Автор: Сиваш Анна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: Г.о. Подольск
Наименование материала: Интегрированный урок-игра по формированию функциональной грамотности младших школьников
Тема: Лесная ярмарка
Раздел: начальное образование
Интегрированный урок-игра математики и обучения грамотности «Лесная ярмарка» в рамках Недели начальной школы
«Формирование функциональной грамотности младших школьников»
Предмет: математика, обучение грамотности
Класс: 1 «а»
Учитель: Сиваш Анна Григорьевна
Тема урока: «Лесная ярмарка»
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений формировать функциональную грамотность учащихся,
формировать навыки
работы с текстом художественного произведения, развития речи; познакомить с понятиями «цена» и «стоимость»; закрепить навыки счета,
навыки составления большего числа из меньших чисел; развивать коммуникативные навыки учащихся в области финансовой грамотности.
Планируемые результаты:
модуль «Читательская грамотность»: формирование умения на основе прочитанного материала, извлекать информацию
посредством поиска и упорядочивания нескольких заданных в тексте сведений; делать несколько выводов, сравнений и различий, которые
являются подробными и точными;
модуль «Математическая грамотность»: содействовать развитию способностей учащихся творчески мыслить и находить
стандартные решения; умений использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных
подходов;
модуль «Финансовая грамотность»: познакомить с понятием «деньги», объяснить учащимся принципы оптовой и розничной
торговли, способствовать дальнейшему развитию финансового образования учащихся.
Используемые технологии: системно – деятельностный подход, ИКТ, игра.
Тип урока: урок-игра, отработка умений и рефлексия.
Оборудование: мультимедийное оборудование, 5 групп, 1 ноутбук для учителя, презентация ( PowerPoint ), карточки с текстом заданий по
читательской грамотности, видео «Что такое деньги» из серии «Уроки тётушки Совы», модели денежных купюр, натуральные наглядные
пособия (муляжи овощей и фруктов с ценниками, корзинки, горшочек мёда), карточка-таблица «Цена и стоимость».
Ход урока
Этап урока. Методы и приемы
Учитель
Ученики
I. Этап организационный.
Положительное самоопределение
к предстоящей учебно-
познавательной деятельности.
Звучит песня «Пляска лесных
зверей»
Слайд 1
Добрую песенку помню я с детства,
Хочу, чтоб песенку послушали вы,
Пусть подкрадется к самому сердцу,
И зародится в нем зерно доброты.
(звучит песня)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок.
-Мы отправимся гости. А к кому в гости, вы узнаете,
отгадав загадки.
Сегодня вы будите работать в командах.
Выберите командира команды. Успех вашей
команды зависит от каждого. Будьте
внимательны, старательны и дружны.
II. Этап актуализации знаний
Слайды 2 - 8
Я буду загадывать загадки, а вы показывать
карточку- отгадку
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает. (Крот)
- Как вы думаете, куда мы отправимся сегодня?
III. Этап локализации
индивидуальных затруднений.
Модуль «Читательская
грамотность»:
Вы отгадали загадки. К какому жанру устного
народного творчества они относятся?
Какие ещё жанры …. вы знаете?
На столе у вас сказка в картинках.
Соедините стрелочками имена героев сказки
- Сказки…
Слайд 9
«Теремок» Расскажите, кто в тереме живёт?
- Выберите, какие черты характера соответствуют
героям сказки, и закрасьте эти ячейки зелёным
цветом.
Постановка проблемы
Слайд 10
Как вы думаете, подходит ли для сказки пословица
«В тесноте, да не в обиде»?
- Чем является теремок для их жильцов?
- С чем можно сравнить (ассоциировать) теремок?
- Кто помнит, что такое пантомима?
-Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите
пантомиму…
- Так, куда мы отправимся с вами сейчас?
Ответы учащихся.
- Теремок – жилище для животных.
- С лесом, где живут звери.
Три ученика показывают пантомиму
«Зазывалы на ярмарку»
- На ярмарку в лес.
IV. Этап построения проекта и
коррекции выявленных
затруднений.
-Что делают гости на ярмарке?
- Как можно назвать участников ярмарки?
- Что делают продавцы?
- Что делают покупатели?- Что продавцам и
покупателям необходимо иметь с собой?
- Чтобы ответить на этот вопрос, зачеркните на
зелёных карточках по две буквы, чтобы получились
слова (рубли, монеты, деньги, сумка).
- Без них не обходится даже школьник.
- А умеете ли вы считать и обращаться с деньгами?
Мы сегодня это увидим.
- Продавцам – товары, ценники.
- Покупателям – деньги, сумки…
- Покупают и продают товары.
- Деньги в виде монет и купюр
1. Что такое «деньги»?
Видео «Что такое деньги» из
серии «уроки тётушки Совы»
- Прежде чем что-то купить, необходимо выяснить,
что такое деньги, и что такое цена.
- Обычно определяют цену товара за один предмет
(одну штуку), или за 1 килограмм.
- Деньги – это металлические и бумажные знаки,
являющиеся мерой стоимости при купле продаже.
- Цена – стоимость товара в деньгах.
Слушают, смотрят видео «Уроки тётушки
Совы»
2. Практические задания.
- Итак, отправляемся на ярмарку.
1-ый скоморох:
Внимание, внимание!
Практическая задача №1
(работа в группах)
- И вот нам встречается первый продавец…
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
2-ой скоморох:
К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!
Подходите, граждане,
Угодим каждому!
Алёнушка:
Эй, народ, народ, народ!
В гости ярмарка идет!
В гости ярмарка идет,
Зазывает и поет!
Приглашает, веселит,
Улыбаться всем велит!
Карусели, балаган
И на разный вкус товар:
Есть и овощи, и фрукты,
И отличные продукты.
Открывайте кошельки,
Доставайте денежки!
Ярмарка богата,
Заходи, ребята!
Заяц: «Продаю сладкую морковку.
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты. (Заяц)
- Посмотрите на ценник: сколько стоит пучок
моркови сколько стоит одна морковь?
- Что вы купите?
Пучок из трёх штук стоит 3 рубля,
а штучка 1 рубль.
Что морковь весьма полезна,
Это всем давно известно.
Этот вкусный корнеплод
Уважает весь народ.
- Что желаете купить?
Учащиеся выкупают продукт, платят за
него деньги (каждой группе выдаётся
карточка с надписью продукта и его
стоимостью).
Практическая задача №2
(работа в группах)
- А вот ещё продавцы зазывают покупателей:
Если долго в брюшке пусто,
На луну он воет грустно. (Волк)
- Что же вы купите у Серого?
1-ый волк:
Что означает волчий вой?
«Увы, детей пугают мной.
Мол, кто не так себя ведет,
Того волчище заберет,
И унесет его, и съест.
Как людям врать не надоест!»
- Вот яблочко лесное (2 рубля)
«Яблоко – полезно,
Потому что много в нем железа!»
2-ой волк:
Покупайте лук, зелёный лук,
свежий и полезный,
От простуды и ангины,
И от других болезней.
- Всего за 1 рубль!
- Налетайте! Покупайте!
Учащиеся выкупают товар, платят за
него деньги, получают сдачу
при необходимости (каждой группе
выдаётся карточка с надписью продукта
или товара и его стоимостью).
В ходе каждой покупки, учащиеся
считают расход и остаток средств.
Физ.минутка
- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним
физкультминутку.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения
руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Практическая задача №3
(работа в группах)
-А эти продавцы дружат с пчёлами..
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
1-ый медвежонок:
- Хорош нынче медок…
Он такой тягучий,
Вкусный и липучий
Самый-самый лучший
Мёд, мёд, мёд!
Собран он с любовью,
Важен для здоровья
Кушайте, ребята,
Его круглый год!
- Покупайте! Бочонок стоит
10 рублей.
2-ой медвежонок:
- А ещё малинки горсть, чтобы сварить
вкуснейший морс…Всего за 5 рублей!
Малина нынче уродилась
Не где-нибудь — у нас в лесу!
И вам, ребята, пригодится
Вспомнить про полезную еду!
Ребята покупают продукт, платят за него
деньги, получают сдачу при
необходимости (каждой группе выдаётся
карточка с надписью продукта и его
стоимостью).
Учащиеся считают расход и остаток
средств.
Практическая задача №4
(работа в группах)
- Ох и весело же на ярмарке..
- А вот и белочки
продают билеты на лесную карусель.
- Билеты в кино, в театр, на концерт или на
карусель – это тоже товар, который можно
приобретать.
1-ая белочка:
На карусели
Покататься мы сели
Кружимся, кружимся
На карусели…
2-ая белочка:
Ветер нам треплет усики и чёлки,
Мимо мелькают зелёные ёлки,
Мчится за елью зелёная ель.
Насчитали мы две 2 ели и 7 ёлочек всего!
Сколько же елей
На самом-то деле?
- Налетайте, покупайте..
-Взрослый стоит 5 рублей билет,
Ну а детский 2 рубля и в придачу
новенький лорнет.
Дети покупают билеты на карусели.
(каждой группе выдаётся карточка с
надписью стоимости билета).
V. Этап реализации
построенного проекта.
- Ребята, вы побывали сегодня на лесной ярмарке,
пора возвращаться с покупками домой.
- Давайте обсудим:
- Сколько вы потратили денег?
№ Название товара, продукта…
стоимость
1.
2.
Общая сумма расходов:
Ученики вписывают расходы в таблицу
(салатовая карточка).
- Хватило ли вам денег на все покупки?
- Нужные ли вы сделали покупки и почему?
- Какую пользу принесут или принесли вам
сегодняшние покупки?
-Рассказывают о пользе
приобретённых продуктов (или
товаров(билет на карусель – тоже товар).
Итог урока
- Ребята, вам понравилось? Что вам
понравилось больше всего? Что вы узнали нового?
Где вам это может пригодиться?
Рефлексия
Словесный: самоанализ.
Лесенка успеха