Напоминание

"Методика коррекции речи и функционального состояния с применением метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца"


Автор: Холодова Наталья Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Методика коррекции речи и функционального состояния с применением метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца"
Раздел: начальное образование





Назад





Методика коррекции речи и функционального состояния

с применением метода биологической обратной связи

по дыхательной аритмии сердца
Холодова Наталья Анатольевна учитель-логопед МБОУ СОШ №3 г. Ноябрьск, ЯНАО
Распространение метода биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца (ДАС) – ЗАО «Биосвязь» Сметанкин А.А. и соавторы - в комплексе с традиционными коррекционными мероприятиями успешно применяется в логопедической практике. Метод ДАС-БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Особенность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс коррекции и, по сути, оздоравливают себя сами. Метод ДАС отражает взаимосвязь между дыхательной и сердечнососудистой системами и представляет собой разность между частотой сердечных сокращений (далее – ЧСС) на вдохе и выдохе. Метод ДАС-БОС дает возможность корригировать:  логоневрозы;  алалии, афазии;  дисграфии, дислексии;  ринолалии, ринофонии;  функциональные нарушения голоса; Также его применение весьма эффективно для подготовки детей к школе (в качестве защиты от первичного стресса), укрепления центральной нервной системы, развития речи дошкольников. И в профилактических целях – для предупреждения нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний, для оздоровления организма в целом. Относительными противопоказаниями являются:  возраст ребенка младше 4,5 лет;  повышенная судорожная готовность и выраженные органические поражения головного мозга;  сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения;  острые инфекционные заболевания. Методики коррекции речи и функционального состояния человека осуществляется поэтапно. Методика позволяет решить две основные и важные для специалиста и ребенка задачи:  отказаться от присущего патологического стереотипа дыхания, речи и поведения;  сформировать новый стереотип дыхания, речи и поведения, который соответствует индивидуальной норме или максимально приближен к ней. Задачи методики:  формирование у детей нового типа дыхания;  коррекция и нормализация речевого дыхания;  автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;  развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;
 снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка, увеличение защитных сил организма, усиление выносливости;  социальная адаптация ребенка, развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости;  предупреждение формирования и развития патологических навыков, стереотипов речи и поведения. Занятия с применением мультимедийной компьютерной части коррекции начинаются только после обследования неврологом, кардиологом и по показаниям – у других специалистов для исключения противопоказаний к применению метода и с согласия родителей (законных представителей). Занятия могут быть подгрупповые или индивидуальные – два, три раза в неделю согласно диагнозам детей. Используя аппаратуру БОС, специалист осуществляет диагностику функционального состояния и речи детей для получения объективных физиологических показателей в виде числовых значений, графиков, таблиц. Планирование оздоровительных коррекционных занятий по методу ДАС-БОС включает в себя несколько этапов: 1. диагностика, 2–3 занятия; 2. формирование навыка ДРД с максимальной ДАС по БОС, 7–9 занятий; 3. работа над основными компонентами речи, 8–10 занятий; 4. формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи, 10–12 занятий; 5. закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции, 5–6 занятий. Каждый этап имеет свои цели и задачи: 1. обследование речи и функционального состояния детей; 2. формирование нового дыхательного стереотипа; 3. формирование основных компонентов речи; 4. формирование нового речевого стереотипа; 5. закрепление нового речевого стереотипа. В коррекционно-оздоровительный процесс активно вовлекаются родители обучающихся. С ними проводится планомерная работа – консультации, беседы, открытые занятия. Специалист анализирует результаты коррекционного курса и обсуждает с родителями динамику речи и функционального состояния ребенка в целом. Родителям зачитывают записи в журнале процедур БОС, дают прослушать аудиозаписи речи ребенка предоставляют рекомендации по преодолению возможных трудностей, связанных с речью. Физиологическим обоснованием диафрагмально-релаксационного дыхания являются следующие показатели: 1. В результате тренинга опосредованно удается добиться выраженного расслабления скелетной мускулатуры и, следовательно, снижения проприоцептивной стимуляции (через спинномозговые центры) центрального механизма регуляции дыхания, что приводит к рефлекторному снижению центральной инспираторной активности и, соответственно, к снижению тонуса гладкой мускулатуры бронхов. 2. Слизистая носоглотки богата рецепторными окончаниями тройничного нерва. При данном виде дыхательного тренинга человек делает вдох носом, соответственно, происходит постоянное раздражение чувствительных окончаний. Это приводит к
урежению дыхания, уменьшению объема дыхания при увеличении экспираторной фазы. 3. Медленное спокойное дыхание приводит к снижению турбулентности воздушных потоков в бронхах и уменьшению бронхиального сопротивления. 4. Распределение альвеолярной вентиляции в лёгких становится равномерным, улучшается газообмен в нижних сегментах легких. 5. Методика позволяет добиться синхронизации изменений пульса и фаз дыхательного цикла, а это приводит к увеличению дыхательной аритмии сердца, которая является косвенным показателем внутреннего вегетативного баланса организма, и максимальному снижению пульса на выдохе. 6. Наработка в процессе занятий связей между фазами дыхательного цикла и изменением сердечного ритма приводит к увеличению коротковолновой в большей степени и длинноволновой в меньшей степени составляющих в спектре колебаний сердечного ритма (за счет увеличения и стабилизации ДАС); в результате нормализуется вегетативный баланс, активизируются как симпатическая, так и парасимпатическая активность. 7. Активное вовлечение в процесс дыхания диафрагмы и мышц передней брюшной стенки приводит к увеличению венозного возврата к сердцу от органов брюшной полости и увеличению кровенаполнения камер сердца. А на этом фоне возникает снижение силы и частоты сердечных сокращений. 8. По изменению пульса обучающийся четко отслеживает степень релаксации и при увеличении пульса старается расслабиться более полно. Методика коррекции речи и функционального состояния с применением метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца является высокоэффективной здоровьесберегающей технологией, применяемой в современной логопедической практике. Литература: 1. Вовк О.В., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи. – СПб. Изд-во «Питер», 2008. – 40с. 2. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца — путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно- сосудистой систем. Методическое пособие «Общие вопросы применения метода БОС». - СПб. НОУ «Институт биологической обратной связи», 2008. - с. 81-98. 3. Сметанкин А. А. Формирование, совершенствование и коррекция речи в норме и патологии на основе применения метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца. Биологическая обратная связь. - СПб, 1999, №2. - с. 3-14. 4. Общие вопросы применения метода БОС./Сборник статей. – СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2008. – 102.


В раздел образования