Автор: Ирина Валерьевна Серик
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №1
Населённый пункт: Приморско-Ахтарск
Наименование материала: статья
Тема: ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ в ДОУ и ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Раздел: дошкольное образование
ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ с
ОВЗ в ДОУ и ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Серик И.В.
Основная задача коррекционной психолого-педагогической работы в ДОУ это
создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его
социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. В основном у
детей с ОВЗ сохраняются общие закономерности развития, свойственные нормально
развивающимся детям. Вместе с тем имеют место специфические особенности
формирования психических процессов. Зона компетенции педагога-психолога в
организации и проведении коррекционной работы ДОУ обусловлена имеющимися у
детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности,
недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим
миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности
словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания
окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении
личности.
При
определении
коррекционной
работы
в
интеграционном
образовательном пространстве ДОУ учитывается, что каждая категория детей с
различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих
закономерностей
развития
имеет
специфические
психолого-педагогические
особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации
психолого-педагогического
компонента
коррекционной
работы
предусмотрено
создание
индивидуального
образовательного
маршрута,
который
предполагает
постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого
(педагога), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с
нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Образовательная область «Физическое развитие» Правильная организация
режима дня в детском саду и дома, чередование различных видов деятельности и
отдыха, способствует четкой работе организма. В коррекционной работе наряду с
образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные
задачи. Это развитие речи посредством движения; развитие морально-волевых качеств
личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий,
эстафет; формирование у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с
силами здоровых сверстников;
развитие способности к преодолению не только
физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
формирование компенсаторных навыков, умения использовать функции разных
систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; развитие способности к
преодолению
физических
нагрузок,
необходимых
для
полноценного
функционирования в обществе; формирование адекватной потребности быть здоровым
и вести здоровый образ жизни и стремление к повышению умственной и физической
работоспособности.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» Основная
цель — обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями
в общественную жизнь, повышение уверенности ребенка в себе, укрепление его
эмоционального состояния. Задача педагога формирование знаний, умений и навыков
у ребенка с ОВЗ, связанных с жизнью человека в обществе на основе проигрывания
моделей поведения в той или иной ситуации, формирующих активную жизненную
позицию,
ориентирующих
детей
на
самостоятельное
принятие
решений
(формирование простейших алгоритмов поведения в наиболее типичных ситуациях):
пользование общественным транспортом; правила безопасности дорожного движения;
домашняя аптечка; пользование электроприборами; поведение в общественных местах
и др.; сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека.
Работа педагога-психолога осуществляется в трех направлениях: 1. В повседневной
жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи,
участия в коллективных мероприятиях. 2. В процессе использования специальных игр
и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих
взрослых
и
сверстниках.
3.
В
процессе
обучения
сюжетно-ролевым
и
театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные
отношения
между
участниками,
позволяющие
осознанно
приобщаться
к
элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений. В результате у
ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным
формам
подражания,
идентификации,
сравнению,
предпочтению.
На
основе
взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что
дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе
здоровых сверстников.
Образовательная область «Познавательное развитие» Здесь перед педагогом
поставлен широкий спектр задач. Это
развитие
всех
видов
восприятия;
формирование полноценного представления о внешних свойствах предметов; развитие
мыслительных процессов; развитие всех сторон речи, способствование обогащению и
расширению словаря; развитие любознательности, воображения; расширение запаса
знаний и представлений об окружающем мире. При планировании работы с детьми с
ЗПР,
интеллектуальными
нарушениями
объем
программного
материала
предоставляется с учетом реальных возможностей дошкольников.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Задача
педагога адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом
уровня
речевого
развития
воспитанника
(для
детей
с
нарушениями
речи,
интеллектуальными нарушениями). Основная цель - это приобщение ребенка с ОВЗ к
искусству, музыке, изобразительной деятельности и конструированию.
Учитывая, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии
вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения,
удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых
образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического
развития, педагог-психолог обеспечивает реализацию специальных (коррекционных)
образовательных программ для дошкольников, имеющих различные отклонения в
развитии.
Литература
1.
Дубровиной И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми:
Учеб.пособие для сузов – М.:Аcademia, 2001.
2.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и
воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.
3.
Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития у дошкольников. - М., 1990.