Автор: Галушкина Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 27
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: К проблеме исследования экономического сознания младших школьников
Раздел: начальное образование
1
К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Галушкина Галина Анатольевна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 27
Современные дети рано вступают в экономические отношения,
часто не имея необходимых экономических знаний и навыков.
Неразвитость экономического мышления, отсутствие элементарной
экономической
грамотности,
недостаточная
подготовленность
учащихся к жизни и труду приводит к тому, что выпускники школы
оказываются не защищенными на рынке труда. В этой ситуации очень
важно дать учащимся экономические знания, необходимые для
взрослой жизни. Важную роль в этом процессе играет начальная
школа
как
первая
и
самая
значительная
ступень
в
системе
экономического образования, потому что уже у младших школьников
должны закладываться основы экономического сознания личности.
В российской науке существуют разные подходы к определению
структуры
экономического
сознания
человека.
Поэтому
для
разработки
методов
оценки
сформированности
экономического
сознания младших школьников необходимо провести теоретический
анализ имеющихся подходов к содержанию и структуре данной
категории.
Большой вклад в научное осмысление понятия экономическое
сознание внесли: И.В. Алешина, Т.В. Дробышева, О.С. Дейнека, Н.А.
Журавлева, А.Л. Журавлев,
С.В. Ковалев, А.Д. Карнышев, А.Б.
Купрейченко,
А.И. Китов, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, В.В.
Спасенников, А.Б. Фенько, В.А.Хащенко, А.В. Филиппов и др.
Одно
из
наиболее
ранних
определений
экономического
сознания дано А.В. Филипповым и С.В. Ковалевым, которые
расценивают его как системную составляющую сознания, как высший
уровень
психического
отражения
экономических
отношений
общественно развитым человеком. Авторы выделили 6 элементов в
структуре
экономического
сознания:
экономическое
устройство
общества, обобщенное отражение экономического порядка; конструкт
достижения
целей
экономической
деятельности;
конструкт,
объясняющий экономический порядок в общем виде; конструкт
экономических измерений; отражение идеальных экономических
2
отношений; конструкт долговременной ориентации повседневных
экономических отношений [1].
В.А. Хащенко рассматривает экономическое сознание как
систему
отрефлексированных
в
сознании
личности
экономико-
психологических
феноменов,
которые
порождаются
психологическими отношениями «человек - экономическая среда» [7].
А.Д. Карнышев определяет экономическое сознание человека,
как
совокупность
взглядов,
установок
на
основополагающие
социальные экономические и индивидуальные ценности, свое место и
роль в экономических структурах [5].
Н.М.
Лебедева
и
А.Н.
Татарко
экономическое
сознание
трактуют как системную составляющую сознания, высший уровень
психического отражения экономических отношений общественно
развитым человеком. Авторы считают, что экономическое сознание -
особая
форма
психической
деятельности,
ориентированная
на
преобразование и отображение экономической действительности [6].
В подходе А.Л. Журавлева и его коллег под экономическим
сознанием
подразумевается
частная
форма
группового
или
индивидуального сознания, которая заключается в разных формах
знания группового и индивидуального
субъекта о различных
экономических объектах и его отношении к этому знанию. К
основным
явлениям
группового
или
индивидуального
экономического сознания они относят: социальные представления об
экономических объектах; отношение к ним, а также мнения и
суждения
об
экономических
объектах;
социальные
установки,
связанные с экономическими объектами; чувства, эмоции, связанные с
экономическими объектами; феномен социальных ожиданий прогноза
экономических
изменений;
интерпретацию
экономико-
психологических явлений и социальную категоризацию. Авторы
подчеркивают, что данные феномены экономического сознания не
имеют
единого
основания
для
их
выделения,
они
частично
перекрывают друг друга и обозначаются терминами из разных
теоретических подходов [4]. В результате практических исследований
А.Л.
Журавлев
и
А.Б.
Купрейченко
включили
в
структуру
экономического сознания такие компоненты: представления человека
о себе как экономическом субъекте (экономическое Я личности,
субъективный экономический статус, экономические притязания,
экономическая самоидентификация, самооценка деловой активности,
представление о возможностях повышения доходов); ориентации на
3
экономические ценности, отношение к деньгам (представления
субъекта о роли, функциях денег в жизни, ценностная составляющая
значимости денег, потребность в деньгах, предпочитаемые действия с
деньгами); представления о богатстве и бедности; отношение к
богатым и бедным людям; отношение личности к собственности
(степень
желания
быть
собственником,
представления
об
атрибутивных признаках собственника); социальные установки и
формы
хозяйствования
(экономическое
поведение,
способы
достижения материального благополучия); отношение к партнерству
и конкуренции [3].
О.С.Дейнека
разработала
следующую
структуру
экономического
сознания:
экономические
представления
и
экономическое
мышление;
экономические
нормы,
мотивы
и
интересы; ощущение и восприятие в экономических событий;
экономические чувства и эмоции; экономические поступки, действия,
деятельность [2].
Е.С.Шибанова и В.А.Хащенко выделяют ведущие компоненты
экономического сознания: представление о богатстве (субъективная
шкала
доходов,
субъективное
экономическое
благополучие);
представление человека о себе как об экономическом субъекте,
(субъективный
экономический
статус,
экономические
запросы,
экономическая самоидентификация, самооценка деловой успешности,
представления о возможностях повышения доходов); отношение к
бедным и богатым людям; отношение к деньгам (потребность в
деньгах, представление о функции денег в жизни); отношение к
конкуренции (психологическая готовность к соревнованию с другими
людьми);
отношение
к
собственности
(степень
желания
быть
владельцем); ориентация человека на экономические ценности;
социальные установки личности по отношению к разным формам
экономического
поведения
(благотворительное,
потребительское,
предпринимательское, сберегающее, инвестиционное) [7].
Большинство
исследователей
экономического
сознания
рассматривают его как многоуровневое, противоречивое образование,
которое отражает уровень знакомства индивида с экономикой и
рациональное отношение к ней.
Результаты исследований показали, что экономическое сознание
тесно связывается с экономическими интересами людей, складывается
под влиянием объективных факторов экономического развития,
4
состояния экономического сознания в обществе, участия субъектов в
экономических преобразованиях.
Резюмируя
выше
изложенное,
следует
отметить,
что,
экономическое сознание является не суммой его компонентов, а
целостной
системой,
которой
присущи
многоуровневые
связи
компонентов, включающие координационные, субординационные и
иерархически организованные.
В своем исследовании мы будем придерживаться следующего
определения:
экономическое
сознание
-
это
особая
форма
психической деятельности, которая ориентируется на отображение и
преобразование экономической действительности
и заключается в
разных формах знания индивидуального о различных экономических
объектах и отношении к этому знанию. Основными компонентами
анализа экономического сознания школьников будут экономические
представления (знания о экономических процессах), экономическое
поведение (инвестиционное, благотворительное, потребительское,
предпринимательское, сберегающее), отношение к экономическим
явлениям (отношение к деньгам, бедным и богатым людям,
к
собственности и конкуренции).
Список литературы:
1.
Дейнека О.С. Экономическое сознание: феноменология,
структура и потенциал развития / Культура и экономическое
поведение: сборник науч. статей / под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н.
Татарко. - М.: МАКС Пресс, 2011. 544с
2.
Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие.
СПб: Изд-во С.-Петерб. университета, 2000. 160 с.
3.
Журавлев
А.Л.,
Купрейченко
А.Б.
Экономическое
самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2007. 408с.
4.
Журавлев
А.Л.,
Позняков
В.П.
Экономическая
психология: теоретические проблемы и направления эмпирических
исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики.
2004. Т. 1.№. № 3. 64с.
5.
Карнышев
А.Д.
Личность
и
экономическая
социализация
//
Экономическая
психология:
актуальные
теоретические и прикладные проблемы: Материалы седьмой научно-
практической конференции для Круглого стола IV Байкальского
5
экономического форума / Под общ. ред. Карнышева А.Д. Иркутск:
Изд-во БГУЭП, 2006. 58с.
6.
Лебедева Н.М., Татарко А. Н. Ценности культуры и
развитие общества. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. 527 с.
7.
Хащенко В. А. Социально-экономический подход к
анализу экономического самосознания // Материалы III всерос. съезда
психологов. СПб. 2003. Т. 8. 168 с.