Автор: Васимова Елена Степановна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: СОШ 1
Населённый пункт: Г. Уфа
Наименование материала: Интерактивное оборудование в началной школе
Тема: Внедрение и использования информационных технологий на уроках в начальных классах.
Раздел: начальное образование
Внедрение и использования информационных технологий на
уроках в начальных классах.
Современное общество невозможно представить без развивающейся
системы образования. Идея технологий интерактивного обучения возникла в
середине 1990-х годов. Это явление связанно с появлением первого веб-браузера
и началом стремительного развития сети Интернет, поэтому некоторые
специалисты
трактуют
интерактивную
технологию
как
обучение
с
использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета.
Рассмотрим понятие «интерактивный» и связанные с ним термины.
Термин «интерактивность» заимствован из латинского языка от слова
interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие, то
есть
«вид
информационного
обмена
обучающихся
с
окружающей
информационной средой».
В
со
временных
ис
точниках
встречаются
след
ующие
трактовки.
«Интерактивный» означает со
держащий момент взаимодействия или на
ходящийся в ре
жиме бес
еды, диалога с чем-либо (на
пример, комп
ьютером) или
кем-либо (чело
веком). Интерактивный (англ. interactive – взаимодействующий)
– диалоговый, осуществляющий взаимодействие между
чело
веком и сред
ством
масс
овой инфо
рмации (интерактивное теле
видение, интерактивный опрос).
В федерал
ьном государств
енном ста
ндарте на
чального об
щего об
разования (ФГОС НОО) говор
ится о не
обходимости при
ведения школьного об
разования
в
со
ответствие
с
по
требностями
со
временного
об
щества.
Современное об
щество в дан
ное время характер
изуется из
менчивостью,
многообразием существующих в не
м связей, широк
им вне
дрением инфо
рмационно-комп
ьютерных тех
нологий (ИКТ). В так
их усл
овиях одно
й из
важных целей об
разования уча
щихся на
чальных классов ста
новится вне
дрение ИКТ на
чальное об
щее об
разование. Благодаря чему уча
щиеся овладеют
на
выками ис
следовательской де
ятельности, активным ис
пользованием сред
ств
ИКТ для ре
шен
ия коммуникативных и по
знавательных за
дач.
Оптимальный от
бор со
держания учебного материала на
чальной школы,
имеет
важнейшее
значение,
однако
не
дооценивать
ис
пользование
в
преподавании со
временных педагог
ических тех
нологий, мет
одов об
учения,
раз
вивающих личность младшего школьника никак не
льзя. С по
мощью ИКТ
уча
щиеся осваивают новые способ
ы раб
оты с альтернативными ис
точниками
инфо
рмации, так
ими как интернет, мультимедиа, энциклопедии и пр., без
чего
в усл
овиях со
временного мира не
об
ойтись.
При про
ведении у
рок
ов с ис
пользованием ИКТ уча
щиеся по
лучают по
ложительные эмоции, кот
орые укрепляют в них уверенность в себе, по
вышению мотивации к из
учению школьных пред
метов, способ
ствуют раз
витию их по
знавательной активности, что имеет очень важную роль особенно
для уча
щихся на
чальных классов.
Наиболее
перспектив
ными
тех
нологиями
сред
и
все
го
спектра
инновационных тех
нологий, с точки зрения бы
стрейшего ре
шен
ия глобальной
про
блемы по
вышения об
разовательного у
ровня на
селения, являются инфо
рмационно-коммуникационные тех
нологии об
учения. Следует от
метить, что в
сегодняшних ре
алиях России при
ее эконом
ической и по
литической ситуации,
огромных территориях именно инфо
коммуникационные тех
нологии, при
меняемые в государств
енном и не
государственном сфер
ах об
разовательного
рын
ка, – это
ре
альный по
зитивный от
вет на
ре
шен
ие про
блемы увеличения
численности на
селения с вы
сшим об
разованием в России, что является не
обходимым усл
овием про
гресса на
шей стра
ны.
В связи с вы
шесказанным, в российском об
разовании на
зрела про
блема
«транс
формирования» классической сис
темы об
разования, его адаптации к
инновационным про
цессам со
вершенствования качества в сис
теме инфо
рмационно-коммуникационного об
разования.
Причина вне
дрения инфо
рмационных тех
нологий во все
сфер
ы чело
веческой жизни кроется в воз
растающем с каждым днем об
ъеме инфо
рмации, с кот
орой чело
век встречается ежедневно, с пере
ходом об
щества к
инфо
рмационной цивилизации. Такие глобальные про
цессы не
могут не
коснуться и сис
тему об
разования. Использование инфо
рмационных тех
нологий в педагог
ическом про
цессе ста
новится одним из
при
оритетных на
правлений орган
изации об
разовательного про
цесса в на
чальной школе.
Педагоги до
лжны уме
ть вы
бирать и при
менять именно те тех
нологии,
кот
орые в по
лной мер
е со
ответствуют со
держанию и целям из
учения
конкретной дис
циплины, способ
ствуют до
стижению целей гармоничного
раз
вития уча
щихся с учет
ом их индивидуальных особенно
стей. Особая роль
в про
цессе со
здания и ис
пользования инфо
рмационных тех
нологий при
надлежит сис
теме об
разования школы.
Характерной особенно
стью сис
темы об
разования является то, что она
вы
ступает, с одно
й сто
роны, в качестве по
требителя, по
льзователя, а с друг
ой – со
здателя инфо
рмационных тех
нологий, кот
орые, впоследствии ис
пользуются в сам
ых раз
личных сфер
ах. Это об
еспечивает прак
тическую ре
ализацию концепции пере
хода от
инфо
рматизации об
разования к инфо
рматизации об
щества. Но при
это
м не
сто
ит преувеличивать воз
можности
комп
ьютеров, по
скольку пере
дача инфо
рмации – это
не
пере
дача знаний,
культ
уры, и по
этому инфо
рмационные тех
нологии пред
оставляют педагог
ам очень эффективные, но вспомогательные сред
ства.
Прежде
все
го,
не
обходимо
по
нять
сущность
по
нятия
«инфо
рмационные тех
нологии». Говоря об
это
м по
нятии, в одних слу
чаях по
дразумевают определен
ное на
учное на
правление, в друг
их же – конкретный
способ
раб
оты с инфо
рмацией: это
и со
вокупность знаний о способ
ах и
сред
ствах раб
оты с инфо
рмационными ре
сурсами, и способ
и сред
ства
сбора, об
работки и пере
дачи инфо
рмации для по
лучения новых сведений об
из
учаемом об
ъекте.
В каком-то смысле все
педагог
ические тех
нологии являются инфо
рмационными,
так
как
учебно-воспитательный
про
цесс
все
гда
со
провождается об
меном инфо
рмацией между
педагог
ом и об
учаемым. Но в
со
временном по
нимании инфо
рмационные тех
нологии об
учения (ИТО) –
это
педагог
ическая тех
нология, ис
пользующая спец
иальные способ
ы, про
граммные и тех
нические сред
ства (кино, аудио– и видеосредства, комп
ьютеры, теле
коммуникационные сети) для раб
оты с инфо
рмацией.
Таким об
разом, ИТО след
ует по
нимать как при
ложение инфо
рмационных тех
нологий для со
здания новых воз
можностей пере
дачи
знаний (де
ятельности педагог
а), восприятия знаний (де
ятельности об
учаемого), оценки качества об
учения и, без
условно, все
стороннего раз
вития
личности уча
щегося в ходе учебно-воспитательного про
цесса. А главная
цель инфо
рматизации об
разования со
стоит «в по
дготовке уча
щихся к по
лноценному и эффективному уча
стию в бы
товой, об
щественной и про
фессиональной об
ластях жизнедеятельности в усл
овиях инфо
рмационного
об
щества».
Систематические
ис
следования
в
об
ласти
при
менения
инфо
рмационных тех
нологий в об
разовании ведутся более со
рока лет.
Система об
разования все
гда бы
ла очень от
крыта вне
дрению в
учебный про
цесс инфо
рмационных тех
нологий, базирующихся на
про
граммных про
дуктах сам
ого широк
ого на
значения. Начиная с 60-х гг., в на
учных центрах и учебных за
ведениях США, Западной Европы, Австралии,
Японии, России и ряда друг
их стра
н бы
ло раз
работано большое количество
спец
иализированных комп
ьютерных сис
тем именно для нужд об
разования,
ориентированных на
по
ддержку раз
ных сто
рон учебновоспитательного про
цесса.