 -20 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Лошкарева
Екатерина Викторовна,
педагог
дополнительного образования
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
«26» августа 2021 г.
Протокол
№
01
Санкт-Петербург
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
программа
(далее
ДООП)
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г.
№
273
«Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015
№
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период
до
2025
года»;
Распоряжения
Правительства
РФ
от
04.09.2014
№
1726-р
«Об
утверждении
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей»;
Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018г.
№
196 «Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; письма
Минобрнауки
РФ
от
11.12.2006
№
06-1844
«О
примерных
требованиях
к
программам
дополнительного
образования
детей»;
Распоряжения
Комитета
по
образованию
Санкт-Петербурга
«Об
утверждении
общеразвивающих
программ
в
государственных
образовательных
организациях
Санкт-Петербурга,
находящихся
в
ведении
Комитета
по
образованию»
от
01.03.2017
№
617-р;
Устава
Санкт-Петербургского
государственного
автономного
профессионального
образовательного
учреждения
«Морской
технический
колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина»; Лицензии на образовательную деятельность и др.
локальных актов учреждения.
В соответствии с распоряжением РФ от 29 мая 2015г
№
996 «Стратегия развития
воспитания
в
Российской
Федерации
на
период
до
2025
года»
в
дополнительной
общеразвивающей программе максимально использован воспитательный потенциал учебных
занятий и мероприятий. В программе также большое внимание уделяется подготовке каждого
учащегося к общественной жизни и последующей трудовой деятельности. Большое значение
придаётся гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
В современном мире политические, экономические, деловые, культурные и семейные
отношения невозможны без знания культуры и соблюдения правил, норм поведения, так как
люди
не
могут
жить,
не
считаясь
друг
с
другом,
не
налагая
на
себя
определенных
ограничений.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность, общекультурного
уровня
освоения.
Программа
позволяет
сформировать
значимые
качества
и
умения,
необходимые при изучении этикета и культуры и получить положительный социальный и
коммуникативный опыт.
Актуальность
программы
«Этикет
и
морская
культура»
обусловлена
тем,
что
человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми, в
разных странах, коллективах. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя
уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно
стать
привычкой.
При
этом
важно
понимать,
что
правила
вежливости
–
не
что-то
искусственно
выдуманное
для
усложнения
жизни,
а,
наоборот,
благодаря
им,
общение
становится более человечным, а работа коллектива более продуктивной, потому что они
основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку. Правила этикета – это не
только форма внешнего поведения. Они также определяются моральными нормами человека.
Данная программа направлена на то, чтобы показать учащимся, что этикет – это инструмент
для
создания
стойких
привычек
поступать
так,
как
требует
этика
-
уважительно,
доброжелательно, тактично, деликатно. Программа по курсу "Этикет и морская культура"
направлена
на
то,
чтобы
учащиеся
овладели
навыками
культуры
поведения,
научились
строить взаимоотношения с людьми, как в деловых отношениях, так и в повседневной жизни.
Данная
программа
предполагает
изучение
основных
правил
поведения,
сложившихся
в
обществе
и
морской
профессии,
порядка
общения
в
различных
ситуациях
и
речевой
культуры. Новизна программы заключается в том, что в ее основе именно особенности
морского этикета и культуры, связанные с будущей профессией курсантов. Своеобразие
быта,
жизни
и
деятельности
моряков,
подолгу
оторванных
от
привычных
условий,
обусловило
возникновение
особенной,
свойственной
только
флоту
культуры
и
норм
поведения, придающих флотской службе неповторимую самобытность. Все это вызывает
живой интерес у многих, особенно у молодёжи, увлекая их морской романтикой.
Традиционные
формы
образовательного
процесса
данной
программы
соединяются
с
творческими
формами,
путём
интегрирования
в
различные
тематические
направления:
история, география, обществознание, культурология, психология и др. В результате чего,
обучающиеся получат всесторонние систематизированные знания в различных направлениях,
объединенные морской направленностью.
Основные направления ДООП «Этикет и морская культура»:
- развитие мотивации к изучению морской культуры и норм общения;
- анализ современного морского этикета и осознание необходимости соблюдения его
правил в настоящее время;
- применение полученных знаний, реализация творческого потенциала обучающихся
посредством участия в проектах, мероприятиях, конкурсах по морской направленности.
Программа показывает, что понятия «этикет» и «культура» – неразрывное целое и являются
составляющими делового и личного общения.
Педагогическая
целесообразность
программы
«Этикет
и
морская
культура»
состоит
в
том,
что
она
обеспечивает
необходимые
условия
для
личностного
развития,
профессионального самоопределения учащихся, дает знания в области морской культуры и
традиций,
создаёт
благоприятные
условия
для
разностороннего
развития
личности
и
выработки высоких нравственных качеств.
Программа ориентирована на группу учащихся и предполагает, наряду с групповой
формой
работы,
индивидуализацию
процесса
обучения.
Необходимость
дифференцированного
подхода
к
учащимся
связана
с
индивидуальными
способностями
учащихся к усвоению учебного материала и необходимостью достижения результата при
подготовке
к
защите
работ
по
результатам
освоения
программы
«Этикет
и
морская
культура». Освоение данной программы во многом определяет их дальнейшее нравственное
и духовное развитие, дает основу предпрофильной подготовки, связанной с выбором морской
профессии.
Адресат
программы:
в
реализации
программы
«Этикет
и
морская
культура»
принимают
участие
девушки
и
юноши
в
возрасте
16-20
лет,
имеющие
начальные
теоретические знания в области морских традиций.
Срок реализации программы – 216 учебных часов.
Занятия проходят по 6 учебных часов в неделю.
Цель:
Предоставление условий для разностороннего развития подрастающего поколения в
области морского образования, что способствует непрерывному процессу саморазвития и
самосовершенствования обучающегося.
Задачи:
образовательные:
•
познакомить учащихся с культурой, правилами этикета и нормами поведения в различных
ситуациях;
•
научить учащихся основным правилам поведения и общения как опоре для решения
практических и рабочих задач;
•
научить
синтезировать
знания
морской
культуры
в
единую
систему,
влияющую
на
формирование моряка-патриота своей Родины;
•
сформировать навыки публичного выступления и общения в коллективе.
развивающие:
•
расширение общей культуры и культуры, отраженной в морских традициях России;
•
развитие навыков общения и коммуникативной культуры;
•
понимание товарищеской поддержки, умение сочувствовать и рефлексировать.
•
приобретение позитивного опыта отношений при взаимодействии участников программы
с
представителями
морских
профессий
для
мотивации
к
выбору
морского
профиля
в
процессе обучения;
•
поддержка социальной адаптированности учащихся путем присвоения им этикетных и
эстетических норм поведения и общения.
воспитательные:
•
понимание ответственности за общее дело, перед товарищами;
•
воспитание трудолюбия, дисциплинированности, самостоятельности;
•
создать атмосферу интереса к занятиям
;
•
формирование общей культуры поведения и общения;
•
воспитание эстетической культуры;
•
определение собственной роли в сохранении морской культуры на примере сегодняшнего
опыта работы СПбМТК;
•
формирование
культуры
межличностных
отношений,
уважительного
и
тактичного
отношения к личности другого человека.
Планируемые результаты:
Личностные:
•
знание
моральных
норм,
умение
выделить
нравственный аспект
поведения
и
соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами российского общества;
•
формирование
навыков
взаимопонимания,
сотрудничества,
результативного
взаимодействия, ответственности;
•
развитие мотивации к продолжению обучения морскому делу в учреждениях СПО,
ВПО;
•
готовность
к
жизненному
и
личностному
самоопределению,
самостоятельно
принимать решения, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности;
•
сформировавшие общекультурную и этническую идентичности как составляющие
гражданской идентичности русского человека;
•
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовые содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран;
•
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
познания
и
применения нового социального опыта.
Метапредметные:
•
убеждение в позитивной роли морских традиций и культуры, влияющих на жизнь
профессионального моряка;
•
имение чётких представления о необходимости грамотного отношения к своему
здоровью и окружающей среде;
•
овладение умениями работать по правилу, строго выполнять инструкции педагога;
•
способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе
первичных ценностных представлений;
•
овладение
средствами
общения
и
способами
взаимодействия со
взрослыми
и
сверстниками;
•
умение
работать
с
информацией, выполнение логических операций сравнения,
анализа и обобщения, установление аналогий.
Предметные:
•
овладение необходимыми умениями и навыками по программе в соответствии с
поставленными задачами;
•
владение навыками смыслового чтение как осмысления цели чтения и
выбора
необходимой информации в зависимости от цели работы, умение определять основную и
второстепенную информацию;
•
освоение опыта специфической деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта -
навыки или предпрофессиональные компетенции;
•
понимание и адекватное оценивание языка средств массовой информации;
•
приобщение
к
ценностям
демократии,
правового
государства,
гражданского
общества, формирование гражданской идентичности личности.
В работе ДООП возможны различные формы:
•
дискуссия;
•
диалог;
•
беседа;
•
круглый стол;
•
представления-демонстрации в виде презентации, видеофильма, инсценировки;
•
командные практикумы;
•
представления-ритуалы в виде миниатюр;
•
представления - коммуникации в виде диспутов;
•
творческие задания как коллективные, так и индивидуальные.
Занятия
могут
быть
групповыми,
индивидуально-групповыми,
индивидуальными,
могут
проходить
в
форме
участия
в
выставках,
конкурсах,
фестивалях
и
др.,
согласно
учебному плану работы, плану работы ОДОД СПБМТК.
Формы подведения итогов.
•
анкетирование;
•
защита творческих работ.
Условия реализации программы
Программа ориентирована на разновозрастные группы молодежи в возрасте от 16 до
20 лет. Количество учащихся в учебной группе не более 12 человек. Занятия в группе
проходят 2 раза в неделю по 3 учебных часа. В течение учебного года в существующую
группу могут быть зачислены учащиеся по итогам входного контроля. При реализации
программы количество часов в году обучения не меняется. Возможно, некоторое изменение
пропорций учебного времени, отводимого на освоение тех или иных тем, в зависимости от
успеваемости учащихся ДООП, от скорости усвоения программного материала.
Обучение проводится в форме групповых теоретических занятий, индивидуального и
группового самостоятельного изучения рекомендуемого материала, практических занятий,
просмотра презентаций, видеосюжетов.
Программа может быть частично реализована в дистанционном формате, используя
интернет-ресурсы (например: платформа гугл-класс, скайп, дискорт, ютуб, Вконтакте и др.).
Техническое
обеспечение
программы.
Теоретические
занятия
по
программе
предполагается проводить на базе оборудованного необходимыми наглядными учебными
пособиями
кабинета.
В
целях
организации
образовательного
процесса
используются
информационно-коммуникационные
технологии
и
технические
средства
обучения,
помогающие обеспечить учащихся учебной информацией, а также способствовать наиболее
лучшему усвоению программного материала.
При подготовке к занятиям по данной дисциплине используются:
- таблично-графический материал;
- аудиторный фонд (столы, стулья, доска).
В учебном кабинете предусмотрено наличие мультимедийной доски, персонального
компьютера и проектора.
Кадровое обеспечение программы.
Основным
работником
является
педагог
дополнительного
образования
со
средне-специальным или высшим образованием, который должен обладать следующими
личностными и профессиональными качествами:
1. Уметь вызвать интерес к преподаваемому предмету;
2.
Уметь
создать
комфортные
условия
для
успешной
реализации
программы
в
атмосфере дружественного сотрудничества между всеми ее участниками;
3. Распознавать и раскрыть творческие способности учащихся;
4. Непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство и повышать уровень
квалификации по специальности.
Программа
может
корректироваться
в
процессе
работы
с
учетом
возможностей
материально-технической базы, возрастных способностей учащихся, к освоению учебного
материала.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практи
ка
1.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
3
1
2
Входной контроль
Беседа
Опрос
2.
Тема 2. История возникновения и развития
этикета.
15
3
12
Анкетирование,
обсуждение
3.
Тема 3. Этикет и его роль в обществе.
Ключевые
понятия,
особенности,
социальная
значимость,
основные
функции.
18
6
12
Проектная
деятельность,
защита проекта
4.
Тема 4. Правовые и нравственные аспекты
этикета.
12
3
9
Рефлексия,
подготовка
рефератов
5.
Тема 5. Психологические аспекты этики и
этикета.
15
6
9
Коммуникативный
практикум
6.
Тема
6.
Правила
этикета
и
его
виды.
Основы
поведения
в
различных
жизненных ситуациях.
27
9
18
Ситуационная игра
7.
Тема
7.
Особенности
этикета
народов
мира.
21
6
15
Исследовательская
коллективная
работа
8.
Тема 8. Морская культура и этика.
24
6
18
Творческое
выступление
9.
Тема
9.
Памятные
морские
даты
и
праздники.
24
9
15
Педагогическое
наблюдение,
подготовка
рефератов
10.
Тема 10. Традиции и обычаи флота.
24
9
15
Выпуск стенгазеты
11.
Тема
11.
Современный
этикет:
правила
хорошего тона в 21 веке.
21
6
15
Игра по станциям.
Коммуникативный
практикум
12.
Защита
презентации
по
результатам
освоения программы. Итоговый контроль.
12
-
12
Защита
презентации
Итоговый контроль
Итого
216
64
152
УТВЕРЖДЕН
Приказом
№
30-0 от «28» августа 2021 г.
Директор СПб ГАПОУ
«Морской технический колледж
имени адмирала Д.Н. Сенявина»
_________________В.А. Никитин
Календарный учебный график
Срок
реализации
Дата начала
обучения по
программе
Дата
окончания
обучения по
программе
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
1 год
01.09.20
31.05.21
38
216 часа
по 6 часа в
неделю
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Планируемая
дата
Фактическая
дата
•
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
3
02.09.21
•
Тема
2.
История
возникновения
и
развития этикета.
15
07.09.21
09.09.21
14.09.21
16.09.21
21.09.21
•
Тема 3. Этикет и его роль в обществе.
Ключевые
понятия,
особенности,
социальная
значимость,
основные
функции.
18
23.09.21
28.09.21
30.09.21
05.10.21
07.10.21
12.10.21
•
Тема 4. Правовые и нравственные
аспекты этикета.
12
14.10.21
19.10.21
21.10.21
26.10.21
•
Тема
5.
Психологические
аспекты
15
28.10.21
этики и этикета.
02.11.21
04.11.21
09.11.21
11.11.21
•
Тема 6. Правила этикета и его виды.
Основы
поведения
в
различных
жизненных ситуациях.
27
16.11.21
18.11.21
23.11.21
25.11.21
30.11.21
02.12.21
07.12.21
09.12.21
14.12.21
•
Тема 7. Особенности этикета народов
мира.
21
16.12.21
21.12.21
23.12.21
28.12.21
30.12.21
11.01.22
13.01.22
•
Тема 8. Морская культура и этика.
24
18.01.22
20.01.22
25.01.22
27.01.22
01.02.22
03.02.22
08.02.22
10.02.22
•
Тема
9.
Памятные
морские
даты
и
праздники.
24
15.02.22
17.02.22
22.02.22
24.02.22
01.03.22
03.03.22
08.03.22
10.03.22
•
Тема 10. Традиции и обычаи флота.
24
15.03.22
17.03.22
22.03.22
24.03.22
29.03.22
31.03.22
05.04.22
07.04.22
•
Тема 11. Современный этикет: правила
хорошего тона в 21 веке.
21
12.04.22
14.04.22
19.04.22
21.04.22
26.04.22
28.04.22
03.05.22
•
Защита
презентации
по
результатам
освоения
программы.
Итоговый
контроль.
12
05.05.22
10.05.22
12.05.22
17.05.22
Итого: 216 часа
КОНТРОЛЬНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел тема
Кол-во
часов
Планируемая
дата
Фактическая дата
Тема 1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности
3
1
Инструктаж по ТБ. Вводное
занятие
3
02.09.21
Тема 2. История
возникновения и развития
этикета
15
2
Первые истоки этикета. Этикет в
Древнем Египте
3
07.09.21
3
Этикет в Древней Греции
3
09.09.21
4
Эпоха Средневековья
3
14.09.21
5
Страны Восходящего Солнца
3
16.09.21
6
История развития этикета в
Российском государстве
3
21.09.21
Тема 3. Этикет и его роль в
обществе. Ключевые
понятия, особенности,
социальная значимость,
основные функции.
18
7
Взаимосвязь этикет – мораль –
этика
3
23.09.21
8
Роль этикета в обществе
3
28.09.21
9
Правила этикета и его виды
3
30.09.21
10
Задачи этикета. Соединение сфер
взаимоотношений людей в
обществе
3
05.10.21
11
Социальное значение и функции
этикета
3
07.10.21
12
Семинар «Хорошие манеры»
3
12.10.21
Тема 4. Правовые и
нравственные аспекты
этикета
12
13
Нормативно–правовые акты,
регламентирующие нормы
общения
3
14.10.21
14
Нравственность и этикет в
общении
3
19.10.21
15
Этикет как форма общественного
контроля
3
21.10.21
16
Практическая работа с кейсами
3
26.10.21
Тема 5. Психологические
аспекты этики и этикета
15
17
Психология человеческих
отношений
3
28.10.21
18
Взаимосвязь психологических
особенностей и норм поведения
в обществе
3
02.11.21
19
Содержание личностного
восприятия. Психология
конфликтов
3
04.11.21
20
Психологические средства
общения
3
09.11.21
21
Роль межличностного общения в
развитии личности и общества
3
11.11.21
Тема 6. Правила этикета и
его виды. Основы поведения
в различных жизненных
ситуациях
27
22
Общие правила современного
этикета
3
16.11.21
23
Правила хорошего тона для
мужчин и женщин
3
18.11.21
24
Нормы поведения детей и
учащихся
3
23.11.21
25
Речевой этикет и правила
внешнего вида
3
25.11.21
26
Нормы общения
3
30.11.21
27
Элементы делового этикета
3
02.12.21
28
Праздничный этикет
3
07.12.21
29
Столовый и бытовой этикет
3
09.12.21
30
Воинский и морской этикет
3
16.12.21
Тема 7. Особенности этикета
народов мира
21
31
Особенности этикета народов
мира. Франция
3
16.12.21
32
Англий
3
21.12.21
33
Германия
3
23.12.21
34
Италия
3
28.12.21
35
Испания
3
30.12.21
36
Голландия
3
11.01.22
37
Другие страны
3
13.01.22
Тема 8. Морская культура и
этика
24
38
Основные особенности морского
этикета
3
18.01.22
39
Функции и структуры
3
20.01.22
40
Атрибутика и внешний вид
3
25.01.22
41
Нормы речевого этикета
3
27.01.22
42
Правила поведения в
общественных местах
3
01.02.22
43
Межличностное общение и
профессиональная
коммуникация
3
03.02.22
44
Водный быт
3
08.02.22
45
Семинар «Морская культура»
3
10.02.22
Тема 9. Памятные морские
даты и праздники
24
46
История флота
3
15.02.22
47
История отечественного флота
3
17.02.22
48
«Морские» даты в мировой
истории
3
22.02.22
49
Даты в истории России
3
24.02.22
50
Современные праздники флота
3
01.03.22
51
Праздничные даты флота в
России сегодня
3
03.03.22
52
Экскурсия по Санкт-Петербургу
«Морская столица»
3
08.03.22
53
Конференция «Памятные
морские даты».
Подготовка и защита «морского»
календаря
3
10.03.22
Тема 10. Традиции и обычаи
флота.
24
54
Главные морские традиции
3
15.03.22
55
История морских обычаев
3
17.03.22
56
Морские суеверия
3
22.03.22
57
Современные традиции флота в
мире
3
24.03.22
58
Особенности традиций
российского флота
3
29.03.22
59
Легенды о море
3
31.03.22
60
Семинар «Флотские традиции
сохраним и преумножим»
3
05.04.22
61
Подготовка стенгазеты «Морские
суеверия, традиции, приметы»
3
07.04.22
Тема 11. Современный
этикет: правила хорошего
тона в 21 веке
21
62
Новая этика
3
12.04.22
63
Эпоха социальных сетей
3
14.04.22
64
Гуманизм и человечность
3
19.04.22
65
Личное пространство и
равенство
3
21.04.22
66
Красота и эстетическая
привлекательность
3
26.04.22
67
Толерантность
3
28.04.22
68
Разумность и необходимость
соблюдения правил этикета
3
03.05.22
Защита презентации по
результатам освоения
программы. Итоговый
контроль
12
69
Обсуждение тем и содержания
проектов
3
05.05.22
70
Подготовка проекта
3
10.05.22
71
Предзащита итоговой работы
3
12.05.22
72
Защита
3
17.05.22
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Входной
контроль
проводится
путем
заполнения
учащимися
анкеты
входного
контроля на первом занятии. Текущий контроль проявляется в виде следующих формах
подведения итогов: регулярная рефлексия по итогам пройденного материала, подготовка и
защита рефератов по каждой пройденной теме, защита стенгазет, словарей по основным
понятиям
и
датам,
викторины,
защита
итоговой
творческой
работы
по
выбранной
самостоятельно
теме.
Кроме
того,
по
итогам
освоения
разделов
теоретической
части
программы предусмотрено тестирование по проверке знаний.
Подведение итогов обучения по программе проводится в виде защиты презентации с
применением знаний, полученных в ходе обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Морская культура и этика».
Основными
приемами
деятельности
являются
информационно-рецептивный,
репродуктивный
и
творческий.
Информационно-рецептивный
прием
предусматривает
освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу самостоятельную работу.
Репродуктивный
прием
направлен
на
овладение
практическими
навыками
и
умениями,
через
выполнение
практических
тренингов.
Эта
деятельность
способствует
развитию усидчивости, аккуратности обучающихся.
Творческий прием предусматривает самостоятельную работу над заданной темой. При
обучении
используются
основные
методы
организации
и
осуществления
учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные
и
проблемно-поисковые.
Выбор
методов
обучения
зависит
от
психофизиологических,
возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все
методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика
проведения
занятий
предполагает
постоянное
создание
ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала при
выполнении различных видов деятельности. Этому способствуют совместные обсуждения
технологии выполнения заданий, а также поощрения, создание положительной мотивации,
актуализации интереса, конкурсы, коммуникативные и тактические игры.
Методы
обучения:
словесный,
наглядно-практический,
объяснительно-иллюстративный,
исследовательский,
частично-поисковый,
игровой,
дискуссионный.
Использование современных педагогических технологий:
Разноуровневое обучение – у педагога появляется возможность помогать слабому,
уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже
продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые
получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения - работа по данной методике дает возможность
развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно
подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении - дает возможность обучающимся
самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и
предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для
определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Информационно-коммуникационные технологии - изменение и неограниченное
обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в сеть
Интернет.
Дебаты – убедить других в том, что его подход к решению проблемы правильный.
Важным условием творческого самовыражения воспитанников выступают
реализуемые в педагогических технологиях идеи свободного выбора.
Учебно-методический комплекс
№
п/п
Раздел
программы.
Тема.
Форма и
технологии
проведения
занятий
Приемы и методы
организации
учебно-воспитатель
ного процесса
Дидактические
материал,
техническое
оснащение занятий
Форма подведения
итогов
1.
Тема 1. Вводное
занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: беседа;
наглядный:
демонстрация
фильмов,
презентаций.
Дидактический
материал:
тематические
электронные
презентации по ТБ;
презентация
программы
«Морская культура
и этика».
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер.
Входной контроль
Беседа
Опрос
2.
Тема 2. История
возникновения и
развития этикета.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: беседа,
рассказ;
наглядный:
демонстрация
презентаций;
практический:
работа с книгой,
устный опрос
Дидактический
материал:
тематические
видеоматериалы,
раздаточный
материал
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер.
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
самостоятельная
работа, семинар
3.
Тема 3. Этикет и
его роль в
обществе.
Ключевые
понятия,
особенности,
социальная
значимость,
основные
функции.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: рассказ;
наглядный:
демонстрация
презентаций;
практический:
устный опрос
Дидактический
материал:
тематические
электронные
презентации
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер.
Рефлексия,
самостоятельная
работа, опрос
4.
Тема 4.
Правовые и
нравственные
аспекты этикета.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: рассказ;
наглядный:
демонстрация
презентации;
практический:
устный опрос
Дидактический
материал:
тематические
видеоматериалы,
раздаточный
материал
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер.
Рефлексия,
самостоятельная
работа, опрос,
работа с кейсами
5.
Тема 5.
Психологические
аспекты этики и
этикета.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: рассказ;
наглядный:
демонстрация
презентаций;
практический:
устный опрос
Дидактический
материал:
тематические
электронная
презентация
«Психология
обещния»
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер
Рефлексия, опрос,
беседа
6.
Тема 6. Правила
этикета и его
виды. Основы
поведения в
различных
жизненных
ситуациях.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: рассказ;
наглядный:
демонстрация
фильмов,
презентаций;
практический:
устный опрос
Дидактический
материал:
тематическая
электронная
презентация
«Поведение в
различных
жизненных
ситуациях»
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер.
Рефлексия,
самостоятельная
работа, опрос
7.
Тема 7.
Особенности
этикета народов
мира.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: рассказ;
наглядный:
демонстрация
фильма,
презентации;
практический:
устный опрос
Дидактический
материал:
тематические
видеоматериалы,
раздаточный
материал
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер.
Рефлексия,
викторина, опрос
8.
Тема 8. Морская
культура и этика.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: рассказ;
наглядный:
демонстрация,
презентации;
практический:
устный опрос
Дидактический
материал:
тематические
электронная
презентация
«Водный быт»
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер,
Педагогическое
наблюдение,
подготовка
рефератов, семинар
9.
Тема 9.
Памятные
морские даты и
праздники.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: рассказ;
наглядный:
демонстрация,
презентации;
Дидактический
материал:
тематические
видеоматериалы,
Рефлексия,
кроссворд,
самостоятельная
работа, эссе,
практический:
устный опрос,
письменный
кроссворд.
раздаточный
материал
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер.
конференция
10.
Тема 10.
Традиции и
обычаи флота.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: рассказ;
наглядный:
демонстрация,
презентации;
практический:
устный опрос,
письменный
кроссворд.
Дидактический
материал:
тематические
видеоматериалы,
раздаточный
материал
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер.
Рефлексия,
кроссворд,
самостоятельная
работа
11.
Тема 11.
Современный
этикет: правила
хорошего тона в
21 веке.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: рассказ;
наглядный:
демонстрация,
презентации;
практический:
устный опрос,
письменный
кроссворд.
Дидактический
материал:
тематические
видеоматериалы,
раздаточный
материал
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер.
Рефлексия,
семинар,
самостоятельная
работа
12.
Защита
презентации по
результатам
освоения
программы.
Итоговый
контроль.
Форма
урока:
комбиниров
анная
Словесный: рассказ;
практический:
устный опрос
Обсуждение и
анализ творческих
работ
Дидактический
материал:
Творческие работы,
тематические
видеоматериалы,
раздаточный
материал
Техническое
оснащение: экран,
проектор,
компьютер.
Защита
Презентации и
творческой работы.
Итоговый
контроль
У
ЧЕБНО
-
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
№п/п
Компоненты
учебно-методического
комплекса
Для педагога
Для родителей и
обучающихся
1. Учебные и методические пособия
1.1.
Информационно-справочные
материалы
1. Инструкции:
•
должностная инструкция
Теория
и
практика
дополнительного
педагога д/о;
•
инструкция по ТБ
ИОТ-065-2019
образования
по
морской
направленности
1.2.
Научная, специальная,
методическая литература
Синявский
В.
В.,
Федоришина
Б.
А.
«Методика
диагностики
коммуникативных
и
организаторских
способностей
школьников». – М., 2010.
Голованов В. П. Методика
и
технология
работы
педагога дополнительного
образования:
учебное
пособие. – М, 2004.
1.3.
Тематические, методические
пособия, разработки
2. Материалы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся
Методики психолого-педагогической диагностики личности:
2.1.
Тесты
Диагностика направленности личности
Личностный опросник Г. Айзенка (темперамент
личности)
2.2.
Анкеты
Выявление уровня самооценки учащихся
2.3.
Диагностические карты
Общий диагностический лист
2.4.
Методики
•
- методика изучения оценки развития приемов
запоминания тест «20 слов» М.Г. Бархатовой
•
методика оценки лидерских качеств
3. Материалы по работе с детским коллективом
3.1.
Методики педагогической
диагностики коллектива
Критерии развития личности обучающихся
3.2.
Анкеты
Анкета для родителей
Анкета для детей
3.3.
Опросники
Диагностики психологического климата коллектива
Тест Лири «Диагностика межличностных отношений»
Список литературы
Литература для педагога:
1.
Андрющенко Н.С. Толковый морской словарь. Основные термины: более 6000 слов и
словосочетаний. М., 2006.
2.
Богданов М.А., Васильев С.И., Забелин А.С. Адмиралтейские верфи. СПб., 2004.
3.
Военно-морская энциклопедия. М., 2010.
4.
Горденев М. Морские традиции и торжественные церемонии Русского императорского
флота. М., 1992.
5.
Гришин Ю.А. История мореплавания. М., 1966.
6.
Догадова Н.А. Викторины беседы, конкурсы, игры. Волгоград, 2006.
7.
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. СПб., 2005.
8.
Зонин А. Жизнь адмирала Нахимова. М., 2002.
9.
Иванова Т.Н. Сценарии ролевых игр, тесты. Чебоксары, 1993.
10.
Морские традиции. Служба морского флота Министерства транспорта Российской
Федерации/ Ю.А. Михайлов, Ф.Г. Аракелов, В.А. Конталев. М., 1999.
11.
Наваринское морское сражение. М., 2004.
12.
Раковский Л. Адмирал Ушаков. Калининград, 1996.
13.
Фильм художественный «Адмирал Нахимов», Киностудия «Мосфильм», 1946 г.
14.
Фильм художественный «Адмирал Ушаков», Киностудия «Мосфильм», 1953 г.
15.
Фильм художественный «72 метра», студия «ТРИТЭ», Россия, 2004 г.
Литература для обучающихся:
1. Багрянцев Б. Отдать швартовы. М., 1984.
2. Бывальцев П.Ф. Паруса и якоря. Киев, 2003.
3. Детская морская энциклопедия. М, 2005.
4. Дмитриев В.В. Морской энциклопедический словарь. Ленинград, 1991.
5. Дубравская О.Н. История географических открытий. М., 2002.
6. Дыгало В.А. Откуда и что на флоте пошло. М.,1993.
7. Зонин А. Жизнь адмирала Нахимова. М., 2002.
8. Капица П. Черноморцы. Ленинград, 1990.
9. Корабли - морская энциклопедия. М., 2005.
10.
Кривоносов Л.М. Какими бывают корабли. СПб, 2003.
11.
Мир кораблей - морская энциклопедия. М., 2005.
12. Михайлов Г.Н. История России в датах. СПб., 2006.
13. Настольная книга будущим командирам. Минск, 2001.
14. Парусные корабли. М., 2006.
15. Шиманский В.Г. Подводный флот. М., 2005.
16. Яновская Ж. Академик корабельной науки. СПб, 2001.