Автор: Балабай Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Мальчевская СОШ
Населённый пункт: ст.Мальчевская Миллеровский р-н Ростовская обл.
Наименование материала: статья о педагогическом опыте
Тема: Формирование навыков осознанного чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование
Формирование навыков осознанного чтения в начальной школе
Из опыта работы учителя начальных классов Балабай Оксаны Николаевны
МБОУ Мальчевская СОШ
«Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может
действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих
учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность. Чтение -
это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
К.Д. Ушинский
Чтение – один из главных способов социализации человека, его развития,
воспитания и образования. Смысловое чтение – это такое качество чтения,
при котором достигается понимание информационной, смысловой и
идейной сторон произведения.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчёркивается
важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в
современном информационном обществе носит «метапредметный» характер,
умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это
означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию
и развитию умений смыслового чтения. Сегодня чтение, наряду с письмом и
владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют
продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.
Цель: сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения.
Перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к
чтению, научить их «читать».
Данный опыт формирования навыков смыслового чтения как основы
интеллектуальных умений может быть применим и при работе по различным
УМК.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его
части есть в структуре всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения,
отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи,
произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление,
оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания,
объем словаря.
Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно
работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими
внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между
собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым
чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень
развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников
формируются умения:
понимать текст;
анализировать;
сравнивать;
видоизменять;
генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
В последние годы я столкнулась с тем, что первоклассники абсолютно не
знают ни сказок, ни стихов детских писателей С.Маршака, К.Чуковского, А
Барто, и т.д.
Пополнение активного словаря у детей. Самой первой для себя целью
ставлю как можно больше дать детям возможности познакомиться с
русскими народными сказками. Использую аудио записи с хорошим
музыкальным сопровождением. Дети при этом могут заниматься
раскрашиванием, штриховкой и одновременным прослушиванием сказки.
Перед занятиями использую приём «Помогай - ка, повторяй» .Вместе
рассказываем стихи К.Чуковского и делаем зарядку, подготавливаясь и
настраиваясь на урок.
Работа со словами.
В период обучения грамоте, когда дети учатся читать слоги, мы играем в
«Собирайку». Из прочитанных слогов они в паре на парте собирают слова.
На доске играем в «Цепочки», где из отдельных слогов собираются слова.
Например: ПО-БЕЛ-КА-ША-РЫ-БА-КИ-НО
Приём «Опиши предмет». Ребёнок описывает предмет, но не называет его, а
остальные должны этот предмет назвать.
Приём «Помоги найти домик» . Например: корове – коровник. Или «Найди
пару» : овца – ягнёнок.
Приём «Найди спрятавшихся животных» - оврнлкороваолкшм.
Приём «Исправь ошибки». – У коровы два рог. У свиньи два пятачок.
Приём «Реши пример» - Первый слог- так дети бабушку зовут, если
прибавить бочку, то получишь ….
Активно использую электронное приложение "Обучение грамоте.1 класс"
В.Г. Горецкого «Русская азбука» (серия «Школа России»).
Обязательно словарная работа. При первичном чтении текста ищем
незнакомые или непонятные слова, поскольку детям бывает трудно понять
смысл слова , например: «добросердечный», приучаемся работать со
словарями , учиться рассуждать.
Работа с текстом.
В период обучения чтению уже в конце первого класса хорошим подспорьем
в развитии навыков осмысленного чтения являются «Тексты с дырками».
Дети учатся не только отвечать на вопросы, правильно расставлять слова на
места, составлять картинный план, и правильному пересказу текста.
Приём чтения коротких информационных текстов и ответов на вопросы к
ним.
Использую приём «Парного» чтения. Дети читают тексты в паре и друг другу
задают по ним вопросы.
Приём «Доскажи словечко». Читаем стихи и договариваем в рифму.
Приём «Узнай героя по описанию». «-Они бывают белыми и бурыми. Зимой
бурый спит в берлоге, а белый живёт в …».
Приём «Найди спрятавшиеся слова». Например: В стихотворении спрятались
7 кладов.
«У Боба – пирата
Добра маловато:
Лишь кладовка да подушка,
Да простая раскладушка,
Два кармана накладных,
Уйма ножичков складных.
Но зато внутри кадушки,
В кладовой у раскладушки,
Там, где разных складов склад,
Спрятан страшный ценный клад!»
Выбери черты характера, соответствующие данному герою. Например:
Б.Житков «Храбрый утёнок» . «Утёнок Алёша: ___________беззаботный,
готовый прийти на помощь, смелый, добрый, любознательный, злой,
любопытный, бесстрашный, хвастливый»
Л. Толстой «Филипок». Как ты думаешь, почему Филипок пошёл в школу?
Найди в тексте подтверждение твоих слов, докажи свою точку зрения.
Ребятам нравится творческий пересказ от лица героя. Например: сказка
«Лиса и тетерев». Перескажи от лица лисы или тетерева.
Многим детям нравится творческая работа «Сочини сказку» или «Придумай
историю, которую тебе рассказала сорока» и т.д.
Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие
речи»): Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в
текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с
пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа,
самоанализ.
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими
словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной
информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись
описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок,
сказок, рассказов).
Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя
чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного
слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а
также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную
память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
«Прочитай сказку, расставь ударение»
Вдоль стены тянулись длинные полки. На них стояли полки оловянных
солдатиков. Они замерли по стойке смирно. Впереди усатый командир на
коне. Лука узорчатого седла изогнута наподобие лука. Но вот стрелки
показали восемь. Лихие стрелки подняли ружья, и раздался дружный залп.
Пушки выстрелили, и над широкими жерлами поднялись белые пушки
дымков. Наступило утро. Пора вставать.
Вывод
Применение технологии смыслового чтения, помогло приобщить детей к
дополнительному чтению, выполнению творческих заданий. Смысловое
чтение формирует у младшего школьника самостоятельно приобретать
новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и
самообразования на последующих ступенях обучения.
Литература:
Валентина Волина. Слова играют в прятки. Издательство «АСТ-ПРЕСС», 1995
Г.В.Гераськина, М.А.Глазкова «Развитие техники чтения, или путешествие
капитана Джима по стране знаний 1-4 классы, Издательство «Экзамен».
Москва 2011
Н. В. Новоторцева «Развитие речи детей». Издательство «Гринго», 1995
М. И. Оморокова «Учимся читать выразительно». Москва, Вентана-Граф,
2005
С. А. Сущевская. Тексты с дырками и хвостами.«Карапуз» «Гелеос».
Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов «Развитие логического мышления детей».
Издательство «Гринго», 1995
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Обучение детей чтению. Короткие интересные
рассказы». Москва, АСТ Астрель, 2005
Феликс Шапиро. Буквы едут в гости к нам. Издательство «АСТ-ПРЕСС», 1996
Журнал «Начальная школа» № 6 2003, с. 47.
Журнал «Мурзилка». Ежемесячный литературно – художественный журнал
для детей ЗАО «Редакция журнала «Мурзилка»
Контроль скорости чтения и понимания текста
тренажёр по чтению 2 класс I полугодие
Составитель: учитель начальных классов МОУ СОШ № 9 Веремеева Елена
Геннадьевна
Составлено по книге «Блицконтроль скорости чтения и понимания текста».
М. В. Беденко, А. Н. Савельев