Напоминание

Мастер-класс "Техника рисования пером и тушью"


Автор: Мирошкина Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Дом Детского Творчества" Волжского р-на., г. Саратова
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Техника рисования пером и тушью"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

пдо Мирошкиной Т.В.

Мастер-класс «Рисование пером и тушью»

МУДО «ДДТ» г. Саратова п/к «Надежда»

Цель: изготовление рисунка.

Задачи:

- развить аккуратность, кропотливость;

- развить фантазию, креативное мышление;

- освоить новую технику рисования;

- усовершенствовать навык рисования.

- получить удовольствие от процесса ;

Материалы:

- тушь ( лучше всего для детишек , которые первый раз берут в руки тушь ,

это чёрная жидкая, хотя, по возможности,можно использовать и

разноцветную);

- бумага для черчения/альбомный лист;

- перо

- карандаши (твёрдые)

Теоретическая часть

Рисование пером как отдельная законченная форма изобразительного

искусства – явление сравнительно молодое. Высшего уровня своего развития

оно достигло в начале последней четверти ХIХ века.

Это, конечно, не означает, будто до тех пор пером никто не рисовал.

Вспомните хотя бы об иллюминированных (снабженных яркими цветными

вставками)

манускриптах,

датированных

средними

веками,

чтобы

представить себе тогдашнюю степень квалификации переписчиков и

декораторов. Но почти в каждой из этих работ над рисованием как таковым

довлеет каллиграфия (буквописание) или же линии, вычерченные пером,

служат лишь контурами, рамками для разноцветных украшений.

Сегодня рисунки пером уже не просто придатки иных произведений,

краевые орнаменты или изящные виньетки, а полные, отделанные вещи с

собственными сюжетами и композицией.

Поговорим про ручку и ее законы. Их много – наверное, больше, чем

для любого иного рисовального средства. Из-за этого может показаться, что

ручка – неудачный выбор для начинающего художника. А правда как раз в

обратном.

Ручка с пером – линейный инструмент, но в отличие от графитовых,

угольных и пастельных карандашей она сама по себе не создает ни цветовых,

ни тоновых оттенков. Она служит просто средством транспортировки туши

из бутылочки на бумагу, действуя подобно кисти. Однако в сравнении с

кистью у пера очень тонкий и жесткий конец, на нем способно удержаться

весьма малое количество красящей жидкости, что непрактично, если ею надо

покрывать большие площади на листе.

Это ограничение проявляет себя двояко:

1) размеры рисунков пером имеют тенденцию оставаться не слишком

великими;

2) отображение широких вариаций густоты тона, как и заполнение больших

зон, слишком затруднительно.

Всегда надо помнить:Всякая линия, нанесенная пером, абсолютно черна

(цветная тушь – редкое исключение) на фоне бумаги, которая обычно бывает

белой. Это значит, что цвет придется либо вообще игнорировать, либо

интерпретировать изощренными комбинациями черных линий и белых

промежутков. Со светотенями надо будет поступать тем же образом. Чтобы

создать какой-нибудь оттенок серого, необходимо применять точечное

тонирование

(вариант

для

особо

усидчивых),

параллельную

или

перекрестную штриховку.

Разнообразные сложности технического характера, сопутствующие

работе тонким кончиком с черной тушью на белой бумаге, экстремально

затрудняют отображение тонов, точно соответствующих видимым в натуре.

Следствие:

вы

должны

игнорировать

тон

с

менее

выраженной

интенсивностью, а другие будете упрощать или обозначать только намеками

(подсказками).

Взамен проигнорированного цвета или тона необходимо что-то

вставить во избежание потери форм. В подобных случаях приходится

прибегать к условностям, связанным с прочерчиванием контуров, особенно

там, где надо изобразить один светлый объект на фоне другого. Перо –

восхитительно прекрасный инструмент именно для такой работы. Оно не

только обеспечивает непревзойденную четкость линий, обрисовывающих

форму,

и

точность

передачи

контуров;

следы,

оставляемые

пером,

хотя

и

черны

как

смоль,

могут

чрезвычайно

выразительно воспроизводить всякую нерегулярность силуэту и текстуры

(строение

поверхности)

объекта.

Использование контуров и метод выстраивания тонов посредством

линий или точек – две наиболее крупные отличительные характеристики

рисования ручкой. Их дополняет множество мелких, с которыми мы так

свыклись, что едва ли задумываемся о них: «хитрости» в имитации теней,

способы

изображения

деревьев,

например,

или

облаков,

приемы

воспроизведения

особенностей

текстуры

том

числе

строительных

материалов) и т.д.

Ход мастер-класса:

1.Эскиз карандашом.

Для эскиза нам нужен карандаш и листок.

Дети заранее подготавливают эскиз рисунка.

Есть самы разные методы работы с тушью. Самый традиционный способ,

когда вы просто работаете пером, можно исползовать линию, штрих.

На этом рисунке кроме линий больше ничего и не надо, рисунок получается

лаконичным. И этого достаточно.

Так же рисунок можно сделать тоном. И здесь используется штрих. При

помощи штриха можно выработать форму, прорабатывать тон. Штрих также

идет по направлению формы

.

(варианты штриховки)

Практическая часть:

Дети выполняют рисунок по уже готовым эскизам.



В раздел образования