Автор: Вялова Елена Львовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа №30 им. Л.Л. Антоновой"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Режим дня первоклассника"
Раздел: начальное образование
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Режим дня первоклассника»
Задачи собрания:
1. Дать родителям понятие о необходимости соблюдения режима дня для
первоклассника.
2. Помочь родителям в организации режима дня первоклассника.
Форма проведения: беседа-практикум.
Вопросы для беседы на родительском собрании:
- Здоровье первоклассника и школьные занятия.
- Правила организованного режима дня.
- Способы сохранения здоровья (физического и психического) первоклассника
при правильном режиме дня.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование первоклассников.
Анкета для первоклассников:
- В какое время ты просыпаешься?
- Ты просыпаешься сам или тебя будят взрослые?
- Легко ли ты просыпаешься?
- Делаешь ли ты зарядку, когда встанешь?
- Один или с родителями ты делаешь зарядку?
- Бывает ли, что ты опаздываешь в школу по утрам?
- Гуляешь ли ты на свежем воздухе после школы (или после обеда)? Выходишь
ли на прогулку вечером?
- Долго ли ты смотришь телевизор? Долго ли занимаешься за компьютером?
- Делаешь ли перерывы, чтобы дать отдохнуть глазам и подвигаться?
- Занимаешься ли ты спортом? Сколько раз в неделю?
- В какое время ты ложишься спать?
- Легко ли ты засыпаешь?
2. Анкетирование родителей первоклассников.
Анкета для родителей:
- Ваш ребенок просыпается сам или его будят взрослые?
- Легко ли он встает?
- Как вы помогаете ребёнку при пробуждении настроиться на хороший день?
- Делает ли ваш ребенок утреннюю зарядку? Один или вместе с взрослыми?
- Гуляет ли ребёнок на свежем воздухе после школы (после обеда)? Выходите
ли вы с ним на прогулку вечером?
- Долго ли ребёнок смотрит телевизор? Долго ли занимается за компьютером?
- Приучили ли вы ребёнка делать перерывы при просмотре телепередач или
занятиях за компьютером?
- Не поздно ли ваш ребёнок ложится спать? Каковы традиции укладывания
ребёнка на ночь в вашей семье?
- Занимается ли ваш ребёнок спортом? Сколько раз в неделю?
- Считаете ли вы правильно организованный режим дня необходимым
условием успешной учебной деятельности вашего первоклассника?
3. Подготовка двух памяток для родителей по организации правильного
режима дня первоклассника.
Памятка №1.
Зарядка – бодрое начало дня ребёнка.
Недостаток двигательной активности первоклассника составляет почти
половину необходимой нормы. Для восполнения потребности в движении
ребёнку нужно ежедневно не меньше двух часов активно двигаться.
Зарядка должна стать для вашего ребёнка привычным пунктом режима дня.
Для этого я хочу дать вам следующие рекомендации.
• К утренней зарядке ребёнка лучше приучать с 2-3 лет.
• Нужно выполнять утреннюю гимнастику ежедневно.
• Выполнять зарядку веселее под бодрую ритмичную музыку.
• Нужно открыть окна для проникновения в комнату свежего воздуха и
солнечного света.
• Для формирования полезной привычки стоит выполнять утреннюю
гимнастику вместе ребёнком.
• Время выполнения зарядки - 10-20 минут.
• В комплекс утренней зарядки нужно включать не больше 8-10 упражнений.
• Нужно отслеживать и положительно оценивать достижения ребёнка в
выполнении спортивных упражнений.
• Стоит заменять упражнения, если они надоели ребенку, можно самим
придумывать с ним вместе новые упражнения.
Памятка №2.
Физкультминутки во время перерыва в занятиях.
• Физкультминутки проводятся через каждые 15-20 минут занятий.
• Продолжительность физкультминутки 2-3 минуты.
• После выполнения ребёнком письменного задания нужно выполнить
упражнения для кистей рук: встряхивание кистей рук, сжимание-разжимание
пальцев, вращение, сгибание-разгибание ладоней и др.
• Интересны задания со смысловым содержанием:
- «Змейка» - сцепленными в замок ладонями совершаем волнообразные
движения в одну и другую сторону,
- «Мойдодыр» - круговыми движениями вращаем ладонь об ладонь как при
мытье рук,
- «Замочек» - сгибаем и разгибаем сцепленные в замок пальцы.
• После длительных занятий сидя ребёнку нужно сделать приседания,
потягивания, наклоны, повороты корпуса в обе стороны.
• Для полноценных упражнений в доме нужен спортивный инвентарь:
скакалка, мяч, гантели, обруч и др.
• Лучше делайте вместе с ребёнком эти упражнения, если есть возможность.
Это будет подтверждением важности и необходимости физкультминуток. Для
неспортивного ребёнка нужен ваш личный пример для подражания.
Ход собрания
I. Выступление классного руководителя
Начало обучения ребёнка в школе — это проверка на организованности всей
семьи, в которой он воспитывается, развивается и растёт.
Недостаточное понимание родителями важности этого периода, незнание
особенностей своего ребёнка, неумение наладить с ним контакт и поддержать
его в этот трудный период жизни может привести к сложностям и стрессам во
время обучения в школе.
Главной причиной, которая может привести к ухудшению физического
здоровья и психического состояния первоклассника, является несоблюдение
режима дня. Есть родители, легкомысленно относящиеся к такому понятию,
как режим. Это неправильно.
Соблюдение режима дня даёт первокласснику возможность сохранить
физическое и психическое здоровье, которое позволяет соблюсти
эмоциональное равновесие. Ведь именно для этого школьного возраста
характерна эмоциональная неустойчивость, которая может привести к
хронической утомляемости и усталости. А это приведёт к снижению
работоспособности у ребенка.
Для низкой работоспособности характерно:
- снижение количества правильных ответов и дома, и на уроке после того, как
ребёнок выучил материал,
- повышение количества ошибок несмотря на хорошо выученное правило,
- невнимательность, рассеянность и быстрая утомляемость ученика,
- изменением почерка первоклассника из-за ухудшения регуляции его
физиологических функций.
Конечно, не получится работать без утомления, но задачей семьи становится
предупреждение переутомления и такая организации жизни первоклассника,
которая даст возможность избежать влияния утомления на здоровье ребёнка.
Как получается организовать это в семьях учеников нашего класса?
II. Анализ и обсуждение анкет учеников и родителей по теме собрания,
формулировка выводов.
III. Ознакомление родителей с рекомендуемым режимом дня первоклассника,
его обсуждение.
Режим дня первоклассника:
7.00
Подъем
7.00-7.20
Водные процедуры, утренняя зарядка
7.20-7.35
Первый завтрак
7.35-7.50
Дорога в школу по свежему воздуху
8.00-12.15
Занятия в школе
(8.35-8.50
Второй завтрак)
12.20-12.50 Дорога из школы домой по свежему воздуху
13.00-13.30
Обед
13.45-14.45
Дневная прогулка
15.00-16.00
Приготовление домашних заданий (с перерывом на отдых)
16.00-16.15
Полдник
16.30-17.30
Кружки, секции
17.45-18.45
Вечерняя прогулка
19.00-19.30
Ужин
19.30-20.30
Свободные занятия
20.30-21.00
Подготовка ко сну
21.00-7.00
Ночной сон
IV. Обсуждение памяток, которые подготовлены для родителей, по
организации правильного режима дня.
V. Формулировка третьей новой памятки «Что НЕ НУЖНО делать при
правильно организованном режиме дня».
Родители в группах в течение 10-15 минут формулируют запреты, которыми
стоит руководствоваться при организации режима дня ребёнка. После этого
каждая группа выдвигает свои правила. В результате формулируется
коллективный перечень родительских запретов, из которых образуется памятка
№3 для родителей.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
• поднимать ребёнка из постели в последний момент перед выходом в школу,
жалея его сон,
• предлагать ребёнку на первый завтрак перед школой и вместо обеда или
ужина сухомятку, бутерброды,
• запрещать прогулки на свежем воздухе в виде наказания;
• кричать на ребенка во время выполнения домашней работы,
• заставлять переписывать домашнюю работу многократно;
• не устраивать физкультминутки во время занятий;
• смотреть телевизор и сидеть за компьютером больше 40—45 минут в день;
• устраивать перед сном слишком активные игры, смотреть страшные
фильмы,
• мало двигаться в свободное от уроков и домашнего задания время,
• укладываться спать позже положенного времени.
VI. Беседа с теми родителями первоклассников, у которых возникли вопросы
по обсуждаемой теме.