Напоминание

Создание ЦОР в логопедической практике


Автор: Александровская Наталья Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - Детский сад № 17 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Кудымкар, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Создание ЦОР в логопедической практике
Раздел: дошкольное образование





Назад




Александровская Наталья Юрьевна, учитель – логопед, МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 17 «Солнышко», г. Кудымкар
Создание цифровых образовательных ресурсов в логопедической практике

Формирование у детей правильной речи - важная задача в системе работы по обучению родному языку в детском саду. В последние годы значительно увеличился процент детей со сложными речевыми нарушениями, которые подвергаются коррекции с большим трудом. Несмотря на использование различных форм работы, и игровых приемов в обучении, дети считают коррекционные занятия наиболее трудными. Специфика работы логопеда на логопункте такова, что необходимо оказать помощь большему количеству детей, различными путями ускорив процесс коррекции. Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании наглядных материалов, однако современного ребенка невозможно привлечь и удивить традиционными средствами – картинками и игрушками. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Мы предположили, что повысить эффективность коррекционной работы наряду с применением традиционных приемов позволит использование компьютерных технологий. В нашем детском саду был проведен эксперимент, целью которого было выявление целесообразности использования компьютерных технологий в коррекции речи дошкольников. В ходе эксперимента было выявлено, что компьютер представляет широкие возможности использования моторного, слухового и зрительного анализаторов в процессе выполнения компьютерных заданий. Компьютерные технологии позволяют представить информацию в яркой форме, что ускоряет запоминание материала. Во время занятий у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Ребенок сам видит результат своей работы на экране монитора. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением.
Однако сегодня мы не можем не признать тот факт, что компьютер еще не стал мощным помощником учителям - логопедам в реализации коррекционных программ. Специализированных логопедических программ и игр не так уж и много, а имеющиеся либо отпугивают высокой ценой, либо требуют дополнений и изменений. В связи с этим возникла идея создать свой программный продукт - версию логопедических игр, известных детям в бумажном варианте, перенесенных на компьютерную основу. Так было разработано и внедрено в практику электронное пособие «Веселая семейка». Это семейка компьютерных героев. Пособие представляет собой систему взаимосвязанных гиперссылками презентаций. Оно содержит игры и упражнения на группы звуков, которые чаще всего нарушаются, и позволяет работать над всеми сторонами речи. При проведении артикуляционной гимнастики использование в качестве опоры картинок в виде презентации позволяет длительное время поддерживать интерес ребенка. При автоматизации поставленных звуков ребенок называет появившуюся картинку, выполняет нужное задание и получает от героя пособия поощрение за правильный ответ. В пособие включены игры на автоматизацию звука в слогах и словах: «Цветное пианино» (нажимая на цветные клавиши, ребенок проговаривает различные слоги), «Собери бусы» (ребенок мышкой «собирает» бусинки определенного цвета, проговаривая слоги), «Добавь слог» (ребенок добавляет определенный слог, и получается слово), «Выбери подарки» (ребенок помогает героям выбрать предметы на определенный звук), «Четвертый - лишний» (ребенок исключает предметы, в котором нет названного звука). Программный продукт «Веселая семейка» может использоваться и при обучении навыкам звукового анализа. С этой целью в пособие включен звуковой тренажер. Пособие позволяет проводить работу по формированию лексико-грамматических средств языка. В игре «Большой - маленький» ребенок учится образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, «Один - много» - правильно согласовывать числительные с существительными. На этапе работы над предложением в игре «Добавь слово» ребенок добавляет к чистоговорке
походящее по смыслу слово. Развитию психических процессов способствуют игры «Четвертый лишний», «Путаница» (ребенок должен понять суть небылицы и назвать ошибки художника). Разработанное пособие может использоваться как дополнение к традиционным методам. Введение игровых форм обучения с использованием компьютерной графики побуждает детей к более активной речи и вызывает интерес к учебному процессу. По результатам анализа данных на конец эксперимента был сделан вывод, что дети экспериментальной группы лучше усваивали материал, с интересом занимались на занятиях, повысился уровень речевого развития детей. При использовании ИКТ сократились сроки автоматизации звуков, увеличился процент выпускаемых детей с чистой речью. Таким образом, применение компьютера в дошкольном образовании способствует повышению интереса к обучению и эффективности коррекционной работы.
Список литературы:

1. Белова-Давид Р.А. «Нарушения речи дошкольников» М.,Просвещение,1972 2. Косинова Е.М. « Уроки правильной речи» ЭКСМО, Москва, 2004 3. Кукушкина О.И. «Компьютер в специальном образовании» Дефектология, 1994, № 5 4. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Пермь, 2007 5. Репина З.А. «Новые информационные технологии: специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» Вопросы гуманитарных наук, 2004 ,№ 5


В раздел образования