Автор: Сабирзянова Лилия Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 342
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Проект по инновационной деятельности
Тема: "Использование камешков МАРБЛС в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 342 комбинированного вида»
Приволжского района г.Казани
Проект
по инновационной деятельности «Использование камешков
МАРБЛС в коррекции звукопроизношения у детей
дошкольного возраста»
Составила
учитель - логопед:
Сабирзянова Л. Н.
г. Казань, 2020 г.
Содержание:
1.Введение
1.1. Актуальность проекта
1.2.Цель и задачи
1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1.4. Содержание психолого-педагогической работы
1.5.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
1.6.Планируемые результаты освоения Проекта.
2.Содержательный раздел:
2.1.Учебный план реализации
2.2.План работы с детьми
3.Организационный раздел
3.1.Оформление предметно-пространственной среды
3.2.Заключение
3.3.Список литературы
Приложение.
Приложение 1.
Таблица появления звуков в норме
Приложение 2. Аналитические справки. Мониторинг.
Приложение 3. Конспект фронтального логопедического занятия
на тему: «Дифференциация звуков Р - Л», записанного для родителей.
Приложение 4. Игры с камешками Марблс с фотографиями
Приложение 5. Презентация выступления на педагогическом совете.
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО
рассматривает развитие правильного звукопроизношения как одну из
важнейших задач, предполагающей воспитание у детей чистого ясного
произношения звуков в словах, правильного произношения слов, воспитание
отчетливого произношения, выразительности детской речи.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования
правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста, так как так
как в последние годы значительно увеличилось количество детей с
различными нарушениями произношения. Педагоги и родители обеспокоены
сложившейся ситуацией, так как больше половины детей пятилетнего
возраста имеют многочисленные нарушения звукопроизношения.
Недостаточный уровень сформированности звукопроизношения может
способствовать задержке психического и речевого развития ребенка. Дети,
которые не умеют различать и выделять звуки на слух, а также правильно их
произносить, испытывают в дальнейшем трудности при овладении навыками
чтения и письма.
Одним из приемов формирования правильного звукопроизношения
у детей дошкольного возраста являются игры с камешками Марблс.
Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных
приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие
представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и
различные задания с ними.
Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру
пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме,
цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании
мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у
детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и
играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают
утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья
детей
Материал может использоваться как в организованной
образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной),
так и в самостоятельной деятельности детей.
Игры способствуют развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества.
Для повышения эффективности воздействия при выполнении
различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.
Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и
индивидуальных возможностей детей.
Наличие познавательной направленности упражнений.
Безопасность: выполнение упражнений с камешками не
предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности,
только под присмотром взрослого.
Тип проекта: долгосрочный, творческий.
Участники проекта: дети логопедической группы с ОНР, учитель – логопед,
воспитатели логопедических групп, родители.
Цель проекта: повысить эффективность работы по коррекции
звукопроизношения с дошкольниками с помощью камешков Марблс.
Задачи:
- закрепление поставленных звуков в слогах, словах, предложениях,
скороговорках;
- дифференциация звуков;
-развитие общей и мелкой моторики, упражнение в последовательной смене
тонуса мускулатуры рук ребёнка;
- расширение словарного запаса, упражнения в употреблении
грамматических категорий языка.
- формирование правильного пальцевого захвата камешка.
- упражннение в ориентации на плоскости.
Планируемый результат:
- положительная динамика в развитии звукопроизносительной стороны речи
воспитанника ;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- отсутствие напряжения и скованности.
Практическая значимость проекта: Игры с Марблс позволяют
разнообразить работу по автоматизации звуков, повысить мотивацию у детей
на занятиях.
Содержательный раздел:
Учебный план реализации
№
п/
п
Мероприятие
Содержание
работы
1.
Собрание
творческой
группы
- Изучение документации и
литературы в рамках реализации
плана по инновационной
деятельности.
- Анализ предметно развивающей
среды.
- Подбор материала в рамках плана
самообразования.
- Подбор и придумывание игр по
теме ИД.
- Обогащение дидактического
материала для развития и
практического использования в
деятельности учителя – логопеда
камушков МАРБЛС.
-Определение цели и задачи проекта.
- Составление плана по
инновационному проекту, внесение
изменений в тему самообразования.
2.
Выступление на
семинаре
практикуме и
педсовете.
Посещение семинаров, конференций,
вебинаров по теме инновационного
проекта.
3.
Знакомство детей
с Камушками
МАРБЛС
Цель: Познакомить детей с
камешками МАРБЛС.
Задачи: Изучить с детьми игры в
которые можно играть при помощи
камушков МАРБЛС.
4.
Мастер –класс
«Знакомство с
камешками
МАРБЛС»
Родительское собрание с показом
открытого занятия с играми с
камешками Марблс.
5.
Мастер класс для
педагогов ДОУ
Игры по формированию
звукопроизношения с камешками
МАРБЛС.
- Составление анкет для родителей по
теме.
- Консультации для педагогов,
выступление на пед.совете.
6.
Открытое занятие
с элементами
работы.
Тема «Игровые приемы с камешками
Марблс для автоматизации
поставленных звуков»
7.
Выступление на
педсовете
Отчет о проделанной работе.
Итоговый мониторинг.
Отчёт на заседании творческой
группы.
8.
Выступления на
МО
Разработка
занятий – печать в
прессе.
Доклады по теме
на выступлениях в
рамках ИД.
«Использование камешков МАРБЛС
для автоматизации звуков»
Публикации из опыта работы на
образовательных порталах.
План работы с детьми
1 этап – подготовительный.
Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка
необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом
современных требований и речевых возможностей детей.
Формы работы:
Изучения методической литературы и интернет – ресурсов.
Выявление проблемы.
Разработка системы игр и упражнений с камешками МАРБЛС.
5
2 этап – основной (практический ).
Задачи: апробирование системы игр и упражнений с камешками МАРБЛС, в
работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Формы работы:
Проведение пальчиковой гимнастики с камешками «Марблс».
Массаж рук и пальцев камешками .
Отстукивание ритма, держа камешки в каждой руке.
Проведение игр и выполнение упражнений с камешками МАРБЛС.
Ноябрь.
Упражнение «Знакомство». Задание: педагог обращает внимание на камешки
и предлагает перебирать камешки руками. Выкладывать их из ёмкости,
двигать в ней руками по очереди и одновременно.
Затем даётся время для самостоятельного манипулирования.
Упражнение «Выложи!». Задание: педагог предлагает разложить камешки,
накладывая их на образец – карточку, на которой нанесён рисунок.
Упражнение «Назови звук». Задание: определить первый звук в слове и
поставить фишку – камешек необходимого цвета (гласный – красный,
согласный твёрдый – синий, согласный мягкий – зелёный). Произвести звуко
– буквенный анализ слова.
Декабрь.
Упражнение «Кто быстрее». Задание: педагог обращает внимание, что все
камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по
цветам.
«Бродилки» - выкладывание «Марблс» по дорожкам с картинками на
автоматизацию звуков. 6
Январь.
Игра «Волшебные ладошки». Надо разложить камешки Марблс поочередно
правой и левой рукой на буквы – правая рука на Ш, левая на С, не забывая
проговаривать эти звуки.
Февраль.
Игра «Расчистим дорожку»
Цель: Отработка звуков С-Ш в слогах. (Выстраиваем перед каждым
ребенком дорожку из 8 камешков Марблс). Дети внутренней стороной стопы
поочередно, то правой, то левой ногой передвигают камешки в стороны.
«расчищая дорожку» (перекрестный шаг), проговаривая : СА-ША, СО – ШО,
СУ- ШУ, СЫ-ШИ.
Март.
Упражнение «Стаканчики и камешки».
Цель: Отработка звуков С-Ш в словах. Дети надевают на ногу стаканчик на
резинке, садятся в круг вокруг емкости с камешками марблс и складывают в
стаканчик камешек в форме сердечка, если услышат в слове свук С, в форме
шарика, если услышат в слове звук Ш.
Апрель.
Упражнение «Стаканчики и камешки» (продолжение).
Цель: Отработка звуков С-Ш в скороговорках.
Дети встают, проходят полосу препятствий из кубиков, проговаривают
скороговорки на звуки С-Ш, а на ноге у них стаканчик с камешками.
Скороговорки:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шесть мышат в камыше шуршат.
Шашки на столе, шишики на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Май.
Игра «Выложи букву». Задание: выкладывание камешков МАРБЛС,
изображая букву алфавита.
Игры и упражнения по желанию детей.
Проведение мастер класса для воспитателей и родителей (законных
представителей) детей на тему: «Использование камешков МАРБЛС в
коррекции звукопроизношения».
Изготовление игр и комплексов упражнений с камешками МАРБЛС.
3 этап – заключительный.
Задачи: презентация
Форма работы:
Подведение итогов проекта
Оформление презентации проекта, показ презентаций на пед. совете.
Практический материал по реализации проекта (игры).
Организационный раздел
Оформление предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и
самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского
возраста. В логопедическом кабинете мы организовали зону для занятий
детей с камешками МАРБЛС. Для хранения камешков МАРБЛС мы
используем яркие красочные контейнеры, картинки.
Заключение
Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в
которой используются нетрадиционные средства обучения, более
динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей
интересными, увлекательными, менее утомительными. Следует отметить,
что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как
самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве
вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка,
создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге,
улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал,
который я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда,
но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для
организации занятий дома.
Список литературы
Интернет ресурсы.
1.Климанова, Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков
Марблс в работе с детьми дошкольного возраста // журнал Дошкольная
педагогика. 2015.-№8(113)-С.28-37.
2.Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007,-
126с.; ил.
3.Статья Черногузовой Е.А. «Камешки марблс и их применение»
Приложение 1
Таблица появления звуков в норме (
Т. А. Ткаченко
«Логопедическая энциклопедия», Москва, Издательство Мир книги, 2010)
Возраст
от 1 года до 2
лет
от 2 лет до 3
лет
от 3 до 5
лет
от 5 до 6
лет
Звуки
А, О, Э,
П, Б. М
И, Ы, У,
Ф, В,
Т, Д, Н,
К, Г, Х, J
С, З, Ц,
Ш, Щ, Ж,
Ч
Л, Р
Приложение 2. Аналитические справки, мониторинг.
Аналитическая справка (начало уч.года)
по результатам оценки сформированности звукопроизношения с
помощью игр с камешками МАРБЛС.
Дата составления: 20 сентября 2020 г.
Составила специалист: Сабирзянова Л. Н.
Мониторинг проводился в сентябре 2020 года с целью выявления условий
для реализации районной инновационной деятельности «Развитие речевой
деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с камешками
МАРБЛС
(декоративные
камешки)»,
креативности
педагога,
профессиональных способностей педагога к осуществлению инновационной
деятельности, индивидуальных особенностей группы.
В результате были получены следующие результаты по оценке оценки
сформированности звукопроизношения с помощью игр с камешками
МАРБЛС:
1.Отсутствие звуков, искажение– 98% ( ст.гр.) и 44% (под.гр.)
2
.
Изолированное звучание – 2%( ст.гр.) и 23% (под.гр.)
3. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях
- сформировано –2 %( ст.гр.) и 54% (под.гр.)
- сформировано – 34%( ст.гр.) и 84% (под.гр.)
- частично сформировано –66 %( ст.гр.) и 16% (под.гр.)
Цель. Определение уровня звукопроизношения детей старшей и
подготовительных групп.
Использовалось пособие Коноваленко В. В. Экспресс обследование
звукопроизношения у детей дошкольного и младшео школьного возраста. М.
«Гном-Пресс», 2000.
Ожидаемые результаты:
Мониторинг дает возможность объективно оценить уровень
сформированности звукопроизношения с помощью игр с камешками
МАРБЛС.
Предложения и результаты: расширять и пополнять речевой материал по
камешкам МАРБЛС.
Справку составила: Сабирзянова Л. Н.
Аналитическая справка (на конец учебного года)
по результатам оценки сформированности звукопроизношения с
помощью игр с камешками МАРБЛС.
Дата составления: 30 апреля 2021 г.
Составила специалист: Сабирзянова Л. Н.
Мониторинг проводился в апреле 2020 года в рамках реализации районной
инновационной деятельности «Развитие речевой деятельности детей
дошкольного
возраста
посредством
игр
с
камешками
МАРБЛС
(декоративные камешки)»
В результате были получены следующие результаты по оценке оценки
сформированности звукопроизношения с помощью игр с камешками
МАРБЛС:
1.Отсутствие звуков, искажение– 4 чел.- 28% ( ст.гр.) и 1 чел. - 14% (под.гр.)
2
.
Изолированное звучание – 10 чел. - 71%( ст.гр.) и 6 чел. - 86% (под.гр.)
3. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях:
- сформировано –10 чел. - 71 %( ст.гр.) и 6 чел. - 86% (под.гр.)
- сформировано – 10 чел. - 71 %( ст.гр.) и 6 чел. - 86% (под.гр.)
- сформировано –4 чел. - 28 %( ст.гр.) и 6 чел. - 86% (под.гр.)
Цель. Определение уровня звукопроизношения детей старшей и
подготовительных логопедических групп.
Использовалось пособие Коноваленко В. В. Экспресс обследование
звукопроизношения у детей дошкольного и младшео школьного возраста. М.
«Гном-Пресс», 2000.
Ожидаемые результаты:
Мониторинг дает возможность увидеть положительную динамику в
сформированности звукопроизношения с помощью игр с камешками
МАРБЛС.
Предложения и результаты: расширять и пополнять речевой материал по
камешкам МАРБЛС.
Справку составила: Сабирзянова Л. Н.
Таблица мониторинга состояния звукопроизношения. Старшая группа
(начало учебного года)
№
п/п
Фамилия,
имя ребенка
Состояние звукопроизношения на сентябрь 2020
С Сь
З
Зь
Ц
Ш Ж Ч
Щ
Л
Ль
Р
Рь
1
Галимов
Айнур
0
1
0
1
0
0
0
2
Ибатеева
Арина
5
0
5
0
3
Камилов
Реналь
0
0
0
3
0
4
Каримова
Агния
0
5
0
5
0
5
Кондратьев
Матвей
5
0
0
5
0
6
Спирилонова
Арина
0
0
0
0
7
Cолдатихин
Артем
0
0
5
0
8
Фахриев
Амир
0
0
0
0
9
Федосеева
Кира
5
0
0
0
10
Шиновников
Кирилл
0
0
5
5
11
Хайруллина
Айзиля
5
0
0
0
12
Муртазин
Руслан
0
0
0
3
0
13
Маслов Миша
5
0
0
0
14
Хайбуллина
Ралина
0
0
0
0
Условные обозначения: 0 – отсутствие звука; 1- изолированное звучание; 2 –
звук автоматизирован в слогах, 3 – звук автоматизирован в словах, 4 - звук
автоматизирован в предложениях, 5 - звук автоматизирован в текстах.
Старшая группа (конец учебного года)
№
п/п
Фамилия,
имя ребенка
Состояние звукопроизношения на апрель 2021
С Сь
З
Зь
Ц
Ш Ж Ч
Щ
Л
Ль
Р
Рь
1
Галимов
Айнур
3
5
3
5
0
3
0
4
0
2
Ибатеева
Арина
5
5
5
5
3
Камилов
Реналь
1
5
1
5
0
0
0
3
0
4
Каримова
Агния
4
5
4
5
4
5
Кондратьев
Матвей
5
2
1
5
1
6
Спирилонова
Арина
4
4
4
0
7
Cолдатихин
Артем
5
5
5
5
8
Фахриев
Амир
1
3
2
2
9
Федосеева
Кира
5
4
4
3
10
Шиновников
Кирилл
3
3
5
5
11
Хайруллина
Айзиля
5
5
5
5
12
Муртазин
Руслан
3
3
0
3
0
13
Маслов Миша
5
3
0
3
0
14
Хайбуллина
Ралина
1
5
3
0
Условные обозначения: 0 – отсутствие звука; 1- изолированное звучание; 2 –
звук автоматизирован в слогах, 3 – звук автоматизирован в словах, 4 - звук
автоматизирован в предложениях, 5 - звук автоматизирован в текстах.
Подготовительная группа (начало учебного года)
№
п/п
Фамилия,
имя ребенка
Состояние звукопроизношения на апрель 2021
С Сь
З
Зь
Ц
Ш Ж Ч
Щ
Л
Ль
Р
Рь
1
Гадеев Адель
5
0
0
0
2
Маврин Амир
5
3
0
0
3
Хасанов
Амир
5
3
0
3
0
4
Цой Елена
5
5
5
5
5
Чистоходова
Альвиана
5
3
1
5
5
6
Камалютдино
ва Яна
5
3
1
5
5
7
Ясмина
5
3
5
5
Условные обозначения: 0 – отсутствие звука; 1- изолированное звучание; 2 –
звук автоматизирован в слогах, 3 – звук автоматизирован в словах, 4 - звук
автоматизирован в предложениях, 5 - звук автоматизирован в текстах.
Подготовительная группа (конец учебного года)
№
п/п
Фамилия,
имя ребенка
Состояние звукопроизношения на апрель 2021
С Сь
З
Зь
Ц
Ш Ж Ч
Щ
Л
Ль
Р
Рь
1
Гадеев Адель
5
4
5
3
2
Маврин Амир
5
5
5
4
3
Хасанов
Амир
5
5
5
5
4
Цой Елена
5
5
5
5
5
Чистоходова
Альвиана
5
5
4
5
5
6
Камалютдино
ва Яна
5
5
4
5
5
7
Ясмина
5
5
5
5
Условные обозначения: 0 – отсутствие звука; 1- изолированное звучание; 2 –
звук автоматизирован в слогах, 3 – звук автоматизирован в словах, 4 - звук
автоматизирован в предложениях, 5 - звук автоматизирован в текстах.
Приложение 3
Конспект фронтального логопедического занятия
на тему: «Дифференциация звуков Р - Л» (подготовительная группа с
ОНР), показанного родителям.
Дата проведения 21.04.2021 г.
Программное содержание:
- закреплять у детей умение дифференцировать и четко проговаривать
звуки Р-Л в слогах, словах, словосочетаниях, тексте;
- развивать навыки звукового и слогового анализа слов, составления схем
с помощью символов, составления слов с помощью букв магнитной азбуки;
- продолжать закреплять навык пересказа небольшого текста, четко
проговаривая все звуки;
- воспитывать умение, слушать, как отвечают другие дети из группы, не
перебивая их.
Методические приемы:
Наглядные: демонстрация картинок, наглядных пособий.
Словесные: вопросы, высказывания детей, выводы.
Игровые: игры «Угадай, что». «Найди дом», «Бегите ко мне»,
«Наоборот», «Волшебники», «Поле чудес».
Практические: кинезиологические упражнения с камешками «Марблс»,
физ. минутка, упражнения с магнитными азбуками, с символами
звуков.
Предварительная работа:
разучивание комплекса кинезиологических
упражнений, словесные игры, чтение рассказа Л. Толстого «Ворона и рак».
Оборудование и материал:
камешки Марблс, наборы для звукового
анализа, магнитные азбуки, картинки на Р и Л, буквы Р и Л, бубен, фишки.
Участники: дети подготовительной логопедической группы.
Этап
занятия,
время,
отведённое
на каждый
Содержание работы,
методы, формы, приёмы,
используемые педагогическим
работником
Предполагаемые
действия (ответы)
детей
этап
Орг.
момент
(3 минуты)
Самомассаж под музыку из мультфильма
«Маша и медведь».
Упражнеиие на внимание и ориентацию в
своем теле:
- Правой рукой покажите левое ухо.
-Левой рукой закройте правый глаз.
Дети выполняют
движения
Водная
часть
(3 минуты)
Логопед:
- Сегодня мы будем сравнивать два звука
: Р и Л.
Выполнение упражнения с камешками
Марблс вместе с логопедом.
Дети выполняют
упражнения с
камешками Марблс,
проговаривая слоги,
слова, скороговорку со
звуками Р – Л:
РА-ЛА, РО-ЛО, РУ-ЛУ,
РЫ- ЛЫ
слова: РОЛЛЫ, ЛАРА,
РУЛЬ,
РАСКЛАДУШКА,
скороговорку: ЛАРА У
ВАЛИ ИГРАЕТ НА
РОЯЛЕ
Основная
часть
(21 минута)
Логопед:
- Дети, чем похожи и чем
отличаются звуки Р и Л?
Игра «Угадай, что». Логопед:
- Если услышите звук Р – показываете
руками
«мотор»,
если
звук
Л
–
показываете
«самолет».
Логопед
Дети:
- Похожи тем, что оба
звука согласных, бывают
твердыми, бывают
мягкими.
Различаются тем, что
поочередно называет звуки Р - Л, слоги с
этими звуками, слова, - дети показывают
соответствующее движение.
Игра «Найди дом». Логопед:
- У вас на столе 2 картинки, надо
«поселить» одну картинку в домик буквы
Р, другую в домик буквы Л.
Игра «Бегите ко мне». Логопед:
- Надо взять картинки со звуком Р и
определить, где он находится: в начале,
середине или в конце слова.
Игра «Наоборот». Логопед:
- Я произношу слог или слово со звуком
Р, а вы меняете его на Л и произносите
новый слог или слово:
РА-… РО-… РУ-,,,РЫ-…
УКОЛ-… ЛУКА -… РАД-… РАК -…
при произнесении звука
Р – язычок дрожит, при
произнесении звука Л –
язычок крепко
прижимается к верхним
зубам.
Дети разносят картинки.
Дети
бегают
с
картинками
под
звон
бубна,
как
бубен
останавливается,
подбегают
к
логопеду
только те, у кого звук Р –
в начале слова, затем те,
у
кого
звук
Р
–
в
середине, потом те, у
кого звук в конце слова.
Дети
по
очереди
называют получившиеся
слоги и слова.
Дети выкладывают слова
из букв, предварительно
проговаривая, какие
Игра «Волшебники». Логопед:
- Выкладываем из букв магнитной азбуки
слова и «превращаем» их в новые:
РАК – ЛАК – ЛАД – РАД
Игра «Поле чудес». Логопед:
- Придумайте сами слово из двух слогов
и выложите его в виде звуковой схемы, а
мы угадаем, что это за слово.
Пересказ сказки Л. Толстого «Ворона и
рак»
буквы необходимы для
данного слова.
Дети, каждый на своем
столе выкладывают
звуковую и слоговую
схему загаданного слова,
остальные пытаются
разгадать, какое слово
было задумано.
Дети парами
пересказывают
разученную ранее сказку
по ролям.
Приложение 4
Игры с камешками Марблс по коррекции звукопроизношения
с детьми старшей и подготовительной логопедических групп
Игра «Волшебные ладошки».
Цель игры: Дифференциаця звуков С и Ш в словах. Развитие
межполушарного взаимодействия в двуручной деятельности. Развитие
внимания и зритнльно-моторной координации.
Оборудование; Вырезанные из картона ладошки с нарисованными буквами С
и Ш, камешки Марблс.
Ход игры:
Надо разложить камешки Марблс поочередно правой и левой рукой на буквы
– правая рука на Ш, левая на С, не забывая проговаривать эти звуки.
Игра «Расчистим дорожку»
Цель. Отработка звуков С-Ш в слогах, развитие зрительно – моторной
координации.
Оборудование: камешки Марблс, выложенные перед каждым ребенком в
виде дорожки из 8 камешков Марблс.
Ход игры. Дети внутренней стороной стопы поочередно, то правой, то
левой ногой передвигают камешки в стороны. «расчищая дорожку»
(перекрестный шаг), проговаривая : СА-ША, СО – ШО, СУ- ШУ, СЫ-ШИ.
Игра «Стаканчики и камешки».
Цель. Отработка звуков С-Ш в словах.
Оборудование: картонные стаканчики с резинкой на дне, камешки Марблс,
ёмкость для камешков (контейнер).
Ход игры. Дети надевают на ногу стаканчик на резинке, садятся в круг
вокруг емкости с камешками Марблс и складывают в стаканчик камешек в
форме сердечка, если услышат в слове свук С, в форме шарика, если услышат
в слове звук Ш.
Игра «Стаканчики и камешки» (продолжение).
Цель: Отработка звуков С-Ш в скороговорках, развитие зрительно –
моторной координации
Оборудование: картонные стаканчики с резинкой на дне, камешки Марблс,
ёмкость для камешков (контейнер), большие кубики.
Ход игры. Продолжение предыдущей игры. Дети встают, проходят полосу
препятствий из кубиков со стаканчиком с камешками на ноге, проговаривают
скороговорки на звуки С-Ш в такт с шагами, затем высыпают камешки ногой
в контейнер.
Скороговорки:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Шесть мышат в камыше шуршат.
Шашки на столе, шишики на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Приложение 5. Выступление на педагогическом совете
(презентация).