Автор: Лолаева Палина Армозовна
Должность: учитель родного осетинского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№11
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Доклад
Тема: Роль учителя в формировании личности учащегося
Раздел: среднее образование
Роль учителя в формировании личности учащегося
Автор: учитель родного языка и литературы
МБОУ СОШ№11 г. Владикавказ
Лолаева П.А.
Учитель - ученик. Одно из условий успешной учебной деятельности –
это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса.
Следует отметить, что внеклассная работа предоставляет огромные
возможности
для
формирования
научного
мировоззрения
учащихся,
воспитания
навыков
самообразования,
расширения
общего
и
политехнического кругозора , что различные формы внеклассной работы
учителя и ученика на уроке позволяют преподавателю находить все новые и
новые пути достижения и воспитательных целей.Если ребенок учится плохо ,
он не должен терять веру в свои способности . А , если такое случиться , что
он потерял веру в себя , в свои способности, то он выйдет из под влияния
школы. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться , чтобы самый
неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по математике.
Перед современным учителем стоит сложная задача – участвовать в
формировании гармонично развитой личности, научить ученика учиться,
сохранить у ребенка интерес к познанию жизни. Результаты академических
знаний становятся все менее главными показателями качества образования и
на первый план выходят такие прогрессивные и важные для будущего
каждого ребенка показатели, как
-устойчивая мотивация познания,
-сформированность надпредметных способов учебной деятельности с тем,
чтобы ребенок мог самостоятельно приобретать знания всю жизнь,
-способность и желание заниматься саморазвитием своей личности,
-сформированность такой меры духовности, которая определяется по
исповедуемым человеком ценностям.
Любой вид работы с учеником требует творческого подхода , серьезной и
тщательной
подготовки
учителя.
Каждый
учитель
,
организуя
систематическую классную и внеклассную работу учащихся , может
обеспечить
общественно-полезную
направленность
ее
содержания
,
многообразие форм работы, вовлечение в творческую деятельность большого
числа учащихся. Желательно строить взаимоотношения учителя и ученика и
организовать работу таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно, без
принуждения выполняли задания.
Большинство учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности
и роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать
и направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.
Современный учитель должен:
1.
Умением сплачивать и скреплять школьный коллектив.
2.
Заботиться
об
эмоциональном
и
психическом
состоянии
своих
учеников.
3.
Правильно
выбрать
и
подобрать
нужную
информацию
для
школьников, что бы она была доступной, наглядной и соответствовала
возрастным особенностям детей.
4.
Выстраивать отношения с учащимися и их родителями.
Говоря о влиянии личностных качеств учителя на формирование
личности учеников нельзя не отметить такое важное качество, как
формирование самооценки младшего школьника.
Формирование личностных качеств учеников, которые позволяют
проявлять высокую профессиональную мобильность и в то же время,
соответствовать
новейшим
социальным
запросам
российского,
постиндустриального,
информационного
общества,
опирается
на
самосознание
личности,
одним
из
компонентов
которого
является
самооценка. Самооценка представляет собой оценку своей личности в
частности и самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других
людей, является важным регулятором поведения. Это одно из важнейших
личностных
качеств,
которое
позволяет
не
только
контролировать
собственную деятельность младшего школьника, которая рассматривается с
точки зрения каких-либо нормативных критериев, но и самостоятельно,
целостно выстраивать свое поведение, которое будет соответствовать нормам
современного общества. Таким образом, можно утверждать, что самооценка
формируется в процессе социализации личности, постепенно, под влиянием
и оцениванием других людей.
Учитель должен ставить перед собой задачи формирования и
воспитания
личности
по
качествам,
соответствующим
требованиям
современного общества. Современный учитель должен осознавать, что
каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и
помогать ему в его развитии.
Думается, что успех реализации новых стандартов в большей степени
зависит от такого учителя, который перестанет быть единственным
носителем знания, как было раньше, а будет выполнять роль проводника в
мире информации. Ведь содержание образования не сильно меняется, и,
реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего
предмета,
задумываясь
прежде
всего
о
развитии
личности
ребенка,
необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых
ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования,
ни в профессиональной деятельности.
Рассмотрим внеурочную деятельность как возможность для
формирования успешного ученика.
Важным этапом этой работы является участие в международных,
всероссийских,
региональных
конкурсах,
в
которых
ребята,
под
руководством учителей, становятся призёрами и участниками.
Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка,
в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими
правильно воспользоваться.