Напоминание

К проблеме исследования экономического сознания младших школьников


Автор: Галушкина Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 27
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: К проблеме исследования экономического сознания младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




1

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Галушкина Галина Анатольевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 27

Современные дети рано вступают в экономические отношения,

часто не имея необходимых экономических знаний и навыков.

Неразвитость экономического мышления, отсутствие элементарной

экономической

грамотности,

недостаточная

подготовленность

учащихся к жизни и труду приводит к тому, что выпускники школы

оказываются не защищенными на рынке труда. В этой ситуации очень

важно дать учащимся экономические знания, необходимые для

взрослой жизни. Важную роль в этом процессе играет начальная

школа

как

первая

и

самая

значительная

ступень

в

системе

экономического образования, потому что уже у младших школьников

должны закладываться основы экономического сознания личности.

В российской науке существуют разные подходы к определению

структуры

экономического

сознания

человека.

Поэтому

для

разработки

методов

оценки

сформированности

экономического

сознания младших школьников необходимо провести теоретический

анализ имеющихся подходов к содержанию и структуре данной

категории.

Большой вклад в научное осмысление понятия экономическое

сознание внесли: И.В. Алешина, Т.В. Дробышева, О.С. Дейнека, Н.А.

Журавлева, А.Л. Журавлев,

С.В. Ковалев, А.Д. Карнышев, А.Б.

Купрейченко,

А.И. Китов, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, В.В.

Спасенников, А.Б. Фенько, В.А.Хащенко, А.В. Филиппов и др.

Одно

из

наиболее

ранних

определений

экономического

сознания дано А.В. Филипповым и С.В. Ковалевым, которые

расценивают его как системную составляющую сознания, как высший

уровень

психического

отражения

экономических

отношений

общественно развитым человеком. Авторы выделили 6 элементов в

структуре

экономического

сознания:

экономическое

устройство

общества, обобщенное отражение экономического порядка; конструкт

достижения

целей

экономической

деятельности;

конструкт,

объясняющий экономический порядок в общем виде; конструкт

экономических измерений; отражение идеальных экономических

2

отношений; конструкт долговременной ориентации повседневных

экономических отношений [1].

В.А. Хащенко рассматривает экономическое сознание как

систему

отрефлексированных

в

сознании

личности

экономико-

психологических

феноменов,

которые

порождаются

психологическими отношениями «человек - экономическая среда» [7].

А.Д. Карнышев определяет экономическое сознание человека,

как

совокупность

взглядов,

установок

на

основополагающие

социальные экономические и индивидуальные ценности, свое место и

роль в экономических структурах [5].

Н.М.

Лебедева

и

А.Н.

Татарко

экономическое

сознание

трактуют как системную составляющую сознания, высший уровень

психического отражения экономических отношений общественно

развитым человеком. Авторы считают, что экономическое сознание -

особая

форма

психической

деятельности,

ориентированная

на

преобразование и отображение экономической действительности [6].

В подходе А.Л. Журавлева и его коллег под экономическим

сознанием

подразумевается

частная

форма

группового

или

индивидуального сознания, которая заключается в разных формах

знания группового и индивидуального

субъекта о различных

экономических объектах и его отношении к этому знанию. К

основным

явлениям

группового

или

индивидуального

экономического сознания они относят: социальные представления об

экономических объектах; отношение к ним, а также мнения и

суждения

об

экономических

объектах;

социальные

установки,

связанные с экономическими объектами; чувства, эмоции, связанные с

экономическими объектами; феномен социальных ожиданий прогноза

экономических

изменений;

интерпретацию

экономико-

психологических явлений и социальную категоризацию. Авторы

подчеркивают, что данные феномены экономического сознания не

имеют

единого

основания

для

их

выделения,

они

частично

перекрывают друг друга и обозначаются терминами из разных

теоретических подходов [4]. В результате практических исследований

А.Л.

Журавлев

и

А.Б.

Купрейченко

включили

в

структуру

экономического сознания такие компоненты: представления человека

о себе как экономическом субъекте (экономическое Я личности,

субъективный экономический статус, экономические притязания,

экономическая самоидентификация, самооценка деловой активности,

представление о возможностях повышения доходов); ориентации на

3

экономические ценности, отношение к деньгам (представления

субъекта о роли, функциях денег в жизни, ценностная составляющая

значимости денег, потребность в деньгах, предпочитаемые действия с

деньгами); представления о богатстве и бедности; отношение к

богатым и бедным людям; отношение личности к собственности

(степень

желания

быть

собственником,

представления

об

атрибутивных признаках собственника); социальные установки и

формы

хозяйствования

(экономическое

поведение,

способы

достижения материального благополучия); отношение к партнерству

и конкуренции [3].

О.С.Дейнека

разработала

следующую

структуру

экономического

сознания:

экономические

представления

и

экономическое

мышление;

экономические

нормы,

мотивы

и

интересы; ощущение и восприятие в экономических событий;

экономические чувства и эмоции; экономические поступки, действия,

деятельность [2].

Е.С.Шибанова и В.А.Хащенко выделяют ведущие компоненты

экономического сознания: представление о богатстве (субъективная

шкала

доходов,

субъективное

экономическое

благополучие);

представление человека о себе как об экономическом субъекте,

(субъективный

экономический

статус,

экономические

запросы,

экономическая самоидентификация, самооценка деловой успешности,

представления о возможностях повышения доходов); отношение к

бедным и богатым людям; отношение к деньгам (потребность в

деньгах, представление о функции денег в жизни); отношение к

конкуренции (психологическая готовность к соревнованию с другими

людьми);

отношение

к

собственности

(степень

желания

быть

владельцем); ориентация человека на экономические ценности;

социальные установки личности по отношению к разным формам

экономического

поведения

(благотворительное,

потребительское,

предпринимательское, сберегающее, инвестиционное) [7].

Большинство

исследователей

экономического

сознания

рассматривают его как многоуровневое, противоречивое образование,

которое отражает уровень знакомства индивида с экономикой и

рациональное отношение к ней.

Результаты исследований показали, что экономическое сознание

тесно связывается с экономическими интересами людей, складывается

под влиянием объективных факторов экономического развития,

4

состояния экономического сознания в обществе, участия субъектов в

экономических преобразованиях.

Резюмируя

выше

изложенное,

следует

отметить,

что,

экономическое сознание является не суммой его компонентов, а

целостной

системой,

которой

присущи

многоуровневые

связи

компонентов, включающие координационные, субординационные и

иерархически организованные.

В своем исследовании мы будем придерживаться следующего

определения:

экономическое

сознание

-

это

особая

форма

психической деятельности, которая ориентируется на отображение и

преобразование экономической действительности

и заключается в

разных формах знания индивидуального о различных экономических

объектах и отношении к этому знанию. Основными компонентами

анализа экономического сознания школьников будут экономические

представления (знания о экономических процессах), экономическое

поведение (инвестиционное, благотворительное, потребительское,

предпринимательское, сберегающее), отношение к экономическим

явлениям (отношение к деньгам, бедным и богатым людям,

к

собственности и конкуренции).

Список литературы:

1.

Дейнека О.С. Экономическое сознание: феноменология,

структура и потенциал развития / Культура и экономическое

поведение: сборник науч. статей / под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н.

Татарко. - М.: МАКС Пресс, 2011. 544с

2.

Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие.

СПб: Изд-во С.-Петерб. университета, 2000. 160 с.

3.

Журавлев

А.Л.,

Купрейченко

А.Б.

Экономическое

самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во

«Институт психологии РАН», 2007. 408с.

4.

Журавлев

А.Л.,

Позняков

В.П.

Экономическая

психология: теоретические проблемы и направления эмпирических

исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики.

2004. Т. 1.№. № 3. 64с.

5.

Карнышев

А.Д.

Личность

и

экономическая

социализация

//

Экономическая

психология:

актуальные

теоретические и прикладные проблемы: Материалы седьмой научно-

практической конференции для Круглого стола IV Байкальского

5

экономического форума / Под общ. ред. Карнышева А.Д. Иркутск:

Изд-во БГУЭП, 2006. 58с.

6.

Лебедева Н.М., Татарко А. Н. Ценности культуры и

развитие общества. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. 527 с.

7.

Хащенко В. А. Социально-экономический подход к

анализу экономического самосознания // Материалы III всерос. съезда

психологов. СПб. 2003. Т. 8. 168 с.



В раздел образования