Автор: Егорова Светлана Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ НШ №12 п. Ильиногорск
Населённый пункт: р.п. Ильиногорск
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая теория и практика. Актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования Непрерывное совершенствование знаний, умений и навыков является одним из основных движущих факторов всей эволюции человека, залогом развития цивилизации. Извечно находящиеся на передовой человечества ученые, как правило, отчетливее своих современников осознавали необходимость достижения все новых и новых уровней развития знания, преодоления пороговых значений в процессе исследований, пороговой оптимизации, определения стратегических направлений развития науки, выстраивания тактики действий, ориентированных на достижение предметных целей, являющихся составляющими реализации стратегических целей, равно как и значимость обозначения приоритетных ветвей развития науки на тот или иной период времени.
Раздел: начальное образование
Педагогическая теория и практика. Актуальные идеи и успешный
опыт в условиях модернизации российского образования
Непрерывное совершенствование знаний, умений и навыков является одним из основных
движущих факторов всей эволюции человека, залогом развития цивилизации. Извечно
находящиеся
на
передовой
человечества
ученые,
как
правило,
отчетливее
своих
современников осознавали необходимость достижения все новых и новых уровней развития
знания, преодоления пороговых значений в процессе исследований, пороговой оптимизации,
определения стратегических направлений развития науки, выстраивания тактики действий,
ориентированных на достижение предметных целей, являющихся составляющими реализации
стратегических целей, равно как и значимость обозначения приоритетных ветвей развития
науки на тот или иной период времени. Далеко не всегда их устремления получали одобрение
и поддержку в обществе. Развитие наук нередко тормозилось в предыдущие столетия
искусственно создававшимися препятствиями, обусловленными самыми разными причинами,
например, системами воззрений, отвергавших самую возможность появления и развития всех
прочих.
Образовательные программы, обучающие проектированию, формированию и мониторингу
комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, способам защиты природной
среды от техногенного воздействия, разработки современных технических средств, методов
оценки, контроля и прогнозирования, способствующие сохранению жизни и здоровья
человека, обогащают необходимыми в современном мире знаниями человека фактически без
выпадающих категорий с использованием возможностей формального, неформального и
формального
обучения,
вбирая
все
возможные
формы
и
опции
обучения.
Вариативность, изменчивость, активное смещение статусов массовой, поточной разработки
запускаемых программ, и, как ранее указывалось, быстрое обновление информации в области
высоких технологий, научно-технический прогресс также служат побудительными причинами
к активации действий по приобретению современным человеком все новых знаний.
Соответствие утверждаемых модулей новым вызовам времени способствует распространению
компьютерной грамотности населения, мотивации к обучению по специальным программам.
При этом оптимум передачи знания из поколения в поколение, зарекомендовавший себя как
выверенная и всеохватная универсалия на протяжении многих веков эволюции человечества,
в наши дни не может быть признан предпочтительным алгоритмом действий; развитие наук
происходит сегодня значительно быстрее смен поколений, ускоряясь множеством открытий в
различных областях знания, в том числе прежде не существовавших. В результате постоянное
обновление приобретенных в стенах учебных заведений компетентностей признается в
современном мире пороговой величиной, будь то выбор неформального обучения или
информального. В наши дни работающим специалистам предоставляется не только
возможность регулярного уточнения содержания компетенций и восполнения упущенных
сегментов модулей на курсах повышения квалификации; фактически неисчерпаемы ресурсы
дистанционного обучения, открытых лекций университетов, тестов самопроверки, вебинаров,
форумов, коммьюнити. Что в итоге также способствует распространению идей непрерывного
образования.
Образовательные программы, обучающие проектированию, формированию и мониторингу
комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, способам защиты природной
среды от техногенного воздействия, разработки современных технических средств, методов
оценки, контроля и прогнозирования, способствующие сохранению жизни и здоровья
человека, обогащают необходимыми в современном мире знаниями человека фактически без
выпадающих категорий с использованием возможностей формального, неформального и
информального обучения.
Ретроспекция фундаментальных трудов выдающихся педагогов прошлого обнаруживает
преемственность
стратегии
и
фактическое
воспроизведение
выдвигавшихся
ими
педагогических идей и дидактических принципов в современной концепции непрерывного
учения.
Наблюдается
фактическая
идентичность
смыслового
наполнения,
отличия
терминологического порядка.
Основные идеи, ключевые тезисы, регулятивные нормы и принципы, базовая терминология,
философские
обоснования,
фундаментальные
установки
концепции
непрерывного
образования возникали не в середине XX — начале XXI вв. Период середины XX — начала
XXI вв. скорее можно назвать временем укрепления, уточнения, активного распространения
существовавших и ранее педагогических идей, представлений, допущений, теорий, понятий,
основополагающих утверждений, постулатов о непрерывном учении; временем оформления
единой концепции.
Непрерывное повышение собственного уровня компьютерной грамотности, своевременное
изучение
необходимых
для
работы
программ
и
технических
новинок
для
многих
преподавателей довольно сложная задача, если преподаватель решает вопросы такого порядка
самостоятельно. Оптимальным выбором для учебных заведений решения указанного вопроса
может являться как включение специальных курсов изучения в программы педагогического
образования, в том числе возобновляемого, в рамках курсов повышения квалификации, так и
организация занятий для преподавателей в формате регулярных лекций и практикумов в
течение учебного года, обязательных к посещению.
Работать на опережение, отслеживая направления развития требований к подготовке
специалистов на современном рынке труда не совершенно то же, что предусматривать и
угадывать направления развития требований к подготовке специалистов на современном
рынке труда. Второе сложнее; однако при благоприятном развитии событий способно
привлечь большое количество учащихся.
Обеспечение и поддержание уровня жизни людей в современном обществе по определению
связаны как с реализацией их непрерывно растущих потребностей, так и с необходимостью
постоянного
пересмотра
содержания
учебно-методических
комплексов
и
программ
адаптивно-компенсаторной направленности по различным специальностям в соответствии с
меняющимися требованиями сегодняшнего рынка труда. Одной из важнейших задач
преподавателя при этом, как указывалось выше, является работа на опережение, включающая
и мониторинг непрерывных колебаний рынка труда, и обеспечение учащихся оптимальным
комплектом учебных материалов по той или иной специальности, включающим инноватику
содержания, возможности управления учебным процессом, обеспечивающим трансформацию
новых знаний в востребованные обществом новшества, равно как и генерацию новшеств,
предусматривающим и поиск путей решения возможных проблем внедрения нововведений.
Необходимым является также соблюдение баланса теоретической и практической подготовки
будущих педагогов, акцентирующего внимание преподавателя в том числе на адаптивно-
компенсаторной роли непрерывного образования. Ожидаемые действия преподавателя как
транслятора знания состоят прежде всего в оказании помощи учащимся в приобретении
профессиональных компетенций согласно программе изучаемой дисциплины, указании
направлений и возможных путей применения и пополнения фундаментальных знаний,
помощи
в
овладении
всеми
нюансами
и
подготовке
учеников
к
дальнейшему
самостоятельному непрерывному обновлению знаний и умений, что составляет суть
профессиональной
успешности
специалиста,
ключевым
вопросом
профессиональной
деятельности.