"Виды нарушений семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка"
Автор: Кашина Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №30 Населённый пункт: город Подольск, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Виды нарушений семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка" Раздел: начальное образование
Введение.
Семейное воспитание – это сложнейшая система взаимоотношений
родителей со своими детьми. Воспитание детей в семье – это, несомненно,
самовоспитание,
самопознание
и
учет
своего
прошлого
детского
опыта
самих
родителей. «Не воспитывай детей, они всё равно будут похожи на
тебя. Воспитывай себя». Так гласит английская пословица.
Каждому
родителю,
для
успешности
реализации
своих
функций,
крайне необходимо знать азы педагогики и психологии, уметь управлять
своими эмоциями, грамотно строить взаимоотношения со своими детьми.
Очень
важно
для
профилактики
отклонений
в
поведении
детей,
их
коррекции, изучать и анализировать негативные, травмирующие ситуации,
возникающие в семье. Межличностные отношения между всеми членами
семьи развиваются постоянно на протяжении всей жизни.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая
семья несчастлива по-своему» (Л.Н.Толстой) Именно родительская любовь,
поддержка,
или,
напротив,
её
отсутствие
накладывает
отпечаток
на
нравственную, духовную сторону жизни маленького человека. «Семейное
воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое
воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям,
вызывающая ответные чувства детей к родителям», - писал А.И.Захаров. [3,
стр.147]
Каждый взрослый разумный человек хочет быть хорошим родителем
своим детям. Есть такое понятие - осознанное родительство. Это искусство
быть
родителем.
Рождение
ребенка
меняет
весь
уклад
жизни
семьи.
Традиции,
привычки,
культура
семьи
влияют
на
характер,
потребности,
наклонности ребенка. Имея перед собой в качестве образца модель поведения
своих
родителей,
маленький
человек
выстраивает
отношения
с
окружающими его людьми по известному ему сценарию.
Практически в каждой семье существуют определенные разногласия
между матерью и отцом в выборе методов и приемов воспитания своего чада.
2
Существуют семьи, наносящие непоправимый вред становлению личности
ребенка.
Как сделать так, чтобы вырастить счастливого человека? Всегда ли
эффективно наказание и поощрение? Изучение данного вопроса и будет
являться
целью
этой
работы.
Для
этого
необходимо
определить
типы
семейного воспитания, рассмотреть виды поощрения и наказания, имеющие
воспитательное значение, сказать о традиционных ошибках воспитания и их
последствиях.
3
1.
Типология внутрисемейных отношений.
1.1.
Система межличностных отношений.
В семье рождается ребенок… Сколько радости, хлопот, беспокойства
приносит
это
событие.
Многие
молодые
родители
начинают
изучать
литературу по уходу за новорожденным, книги по воспитанию. Возникают
разные ситуации, порождающие неуверенность, сомнения, ошибки. Чтобы
стать самым лучшими родителями для своего малыша нужно приложить
массу усилий, это труд, работа над собой.
По
данным
статистики,
в
последние
годы
происходит
разрушение
института семьи. Постоянно растет число разводов, в СМИ часто освещают
случаи жестокого обращения с детьми, растет популярность гражданских
браков, возрастают масштабы пьянства и наркомании среди детей, нередки
ранние беременности у подростков.
Главными составляющими воспитательного потенциала семьи являются
межличностные
отношения
в
семье,
куда
входят
понятия
родительской
любви, родительской установки, позиции, родительского отношения, роли
занимаемой ребёнком в семье, стилей воспитания. [1, стр.141
]
Потребность в общении возникает у ребенка с первых дней жизни.
Известен т.н. «синдром госпитализма», когда дети, лишенные общения со
взрослым очень отставали не только в физическом, но в и психологическом
отношении
от
своих
сверстников.
Именно
в
процессе
постоянного
эмоционального контакта
со взрослыми ребенок
не только приобретает
навыки речи и мышления, но и
познает мир, усваивает правила и нормы
человеческих взаимоотношений. Затем уже в игре
он моделирует жизнь
взрослых. Семья - это не замкнутая система. У неё есть связи, которые она
устанавливает
с
посторонними
людьми:
соседями,
друзьями,
коллегами.
Наличие в семье высоконравственного образца взаимоотношений родителей
друг с другом и с другими людьми, в большой степени облегчает нормальное
психическое
и
духовно-
нравственное
развитие
ребенка,
позволяет
ему
наиболее
полно
проявить
и
реализовать
свои
интеллектуальные
и
4
эмоциональные возможности.
Тактику наших внутрисемейных отношений ребёнок начинает понимать
очень
рано.
Уже
в
семь
месяцев
малыш
интуитивно
считывает
эмоциональную атмосферу в семье. Отличным примером является разница в
поведении детей в присутствии чужих людей или родственников: мамы и
папы, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.
Любой
педагог
знает,
что,
ребенок,
как
правило,
довольно
точное
отражение той семьи, в которой он растет и развивается. «От осинки не
родятся
апельсинки»-
известное
выражение.
Чем
эффективнее
семья
использует нормы духовности, тем успешнее будут результаты умственного и
физического развития личности. И эта зависимость давно используется в
педагогической практике. [3; стр.127]
Не
каждая
семья
использует
позитивный
потенциал
духовно-
нравственного воспитания и очень часто неумение или нежелание родителей
должным
образом
воспитывать
своего
малыша
-
одна
из
причин
формирования деструктивного поведения. На первый взгляд, эта проблема
решается
легко,
достаточно
просто
поговорить
с
родителем,
объяснить
психологические механизмы психики ребенка, попытаться спрогнозировать
будущие проблемы. Однако не каждая семья готова идти на сотрудничество с
педагогами, психологами. « У моего ребенка нет проблем»- говорят они.
В различных семьях проявление проблемного поведения ребёнка имеет
разные причины.
Например, в семье, где постоянно ссорятся, выясняют
отношения,
ребёнок
ведёт
себя
«безобразно»,
потому,
что
он
своим
поведением
пытается
обратить
на
себя
внимание,
объединить
своих
родителей.
И,
несмотря
на
свою
чрезмерность,
это
становится
чем-
то
удобным для всех членов семьи. Но, к сожалению, истоки неправильного
воспитания кроются в том, что взрослые, перенеся в детстве унижения,
обиды, нелюбовь своих близких, строят свою семью по известной им модели.
Той модели, где они занимали место ребенка.
5
1.2.
Тип семьи.
Рассмотрение
видов
нарушения
семейного
воспитания
определяет
необходимость
исследования
типов
семей.
Неповторимость
развития
внутрисемейных
отношений
во
многом
зависят
от
типа
семьи.
На
сегодняшний
день
существует
большое
количество
работ
ученых
по
классификации
семей.
Следует
учитывать,
что
наша
с т р а н а
многонациональна и в каждой культуре свои нормы. Изучение большого
разнообразия этих групп дает возможность наиболее глубоко исследовать
внутрисемейные отношения. [6, стр.480]
И.
В.
Гребенников
в
своей
работе
«Воспитательный
климат
семьи»
выделяет
два
типа
семей:
благополучные
и
неблагополучные
семьи.
Психологический
климат
И.
В.
Гребенников
определяет
как
устойчивый
эмоциональный комплекс психологических условий, способствующих или
препятствующих сплочению семьи, который является следствием семейной
коммуникации. В дружной, счастливой, любящей друг друга семье растут
счастливые
дети.
И,
напротив,
на
фоне
происходящих
скандалов,
оскорблений, взаимных упреков растут глубоко несчастные дети.
Психологический
климат
не
является
чем-то
незыблемым.
Его
ежедневно создают члены каждой семьи. На семейную атмосферу в сильной
степени влияют привычки, наклонности, принципы взрослых. В том числе, и
взгляды на воспитание ребенка. Этот процесс чрезвычайно сложен.
Как воспитывать ребенка? В строгости или потакая его желаниям?
Тем не менее, можно выделить пять типов семей.
Семьи, уважающие детей . Это самая плодотворная для воспитания
среда.
Родители
чутко
реагируют
на
изменения,
происходящие
в
душе
ребенка.
Прислушиваются
к
его
мнению,
стремятся
тактично
помочь
и
ободрить.
Дети
в
них
растут
контактными,
счастливыми,
добрыми,
умеющими дружить. Родители и ребенок испытывают большую радость при
обоюдном общении. Их отношения характеризуются общностью интересов,
6
равенством во взаимоотношениях. Дети доверяют своим родителям, делятся
своими переживаниями и неудачами. И, неизменно, получают поддержку.
Отзывчивые
семьи .
Отношения
между
взрослыми
и
детьми
партнерские.
Ребенок
делится
своими
проблемами,
получает
поддержку.
Однако в этой семье «родитель знает лучше, что нужно ребенку». Родители
сами решают, в какой секции будет заниматься их чадо, с кем ему дружить, а
с кем нет, не всегда прислушиваются к мнению своего ребенка. Возможно, в
своем ребенке взрослый хочет реализовать собственную детскую мечту. Дети
растут послушными, воспитанными, но им не хватает инициативы. Не всегда
могут
сформулировать
собственное
мнение,
в
коллективе,
как
правило,
ведомые. Внешне отношения между родителями и детьми благополучны, но
дети
с
трудом
могут
отстаивать
собственное
мнение,
легко
попадают
в
психологическую зависимость от других людей.
Материально - ориентированные семьи. Главное внимание уделяется
материальной стороне. Как правило, это обеспеченные семьи. Свою главную
миссию родители видят в обеспечении своего ребенка всем необходимым.
Такие дети с ранних лет обеспечены дорогими игрушками, одеждой. Со
стороны это выглядит как откуп. Духовности в таких семьях мало. Ребенок
быстро
привыкает
все
просчитывать:
выгодно
или
нет?
Отношения
с
родителями, могут быть натянутыми, формальными.
Враждебные
семьи .
Зачастую
бывает,
что
ребенок
в
этой
семье
нежеланный, или мама рассталась с папой и теперь в своем мальчике видит
черты бывшего возлюбленного. Любым своим шагом, действием, неудачей,
ребенок вызывает раздражение и злость у родителей. Нередки физические
наказания,
которые
вызывают
озлобление
у
детей,
а
затем
агрессию
по
отношению к своим сверстникам. Дети растут скрытным, не хотят делиться
своими
переживаниями
с
родителями,
не
любят
школу
и
могут
в
подростковом возрасте уйти из семьи.
Антисоциальные семьи . Это трудно назвать семьей. Да и родителями
сложно назвать людей, которые равнодушно относятся к своим детям. «Дети,
7
которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить». (Перл
Бак).
Чем раньше таких детей возьмут под опеку государства, тем лучше.
Родители в этих семьях ведут безнравственный образ жизни: пьянствуют,
меняют половых партнеров. Их не волнует, как одеты и накормлены ли их
дети. Часто оставляют своих детей без надзора, что приводит к трагичным
случаям.
2.
Санкции поощрения и наказания
Проблема
наказания
-
одна
из
самых
любимых
тем
для
дискуссий.
Выбор методов наказания закладывается у будущих мам и пап ещё в раннем
детстве. Каждый взрослый может вспомнить эпизоды из своего детства, когда
он
был
наказан.
Модель
семейного
воспитания
довлеет
над
каждым
родителем. «У меня была строгая мама, и меня наказывали за малейший
проступок, я хочу, чтобы моя дочь выросла послушной», «Меня наказывали
строго, и я вырос нормальным, успешным человеком», и т. д. Часто можно
услышать такие фразы. Бывает иначе: взрослый с обидой вспоминает свой
детский
опыт.
Сохранив
эти
воспоминания,
не
желает
того
же
своему
ребенку.
Как
правильно
наказывать
ребенка?
Можно
ли
применять
телесные
наказания?
Такие
вопросы
часто
задают
родители
педагогам.
Огромное
количество книг, телепередач, статей посвящено этой теме, но не всегда
родители
прислушиваются
к
мнению
специалистов,
воспитывают
детей,
опираясь на свой детский опыт. Итак, проблема наказания неоднозначна.
Наказывать или нет?
Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова трактуется
как « мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление» .
Можно выделить следующие виды наказаний :
*словесное
наказание
*физическое
наказание
*наказание изоляцией
8
*наказание трудом
*наказание лишением
Разберём каждый вид наказаний в отдельности.
Физическое
наказание - битье ремнем, подзатыльники. Для некоторых
родителей категорически неприемлемы телесные наказания, для других –
норма
жизни.
В
детском
коллективе
дети,
подвергающиеся
домашнему
насилию,
стараются
компенсировать
свое
положение
в
семье,
проявляя
жестокость и агрессию по отношению к одноклассникам. Став взрослым,
такой ребёнок начинает неосознанно применять эти методы в своей семье.
Может ли служить оправданием жесткого отношения к детям то, что его
самого наказывали?
Рассмотрим следующий вид наказания – наказание словом . С самого
раннего детства и до старости человек использует Слово. Сила сказанного
слова не раз рассматривалась в литературе и психологии. С помощью всего
нескольких
фраз
можно
вдохновить
ребенка
на
трудное
дело,
помочь
поверить в невозможное. Если родитель в раздражении произносит в адрес
ребенка злые слова или выражения, это может привести к психологической
травме.
Словесные
наказания
считаются
допустимыми,
не
приносящими
большого вреда. Фразы вроде «Ты меня уже достал!», «Вечно ты под ногами
крутишься», «Когда возьмешься за ум?!» довольно распространенные.
Не
нужно забывать, что «словом можно исцелить, а можно и убить».
Оскорбляя
ребенка,
родитель
не
задумывается,
чем
это
может
обернуться в дальнейшем. Не приведет ли это к заниженной самооценке,
которая в свою очередь породит новые проблемы?
Следующий вид наказаний – наказание
изоляцией. Ребёнка ставят в
угол, запирают в комнате. Происходит игнорирование по договоренности с
остальными членами семьи, своего рода ограничение свободы. Возможно,
такая мера не наносит травмирующего воздействия на психику ребенка.
Однако,
есть
категория
детей,
очень
болезненно
воспринимающих
выключение из семейной жизни.
9
Такой метод наказания применяют и сами дети в среде сверстников. Так
называемый
бойкот.
Как
правило,
это
происходит
в
средних
и
старших
классах. Наглядным примером такого поведения детей является кинофильм Р.
Быкова «Чучело», когда главная героиня взяла на себя чужую вину, после
чего
весь
класс
объявил
ей
бойкот.
В
начальной
школе
дети
более
простодушны, незлопамятны, быстро забывают обиды и любят мириться.
Очень спорный метод воздействия – наказание трудом.
Этим приемом
можно вызвать стойкое отвращение к труду, учебе. Исключение составляет,
если
ребенок
разбил
тарелку,
или
разрисовал
дверь.
В
таком
случае
целесообразно
отнестись
снисходительно
и
попросить
убрать
осколки
и
помочь отмыть дверь.
Как относиться к наказаниям? Известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер в
книге
«Общаться
с
ребёнком.
Как?»
советует
родителям
следующее:
«Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». [2,
стр.169] Так называемое наказание лишением. Необходимо найти в жизни
ребёнка то, что для него особенно важно. Поездка с отцом на рыбалку, поход
в кино, компьютерные игры. Ю.Б. Гиппенрейтер называет это «золотым
фондом
радости».
Можно
это
считать
наказанием?
Безусловно.
И
что
немаловажно,
не
оскорбительно,
ведь
дети
понимают,
что
значит
слово
«справедливо».
Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желаемого поведения
ребёнка
как
поощрение.
В
словаре
С.
И.
Ожегова
глагол «поощрить»
толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что–нибудь,
возбудить желание сделать что–нибудь».
Поощрение
для
ребёнка
–
это
одобрение
со
стороны
взрослого
его
хорошего
поведения
или
успешной
деятельности.
Оно
благоприятствует
сохранению
хорошего
настроения,
порождает
чувство
глубокой
радости,
желание испытать это чувство ещё раз. Отсюда и мотивация для ребенка быть
успешным.
Дети, как правило, учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за
10
хорошее
поведение,
а
не
наказывают
за
плохое.
Простейшей
формой
поощрения
является похвала. Похвала может быть простой или сложной.
Простое «спасибо» или улыбка может оказаться весьма действенной, она
покажет, что его усилия были не напрасны. Более усложненный вариант: «Я
так рада, что ты добился успеха – ответственно готовился к контрольной и
получил пятёрку!»
Похвала
должна
быть конкретной.
Необходимо
незамедлительно
оценить усилия ребёнка, его действия. Хвалить нужно от всей души, не
заигрывая
с
ребёнком,
дети
тонко
чувствуют
неискренность.
Вовремя
сказанные слова поддержки могут явиться мощным стимулом. Нет смысла
хвалить ребенка, если он выполняет легкую, с его точки зрения работу. А вот
если он преодолел свою природную застенчивость или зажатость и сумел
сделать шаг вперед в своем развитии, похвала крайне необходима.
Похвала
только
тогда
будет
эффективной,
когда
звучит
редко
и
по
существу. Несомненно, ребёнок нуждается в одобрении своей деятельности.
Важно кто его хвалит и как это делается.
Если это происходит слишком часто, ребенок становится зависимым от
постоянного
одобрения,
восхищения.
Став
взрослым,
и
не
получая
«положенных ему дифирамбов» человек тратит свои силы на получение
постоянной похвалы, а не на то, чтобы быть успешным.
3.
Методы взаимодействия с семьей с целью коррекции нарушений
воспитания младших школьников.
Воспитание
гармонически
развитой
личности
возможно
только
в
симбиозе школы и семьи. Учитель ни в коем случае не является конкурентом,
соперником
родителей
в
борьбе
за
авторитет.
А
только
союзником,
помощником
и
консультантом.
Необходимо
с
первого
года
обучения
и
воспитания детей в школе привлекать родителей к педагогическому процессу.
В.Сухомлинский
говорил:
«Воспитание
детей
надо
начинать
с
родителей». В настоящее время как никогда актуальны идеи формирования
11
новых устоев семейной культуры. Именно родители должны сохранять и
передавать нравственные и духовные ценности подрастающему поколению,
созданные
предками,
и
что,
прежде
всего
родители
ответственны
за
воспитание детей.
А поэтому родителей надо учить быть родителями. Педагоги постоянно
ищут новые подходы к работе с семьей. Появляются новые формы работы,
методы взаимодействия. В семье заключен огромный потенциал духовности.
Только
при
совместной
деятельности
школы
и
семьи
можно
вырастить
Человека.
Для
организации
продуктивной
работы
классного
руководителя
и
родителей считаю необходимым применять различные формы деятельности с
семьями
учеников.
Важно
поддерживать
инициативу
родителей
в
делах
класса и школы. Родитель, заинтересованный в реализации
своего ребенка как ученика, выполняющий требования учебного учреждения,
предъявляемые
семье,
тонко
чувствующего
психологическое
состояние
малыша - помощник педагогу.
В нашей школе организована «Школа будущего первоклассника», где
происходит постепенная адаптация к условиям учебного учреждения, дети
знакомятся со своим будущим первым учителем. Знакомство с родителями
будущих
первоклассников
происходит
на
первом
собрании,
где
рассматриваются
нормативные
документы
школы,
п р о вод и т с я
анкетирование.
В своей работе использую разнообразные нетрадиционные формы
работы с родителями. К ним относятся:
1.
Тренинги
для
родителей
-
проводятся
с
целью
повышения
уверенности родителей в своих собственных воспитательных возможностях,
в улучшении понимания психологических и возрастных особенностей детей,
поддержки семьи в ситуации морального выбора. Учитель в неформальной
обстановке знакомится с семьями своих учеников. Родители лучше узнают
своего
ребенка,
поскольку
привыкли
видеть
его
только
в
домашней
12
обстановке, начинают понимать, что ребенок может вести себя в школе и
дома по-разному.
2.
«Почтовый ящик идея+вопрос», в который родители в любое
время могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться
с вопросами к психологу, классному руководителю, директору. Эти вопросы
обсуждаются
на
классных
собраниях,
могут
быть
темой
заседания
родительского
комитета
или
Управляющего
совета
школы.
Такая
форма
взаимодействия достаточно эффективна, т.к. позволяет родителям излагать
свои мысли письменно. В силу своего образования, излишней зажатости,
некоторым родителям сложно озвучивать устно наболевшие проблемы. А
получить ответ крайне необходимо.
3.
«Круглый стол».
В неформальной обстановке, в присутствии
психолога
школы
обсуждаются
с
родителями
актуальные
проблемы
в
воспитании
и
трудности
в
обучении
детей.
В
течение
учебного
года
планируются четыре заседания. С расписанием тем родители знакомятся
заранее, готовят небольшие выступления, к которым стараются подходить
творчески, иногда 2-3 родителя могут смоделировать обсуждаемую проблему.
4.
Незаурядной формой работы с семьей являются родительские
вечера . Родительский вечер – это, прежде всего, непринужденный праздник
общения с близкими одноклассников ребенка, в подготовке и оформлении
которого принимают посильное участие практически все родители. В нашей
школе стало традицией проводить вечера, посвященные Дню матери, а также
праздник
«Защитникам
Отечества»,
«Рождество»,
«Масленица».
Эти
праздники
сплачивают
не
только
детский
коллектив,
но
и
коллектив
взрослых. Совместная деятельность объединяет.
В творческой атмосфере раскрываются таланты детей. Многие родители
с удивлением открывают для себя, что их ребенок умеет замечательно петь,
пластичен, обладает артистичностью и чувством юмора.
Сент-Экзюпери
называл
человеческое
общение
самой
большой
роскошью на свете. Нельзя с этим не согласиться. В нашем случае общение
13
весьма действенный инструмент в воспитании школьника. На родительских
вечерах
не
нужно
позволять
родителям
быть
пассивными
слушателями.
Нужно
стараться
вовлекать
их
в
совместную
деятельность.
А
с
какой
радостью и гордостью смотрят дети в таких случаях на своих родных!
Заключение.
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что
главной
задачей
семьи
является
воспитание
гармоничной,
счастливой,
духовно зрелой и успешной личности.
Не
каждый
родитель
осознает,
какая
ответственность
лежит
на
его
14
плечах. Наличие в семье благоприятного климата, спокойной обстановки,
любящих
друг
друга
родителей,
благоприятствует
нормальному
психическому и духовно- нравственному развитию ребенка. Как правило,
такие дети, вырастая, создают свою семью по родительскому образцу.
И, напротив, неправильное воспитание, незнание психологических и
возрастных
особенностей
ребенка,
слишком
жесткие
требования,
предъявляемые
ребенку,
или
наоборот,
равнодушно-попустительское
отношение
приводят
к
формированию
неуверенной
в
своих
силах,
агрессивной,
безынициативной
личности.
Такие
дети
так
же,
вырастая,
переносят стиль семейного поведения уже в свою семью.
Исходя из вышеизложенного, следует принять во внимание, что для того,
чтобы вырастить счастливых, достойных граждан нашей страны, необходимо
объединить усилия семьи и школы, а также учесть следующие факторы:
1.
Воспитывать
ребенка
необходимо
в
атмосфере
любви,
взаимопонимания, поддержки.
2.
Быть примером для своих детей в разных гранях жизни.
3.
Предъявлять
детям
разумные
требования,
настаивать
на
их
выполнении, быть последовательным.
4.
Оба родителя должны помогать и поддерживать друг друга в деле
воспитания, не допускать ссор в присутствии ребенка.
5.
Использовать метод стимулирования желаемого поведения ребёнка
как
поощрение
и
ни
в
коем
случае
не
использовать
физические
наказания.
6.
Объяснять ребенку правила поведения в обществе, коллективе.
Литература.
1.
Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: ПИТЕР,
2014, 336 с.
2.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М. : ACT: Астрель;
Владимир, 2012, 239 стр.
15
3.
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное
пособие. – М.: Гардарики, 2010, 480 стр.
4.
Захаров А.И., Неврозы у детей. - СПб.; Дельта, 2010 г. 258 стр.
5.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования: Учебное пособие. / Под. ред. Е.Г. Силяева.-
Питер
2011.
6.
Подласый И. П. Педагогика. – М., Юрайт,2011, 574 стр.
16