Автор: Федорова Ирина Владимировна
Должность: студент
Учебное заведение: Курганский государственный университет
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Общее недоразвитие речи 3 уровня у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Общее недоразвитие детей (ОНР) 3 уровня у детей старшего дошкольного возраста.
Ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе принадлежит
дошкольным образовательным учреждениям. Они являются первой ступенью непрерывного
образования. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно
- логопедической помощи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу
педагогического риска.
Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных
сторон речи, касающиеся, сложных лексических и грамматических единиц. Уровень речевого
развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Об ОНР можно говорить
только после 3, 5 - 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному.
Дети с ОНР
отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических
процессов. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:
замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев. Для них
характерны отставание в развитии словесно-логического мышления, неустойчивость
внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Объем словарного
запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи
практически все части речи, в большей степени — существительные и глаголы, в меньшей —
прилагательные и наречия; неточное употребление названий предметов. В речи дети с ОНР
используют в основном простые предложения, затрудняются в построении сложных
предложений. Затруднения составляет понимание и усвоение логических связей и сложных
грамматических форм. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании
частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуковая наполняемость и
слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня у детей в
меньшей степени нарушены звукопроизношение и фонематическое восприятие. Они
отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, это ведёт к появлению различного
рода ошибок.
Факторы, влияющие на несформированность речи, могут быть биологическими и
социальными.
Биологические
это негрубые, нетяжелые поражения центральной нервной системы
поражения у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия,
высшие психические функции. Причины вредные привычки будущей мамы, родовые травмы
новорожденных, перинатальная энцефалопатия,
заболевания, перенесенные ребенком в
раннем возрасте и т.д.
(заикание, афазия, дизартрия, алалия, а при наличии расщелин
твердого и мягкого неба – от крытая ринолалия).
Социальные – это неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка, педагогическая
запущенность.
Стрессы, отсутствие эмоционального общения
между ребенком
и
родителями, конфликтные ситуации в семье. Другой причиной ОНР у ребенка может быть
дефицит
вербального
общения
(например,
при
наличии
глухонемых
родителей),
неправильная речь взрослых многоязычное окружение.
Повышение
уровня
развития
речи
с
1-2
до
3-го
может
произойти
в
результате
целенаправленного логопедического обучения.
Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических этапов.
Первый
– медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление
причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра,
невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований
(рентгенографии лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ).
Второй –
нейропсихологический
–
относится
к
компетенции
детского
психолога,
предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной
сферы, общей и тонкой моторики.
Третий – педагогический, проводится логопедом-дефектологом.
ОНР
3
уровня
–
не
проблема.
Благодаря
квалифицированным
специалистам
и
индивидуальным занятиям на развитие речи, ребёнок сможет быстрее справиться с речевыми
дефектами, избавится от них. Важно вовремя выявить отклонения и уделить лечению
внимание.
Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно
посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.
Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы
компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия
проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате.
Для коррекции ОНР третьего уровня необходимо решать следующие задачи:
Развитие произносительных навыков. Внимание уделяется слуховой дифференциации
смешиваемых звуков: учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Обогащение лексики. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и
приставок, отражающих пространственное расположение предметов. изучению значения
предлогов.
Усвоение грамматических норм языка. Уделяется внимание правильному согласованию
слов в разных формах. Использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные
предложения
Подготовка к обучению грамоте. Обучают звуковому и слоговому анализу (умению
выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным
звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука
стараются соотносить с образом буквы.
Литература
1. Общее недоразвитие речи у дошкольников/ Рудакова Н.П. – 2013.
2. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня/
Вершинина О.М.// Логопед. - 2004 - № 1.
3. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: III тур, 2003. – 318 с.
4. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста:
практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.