Автор: Галушкина Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 27
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся
Раздел: начальное образование
Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся
1.Сущность оценочной деятельности учителя
Оценочная деятельность учителя – это особого рода деятельность,
включающая в себя контроль, проверку, оценку и конечный результат –
отметку, направленная со стороны педагога на ученика, с целью определения
уровня знаний ученика и воздействия на него с положительной стороны. В
зависимости от личностных качеств педагога, от направленности его
деятельности, от стиля и манеры преподавания предмета у каждого учителя
свои формы контроля, критерии оценки и отметки.
В сложившейся отечественной системе обучения «оценка» и «отметка»
трактуются, как правило, в качестве идентичных терминов, с оговоркой, что
«оценка» выступает в форме отметок (баллов), но дальше этой оговорки об
отметках и оценках рассуждения не идут. Разграничение сути понятий
«оценка» и «отметка» очень важно для более глубокого рассмотрения
психолого-дидактических,
воспитательных
и
педагогических
аспектов
оценочной стороны традиционного обучения.
По Ф.В. Костылеву, «оценка» «в любой деятельности всегда есть
выражение отношения уровня достигнутого к тому, что должно быть сделано
(к идеалу, образцу, шаблону). Она заложена в самой сущности человеческого
поведения
и
любых
его
занятий».
Так
возникает
саморегуляция,
самоуправление на основе самооценки.
Ш.А. Амонашвили, указывает, что «оценка – это процесс, деятельность
(или действие) оценивания, осуществляемая человеком»; «отметка является
результатом этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно-
формальным отражением». Под проверкой и оценкой знаний, умений и
навыков учащихся, по мнению Амонашвили, «понимается выявление и
сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности
с
требованиями,
заданными
программой.
Проверкой
устанавливается:
правильно
ли
выполнено
учебное
задание,
нет
ли
отклонений
в
формировании представлений и понятий, каковы уровень и качество умений
и навыков. Точность и полнота оценки определяют рациональность
движения к цели. ЗУНы должны быть оценены с той единственной целью,
чтобы наметить пути их совершенствования, углубления, уточнения для
активного
включения
школьников
в
многостороннюю
трудовую
и
творческую деятельность, направленную на познание и преобразование
действительности». Однако не трудно заметить подтекст оценочной системы
обучения, заключающийся в поощрении и принуждении учащихся к учению.
Такая «функция оценки достигает своей вершины при выставлении
отметки». Учитель пользуется оценкой с помощью отметок не только для
определения
уровня
продвижения
учеников
в
усвоении
знаний
и
ориентирования в их качестве, но и для поддерживания дисциплины,
воздействия на школьников. На основе анализа обнаруженного проверкой
уровня знаний и навыков каждого отдельного школьника учитель может
оценить этот уровень в форме словесных суждений и отметки». На основе
этого учитель даёт необходимые советы и указания ученику и проявляет своё
отношение к его личности и учебным стараниям. Ш.А.Амонашвили считает,
что «уподобление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса
решения задачи с его результатом. На основе оценки может появиться
отметка как её формально-логический результат».
11.Раскройте эмоциональную, управленческую, информационную,
функции контроля и оценки в начальной школе
Функции контроля и оценки в начальной школе. Проверка и оценка
достижений
младших
школьников
является
весьма
существенной
составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической
деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами
учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы
организации) должен соответствовать современным требованиям общества,
педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям
образования в первом звене школы.
Система контроля и оценивания позволяет установить персональную
ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.
Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде
всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню
их воспитанности и развития.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной
целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по
конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную
задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя,
критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их
устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций:
социальная функция;
образовательная функция;
воспитательная функция;
эмоциональная функция
проявляется в том, что любой вид оценки
(включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает
соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка
может
вдохновить,
направить
на
преодоление
трудностей,
оказать
поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить
низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов
обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна
соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с
ним, огорчаться вместе ним) и ориентировать его на успех, выражать
уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.
Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики
начального обучения – младший школьник должен учиться на успехе.
Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что
ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним
ошибки и наметит пути их устранения;
информационная функция
является основой диагноза планирования и
прогнозирования. Ее главная особенность – возможность проанализировать
причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения
учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны
ведомого;
управленческая функция очень важна для развития самоконтроля
школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою
деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция
управления
помогает
выявить
пробелы и
недостатки в
организации
педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не
так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-
воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь
между педагогом и обучающимися.
21.Общие подходы и особенность процедуры оценивания при
безотметочном
обучении.
Необходимые
условия
введения
безотметочной системы обучения в начальной школе.
Общие подходы к оцениванию при безотметочном обучении.
В
основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:
что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что
оценивать не следует);
как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то,
что оценивается);
каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура
оценивания, этапы ее осуществления);
что нужно учитывать
при таком оценивании (т.е. каковы
необходимые
педагогические
условия
эффективности
безотметочной
системы оценивания).
Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки
учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни
должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны
обучения. Если 90 % оценочных суждений и действий учителя будет
посвящено ЗУНам, и лишь 10 % – творческим проявлениям ребенка, то
ученики получают ясное сообщение о том, что учитель их ценит в основном
как исполнителей, точно следующих его образцам и инструкциям, как людей,
успешно действующих по правилам и алгоритмам.
Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была
социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов,
и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной
газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы
наряду с художественным творчеством находили социальное признание
интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные
вопросы,
самостоятельный
поиск
детьми
дополнительного
учебного
материала, интересные догадки, не обязательно правильные (они могут быть
оформлены в специальной классной «Тетради наших догадок, вопросов и
открытий»).
Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка
(темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается
выполненная работа, а не ее исполнитель.
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании
знаний
и
навыковых
достижений
ученика
не
должен
употреблять
«заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и
т.п.
При безотметочном обучении используются такие средства оценивания,
которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное
продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя
на
сравнение
детей
между
собой,
ранжирование
учеников
по
их
успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется
результат выполненной работы по определенному критерию, различные
формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которых
отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров.
Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка
и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения –
недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый «Экран
успеваемости». Оценки не должны становиться причиной наказания или
поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении
состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской
оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения.
Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где
существует объективный однозначный критерий оценивания (например,
количество
звуков
в
слове)
и
не
выбираются
те,
где
неизбежна
субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и
форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны
быть предметом договора между учителем и учениками.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из
оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок
будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из
которых имеет свой критерий оценивания.
Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня
предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это
приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не
имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы,
которую ученик не предъявляет для оценки.
Содержательное
самооценивание
неотрывно
от
умения
себя
контролировать.
В обучении должны использоваться особые задания,
обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
Младшие
школьники
имеют
право
на
самостоятельный
выбор
сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание
должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения
(например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается
учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение
ребенка, отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства,
позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику
учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не
только абсолютные оценки (например, графики уменьшения количества
ошибок в диктантах, в счете и т. п.).
Оценка
высших
достижений
ребенка
(самый
быстрый,
самый
аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детей мощным
стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок
высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности,
которая
может
травмировать
некоторых
детей
и
не
соответствует
личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении
оценок высших достижений (медалей, грамот и пр.) должен решаться очень
осторожно и индивидуально.
О необходимых условиях введения безотметочной системы обучения
в начальной школе. Работа в режиме безотметочного обучения требует на-
личия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное
принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического
коллектива. Важно, чтобы эта «оценочная политика» была не просто принята
на уровне школы, но и тщательно разработана, по крайней мере, должен быть
заранее продуман ряд опросов, обеспечивающих функционирование единого
оценочного «организма» школы. Среди таких вопросов можно назвать
следующие:
1.
«Стыковка» на уровне общих подходов к оцениванию между
начальной и основной школой. Если не будет выстроен специальный переход
от способов оценивания в начальной школе к нормативному оцениванию в
основной школе, дети пострадают от резкого перепада в оценочных
взаимоотношениях с учителями. Проблема «стыковки» безотметочного
обучения и традиционного оценивания в рамках обучения в начальной школе
(если такой переход осуществляется, например, после первого класса, или
после
второго,
третьего)
тоже
существует,
хотя
и
выглядит
менее
болезненной.
2.
«Стыковка» «оценочной политики» школы и семьи. Должны быть
продуманы механизмы постоянного согласования и координации оценочной
политики учителей и родителей школьника на всех этапах обучения.
3.
«Стыковка» оценочных требований администрации и учителей всех
ступеней, договор о приемлемых формах внутришколъного контроля
(правилах ведения классных журналов, ученических дневников).
Этапы введения новой безотметочной системы оценивания в
общеобразовательном учреждении.
Этап 1: принятие школой единой «оценочной политики».
Исходной точкой принятия образовательным учреждением единой
«оценочной политики» и курса на реализацию идеи безотметочного обучения
во многих школах может стать «Положение о безотметочном обучении». В
этом школьном документе могут быть прописаны все условия, средства,
методы и формы оценивания, используемые в учебно-воспитательном
процессе. Там же могут быть отражены особые формы ведения школьной
документации
(классных
журналов,
дневников
учащихся,
формы
административного школьного контроля работы учителей), которые, как уже
отмечалось, должны быть результатом договора.
Помимо указанного документа педагогический коллектив школы во
главе с администрацией школы и при обязательном участии учащихся может
составить “Правила оценочной безопасности”,
регламентирующие, что
можно и нужно делать при оценивании, и чего делать нельзя.
Этап 2: работа методических объединений.
Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль,
оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко
понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого
учебного цикла, каждой темы, каждого изучаемого раздела. С этой целью в
школах, работающих в режиме безотметочного обучения, рекомендуется
организовать специальную работу методических объединений. Ее цель –
анализ содержания программ и четкое определение тех знаний и умений,
которые должны быть сформированы на конец учебного года, на конец
четверти, на конец изучения каждого раздела. В результате по каждому
предмету составляется четкое планирование с предполагаемыми итоговыми
результатами
для
каждого
содержательного
блока
программы
и
обозначением ожидаемых сроков усвоения этих блоков.
Этап 3: работа учителей в режиме безотметочного обучения.
В начале изучения темы учителю желательно провести так называемую
стартовую работу, цель которой – оценка начального уровня подготовки
учащегося. Результат такой оценки можно фиксировать по-разному: с
помощью определенного количества баллов за выполнение каждого задания;
«дробью», которая фиксирует отношение правильно выполненного объема
работы к общему объему заданий; в процентах и т.п. В дальнейшем
сравнение результата стартовой работы с результатом в конце изучения
раздела поможет учителю зафиксировать «прирост» в умениях каждого
ученика.
Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью
особых условных шкал – «волшебных линеечек», напоминающих ребенку
измерительный
прибор
(этот
инструмент
самооценки,
предложенный
Т.Дембо и С.Рубинштейном, широко используется в психологической
диагностике).
С помощью линеечки можно измерить все, что угодно. Например,
учитель объясняет первоклассникам, что на самом верху «линеечки» может
поставить «крестик» тот ребенок, который все слова в диктанте написал
отдельно, в самом низу этой линеечки – тот, кто все слова написал слитно.
Таким образом, ребенок ставит «крестик» на условной шкале в соответствии
с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и
самым худшим результатами по выбранному критерию. Затем учитель ставит
свой «крестик» на той же «линеечке». Такая форма оценивания удобна для
письменных
работ
учащихся.
Принципиальное
отличие
«волшебных
линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей
исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя
накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык
традиционных отметок.
Можно оценивать промежуточные результаты обучения и с помощью
любого другого подобного условного измерителя. Главное, чтобы эти формы
фиксации были трудно переводимы в стандартные отметки, не могли
суммироваться и накапливаться, не оставляли возможности сравнивать детей
между собой. Разумеется, любые изобретенные учителем формы оценивания
должны
использоваться
с
соблюдением
тех
«Правил
оценочной
безопасности», которые выработаны педагогическим коллективом.
В
начале
изучения
темы
полезно
провести
стартовую
оценку
подготовки учащихся. Результаты такой оценки в начальной школе можно
отметить
с
помощью
«лесенки
достижений»,
поместив
фигурку,
символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или
иную ступеньку лесенки.
Целесообразно также использовать так называемую «холистическую
шкалу». Оценка работ с ее помощью ведется следующим способом. Все
работы учащихся раскладываются на группы в соответствии с разными
критериями, например: на две стопки по общему признаку «приемлемо – не
приемлемо», затем каждая из этих групп может быть рассортирована по
иным критериям. Так, в стопке работ «приемлемо» может быть выделена
группа работ, отвечающая признаку «имеет некоторое особое качество», или,
напротив,
группа
работ
с
характерными
недочетами
(«неверное
оформление»). Стопку работ «неприемлемо» можно разложить на группы в
соответствии с допущенными ошибками в общеучебных навыках (например:
«плагиат», «нарушена логика», «пробелы в фундаментальных знаниях»,
«ошибки в русском языке») или в соответствии с типичными ошибками,
специфическими для данного предмета.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в
освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно
также заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений»,
который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и
учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков, или,
например, закрашивая определенную клеточку – полностью иди частично. В
«Листе индивидуальных достижений» полезно фиксировать текущие оценки
по всем формируемым на данном этапе навыкам. (Примерный лист для
букварного периода представлен в приложении 2).
В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных
умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения,
письма, вычислительных навыков и др. Регулярность заполнения листа
может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам
ученик (совместно с учителем и под его контролем). Более подробно формы
текущей оценки при безотметочном обучении описаны в рекомендациях
Министерства
образования
Российской
Федерации
для
участников
эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего
образования «Система оценивания учебных достижений школьников» (2001
г.).
В конце темы (раздела, этапа обучения) следует провести срезовую
работу,
направленную
на
проверку
сформированности
необходимых
навыков. При подготовке к тематической (промежуточной, рубежной,
итоговой) проверке необходимо, помимо содержания и последовательности
расположения заданий в работе, обсудить также и общие правила ее
выполнения,
систему
оценивания.
Для
формирования
более
полного
представления о критериях и нормах оценивания
правильности
выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
целесообразно обсуждать эти параметры с детьми, устанавливать их
совместно, например, с учетом сложности задания, - это поможет ребенку
еще раз продумать весь процесс его выполнения. Такая работа особенно
полезна на начальной стадии формирования алгоритмов, универсальных
способов
деятельности.
Полезно
также
договариваться
о
системе
поощрительных и штрафных оценок (например, баллов).
Аналогичную деятельность желательно вести и в ходе изучения темы. В
содержании проверочной работы в соответствии с принятым подходом
выделяются две части: обязательная и дополнительная.
Задания первой части должны выполнить все дети. При этом важно,
чтобы установленные критерии не требовали выполнения всех заданий
обязательной части работы, а допускали право на ошибку.
Дополнительные
задания
выполняются
(или
не
выполняются)
учащимися на добровольной основе. Важно, чтобы дополнительные задания
были разнообразны и по сложности, и по типу заданий. Ученик имеет право
продемонстрировать свои индивидуальные достижения и получить высшую
оценку за любой, самостоятельно им определенный набор заданий, которые
он может и хочет выполнить.
Оценка обеих частей проводится раздельно. Выполнение обязательных
заданий и всей обязательной части целесообразно оценивать с помощью
дихотомической шкалы, показывающей, достиг или не достиг ученик уровня
базовых требований. Возможно, например, пользоваться оценками «+» или
«-»,
или
оценкой
«зачет»,
а
вместо
оценки
«незачтено»
оставлять
незаполненную клетку. Выполнение заданий дополнительной части удобно
отмечать с помощью набранных баллов, которые затем, по заранее
обговоренной схеме, можно трансформировать в любые качественные
поощрительные оценки или, для простоты, в традиционные отметки
«хорошо» или «отлично». Более низкие оценки за дополнительную часть
ставить не рекомендуется. Оценивать выполнение дополнительной части
целесообразно только при условии правильности выполнения обязательной
части.
В конце темы (раздела) рекомендуется провести проверочную работу,
направленную на оценку сформированности планируемых навыков и
умений. Принципиально важно, что при подготовке к ней учитель должен
обсудить вместе с детьми
критерии успешности ее выполнения. При
оценивании такой работы можно пользоваться следующей технологией.
Чтобы зафиксировать не только конечный результат (например, решена
или не решена математическая задача), но и проследить,
где ребенок
допустил ошибку и каких именно знаний, умений или навыков ему не
хватило для успешного решения задания, удобно пользоваться таблицей,
представленной в приложении 3.
В этой таблице указана «стоимость» каждого умения, необходимого для
решения данной задачи, и его принадлежность к определенному кругу
умений (субтестам). Учитель фиксирует успешность выполнения этих шагов
(“+” – если шаг пройден верно, “-” – если допущена ошибка или ученик не
справился, “0” – если ученик не приступал к выполнению этого шага).
Выполняя эти действия по всем заданиям контрольной (проверочной)
работы, учитель, таким образом, фиксирует результат ребенка в целом по
контрольной
работе.
Затем
сумма
набранных
учеником
баллов
за
контрольную работу целиком и по каждому из проверяемых в ней субтестов
в отдельности переводится в единую 100-балльную шкалу как процентное
отношение достигнутого к максимально возможному.
Оценивая ученические работы, таким образом, следует отмечать
положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его
предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения
успешности работ разных учеников между собой.
На основе обобщения учителями результатов проверочной работы
строится аналитическая работа методического объединения и школы в
целом, определяется направление корректировки в дальнейшей работе и
осуществляется планирование изучения следующего содержательного блока.
В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года может
быть предложен оценочный лист.
В нем
могут быть отражены уровни
овладения ключевыми умениями по каждому предмету. Например, по
русскому языку в конце третьего класса это могут быть следующие умения:
проверка орфограмм безударных гласных и сомнительных согласных в
корнях слов, проверка орфограмм в окончаниях слов, умение безошибочно
списывать текст и пр. Результат усвоения предмета по каждому параметру
может быть зафиксирован в процентах.
Все перечисленные формы касались оценки предметных знаний, умений
и навыков. Но, как уже было сказано, оценивание не должно исчерпываться
этим. Необходимо также выработать формы для оценки творчества и
инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни. Одним из возможных
вариантов оценки проявлений детского творчества в процессе обучения
является «Тетрадь открытий».
Это классный альбом (книга), в которой фиксируются авторские записи
детей, помогающие ученикам класса продвигаться в учебном материале.
«Тетрадь
открытий»
может
быть
представлена
тремя
блоками:
записи-«догадки» детей (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы);
записи-результаты письменных работ детей; записи-обобщения пройденного
материала. Для того чтобы «Тетрадь открытий» стала действенным
инструментом формирования ценности личностно значимого открытия,
необходимо, чтобы для детей стали доступны критерии отбора материала для
записи в тетрадь. Их учитель выделяет совместно с детьми, исходя из той
ситуации, которая возникла на уроке.
Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика
для
их
оценки
является
«Портфель
достижений
ученика»,
который
представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут
входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы,
отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-
познавательной
деятельности
ученика
–
самостоятельно
найденные
информационно-справочные материалы из дополнительных источников,
доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем
продвижении и т.д. Метод составления таких «портфелей» основывается на
анализе способностей ученика, его интересов. При отборе образцов работ
учеников учителю следует задуматься над следующими вопросами:
что считать хорошим показателем для этого конкретного ученика;
какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его
прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце;
как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами
из его «портфеля».
Умелое использование «Портфеля достижений ученика» предоставляет
учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и
способствует участию детей в оценке своей собственной работы.
Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях
безотметочного
обучения
требует
высочайшего
педагогического
профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму
идею
безотметочного
обучения
–
пути
к
гуманизации
российского
образования, основанного на новой педагогической философии.