Автор: Ларина Галина Викторовна Должность: учитель немецкого языка Учебное заведение: МБОУ СШ №2 Населённый пункт: г Касимов, Рязанская область Наименование материала: методическая разработка Тема: " Имя числительное" Раздел: полное образование
Пояснительная записка.
Данное методическое пособие предназначено для учащихся 4-5 классов.
Рекомендуется для использования во внеурочной деятельности.
Опыт работы показывает, что учащиеся старших классов недостаточно хорошо
знают правила образования числительных. Поэтому было разработано это методическое
пособие. Фрагменты можно использовать на уроках для закрепления знаний.
Цели по содержанию :
Образовательная : систематизировать знания.
Развивающая: развить иноязычные способности учащихся, их познавательный
интерес, внимание, коммуникативные умения.
Воспитательная: способствовать воспитанию культуры общения учащихся друг с
другом, умения работать самостоятельно.
Практические задания:
- совершенствование навыков устной речи;
- совершенствование орфографических навыков;
- совершенствование навыков чтения вслух;
- развитие фонематического слуха.
Средства обучения:
-карточки, мячик.
Разминка.
1,2,3 – und du bist frei
1,2,3,4 – alle, alle turnen wir
1,2,3,4 – alle, alle zählen wir
5,6,7,8 – haben wir das gemacht?
Ūbungen (Упражнения)
1.
Вспомним количественные числительные до 20
- Zählen wir bis 20!
- Zählt bitte die Bleistifte!
(на столе у учителя) – zwölf, Bleistifte
- Zählt bitte die Bücher!
(siebzehn Bücher)
-
Zahlt bitte die Hefte!
(zwanzig Hefte)
2.
Объяснение правила образования числительных от 20 до 30.
Числительные от 21 до 30 образуются при помощи союза «und», при этом сначала
идет название единиц, затем «und», а потом название десятка. Все числительные
пишутся в одно слово.
Russisch Deutsch
20 – двадцать 20 – zwanzig
21 (20+1) – двадцать один (1+20) - ein+und+zwanzig
22 (20+2) – двадцать два (2+20) - zwei+und+zwanzig
23 (20+3) – двадцать три (3+20) -drei+und+zwanzig
29(20+9) – двадцать девять (9+20)-nein+und+zwanzig
30(20+10) – тридцать (10+20)-dreiβig
Merkt euch!
(Обратите внимание)
Название десятков образуется с помощью суффикса – zig
20 – zwanzig aber: 30 - dreiβig
40 – virzig
Achtung!
(Внимание)
50 – fünfzig 80 – achtzig
60 – sechzig 90 - neunzig
70 – siebzig 100 – hundert
Wie ist es also richtig!
(Итак, как правило)
20 – zw…nzig 28 - …
21 – einundzw… 29 - …
22 – zweiund… 30 - …ig
23 – dreiund… 40 - …
24 – vier… 60 - …
25 – fünf… 70 - …
26 – sechs… 100 – h…
27 – sieben…
3.
Hier ist eine Rechenaufgabe (здесь несколько задач). Учащиеся получают карточки
с текстом задач.
Auf einer Wiese sind 2 Kühe und 10 Gänse. Da kommen aus dem Wald viele Wölfe.
Sie fressen die Kühe. Wer ist auf der Wiese geblieben? (кто остался на лугу?)
2 elf Gänse –
zwei Gänse –
niemand (никто) -
Wir rechnen auf Deutsch!
(Мы решаем по-немецки!)
1)
8+7= 21+7= 100-20=
13+8= 30-10= 25-10=
14+5= 45-15= 16-7=
Учитель задает вопрос:
Wie viel ist…?
Учащиеся по цепочке отвечают:
Acht plus sieben ist fünfzehn usw.
2)
Учитель раздает учащимся карточки с текстом задач:
№1 In der Klasse 4 «a» lernen 11Jungen und 13 Mädchen.
Wie viele Schüler lernen in der Klasse 4 «a»?
№2 Sabine und Sven kaufen neue Schulsachen. Sabine kauft 2 Bleistifte, 3 Kulis, 8
Hefte. Sven kauft 3 Bleistifte, 4 Kulis, 6 Hefte.
Wie viele Schulsachen haben Sabine und Sven gekauft?
№3 Auf dem Geburttagstisch liegen in der Obstvase 6 Bananen, 6 Apfelsinen, 7
Mandarinen. 6 Apfel und 5 Birnen.
Wie viele Früchte liegen in der Obstvase?
№4 In einer Waldschule lernen 7 Hasen, 3 Eichhörnchen, 4 Wölfe. 2 Bären, 3
Füchse, 5 Igel.
Wie viele Tiere lernen in der Waldschule?
4.
Учитель объясняет правило образования порядковых числительных.
« порядковые числительные обозначают определенную последовательность и
отвечают на вопрос «который?» (der, die, das wievielte).
Они образуются от количественных числительных при помощи суффикса «-te»
(от 12-19) и суффикса «-ste» (от 20 и выше). Некоторые порядковые
числительные образуются особым способом (der erste – первый, der dritte –
третий). Когда мы называем числа по порядку (порядковые числительные), мы
употребляем их с определенным артиклем:
а) eins - die erste
zwei – die zweite Stunde
drei – die dritte
vier – die vierte
fünf – dir fünfte Stunde
sechs – die sechste
sieben – die siebte
b) die erste Schülerin
der erste Schüler
das erste Kind
Как тут меняется артикль? Это зависит от рода существительного, с которым
употребляется числительное.
- Итак, кто запомнил, как сказать по-немецки «первый, второй, третий,
четвертый»? А «первая, вторая…»?
- Кто запомнил, что некоторые порядковые числительные отличаются от
исходных (количественных)? Какие?
5.
Wir hören zu und singen das «Zahllied»
(слушаем и поем песенку)
Eins – der erste, zwei – der zweite
Drei – der dritte, vier – der vierte
Fünf – der fünfte, sechs – der sechste
Sieben – der siebte, acht – der achte
Neun und zehn und elf und zwölf 2 раза
Dreizehn, vierzehn, fünfzehn, sechzehn
6.
Wie ist es richtig!
(как правильно)
Die erste Kontrollarbeit
… erste Stunde
Der erste Schüler in der Klasse
… erste Ausflug in diesem Schuljahr
Das erste Grün im Frühling
… erste Gras
Die ersten Blumen
… ersten Blätter
7.
Учитель объясняет правило образования порядковых числительных до 30.
На доске образец:
(20)-zwanzig – der (die,das) zwanzigste
(21)-einundzwanzig - der (die,das) einundzwanzigste
(22)- zweiundzwanzig - der (die,das) zweiundzwanzigste
Учащиеся образуют следующие числительные по образцу:
23-der (die,das) – dreiundzwanzigste
24-der (die,das) – vierundzwanzigste
25-der (die,das) – fünfundzwanzigste
26-der (die,das) – sechsundzwanzigste
27-der (die,das) –siebenundzwanzigste
28-der (die,das) – achundzwanzigste
29-der (die,das) – neunundzwanzigste
30-der (die,das) – dreiβigste
8.
Wir spielen Schlange
(поиграем в «Змейку»)
Учащиеся встают друг за другом по очереди, и каждый называет свой порядковый
номер:
-
Ich bin der erste
-
Ich bin der zweite
После выполнения упражнений проводится тестирование:
№1. Выберите правильный ответ
Порядковые числительные употребляются:
1)
без артикля
2)
с неопределенным артиклем
3)
с определенным артиклем
4)
с любым артиклем
№2. Выберите правильный ответ
При образовании порядковых числительных из количественных путем прибавления
необходимых суффиксов
1)
не существует исключений
2)
существуют исключения
№3. Выберите правильный ответ
При образовании порядковых числительных отклоняются от общих правил:
1)
число 5
2)
число 11
3)
число 12
4)
число 1
5)
число 29
6)
число 3
7)
число 25
8)
число 17
9)
число 8
№4. Выберите правильный ответ
Если цифры означают порядковое числительное, то после них
1)
ставится тире
2)
ставится точка
3)
ничего не ставится
№5. Выберите правильный ответ
Когда порядковое числительное относится к обозначению века, в немецком языке
используются
1)
арабские цифры
2)
римские цифры
№6. Выберите все правильные ответы
Вариант 1 Вариант 2
1)
zehn 1) dreizehnte
2)
drei 2) sechs
3)
dritte 3) sechzehn
4)
vierte 4) vierzehnte
5)
elf 5) zwölfte
6)
acht 6) dreiβig
7)
siebente 7) achtzig
8)
neun 8) achte
9)
zwölf 9) fünfzehn
10)fünfzehnte 10) neunte
№7. Выберите правильный ответ
Количество суффиксов, используемых при образовании порядковых числительных,
равно
1)
одному
2)
двум
3)
трем
4)
пяти
№8. Выберите правильные ответы
Для образования порядковых числительных используются суффиксы
1)
– chen
2)
– ste
3)
- lein
4)
- te
5)
– e
6)
- los