Напоминание

ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ в ДОУ и ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ


Автор: Ирина Валерьевна Серик
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №1
Населённый пункт: Приморско-Ахтарск
Наименование материала: статья
Тема: ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ в ДОУ и ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ с

ОВЗ в ДОУ и ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Серик И.В.

Основная задача коррекционной психолого-педагогической работы в ДОУ это

создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его

социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. В основном у

детей с ОВЗ сохраняются общие закономерности развития, свойственные нормально

развивающимся детям. Вместе с тем имеют место специфические особенности

формирования психических процессов. Зона компетенции педагога-психолога в

организации и проведении коррекционной работы ДОУ обусловлена имеющимися у

детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности,

недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим

миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности

словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания

окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении

личности.

При

определении

коррекционной

работы

в

интеграционном

образовательном пространстве ДОУ учитывается, что каждая категория детей с

различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих

закономерностей

развития

имеет

специфические

психолого-педагогические

особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации

психолого-педагогического

компонента

коррекционной

работы

предусмотрено

создание

индивидуального

образовательного

маршрута,

который

предполагает

постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого

(педагога), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с

нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Образовательная область «Физическое развитие» Правильная организация

режима дня в детском саду и дома, чередование различных видов деятельности и

отдыха, способствует четкой работе организма. В коррекционной работе наряду с

образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные

задачи. Это развитие речи посредством движения; развитие морально-волевых качеств

личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий,

эстафет; формирование у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с

силами здоровых сверстников;

развитие способности к преодолению не только

физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

формирование компенсаторных навыков, умения использовать функции разных

систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; развитие способности к

преодолению

физических

нагрузок,

необходимых

для

полноценного

функционирования в обществе; формирование адекватной потребности быть здоровым

и вести здоровый образ жизни и стремление к повышению умственной и физической

работоспособности.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» Основная

цель — обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями

в общественную жизнь, повышение уверенности ребенка в себе, укрепление его

эмоционального состояния. Задача педагога формирование знаний, умений и навыков

у ребенка с ОВЗ, связанных с жизнью человека в обществе на основе проигрывания

моделей поведения в той или иной ситуации, формирующих активную жизненную

позицию,

ориентирующих

детей

на

самостоятельное

принятие

решений

(формирование простейших алгоритмов поведения в наиболее типичных ситуациях):

пользование общественным транспортом; правила безопасности дорожного движения;

домашняя аптечка; пользование электроприборами; поведение в общественных местах

и др.; сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека.

Работа педагога-психолога осуществляется в трех направлениях: 1. В повседневной

жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи,

участия в коллективных мероприятиях. 2. В процессе использования специальных игр

и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих

взрослых

и

сверстниках.

3.

В

процессе

обучения

сюжетно-ролевым

и

театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные

отношения

между

участниками,

позволяющие

осознанно

приобщаться

к

элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений. В результате у

ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным

формам

подражания,

идентификации,

сравнению,

предпочтению.

На

основе

взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что

дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе

здоровых сверстников.

Образовательная область «Познавательное развитие» Здесь перед педагогом

поставлен широкий спектр задач. Это

развитие

всех

видов

восприятия;

формирование полноценного представления о внешних свойствах предметов; развитие

мыслительных процессов; развитие всех сторон речи, способствование обогащению и

расширению словаря; развитие любознательности, воображения; расширение запаса

знаний и представлений об окружающем мире. При планировании работы с детьми с

ЗПР,

интеллектуальными

нарушениями

объем

программного

материала

предоставляется с учетом реальных возможностей дошкольников.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Задача

педагога адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом

уровня

речевого

развития

воспитанника

(для

детей

с

нарушениями

речи,

интеллектуальными нарушениями). Основная цель - это приобщение ребенка с ОВЗ к

искусству, музыке, изобразительной деятельности и конструированию.

Учитывая, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии

вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения,

удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых

образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического

развития, педагог-психолог обеспечивает реализацию специальных (коррекционных)

образовательных программ для дошкольников, имеющих различные отклонения в

развитии.

Литература

1.

Дубровиной И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми:

Учеб.пособие для сузов – М.:Аcademia, 2001.

2.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и

воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.

3.

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего

недоразвития у дошкольников. - М., 1990.



В раздел образования