Напоминание

Лесная ярмарка


Автор: Сиваш Анна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: Г.о. Подольск
Наименование материала: Интегрированный урок-игра по формированию функциональной грамотности младших школьников
Тема: Лесная ярмарка
Раздел: начальное образование





Назад




Интегрированный урок-игра математики и обучения грамотности «Лесная ярмарка» в рамках Недели начальной школы

«Формирование функциональной грамотности младших школьников»

Предмет: математика, обучение грамотности

Класс: 1 «а»

Учитель: Сиваш Анна Григорьевна

Тема урока: «Лесная ярмарка»

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений формировать функциональную грамотность учащихся,

формировать навыки

работы с текстом художественного произведения, развития речи; познакомить с понятиями «цена» и «стоимость»; закрепить навыки счета,

навыки составления большего числа из меньших чисел; развивать коммуникативные навыки учащихся в области финансовой грамотности.

Планируемые результаты:

модуль «Читательская грамотность»: формирование умения на основе прочитанного материала, извлекать информацию

посредством поиска и упорядочивания нескольких заданных в тексте сведений; делать несколько выводов, сравнений и различий, которые

являются подробными и точными;

модуль «Математическая грамотность»: содействовать развитию способностей учащихся творчески мыслить и находить

стандартные решения; умений использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных

подходов;

модуль «Финансовая грамотность»: познакомить с понятием «деньги», объяснить учащимся принципы оптовой и розничной

торговли, способствовать дальнейшему развитию финансового образования учащихся.

Используемые технологии: системно – деятельностный подход, ИКТ, игра.

Тип урока: урок-игра, отработка умений и рефлексия.

Оборудование: мультимедийное оборудование, 5 групп, 1 ноутбук для учителя, презентация ( PowerPoint ), карточки с текстом заданий по

читательской грамотности, видео «Что такое деньги» из серии «Уроки тётушки Совы», модели денежных купюр, натуральные наглядные

пособия (муляжи овощей и фруктов с ценниками, корзинки, горшочек мёда), карточка-таблица «Цена и стоимость».

Ход урока

Этап урока. Методы и приемы

Учитель

Ученики

I. Этап организационный.

Положительное самоопределение

к предстоящей учебно-

познавательной деятельности.

Звучит песня «Пляска лесных

зверей»

Слайд 1

Добрую песенку помню я с детства,

Хочу, чтоб песенку послушали вы,

Пусть подкрадется к самому сердцу,

И зародится в нем зерно доброты.

(звучит песня)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок.

-Мы отправимся гости. А к кому в гости, вы узнаете,

отгадав загадки.

Сегодня вы будите работать в командах.

Выберите командира команды. Успех вашей

команды зависит от каждого. Будьте

внимательны, старательны и дружны.

II. Этап актуализации знаний

Слайды 2 - 8

Я буду загадывать загадки, а вы показывать

карточку- отгадку

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он и не знает. (Крот)

- Как вы думаете, куда мы отправимся сегодня?

III. Этап локализации

индивидуальных затруднений.

Модуль «Читательская

грамотность»:

Вы отгадали загадки. К какому жанру устного

народного творчества они относятся?

Какие ещё жанры …. вы знаете?

На столе у вас сказка в картинках.

Соедините стрелочками имена героев сказки

- Сказки…

Слайд 9

«Теремок» Расскажите, кто в тереме живёт?

- Выберите, какие черты характера соответствуют

героям сказки, и закрасьте эти ячейки зелёным

цветом.

Постановка проблемы

Слайд 10

Как вы думаете, подходит ли для сказки пословица

«В тесноте, да не в обиде»?

- Чем является теремок для их жильцов?

- С чем можно сравнить (ассоциировать) теремок?

- Кто помнит, что такое пантомима?

-Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите

пантомиму…

- Так, куда мы отправимся с вами сейчас?

Ответы учащихся.

- Теремок – жилище для животных.

- С лесом, где живут звери.

Три ученика показывают пантомиму

«Зазывалы на ярмарку»

- На ярмарку в лес.

IV. Этап построения проекта и

коррекции выявленных

затруднений.

-Что делают гости на ярмарке?

- Как можно назвать участников ярмарки?

- Что делают продавцы?

- Что делают покупатели?- Что продавцам и

покупателям необходимо иметь с собой?

- Чтобы ответить на этот вопрос, зачеркните на

зелёных карточках по две буквы, чтобы получились

слова (рубли, монеты, деньги, сумка).

- Без них не обходится даже школьник.

- А умеете ли вы считать и обращаться с деньгами?

Мы сегодня это увидим.

- Продавцам – товары, ценники.

- Покупателям – деньги, сумки…

- Покупают и продают товары.

- Деньги в виде монет и купюр

1. Что такое «деньги»?

Видео «Что такое деньги» из

серии «уроки тётушки Совы»

- Прежде чем что-то купить, необходимо выяснить,

что такое деньги, и что такое цена.

- Обычно определяют цену товара за один предмет

(одну штуку), или за 1 килограмм.

- Деньги – это металлические и бумажные знаки,

являющиеся мерой стоимости при купле продаже.

- Цена – стоимость товара в деньгах.

Слушают, смотрят видео «Уроки тётушки

Совы»

2. Практические задания.

- Итак, отправляемся на ярмарку.

1-ый скоморох:

Внимание, внимание!

Практическая задача №1

(работа в группах)

- И вот нам встречается первый продавец…

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

2-ой скоморох:

К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ.

Веселиться начинайте.

Всех нас ярмарка зовет!

Подходите, граждане,

Угодим каждому!

Алёнушка:

Эй, народ, народ, народ!

В гости ярмарка идет!

В гости ярмарка идет,

Зазывает и поет!

Приглашает, веселит,

Улыбаться всем велит!

Карусели, балаган

И на разный вкус товар:

Есть и овощи, и фрукты,

И отличные продукты.

Открывайте кошельки,

Доставайте денежки!

Ярмарка богата,

Заходи, ребята!

Заяц: «Продаю сладкую морковку.

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты. (Заяц)

- Посмотрите на ценник: сколько стоит пучок

моркови сколько стоит одна морковь?

- Что вы купите?

Пучок из трёх штук стоит 3 рубля,

а штучка 1 рубль.

Что морковь весьма полезна,

Это всем давно известно.

Этот вкусный корнеплод

Уважает весь народ.

- Что желаете купить?

Учащиеся выкупают продукт, платят за

него деньги (каждой группе выдаётся

карточка с надписью продукта и его

стоимостью).

Практическая задача №2

(работа в группах)

- А вот ещё продавцы зазывают покупателей:

Если долго в брюшке пусто,

На луну он воет грустно. (Волк)

- Что же вы купите у Серого?

1-ый волк:

Что означает волчий вой?

«Увы, детей пугают мной.

Мол, кто не так себя ведет,

Того волчище заберет,

И унесет его, и съест.

Как людям врать не надоест!»

- Вот яблочко лесное (2 рубля)

«Яблоко – полезно,

Потому что много в нем железа!»

2-ой волк:

Покупайте лук, зелёный лук,

свежий и полезный,

От простуды и ангины,

И от других болезней.

- Всего за 1 рубль!

- Налетайте! Покупайте!

Учащиеся выкупают товар, платят за

него деньги, получают сдачу

при необходимости (каждой группе

выдаётся карточка с надписью продукта

или товара и его стоимостью).

В ходе каждой покупки, учащиеся

считают расход и остаток средств.

Физ.минутка

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним

физкультминутку.

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывём, плывём, плывём,

Дно ногами достаём. (Плавательные движения

руками.)

Мы выходим из речушки

Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

Практическая задача №3

(работа в группах)

-А эти продавцы дружат с пчёлами..

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

1-ый медвежонок:

- Хорош нынче медок…

Он такой тягучий,

Вкусный и липучий

Самый-самый лучший

Мёд, мёд, мёд!

Собран он с любовью,

Важен для здоровья

Кушайте, ребята,

Его круглый год!

- Покупайте! Бочонок стоит

10 рублей.

2-ой медвежонок:

- А ещё малинки горсть, чтобы сварить

вкуснейший морс…Всего за 5 рублей!

Малина нынче уродилась

Не где-нибудь — у нас в лесу!

И вам, ребята, пригодится

Вспомнить про полезную еду!

Ребята покупают продукт, платят за него

деньги, получают сдачу при

необходимости (каждой группе выдаётся

карточка с надписью продукта и его

стоимостью).

Учащиеся считают расход и остаток

средств.

Практическая задача №4

(работа в группах)

- Ох и весело же на ярмарке..

- А вот и белочки

продают билеты на лесную карусель.

- Билеты в кино, в театр, на концерт или на

карусель – это тоже товар, который можно

приобретать.

1-ая белочка:

На карусели

Покататься мы сели

Кружимся, кружимся

На карусели…

2-ая белочка:

Ветер нам треплет усики и чёлки,

Мимо мелькают зелёные ёлки,

Мчится за елью зелёная ель.

Насчитали мы две 2 ели и 7 ёлочек всего!

Сколько же елей

На самом-то деле?

- Налетайте, покупайте..

-Взрослый стоит 5 рублей билет,

Ну а детский 2 рубля и в придачу

новенький лорнет.

Дети покупают билеты на карусели.

(каждой группе выдаётся карточка с

надписью стоимости билета).

V. Этап реализации

построенного проекта.

- Ребята, вы побывали сегодня на лесной ярмарке,

пора возвращаться с покупками домой.

- Давайте обсудим:

- Сколько вы потратили денег?

№ Название товара, продукта…

стоимость

1.

2.

Общая сумма расходов:

Ученики вписывают расходы в таблицу

(салатовая карточка).

- Хватило ли вам денег на все покупки?

- Нужные ли вы сделали покупки и почему?

- Какую пользу принесут или принесли вам

сегодняшние покупки?

-Рассказывают о пользе

приобретённых продуктов (или

товаров(билет на карусель – тоже товар).

Итог урока

- Ребята, вам понравилось? Что вам

понравилось больше всего? Что вы узнали нового?

Где вам это может пригодиться?

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

Лесенка успеха



В раздел образования