Авторы: Кабанова Татьяна Владимировна, Мухамбетов Искандер Садрыевич
Должность: заместитель директора мбоу "лицей", председатель управляющего совета
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: доклад
Тема: Отчет о деятельности органов государственно - общественного управления МБОУ "Лицей" в 2020-2021 учебном году управления МБОУ "Лицей" за 2020-2021 учебный год
Раздел: полное образование
Отчет о деятельности
органов государственно - общественного управления МБОУ «Лицей»
за 2020-2021 учебный год
В настоящее время одним из приоритетных направлений модернизации образования
является развитие государственно-общественного характера управления образованием,
расширение общественного участия в управлении.
Значимость этого направления модернизации существенно актуализируется в
условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование», в рамках
Программы поддержки регионов, осуществляющих комплексные проекты модернизации
образования, развитие общественного участия в управлении выделено в качестве одного
из главных и определяющих.
Управляющий совет создан в 2007 году.
В Управляющем совете – 16 человек. Он состоит из представителей педагогической,
ученической, родительской общественности.
В состав Управляющего совета входят:
1. Избранные члены:
- от родителей (законных представителей) обучающихся – 8,
- от администрации МБОУ «Лицей» - 2,
- от педагогических работников школы – 3,
- от старшеклассников – 3 человека.
Председатель УС – Мухамбетов И.С.
Согласно
Положению
об
Управляющем
совете
лицея
к
компетенциям
Управляющего совета отнесены:
участие в оценке качества образовательной деятельности МБОУ «Лицей»;
участие
в
финансово-экономической
деятельности
ОУ,
системе
мер
стимулирования труда его работников;
содействие созданию в лицее оптимальных и безопасных условий и форм
организации образовательного процесса;
контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в
образовательном учреждении, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за
целевым и рациональным расходованием средств лицея;
участие
в
разработке,
внесении
дополнений
и
изменений
в
Устав
общеобразовательного учреждения в части определения:
- прав и обязанностей участников образовательного процесса;
- структуры, компетенции, порядка формирования и работы органов управления и
самоуправления общеобразовательного учреждения;
- системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка её проведения;
принятие решений по:
- определению режима занятий обучающихся;
- введению (отмене) единой формы одежды для обучающихся в период занятий;
определение
порядка
распределения
и
распределение
по
представлению
руководителя
общеобразовательного
учреждения
стимулирующих
выплат
педагогическому персоналу, внесение рекомендаций по распределению стимулирующих
выплат непедагогическому персоналу;
согласование по представлению руководителя общеобразовательного учреждения:
- заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных
общеобразовательным учреждением от уставной, приносящей доходы деятельности;
- изменения части учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений;
- введения
новых
методик
образовательного
процесса
и
образовательных
технологий;
- изменений и дополнений правил внутреннего распорядка общеобразовательного
учреждения;
согласование:
- планов, локальных актов, затрагивающих права обучающихся, программ, в том
числе программ материально-технического обеспечения и оснащения образовательного
процесса, оборудования помещений общеобразовательного учреждения;
- выбора
учебников
из
утвержденных
федеральных
перечней
учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
- мер по созданию в общеобразовательном учреждении необходимых условий для
организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;
утверждение:
- программы развития общеобразовательного учреждения;
- сметы
расходования
целевых
безвозмездных
отчислений
физических
и
юридических лиц общеобразовательному учреждению и отчета об исполнении;
публичного ежегодного отчета о деятельности общеобразовательного учреждения,
включая его финансово-хозяйственную деятельность, представляя его общественности и
учредителю;
определение общего порядка деятельности и координация деятельности в
общеобразовательном учреждении общественных объединений (в том числе детских и
молодежных), не запрещенную законом;
регулярное информирование участников образовательного процесса о своей
деятельности и принимаемых решениях.
Для
оптимизации
деятельности
Управляющего
совета
работа
велась
по
направлениям:
- учебно-правовое;
- финансово-экономическое;
- организационное;
- работа с родителями и местным сообществом.
Всего состоялось 5 заседаний Управляющего совета за 2019-2020 учебный год.
Заседания проходили при необходимом кворуме.
В рамках учебно-правового направления члены Управляющего совета занимались
вопросами взаимодействия с общешкольным Советом родителей, организацией рейдов по
изучению внешнего вида обучающихся школы, изучением мнений о соблюдении
правовых и законных интересов участников образовательного процесса, а также
поощрением лучших учеников лицея.
Были проведены следующие мероприятия:
1. Конференция «Содружество».
2. Участие в вебинарах различной направленности.
Помимо образовательных функций, лицей должен стать центром творчества, спорта,
здоровья и организации свободного времени. Лицей должен найти своё место и ведущую
роль в формировании здорового образа жизни. На заседаниях УС рассматривались
вопросы контроля горячего питания и медицинского обслуживания, охраны труда,
соблюдения требований норм СанПиН и Пожнадзора, создания безопасных условий
обучения и воспитания.
В плане контроля соблюдения надлежащих условий обучения, воспитания и труда в
ОУ, сохранения и укрепления здоровья обучающихся были предприняты следующие
шаги:
1. Организовано анкетирование родителей обучающихся об удовлетворенности
качеством блюд школьной столовой – акция «Здоровое питание».
2. Организован рейд членов Управляющего совета во главе с председателем по
контролю за организацией питания обучающихся школьной столовой, изучен рацион
питания, качество блюд, их витаминизированность и калорийность. По результатам рейда
составлена справка.
3. Проведен рейд по сохранности учебного фонда лицея – разработана памятка для
обучающихся «Правила обращения с книгой».
В плане содействия созданию в лицее оптимальных и безопасных условий и форм
организации
образовательного
процесса
Управляющим
советом
был
организован
контроль за контент фильтрацией в учреждении, согласован список сайтов, относящихся к
образовательному процессу («белые сайты»).
В 2020-2021 году прошли согласование на заседаниях Управляющего совета
следующие локальные акты, планы, программы:
1.
Образовательная программа на 2020-2021 учебный год.
2.
Учебный план на 2020-2021 учебный год.
3.
Календарный учебный график.
4.
Целевая программа «Одаренные дети».
5.
Программа воспитания и социализации.
6.
Положение о внутришкольном контроле МБОУ «Лицей»
7.
Регламент работы с электронной почтой в МБОУ «Лицей»
8.
Регламент Совета МБОУ «Лицей» по вопросам регламентации доступа к
информации в сети Интернет
9.
Регламент организации доступа к сети Интернет в МБОУ «Лицей»
10. Правила использования сети Интернет в МБОУ «Лицей»
11. Положение о Совете МБОУ «Лицей» по вопросам регламентации доступа к
информации в сети Интернет
12. Инструкция
для
сотрудников
МБОУ
«Лицей»
о
порядке
действий
при
осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет
13. Регламент организации антивирусной защиты в МБОУ «Лицей»
14. Инструкция пользователя по компьютерной безопасности при работе в сети
Интернет в МБОУ «Лицей»
15. Положение об официальном сайте МБОУ «Лицей»
16. Положение о внутренней системе оценки качества образования в МБОУ «Лицей»
17. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов,
курсов (ФГОС ООО) МБОУ «Лицей»
18. Положение о порядке рассмотрения обращений граждан
19. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Лицей»
20. Положение о комиссии по оценке эффективности деятельности педагогических
работников МБОУ «Лицей»
21. Положение
по
установлению
показателей
и
критериев
эффективности
деятельности педагогических работников МБОУ «Лицей»
22. Положение об изучении образовательных потребностей и запросов обучающихся
МБОУ «Лицей» и их родителей (законных представителей)
23. Порядок
ликвидации
академической
задолженности
обучающимися
МБОУ
«Лицей»
24. Положение о бракеражной комиссии МБОУ «Лицей»
25. Положение о порядке приема обучающихся в МБОУ «Лицей»
26. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ
«Лицей»
27. Положение
о
разработке
и
утверждении
рабочих
программ
внеурочной
деятельности (ФГОС ООО) МБОУ «Лицей»
28. Положение о порядке формирования библиотечного учебного фонда и пользования
учебниками, учебными пособиями обучающимися и педагогическими работниками
МБОУ «Лицей».
29. Положение
о
порядке
разработки,
экспертизы,
утверждения
и
хранения
контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации
обучающихся МБОУ «Лицей».
30. Положение об организации питания учащихся МБОУ «Лицей»;
31. Положение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания
обучающихся МБОУ «Лицей»;
Центральным в деятельности Управляющего совета было рассмотрение вопросов,
связанных с программой развития лицея. На заседаниях в августе-октябре были
рассмотрены вопросы развития качества образования в учреждении, еще раз были
рассмотрены его критерии, по которым определяется уровень качества образования: это
не только проценты успеваемости и качества знаний, но и внеучебные достижения
учащихся,
материально-технические ресурсы и эффективность их использования,
профессионализм педагогических работников и комфортность образовательного процесса.
Значительную часть работы Управляющего совета занимала учебная деятельность.
Члены совета активно участвовали в утверждении образовательного плана, организации
предпрофильного и профильного обучения. Средства и усилия, направляемые членами УС
на создание современных условий обучения, должны отразиться не только на повышении
качества образования в целом, но и на росте результатов детей неординарных, творческих.
Это еще одно направление деятельности УС: оказание помощи в выявлении и поддержке
одаренных детей.
В отношении компетенции участия в финансово-экономической деятельности ОУ
Управляющим советом были рассмотрены вопросы развития материально-технической
базы лицея: согласования сметы расходования средств от Уставной части, проведения
ремонтных работ в летний период и подготовки ОУ к осенне-зимнему периоду, целевого
использования бюджетных и внебюджетных средств.
Одним из приоритетных направлений является участие родителей в управлении
лицеем. Цель работы с родителями заключалась в стремлении объединить усилия семьи и
лицея и скоординировать их деятельность на решении поставленных задач для
формирования единого воспитательного пространства «семья – лицей – социум».
В 1 четверти был определен состав Совета Родителей и Управляющего совета лицея.
В течение 2020-2021 учебного года классными руководителями было проведено 5
собраний (онлайн). Анализ вопроса явки родителей на собрания показывает высокий
процент
(79,2%),
незначительное
снижение
посещаемости
родителями
собраний
наблюдается к концу года (73%). Классными руководителями 5-11-х классов в системе
ведется постоянная индивидуальная работа с родителями, что находит отражение в
тетрадях классных руководителей.
Систематическая работа с родителями по профилактике негативного семейного
воспитания, культуры поведения в лицее проводится и социальным педагогом, и
педагогом-психологом
совместно
с
инспектором
по
делам
несовершеннолетних.
Классными руководителями была проведена работа по изучению семьи с целью
выявления ее возможностей, использовались такие методы изучения семьи, как
наблюдение,
беседы,
тестирование,
анкетирование,
тренинги,
диагностирование,
проведение совместных мероприятий и др.
Повышение психолого-педагогических знаний родителей шло через организацию и
проведение родительских конференций, внеклассных мероприятий, индивидуальных
тематических консультаций; родители вовлекались в учебно-воспитательный процесс
через организацию и проведение родительских собраний, дни открытых дверей, помощь в
укреплении
материально-технической
базы,
совместные
творческие
дела,
социологические
опросы.
Участие
родителей
в
управлении
лицеем
шло
через
организацию работы управляющего совета, родительских комитетов, родительской
конференции.
Хочется отметить, что в этом году родительская общественность приняла активное
участие в организации следующих лицейских мероприятий: Праздник «День знаний».
Праздничный концерт, посвященный Дню учителя, Выпуск поздравительных открыток и
стенгазет. Выборы президента ЛСА, , Творческий конкурс «Лучший Пушкин» (в рамках
проведения лицейской недели) Конкурс театральных постановок «Театр пушкинских
сказок», Конкурс «Лицейский вальс» ,Новогодняя конкурсно – развлекательная
программа для 5 - 11 классов, Праздничные мероприятия, посвященные Международному
женскому дню 8 Марта: праздничный концерт для сотрудников лицея, Фестиваль
детского и юношеского творчества «Самотлорские роднички», Фестиваль солдатской
песни «Слава тебе, солдат!» Торжественная линейка «Последнего звонка, Торжественное
вручение аттестатов, Мероприятия пришкольного лагеря «Эрудит», праздничные
мероприятия, приуроченные к Юбилею МБОУ «Лицей».
Уровень удовлетворённости родителей образовательными услугами
Таблица 71
Критерий
удовлетворённост
и
2016-
2017
2017-
2018
2018-
2019
2019-
2020
2020-
2021
Количество
предлагаемых
образовательных
услуг
87%
88%
89%
89,5%
89,7%
Качество
предлагаемых
образовательных
услуг
88%
89%
89%
89%
90%
Уровень удовлетворённости родителей образовательными услугами – 89%.
Родителям учащихся предлагалось оценить качество предлагаемых образовательных
услуг, количество предлагаемых образовательных услуг, обеспеченность учебной
литературой. Результаты опроса следующие:
1.
Количество предлагаемых образовательных услуг оценили удовлетворительно
89% опрошенных родителей.
2.
Качеству предлагаемых образовательных услуг дали удовлетворительную
оценку 89% родителей.
Если сравнивать уровень удовлетворённости по годам, то можно наблюдать
повышение количества предлагаемых образовательных услуг на 0,5%, а оценка качества
предлагаемых лицеем образовательных услуг - на 1%.
Целью образовательной деятельности МБОУ «Лицей» как учреждения повышенного
уровня является удовлетворение спроса потребителей (ученика, родителя, общества) в
полноценном, конкурентно способном, современном образовании, подготовке выпускника,
осознанно и обоснованно определившего путь продолжения образования в различных
областях науки и культуры.
Достигнутые результаты в 2020-2021 учебном году
1. Рост качества образования (количество отличников, медалистов, результаты
итоговой
аттестации,
итоги
учебных
периодов,
количество
победителей
предметных олимпиад).
Результаты итоговой аттестации
Как видно из приведенной выше таблицы и диаграммы, лицей по всем предметам
имеет средний тестовый балл выше, чем средний тестовый балл в округе и городе.
Показатель успеваемости по всем предметам ОГЭ в 2020 году составляет 100%, что
позволяет сделать вывод о том, что все выпускники лицея овладели основными
элементами обязательного минимума содержания основного общего образования и
основными способами учебной деятельности.
100% выпускников успешно прошли государственную итоговую аттестацию. Все
выпускники получили аттестат об основном общем образовании.
Лицей удерживает
лидерские позиции по результатам ГИА.
За этими результатами стоит огромный,
каждодневный труд администрации и преподавателей лицея. Коллективом проводится
целенаправленная работа над оптимизацией форм и методов обучения, над пробелами в
знаниях учащихся, над заданиями повышенного и высокого уровней сложности.
Приведем сравнительный анализ среднего балла по ЕГЭ в округе, лицее и городе:
Предмет
Средний балл в
округе
Средний балл в
городе
Средний балл в
лицее
русский язык
69
71
85
математика
56
54
72
информатика
63
59
74
история
52
56
55
физика
53
53
69
химия
54
58
80
обществознание
55
55
71
география
59
60
65
английский язык
70
75
85
биология
51
55
68
литература
63
68
90
р
у
с
с
м
а
т
е
м
и
н
ф
о
р
м
б
и
о
л
и
с
т
о
р
ф
и
з
и
к
а
х
и
м
и
я
о
б
щ
е
с
т
а
н
г
л
г
е
о
г
р
а
ф
и
я
л
и
т
е
р
а
т
у
р
а
0
20
40
60
80
100
средний балл в округе
средний балл в городе
средний балл в лицее
Как видно из приведенной выше таблицы, лицей по всем предметам имеет средний балл
выше, чем средний балл в округе и городе.
2. Сохранение и укрепление лидирующего положения в городе, округе, стране.
Лицей Нижневартовска лучший среди лицеев России
Средства и усилия, направляемые членами УС на создание современных условий
обучения, должны отразиться не только на повышении качества образования в целом, но и
на росте результатов детей неординарных, творческих. Это еще одно направление
деятельности УС: оказание помощи в выявлении и поддержке талантливых детей.
Результативность участия лицея во всероссийской олимпиаде
за последние годы (количество побед)
Уровень
2016-
2017
2017-
2018
2018-
2019
2019-
2020
2020-
2021
Город
83
85
92
96
89
Округ
12
9
6
8
17
Россия
3
1
2
2
2
В отношении компетенции участия в финансово-экономической деятельности ОУ
Управляющим советом были рассмотрены вопросы развития материально-технической
базы школы: согласования сметы расходования средств от Уставной части, проведения
ремонтных работ в летний период и подготовки школы к осенне-зимнему периоду,
целевого использования бюджетных и внебюджетных средств.
Одним из важных вопросов в работе УС является согласование и утверждение
стимулирующих выплат педагогическому и обслуживающему персоналу. Рассмотрение
данного вопроса проводилось два раза в год в августе и в январе в соответствии с
принятым Положением «О распределении стимулирующей части фонда оплаты труда».
Вопрос об участии УС в распределении стимулирующих выплат связан в большей
степени с вопросами оценки качества и результативности труда работников школы. И
хотя члены УС непосредственно не принимали участия в расчете стимулирующей части
заработной платы, однако они согласовывали критерии оценки качества труда учителей и
участвовали в оценке результативности его труда. Немаловажным в работе Управляющего
совета было предложение регулярно поощрять денежными премиями педагогов лицея за
высокие результаты работы, творческий подход к делу и добросовестный труд.
На
заседаниях
Управляющего
Совета
были
согласованы
вопросы
по
распределению расходования внебюджетных средств, заслушан отчет директора МБОУ
«Лицей» по итогам финансово-хозяйственной деятельности в 2019-201920 учебном году.
Работа с родительской общественностью очень сложна и многообразна, поэтому
большую помощь в работе с ними членам УС оказывали социальный педагог, психолог
школы.
Проводилась профилактическая работа с детьми девиантного поведения.
Члены совета участвовали в исследовании и диагностике микросоциума, регулярно
информируя участников образовательного процесса о своей деятельности и принимаемых
решениях через участие представителей УС на общешкольных родительских собраниях и
размещение информации на информационном стенде и сайте школы. Эта работа
требовала значительных временных затрат, но способствовала росту заинтересованности
родителей в решении проблем школьной жизни и стремление многих из них в ней
участвовать. В соответствии с комплексным проектом модернизации образования, с
целью
развития
системы
информационного
взаимодействия
с
общественностью,
внедрению механизмов и форм публичной отчетности в конце учебного года был
представлен проект, а затем утвержден публичный информационно-аналитический доклад
директора школы.
Участие гражданского общества в управлении образованием, в оценке качества
образования, оценке труда педагогов и руководителей учреждений активизирует
заинтересованность общественности в инновационном развитии образования. В ситуации,
когда связи человека с обществом ослабли, а то и вовсе разрушились, школа часто
становится единственным местом, где человек ощущает свою общественную значимость
и находит возможность участвовать в общественной жизни. Об этом говорят результаты
анкетирования, проведенного
с родителями и местным сообществом: -76 % за
установление партнерских отношений школы и социума.
На заседания УС приглашались родители и работники лицея. В свою очередь члены
УС посещали семинары, педагогические советы, общешкольные родительские собрания.
Итак, за сравнительно небольшой срок работы Управляющего совета можно уже говорить
о некоторых положительных результатах его работы. В настоящее время УС:
- имеет авторитет и поддержку родительской общественности;
-тесно сотрудничает с администрацией и педагогическим коллективом школы в
качестве основного партнера и помощника;
-благодаря УС родители начинают вникать в содержание образования.
Конечно, есть в работе Управляющего совета свои проблемы:
1) Нет в составе УС предпринимателей, способных оказать материальную помощь
школе, а выстроить социальное партнерство с коммерческими структурами для успешной
работы УС чрезвычайно сложно.
2)
Привлечение дополнительных источников финансирования, т.е спонсорских
средств.
Новый учебный год – это решение новых задач, продолжение работы по ставшим
для Управляющего совета традиционным направлениям. Перспективы дальнейшего
развития деятельности УС:
-продолжение работы школы по реализации ФГОС;
-пополнение
материально-технической
базы
(приобретение
современного
оборудования);
-совершенствование системы дополнительного образования;
-реализация проекта «Благоустройство школы», в который входят: пополнение
музея, благоустройство территории и новый дизайн интерьера.
Опыт показал, что наличие УС – это важнейший признак развития системы
образования лицея как открытой государственно-общественной системы на основе
повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога,
родителя, образовательного учреждения. Без участия общественности в управлении
школой и развития государственно-общественного взаимодействия, решение одной из
важнейших задач школы – формирование у обучающихся необходимой культуры для
жизни в гражданском обществе представляется невозможным.
Анализ подготовила
Т.В. Кабанова
Председатель УС И.С. Мухамбетов