Напоминание

"Электромагнитные явления. Колебательный контур"


Автор: Испаева Дина Адиловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №60" г.Оренбурга
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: конспект урока по физике
Тема: "Электромагнитные явления. Колебательный контур"
Раздел: полное образование





Назад




Педагог:

Предмет: физика

Дата:

Тема урока: Электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель деятельности учителя: создать условия для закрепления понятия об электромагнитных

колебаниях, о колебательном контуре; повторения величин, характеризующих электромагнитные

колебания, обобщению этих величин при решении задач; готовить к ЕГЭ.

Оборудование: слайд-фильм, карточки с заданиями

Планируемы результаты:

Предметные:

решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия

задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и

достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором

физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные

физические величины, в контексте межпредметных связей;

Метапредметные:

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все

возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

Коммуникативные: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств.

Познавательные:

Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый

информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи

Личностные: сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к

самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Ход урока:

1)

организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(1 мин)

2)

актуализация знаний:

(10 мин)

повторение пройденных тем:

;

фронтальный письменный опрос (у доски)

1)

Что называют электромагнитными колебаниями?

2)

Нарисуйте схему-колебательный контур

3)

Энергия конденсатора

4)

Энергия катушки

5)

Закон сохранения энергии в колебательном контуре

6)

Формула Томсона

7)

циклическая частота

8)

Резонанс

9)

Где используется?

10) Уравнения электромагнитных колебаний

3)

целеполагание:

-Для чего мы учим эти понятия и формулы? (1 мин)

-Для того чтобы уметь решать задачи.

4) решение задач базового уровня

(10 мин)

(Раздать карточки)

-учащиеся самостоятельно пробуют решить задачи в тетрадях, затем сверяют и разбирают ошибки.

(отметить у кого получилось)

Карточка

Физминутка

-встаньте возле стола,

-вытяните руки перед собой, потрясите кистями рук (посчитайте до 8),

-опустите руки,

-выполните круговые движения головой сначала в одну сторону (посчитайте до 4), затем в другую

(посчитайте до 4),

-закройте глаза (посчитайте до 4), откройте глаза (посчитайте до 4).

-садитесь за парту

-продолжим урок.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации (решение задач ЕГЭ повышенного уровня)

-Предлагаю вам решить задачу повышенного уровня

Задание 26

Емкость конденсатора в колебательном контуре равна 50 мкФ. Зависимость напряжения на

конденсаторе от времени имеет вид:

где а = 60 B и

Определите

максимальное значение силы тока в контуре. Ответ приведите в амперах.

Решение. В законе изменения напряжения на конденсаторе

в колебательном

контуре величина

имеет смысл амплитуды напряжения, а

— циклической частоты. Определим

сперва амплитуду колебания заряда. Заряд на конденсаторе максимален, когда максимально

напряжение на конденсаторе, а значит,

Амплитуда колебаний силы тока в контуре связана

с

амплитудой

заряда

и

циклической

частотой

соотношением

О тв ет: 1,5 А.

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.(первичное

закрепление)

Самостоятельная работа (5 мин)

Задача на «3»

Определите период собственных колебаний колебательного контура, состоящего из катушки

индуктивностью L=0,1 Гн и конденсатора емкостью С=2 мкФ.

Задача на «4»

Частота

свободных

колебаний

колебательного

контура,

содержащего

катушку

индуктивностью L=0,04 Гн, равна v=800 Гц. Какова емкость конденсатора этого контура?

Задача на «5»

Колебательный контур содержит конденсатор электроемкостью С=8 пФ и катушку индуктивностью

L=0,5 мГн. Максимальная сила тока в катушке 1

т

=40 мА. Определите максимальное напряжение на

обкладках конденсатора.

Задача из ЕГЭ №16(Б)

На рисунке приведен график гармонических колебаний тока в колебательном контуре.

Если конденсатор в этом контуре заменить на другой конденсатор, емкость которого в 4 раза

больше, то каков будет период колебаний? (Ответ дать в мкс.)

Решение. Из графика видно, что период гармонических колебаний тока в колебательном контуре

равен

20 мкс.

Период

колебаний

пропорционален

квадратному

корню

емкости

конденсатора:

Таким образом, увеличение емкости в 4 раза приведет к увеличению

периода колебаний в 2 раза, и он станет равен 40 мкс.

О тв ет: 40.

Задача из ЕГЭ №26 (П)

Емкость конденсатора в колебательном контуре равна 50 мкФ. Зависимость силы тока в катушке

индуктивности от времени имеет вид:

где а = 1,5 А и

Найдите

амплитуду колебаний напряжения на конденсаторе. Ответ приведите в вольтах.

Решение. В законе изменения тока в колебательном контуре

величина

имеет

смысл амплитуды тока, а

— циклической частоты. Определим сперва амплитуду колебания заряда,

она связана с амплитудой тока и циклической частотой соотношением

Максимальному

значению напряжения на конденсаторе соответствует ситуация, когда на нем максимальный заряд,

поэтому для искомой величины имеем

О тв ет: 60 В.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(3мин)

Повторить понятия и формулы по теме Электромагнитные колебания, выполнить тест, (подготовка

к ЕГЭ решать номера16,26 на сайте РЕШУ ЕГЭ по данной теме)

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

(1 мин)

(вспоминаем тему урока и цель, выставляем отметки)



В раздел образования