Напоминание

Формирование системного мышления у студентов.


Авторы: Левшакова Наталья Валерьевна, Подкопаева Оксана Викторовна
Должность: преподаватель цмк общепрофессиональных дисциплин, преподаватель цмк общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СК "Ставропольский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: г Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование системного мышления у студентов.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование системного мышления у студентов.

Формирование системного мышления студентов является актуальной задачей

модернизации современного образования.

В современном мире возникла потребность в постоянном

самосовершенствовании человека. От будущих специалистов требуется

умение самостоятельно получать новые знания и решать профессиональные

проблемы. Этот процесс осложняется необходимостью получить большой

объем информации за небольшой промежуток времени. Образование должно

быть нацелено на развитие у человека способности к непрерывному

обучению, к изменению способов мышления, другому миропониманию,

иному отношению к деятельности по преобразованию мира и общественной

жизни. В сложившейся ситуации повысились требования к качеству

подготовки специалистов. Чтобы справиться с этой проблемой специалисты

должны обладать системным мышлением.

Системному мышлению

необходимо учиться.

Оно представляет собой процесс решения проблем на основе принципов

системного подхода методами системного анализа. Необходимо развивать у

студентов системное мышление в рамках современного профессионального

обучения, чтобы обеспечить их конкурентоспособность в современном

обществе. Именно системное мышление как личностное качество обучаемых

позволит им разрешать возникающие в жизни или профессиональной

деятельности трудности и находить оптимальное решение.

К педагогическим условиям, обеспечивающим развитие системного

мышления студентов, относятся:

• наличие специальной дисциплины, в процессе обучения которой данная

цель является основной;

• широкое использование информационных и коммуникационных

технологий с учетом компьютерной грамотности студентов разных

специальностей и специализаций;

• ориентация на личностно ориентированный подход в обучении;

• реализация контроля, обеспечивающего отслеживание результатов по двум

параметрам: собственно решение учебной задачи и умение применять

системный подход при решении дайной задачи.

Системное мышление ― это мышление, учитывающее все положения

системного подхода, влияние всех значимых для данного рассмотрения

систем и связей, как новое видение с направленностью на интегративный

синтез знаний, нацеленное на всестороннее познание предмета, отражающее

разные стороны, аспекты объектов, на целостность, многомерность бытия.

Оно позволяет рассматривать явления как системы, выделять базовые

элементы системы, генерировать идеи, применять ранее усвоенные знания,

критически оценивать ситуации, делать анализ и прогнозы развития

системы, давать объективную самооценку эффективности системного

мышления.

Основой оценки системного мышления является системный подход. Он

выступает специфическим механизмом перехода от абстрактного к

конкретному, имеет логически упорядоченную форму и позволяет правильно

организовать учебный процесс.

Применение системного подхода дает возможность ответить и на вопрос

«Как формировать системное мышление?». Содержанием образования

(«Чему учить?») должны стать не конкретные предметные знания, а методы

организации мышления.

Системный подход дает возможность в ходе учебного процесса организовать

информацию, делать выводы, формировать системное мышление и критерии

оценки развития, решать творческие задачи .



В раздел образования