Автор: Хуриева Жанна Курмановна
Должность: учитель родного осетинского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№11
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Доклад
Тема: Лингвистические и психологические особенности устной речи
Раздел: среднее образование
Доклад
Тема : Лингвистические и психологические особенности устной речи.
Автор учитель родного (осетинского языка)
МБОУ СОШ№11 г. Владикавказ
Хуриева Жанна Курмановна
1.
Аудирование и говорение как виды речевой деятельности.
Речевая деятельность осуществляется в двух формах – устной и
письменной. Устная речь порождается на основе аудирования и говорения, а
письменная речь – с помощью чтения и письма.
Рассмотрим
психофизиологические
особенности
видов
речевой
деятельности участвующих в порождении устной речи. Аудирование –
является
пассивным
видом
речевой
деятельности,
а
говорение
–
продуктивный вид речевой деятельности. Эти две стороны устной речи тесно
связаны между собой, так как и в процессе аудирования, и при говорении
участвуют органы слуха и артикуляционный аппарат. С психологической
точки зрения аудирование и говорение связаны с мышлением и памятью. При
сообщении какой-либо информации говорящий извлекает из своей памяти
необходимые ему языковые средства и объединяет их связное целое в
соответствии с ситуацией речи. Слушающий, в свою очередь, из чужой речи
выделяет отдельные звенья, которые кажутся ему существенными и также
комбинирует их в единое целое.
Несмотря на общие психофизиологические признаки, каждый из этих
видов речевой деятельности имеет свои особенности.
Аудирование – это слушание и понимание речи на слух, которое
осуществляется
в
момент
звучания
речи.
Основными
компонентами
аудирования являются:
1) логическое понимание звучащей речи, включающее анализ и синтез,
аналогию, индукцию и дедукцию;
2) осмысление наиболее значимых смысловых узлов, всех, несущих
основную информацию;
3) опознание на слух усвоенных ранее образцов речи – звуков, слов,
словосочетаний и синтаксических конструкций;
4) умения: узнавать слова, претерпевшие фонетические изменения в
потоке речи; распознавать близкие по звучанию слова – паронимы и
омонимы, воспринимать речь со зрительной опорой(текст, заголовки,
рисунки) и без неё, а также речь разных лиц; предвосхищать слова и
синтаксические структуры; понимать речь нормального темпа; понимать
тексты разных типов.
Таким образом, аудирование хотя и считается пассивным видом речевой
деятельности, связано с очень сложными мыслительными операциями.
Говорение как процесс производства речевого высказывания имеет
следующие психофизиологические механизмы.
1.
Механизм воспроизведения ранее усвоенных слов, словосочетаний,
фраз и т.д. извлечение из долговременной памяти языкового материала,
хранящегося в виде речевых заготовок, образует исходную точку процесса
производства высказывания. Оперативность этого механизма находится в
прямой зависимости от объёма памяти: чем больше объём памяти, то есть
чем больше хранятся в памяти говорящего речевые заготовки, тем легче и
быстрее извлечёт он их в процессе производства высказывания.
2.
Механизм
выбора
слов,
словосочетаний,
структурных
типов
предложений, хранящихся в долговременной памяти в виде речевых
заготовок. Выбор этих средств в процессе говорения обусловлен степенью
«готовности» их для участия в акте высказывания: в первую очередь
включаются в процесс речи те слова, которые лежат «на поверхности»
долговременной памяти, т.е. лучше усвоены и не раз использовались в
речевой практике; чем больше ассоциативных связей того или иного слова с
другими, тем более оно «готово» к включению в речь; выбор синтаксических
конструкций обычно зависит от «привычности» этих конструкций и в
известной мере от ситуации речевого общения.
3.
Механизм
комбинирования
слов,
который
функционирует
в
органической связи с механизмом выбора. Благодаря этому механизму
говорящий образует новые словосочетания и конструирует предложения
ранее не встречавшиеся в его речевом опыте. От степени совершенства этого
механизма зависит беглость речи, тем самым механизм комбинирования
является
одним
из
центральных
механизмов
речевого
умения.
Он
основывается на знании законов сочетаемости слов в данном языке.
4.
Механизм
конструирования
высказывания,
который
всецело
основывается на механизме комбинирования речевых единиц. С помощью
механизма
комбинирования
определяется
структура
высказывания,
устанавливаются логические связи между его частями.
5.
Механизм
упреждения
речевого
высказывания
в
смысловом
и
структурном отношении. Упреждение в смысловом отношении означает
предвидение
содержания
и
исхода
конструируемого
высказывания
–
движения сюжета, динамики событий, конечного результата. Структурное
предвосхищение проявляется на уровне построения предложений, когда
упреждается следование отдельных звуков, слов и словоформ, и в
определении
структуры
высказывания:
упреждается
следование
предложений.
Механизм контроля, с помощью которого устанавливается, соответствует ли
содержание продуцируемого высказывания цели сообщения, ситуации
общения, реплике собеседника, отражает ли оно намерение говорящего, ради
которого
создаётся
высказывание;
проверяется
доходчивость
и
действенность произносимого высказывания на слушателя, и, в случае
необходимости, речь перестраивается, высказывание продуцируется заново,
недостатки, неточности и ошибки в речи устраняются: привлекаются
необходимые знания говорящего о предмете речи и т.д. Словом, с помощью
механизма контроля регулируется речевое поведение говорящего.
Таким образом, говорение представляет собой сложный вид речевой
деятельности,
в
порождении
которого
участвует
множество
психофизиологических механизмов.
Как было сказано выше, на основе аудирования и говорения создается
устная речь. Устная речь имеет свои особенности. Ей характерны:
-
быстрота порождения, неподготовленность, большое количество
междометий, обращений, частиц, вводных слов;
- использование синтаксических конструкций, представляющих собой
простые предложения; частое употребление односоставных и неполных
предложений.
- использование невербальных средств общения: мимики, жестов,
интонации, пауз, логических ударений и т.д. Например, такой жест, как
«поднятый кверху большой палец» означает «хорошо». На вопрос «Куыд
дæ?» участник диалога может показать этот жест. Жест «кивок головой»
означает согласие, утвердительный ответ. На вопрос «Скъоламæ цæуыс?»
можно ответить кивком головы.
-
устная речь линейна, то есть невозможно вернуться для
корректировки
к
произнесенному
отрезку
высказывания.
Она
более
экономна, чем письменная речь. В то же время устная речь допускает повтор
наиболее значимых слов.