Напоминание

Общее недоразвитие речи 3 уровня у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Федорова Ирина Владимировна
Должность: студент
Учебное заведение: Курганский государственный университет
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Общее недоразвитие речи 3 уровня у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Общее недоразвитие детей (ОНР) 3 уровня у детей старшего дошкольного возраста.

Ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе принадлежит

дошкольным образовательным учреждениям. Они являются первой ступенью непрерывного

образования. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно

- логопедической помощи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу

педагогического риска.

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных

сторон речи, касающиеся, сложных лексических и грамматических единиц. Уровень речевого

развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Об ОНР можно говорить

только после 3, 5 - 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному.

Дети с ОНР

отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических

процессов. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:

замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев. Для них

характерны отставание в развитии словесно-логического мышления, неустойчивость

внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Объем словарного

запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи

практически все части речи, в большей степени — существительные и глаголы, в меньшей —

прилагательные и наречия; неточное употребление названий предметов. В речи дети с ОНР

используют в основном простые предложения, затрудняются в построении сложных

предложений. Затруднения составляет понимание и усвоение логических связей и сложных

грамматических форм. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании

частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуковая наполняемость и

слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня у детей в

меньшей степени нарушены звукопроизношение и фонематическое восприятие. Они

отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, это ведёт к появлению различного

рода ошибок.

Факторы, влияющие на несформированность речи, могут быть биологическими и

социальными.

Биологические

это негрубые, нетяжелые поражения центральной нервной системы

поражения у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия,

высшие психические функции. Причины вредные привычки будущей мамы, родовые травмы

новорожденных, перинатальная энцефалопатия,

заболевания, перенесенные ребенком в

раннем возрасте и т.д.

(заикание, афазия, дизартрия, алалия, а при наличии расщелин

твердого и мягкого неба – от крытая ринолалия).

Социальные – это неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка, педагогическая

запущенность.

Стрессы, отсутствие эмоционального общения

между ребенком

и

родителями, конфликтные ситуации в семье. Другой причиной ОНР у ребенка может быть

дефицит

вербального

общения

(например,

при

наличии

глухонемых

родителей),

неправильная речь взрослых многоязычное окружение.

Повышение

уровня

развития

речи

с

1-2

до

3-го

может

произойти

в

результате

целенаправленного логопедического обучения.

Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических этапов.

Первый

– медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление

причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра,

невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований

(рентгенографии лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ).

Второй

нейропсихологический

относится

к

компетенции

детского

психолога,

предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной

сферы, общей и тонкой моторики.

Третий – педагогический, проводится логопедом-дефектологом.

ОНР

3

уровня

не

проблема.

Благодаря

квалифицированным

специалистам

и

индивидуальным занятиям на развитие речи, ребёнок сможет быстрее справиться с речевыми

дефектами, избавится от них. Важно вовремя выявить отклонения и уделить лечению

внимание.

Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно

посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы

компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия

проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате.

Для коррекции ОНР третьего уровня необходимо решать следующие задачи:

Развитие произносительных навыков. Внимание уделяется слуховой дифференциации

смешиваемых звуков: учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

Обогащение лексики. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и

приставок, отражающих пространственное расположение предметов. изучению значения

предлогов.

Усвоение грамматических норм языка. Уделяется внимание правильному согласованию

слов в разных формах. Использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные

предложения

Подготовка к обучению грамоте. Обучают звуковому и слоговому анализу (умению

выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным

звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука

стараются соотносить с образом буквы.

Литература

1. Общее недоразвитие речи у дошкольников/ Рудакова Н.П. – 2013.

2. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня/

Вершинина О.М.// Логопед. - 2004 - № 1.

3. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С.

Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: III тур, 2003. – 318 с.

4. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста:

практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.



В раздел образования