Автор: Федотова Софья Поликарповна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБНОУ "Октемский НОЦ"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия
Наименование материала: учебный проект
Тема: Образ космической жизни в лирике Н.Заболоцкого
Раздел: высшее образование
ОБРАЗ КОСМИЧЕСКОЙ
ЖИЗНИ В ЛИРИКЕ
Н.ЗАБОЛОЦКОГО
(
Анализ стихотворения «Я
воспитан природой суровой...»)
Выполнила: Павлова Иза , ученица 9”а”
Руководитель:Федотова.С.П
Содержание и этапы учебного
проекта по русской литературе
Тема проекта: Образ космической
жизни в стихотворении «
Я воспитан
природой суровой
» Н.Заболоцкого
Тип проекта: Учебный
Метод: проблемно-
исследовательский
Цели и задачи проекта:
Познакомиться со стихотворениями
Н.Заболоцкого.
Понять, как раскрывается образ
космической жизни в стихотворении
«Я воспитан природой суровой…»
Доказать, что стихотворение «Я
воспитан природой суровой…»
- яркий пример философской лирики
Проблемные вопросы проекта:
Как выражен космический образ в
стихотворении «Я воспитан природой
суровой…» Заболоцкого
В чем заключается взаимодействие
Человека, Природы, Космоса?
Существует ли взаимопроникновение
Космоса и Природы?
Почему человек так томим сознанием:
есть ли жизнь в Космосе?
Гипотеза:
Если Н. Заболоцкий
писал о
взаимодействии
Человека, Природы и
Космоса, то
следовательно, можно
говорить, что Космос
является
источником
вдохновения
поэтического
творчества,
постижения тайны
Вселенной.
Из жизни Н.Заболоцкого
(24.04.1903-14.10.1958)
Николай Заболоцкий родился 24 апреля в семье агронома и сельской учительницы близ
Казани, но крещен был в г.Уржуме Вятской губернии. Н.А. Заболоцкий получил среднее
образование в Уржумском реальном училище.
В
1921
году
он
поступает
на
отделение
языка
и
литературы
Петроградского
педагогического института имени А. И. Герцена.
Первая книжка Заболоцкого «Столбцы» (1929 г., 22 стихотворения) имела шумный и даже
скандальный
успех.
Поэтика
гротеска
и
косноязычия,
нарушения
ритма
и
метра,
шокирующие
прозаизмы,
откровенная
нелитературная
стилистика
-
ошеломляли
читателя. Впрочем, манера «Столбцов» для автора была закономерна. В 1927 году
Заболоцкий
совместно
с
Д.
Хармсом,
А.
Введенским,
К.
Вагиновым
и
др.
основал
литературно-театральную
группу
ОБЭРИУ
(Объединение
Реального
Искусства).
Свойственные всем членам группы элементы алогизма, абсурда, гротеска не были чисто
формальными приемами, а выражали, и своеобразно, конфликтность мироуклада.
После публикации в 1933 году поэмы «Торжество земледелия» Заболоцкий был объявлен
поборником формализма и апологетом чуждой идеологии. Готовая к печати книга стихов
(1933) не вышла. Средства к существованию давала работа в детской литературе -
Заболоцкий сотрудничал в журналах «Еж» и «Чиж», писал стихи и прозу для детей.
Наиболее известны его перевод-обработка для юношества поэмы Ш. Руставели «Витязь
в тигровой шкуре», а также переложения книги Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и
романа
де
Костера
«Тиль
Уленшпигель».
Тем
не
менее
в
1937
году
выходит
его
следующая, включающая 17 стихотворений, - «Вторая книга».
19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы. По 1944
год он отбывал незаслуженное наказание в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем
Востоке и в Алтайском крае.
В 1946 году Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить
в столице. Начался новый, московский период его творчества.
“Я воспитан природой суровой…”
Я воспитан природой суровой, И туманные звезды светили,
Мне довольно заметить у ног Заливая лучами кусты.
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок. И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав ,
Чем обычней простое растенье, Все лежал бы и думал я думу
Тем живее волнует меня Беспредельных полей и дубрав.
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек , у края,
Где ручей задыхаясь поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
Поэтическая тема стихотворения отражает
взаимодействие, взаимоотношения человека и
природы и Космоса
Автор с первой же строки обозначает себя как
воспитанника природы, признавая за ней
ведущую, определяющую роль: «Я воспитан
природой суровой».И далее акцентируется
воздействующий характер природы: не «я
волнуюсь», а «волнует меня Первых листьев
его появленье» -субъектом выступает не
человек, а явление природы – «простое
растенье».
Человек – «воспитанник природы», гражданин
«в государстве ромашек».
Положение человека в мире природы не просто как части ее,
а как ее гражданина выражено метафорой: «В государстве
ромашек».
Совершенно
закономерно,
что
характер
природы
в
таком
соотношении определяет склад, натуру человека. Характер
природы передается эпитетом суровой; кроме того, он
выражен
метонимически
-
за
счет
конкретных
деталей,
которые
сами
по
себе
представляют
метафору:
«Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый
клинок
».Именно
«природой
суровой»
определяется
способность
человека
волноваться
по
поводу
обычного
явления:
«Чем
обычней
простое
растенье,
Тем
живее
волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете
весеннего дня».
Человек – «воспитанник природы, гражданин «в государстве
ромашек»
Николая
Заболоцкого
волнует
рождение
растения:
поскольку
чудо
пробуждения
к
жизни
«на
рассвете
весеннего
дня»
обнаруживает самое «простое растенье»- вот
почему «чем обычней простое растенье, тем
живее волнует меня»
Мир природы, в который включен человек, все
больше расширяет мир земли- «государство
ромашек»,
олицетворенный
и
живой-
соединяется с небом именно через человека:
«Пролежал
бы
всю
ночь
до
утра
я,
Запрокинув лицо в небосвод»
Космос – мировая жизнь
В мире космическом, где Земля объединяется с небом,
жизнь представлена развернутой метафорой: «Жизнь
потоком светящейся пыли Все текла бы, текла сквозь
листы, И туманные звезды светили, заливая лучами
кусты.».Основание этого образа – течение –свет,
Очень важно, что течение, льющийся характер
метафорически представленной жизни соотнесено здесь
одновременно и с движением воды, и с движением
света (небесного источника жизни).Движение как
необходимейшее условие жизни и как ее проявление
акцентировано в стихотворении активностью глагольных
форм, повтором («Все текла бы, текла…»), самим
образом потока, направленного от неба к земле.
Вывод:
Возникает картина огромного масштаба: вселенское
проникает в земное; источником той жизни, которую
обнаруживает земное «простое растенье», оказывается
огромный космос.
А человек? А человек явлен здесь ограничнейшей частью
живой природы; он находится «посреди очарованных
трав».Именно слияние его с природой передает авторская
метафора, завершая стихотворение: «Все лежал бы и
думал я думу Беспредельных полей и дубрав».
Итак, стихотворение Н.Заболоцкого передает образ
осмысленного представления единой космической жизни
в явлениях неба, земной природы и человека. Это уже
образец не просто пейзажной, а философской лирики.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза оказалась
верна.