Автор: Дьяченко Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №116 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Брянск,Брянская область
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: Нетрадиционная техника рисование - Эбру
Раздел: дошкольное образование
Каждый увлеченный своей работой педагог находится в постоянном
поиске новых идей.
Техника Эбру- одно из таких необычных, творческих направлений.
Художественно- эстетическое развитие является неотъемлемой частью
педагогического процесса и дети очень любят рисовать. А так же они
любят экспериментировать. В данной технике объединены и рисование и
экспериментирование. Эбру – очень увлекательное занятие как для
взрослых, так и для детей. Нетрадиционный способ рисования способен
заинтересовать и увлечь малышей на несколько часов. В дошкольном
возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность
искусства расширить эмоциональный опыт детей. Прежде чем знакомить
детей с новой техникой или методикой, каждый педагог должен
опробовать её сам.
Цель: познакомить педагогов дошкольного образования с
нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ»
Задачи: - познакомить с историей возникновения техники «Эбру» и её
особенностью;
- научить на практике, рисовать в этой технике;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Форма проведения мастер – класса: практическая работа,показ
презентации.
Ход мероприятия:
«Эбру (от тур. ebri — воздушные облака) - техника рисования на
поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу
или другую твёрдую основу (дерево, ткань, керамику, кожу).» (Википедия)
Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его
своими необыкновенными качествами.
Рисование на воде такое древнее, что никто не знает, когда точно оно
возникло. Но можно точно сказать, что эта техника зародилась в Азии
(Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.
Так, примерно в XII веке в Японии существовало искусство суминагаши
(яп. плавающие чернила). Синтоистские монахи использовали эту
технику для нанесения узоров на бумагу и ткань. Увлечение этим
искусством было настолько распространено, что охватило императора
Японии и его придворных.
В Турции техника рисования на воде появилась в VII веке. Но
нынешнее название начали использовать только через три века.
Турецкие мастера настолько овладели этой техникой, что помимо
абстрактных и цветочных узоров могли создавать и реалистичные
изображения.
В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный».
В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или
«мраморная бумага».
Рисование на воде – очень увлекательное занятие, которое отлично
развивает фантазию и не вызывает сложностей. Во время смешивания
красок получаются необычные, неожиданные орнаменты и рисунки,
узоры. Это очень увлекательный процесс, он приносит расслабленность,
отрешение от окружающей действительности.
Создания рисунка в технике эбру сводится к процессу нанесения его
сначала на воду, а затем перенесение на бумагу. Техники заключается в
том, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не
тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.
Обучиться эбру возможно как в дошкольном учреждении, так и в
домашних условиях. Все требующиеся материалы и приспособления
можно свободно купить в любом художественном магазине или магазине
канцтоваров.
Оборудование, которое нам потребуется:
- лотки для жидкости, -вязкая вода - салфетки сухие и влажные,
-краски, не растворяющиеся в воде
-плоские кисти,
-палочки,
-бумага
-пипетки
Работа начинается с создания фона, путем разбрызгивания краски по
поверхности. Можно таким образом нанести несколько разных цветов. В
процессе разбрызгивания каждый предыдущий цвет будет образовывать
прожилки. таким образом мы получим интересный, необычный,
многослойный фон. Когда фон готов, можно приступать к рисованию.
Рисунок делаем палочкой, или кисточкой, которую опускаем в краску
разного цвета и ставим много разноцветных кружков в одно и то же
место. Палочку нужно протирать насухо, после каждого обмакивания.
Краски при этом не смешиваются. После тога как образовался большой
радужный круг, можно формировать нужную фигуру: цветок, бабочку,
сердечко… Для этого палочкой изменяют форму круга, при этом
стараясь не задевать контур круга. Когда рисунок готов, его можно
перенести на бумагу. Для этого берем плотный белый лист и плавно
кладем его на воду. Проводим палочкой по периметру листа бумаги.
Затем берем лист за края и аккуратно достаем его через край поддона.
Вода при этом стечет с листа в поддон. После этого рисунок нужно
положить сушить.
После проведенной презентации педагогам предлагается
попробовать порисовать в технике эбру.