"Методика коррекции речи и функционального состояния с применением метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца"
Автор: Холодова Наталья Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "Методика коррекции речи и функционального состояния с применением метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца" Раздел: начальное образование
Методика коррекции речи и функционального состояния
с применением метода биологической обратной связи
по дыхательной аритмии сердца
Холодова Наталья Анатольевна
учитель-логопед
МБОУ СОШ №3
г. Ноябрьск, ЯНАО
Распространение метода биологической обратной связи (БОС) по дыхательной
аритмии сердца (ДАС) – ЗАО «Биосвязь» Сметанкин А.А. и соавторы - в комплексе с
традиционными коррекционными мероприятиями успешно применяется в логопедической
практике. Метод ДАС-БОС позволяет регистрировать физиологические параметры
организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная
информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и
понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Особенность метода состоит в
том, что дети, активно включаясь в процесс коррекции и, по сути, оздоравливают себя
сами.
Метод ДАС отражает взаимосвязь между дыхательной и сердечнососудистой
системами и представляет собой разность между частотой сердечных сокращений (далее –
ЧСС) на вдохе и выдохе.
Метод ДАС-БОС дает возможность корригировать:
логоневрозы;
алалии, афазии;
дисграфии, дислексии;
ринолалии, ринофонии;
функциональные нарушения голоса;
Также его применение весьма эффективно для подготовки детей к школе (в качестве
защиты от первичного стресса), укрепления центральной нервной системы, развития речи
дошкольников. И в профилактических целях – для предупреждения нарушений голоса и
речи, развития психосоматических заболеваний, для оздоровления организма в целом.
Относительными противопоказаниями являются:
возраст ребенка младше 4,5 лет;
повышенная судорожная готовность и выраженные органические
поражения головного мозга;
сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения;
острые инфекционные заболевания.
Методики коррекции речи и функционального состояния человека осуществляется
поэтапно. Методика позволяет решить две основные и важные для специалиста и ребенка
задачи:
отказаться от присущего патологического стереотипа дыхания, речи и поведения;
сформировать новый стереотип дыхания, речи и поведения, который соответствует
индивидуальной норме или максимально приближен к ней.
Задачи методики:
формирование у детей нового типа дыхания;
коррекция и нормализация речевого дыхания;
автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;
развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний,
общеневротических и логоневротических проявлений;
снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка, увеличение
защитных сил организма, усиление выносливости;
социальная адаптация ребенка, развитие волевых качеств личности: активности,
сознательности, целеустремленности, усидчивости;
предупреждение формирования и развития патологических навыков, стереотипов
речи и поведения.
Занятия с применением мультимедийной компьютерной части коррекции начинаются
только после обследования неврологом, кардиологом и по показаниям – у других
специалистов для исключения противопоказаний к применению метода и с согласия
родителей (законных представителей). Занятия могут быть подгрупповые или
индивидуальные – два, три раза в неделю согласно диагнозам детей.
Используя аппаратуру БОС, специалист осуществляет диагностику функционального
состояния и речи детей для получения объективных физиологических показателей в виде
числовых значений, графиков, таблиц.
Планирование оздоровительных коррекционных занятий по методу ДАС-БОС включает в
себя несколько этапов:
1.
диагностика, 2–3 занятия;
2.
формирование навыка ДРД с максимальной ДАС по БОС, 7–9 занятий;
3.
работа над основными компонентами речи, 8–10 занятий;
4.
формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи, 10–12 занятий;
5.
закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции, 5–6
занятий.
Каждый этап имеет свои цели и задачи:
1.
обследование речи и функционального состояния детей;
2.
формирование нового дыхательного стереотипа;
3.
формирование основных компонентов речи;
4.
формирование нового речевого стереотипа;
5.
закрепление нового речевого стереотипа.
В коррекционно-оздоровительный процесс активно вовлекаются родители
обучающихся. С ними проводится планомерная работа – консультации, беседы,
открытые занятия. Специалист анализирует результаты коррекционного курса и
обсуждает с родителями динамику речи и функционального состояния ребенка в
целом. Родителям зачитывают записи в журнале процедур БОС, дают прослушать
аудиозаписи речи ребенка предоставляют рекомендации по преодолению возможных
трудностей, связанных с речью.
Физиологическим обоснованием диафрагмально-релаксационного дыхания
являются следующие показатели:
1.
В результате тренинга опосредованно удается добиться выраженного расслабления
скелетной мускулатуры и, следовательно, снижения проприоцептивной стимуляции
(через
спинномозговые
центры)
центрального
механизма
регуляции
дыхания,
что
приводит
к
рефлекторному
снижению
центральной
инспираторной
активности
и,
соответственно, к снижению тонуса гладкой мускулатуры бронхов.
2.
Слизистая носоглотки богата рецепторными окончаниями тройничного нерва. При
данном
виде
дыхательного
тренинга
человек
делает
вдох
носом,
соответственно,
происходит
постоянное
раздражение
чувствительных
окончаний.
Это
приводит
к
урежению
дыхания,
уменьшению
объема
дыхания
при
увеличении
экспираторной
фазы.
3.
Медленное
спокойное
дыхание
приводит
к
снижению
турбулентности
воздушных
потоков в бронхах и уменьшению бронхиального сопротивления.
4.
Распределение
альвеолярной
вентиляции
в
лёгких
становится
равномерным,
улучшается газообмен в нижних сегментах легких.
5.
Методика позволяет добиться синхронизации изменений пульса и фаз дыхательного
цикла, а это приводит к увеличению дыхательной аритмии сердца, которая является
косвенным
показателем
внутреннего
вегетативного
баланса
организма,
и
максимальному снижению пульса на выдохе.
6.
Наработка в процессе занятий связей между фазами дыхательного цикла и изменением
сердечного ритма приводит к увеличению коротковолновой в большей степени и
длинноволновой в меньшей степени составляющих в спектре колебаний сердечного
ритма
(за
счет
увеличения
и
стабилизации
ДАС);
в
результате
нормализуется
вегетативный баланс, активизируются как симпатическая, так и парасимпатическая
активность.
7.
Активное вовлечение в процесс дыхания диафрагмы и мышц передней брюшной
стенки приводит к увеличению венозного возврата к сердцу от органов брюшной
полости и увеличению кровенаполнения камер сердца. А на этом фоне возникает
снижение силы и частоты сердечных сокращений.
8.
По
изменению
пульса обучающийся четко отслеживает степень релаксации и при
увеличении пульса старается расслабиться более полно.
Методика
коррекции
речи
и
функционального
состояния
с
применением
метода
биологической
обратной
связи
по
дыхательной
аритмии
сердца
является
высокоэффективной здоровьесберегающей технологией, применяемой в современной
логопедической практике.
Литература:
1.
Вовк О.В., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно-методическое
пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для
коррекции речи методом биологической обратной связи. – СПб. Изд-во «Питер»,
2008. – 40с.
2.
Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии
сердца — путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-
сосудистой систем. Методическое пособие «Общие вопросы применения метода
БОС». - СПб. НОУ «Институт биологической обратной связи», 2008. - с. 81-98.
3.
Сметанкин А. А. Формирование, совершенствование и коррекция речи в норме и
патологии на основе применения метода биологической обратной связи по
дыхательной аритмии сердца. Биологическая обратная связь. - СПб, 1999, №2.
- с. 3-14.
4.
Общие вопросы применения метода БОС./Сборник статей. – СПб.: ЗАО
«Биосвязь», 2008. – 102.