Напоминание

Образ космической жизни в лирике Н.Заболоцкого


Автор: Федотова Софья Поликарповна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБНОУ "Октемский НОЦ"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия
Наименование материала: учебный проект
Тема: Образ космической жизни в лирике Н.Заболоцкого
Раздел: высшее образование





Назад




ОБРАЗ КОСМИЧЕСКОЙ

ЖИЗНИ В ЛИРИКЕ

Н.ЗАБОЛОЦКОГО

(

Анализ стихотворения «Я

воспитан природой суровой...»)

Выполнила: Павлова Иза , ученица 9”а”

Руководитель:Федотова.С.П

Содержание и этапы учебного

проекта по русской литературе

Тема проекта: Образ космической

жизни в стихотворении «

Я воспитан

природой суровой

» Н.Заболоцкого

Тип проекта: Учебный

Метод: проблемно-

исследовательский

Цели и задачи проекта:

Познакомиться со стихотворениями

Н.Заболоцкого.

Понять, как раскрывается образ

космической жизни в стихотворении

«Я воспитан природой суровой…»

Доказать, что стихотворение «Я

воспитан природой суровой…»

- яркий пример философской лирики

Проблемные вопросы проекта:

Как выражен космический образ в

стихотворении «Я воспитан природой

суровой…» Заболоцкого

В чем заключается взаимодействие

Человека, Природы, Космоса?

Существует ли взаимопроникновение

Космоса и Природы?

Почему человек так томим сознанием:

есть ли жизнь в Космосе?

Гипотеза:

Если Н. Заболоцкий

писал о

взаимодействии

Человека, Природы и

Космоса, то

следовательно, можно

говорить, что Космос

является

источником

вдохновения

поэтического

творчества,

постижения тайны

Вселенной.

Из жизни Н.Заболоцкого

(24.04.1903-14.10.1958)

Николай Заболоцкий родился 24 апреля в семье агронома и сельской учительницы близ

Казани, но крещен был в г.Уржуме Вятской губернии. Н.А. Заболоцкий получил среднее

образование в Уржумском реальном училище.

В

1921

году

он

поступает

на

отделение

языка

и

литературы

Петроградского

педагогического института имени А. И. Герцена.

Первая книжка Заболоцкого «Столбцы» (1929 г., 22 стихотворения) имела шумный и даже

скандальный

успех.

Поэтика

гротеска

и

косноязычия,

нарушения

ритма

и

метра,

шокирующие

прозаизмы,

откровенная

нелитературная

стилистика

-

ошеломляли

читателя. Впрочем, манера «Столбцов» для автора была закономерна. В 1927 году

Заболоцкий

совместно

с

Д.

Хармсом,

А.

Введенским,

К.

Вагиновым

и

др.

основал

литературно-театральную

группу

ОБЭРИУ

(Объединение

Реального

Искусства).

Свойственные всем членам группы элементы алогизма, абсурда, гротеска не были чисто

формальными приемами, а выражали, и своеобразно, конфликтность мироуклада.

После публикации в 1933 году поэмы «Торжество земледелия» Заболоцкий был объявлен

поборником формализма и апологетом чуждой идеологии. Готовая к печати книга стихов

(1933) не вышла. Средства к существованию давала работа в детской литературе -

Заболоцкий сотрудничал в журналах «Еж» и «Чиж», писал стихи и прозу для детей.

Наиболее известны его перевод-обработка для юношества поэмы Ш. Руставели «Витязь

в тигровой шкуре», а также переложения книги Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и

романа

де

Костера

«Тиль

Уленшпигель».

Тем

не

менее

в

1937

году

выходит

его

следующая, включающая 17 стихотворений, - «Вторая книга».

19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы. По 1944

год он отбывал незаслуженное наказание в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем

Востоке и в Алтайском крае.

В 1946 году Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить

в столице. Начался новый, московский период его творчества.

“Я воспитан природой суровой…”

Я воспитан природой суровой, И туманные звезды светили,

Мне довольно заметить у ног Заливая лучами кусты.

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок. И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав ,

Чем обычней простое растенье, Все лежал бы и думал я думу

Тем живее волнует меня Беспредельных полей и дубрав.

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек , у края,

Где ручей задыхаясь поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

Поэтическая тема стихотворения отражает

взаимодействие, взаимоотношения человека и

природы и Космоса

Автор с первой же строки обозначает себя как

воспитанника природы, признавая за ней

ведущую, определяющую роль: «Я воспитан

природой суровой».И далее акцентируется

воздействующий характер природы: не «я

волнуюсь», а «волнует меня Первых листьев

его появленье» -субъектом выступает не

человек, а явление природы – «простое

растенье».

Человек – «воспитанник природы», гражданин

«в государстве ромашек».

Положение человека в мире природы не просто как части ее,

а как ее гражданина выражено метафорой: «В государстве

ромашек».

Совершенно

закономерно,

что

характер

природы

в

таком

соотношении определяет склад, натуру человека. Характер

природы передается эпитетом суровой; кроме того, он

выражен

метонимически

-

за

счет

конкретных

деталей,

которые

сами

по

себе

представляют

метафору:

«Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый

клинок

».Именно

«природой

суровой»

определяется

способность

человека

волноваться

по

поводу

обычного

явления:

«Чем

обычней

простое

растенье,

Тем

живее

волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете

весеннего дня».

Человек – «воспитанник природы, гражданин «в государстве

ромашек»

Николая

Заболоцкого

волнует

рождение

растения:

поскольку

чудо

пробуждения

к

жизни

«на

рассвете

весеннего

дня»

обнаруживает самое «простое растенье»- вот

почему «чем обычней простое растенье, тем

живее волнует меня»

Мир природы, в который включен человек, все

больше расширяет мир земли- «государство

ромашек»,

олицетворенный

и

живой-

соединяется с небом именно через человека:

«Пролежал

бы

всю

ночь

до

утра

я,

Запрокинув лицо в небосвод»

Космос – мировая жизнь

В мире космическом, где Земля объединяется с небом,

жизнь представлена развернутой метафорой: «Жизнь

потоком светящейся пыли Все текла бы, текла сквозь

листы, И туманные звезды светили, заливая лучами

кусты.».Основание этого образа – течение –свет,

Очень важно, что течение, льющийся характер

метафорически представленной жизни соотнесено здесь

одновременно и с движением воды, и с движением

света (небесного источника жизни).Движение как

необходимейшее условие жизни и как ее проявление

акцентировано в стихотворении активностью глагольных

форм, повтором («Все текла бы, текла…»), самим

образом потока, направленного от неба к земле.

Вывод:

Возникает картина огромного масштаба: вселенское

проникает в земное; источником той жизни, которую

обнаруживает земное «простое растенье», оказывается

огромный космос.

А человек? А человек явлен здесь ограничнейшей частью

живой природы; он находится «посреди очарованных

трав».Именно слияние его с природой передает авторская

метафора, завершая стихотворение: «Все лежал бы и

думал я думу Беспредельных полей и дубрав».

Итак, стихотворение Н.Заболоцкого передает образ

осмысленного представления единой космической жизни

в явлениях неба, земной природы и человека. Это уже

образец не просто пейзажной, а философской лирики.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза оказалась

верна.



В раздел образования