Автор: Испаева Дина Адиловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №60" г.Оренбурга
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: конспект урока по физике
Тема: "Электромагнитные явления. Колебательный контур"
Раздел: полное образование
Педагог:
Предмет: физика
Дата:
Тема урока: Электромагнитные колебания. Колебательный контур.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель деятельности учителя: создать условия для закрепления понятия об электромагнитных
колебаниях, о колебательном контуре; повторения величин, характеризующих электромагнитные
колебания, обобщению этих величин при решении задач; готовить к ЕГЭ.
Оборудование: слайд-фильм, карточки с заданиями
Планируемы результаты:
Предметные:
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия
задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и
достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором
физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные
физические величины, в контексте межпредметных связей;
Метапредметные:
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Коммуникативные: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Познавательные:
Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи
Личностные: сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Ход урока:
1)
организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(1 мин)
2)
актуализация знаний:
(10 мин)
повторение пройденных тем:
;
фронтальный письменный опрос (у доски)
1)
Что называют электромагнитными колебаниями?
2)
Нарисуйте схему-колебательный контур
3)
Энергия конденсатора
4)
Энергия катушки
5)
Закон сохранения энергии в колебательном контуре
6)
Формула Томсона
7)
циклическая частота
8)
Резонанс
9)
Где используется?
10) Уравнения электромагнитных колебаний
3)
целеполагание:
-Для чего мы учим эти понятия и формулы? (1 мин)
-Для того чтобы уметь решать задачи.
4) решение задач базового уровня
(10 мин)
(Раздать карточки)
-учащиеся самостоятельно пробуют решить задачи в тетрадях, затем сверяют и разбирают ошибки.
(отметить у кого получилось)
Карточка
Физминутка
-встаньте возле стола,
-вытяните руки перед собой, потрясите кистями рук (посчитайте до 8),
-опустите руки,
-выполните круговые движения головой сначала в одну сторону (посчитайте до 4), затем в другую
(посчитайте до 4),
-закройте глаза (посчитайте до 4), откройте глаза (посчитайте до 4).
-садитесь за парту
-продолжим урок.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации (решение задач ЕГЭ повышенного уровня)
-Предлагаю вам решить задачу повышенного уровня
Задание 26
Емкость конденсатора в колебательном контуре равна 50 мкФ. Зависимость напряжения на
конденсаторе от времени имеет вид:
где а = 60 B и
Определите
максимальное значение силы тока в контуре. Ответ приведите в амперах.
Решение. В законе изменения напряжения на конденсаторе
в колебательном
контуре величина
имеет смысл амплитуды напряжения, а
— циклической частоты. Определим
сперва амплитуду колебания заряда. Заряд на конденсаторе максимален, когда максимально
напряжение на конденсаторе, а значит,
Амплитуда колебаний силы тока в контуре связана
с
амплитудой
заряда
и
циклической
частотой
соотношением
О тв ет: 1,5 А.
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.(первичное
закрепление)
Самостоятельная работа (5 мин)
Задача на «3»
Определите период собственных колебаний колебательного контура, состоящего из катушки
индуктивностью L=0,1 Гн и конденсатора емкостью С=2 мкФ.
Задача на «4»
Частота
свободных
колебаний
колебательного
контура,
содержащего
катушку
индуктивностью L=0,04 Гн, равна v=800 Гц. Какова емкость конденсатора этого контура?
Задача на «5»
Колебательный контур содержит конденсатор электроемкостью С=8 пФ и катушку индуктивностью
L=0,5 мГн. Максимальная сила тока в катушке 1
т
=40 мА. Определите максимальное напряжение на
обкладках конденсатора.
Задача из ЕГЭ №16(Б)
На рисунке приведен график гармонических колебаний тока в колебательном контуре.
Если конденсатор в этом контуре заменить на другой конденсатор, емкость которого в 4 раза
больше, то каков будет период колебаний? (Ответ дать в мкс.)
Решение. Из графика видно, что период гармонических колебаний тока в колебательном контуре
равен
20 мкс.
Период
колебаний
пропорционален
квадратному
корню
емкости
конденсатора:
Таким образом, увеличение емкости в 4 раза приведет к увеличению
периода колебаний в 2 раза, и он станет равен 40 мкс.
О тв ет: 40.
Задача из ЕГЭ №26 (П)
Емкость конденсатора в колебательном контуре равна 50 мкФ. Зависимость силы тока в катушке
индуктивности от времени имеет вид:
где а = 1,5 А и
Найдите
амплитуду колебаний напряжения на конденсаторе. Ответ приведите в вольтах.
Решение. В законе изменения тока в колебательном контуре
величина
имеет
смысл амплитуды тока, а
— циклической частоты. Определим сперва амплитуду колебания заряда,
она связана с амплитудой тока и циклической частотой соотношением
Максимальному
значению напряжения на конденсаторе соответствует ситуация, когда на нем максимальный заряд,
поэтому для искомой величины имеем
О тв ет: 60 В.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
(3мин)
Повторить понятия и формулы по теме Электромагнитные колебания, выполнить тест, (подготовка
к ЕГЭ решать номера16,26 на сайте РЕШУ ЕГЭ по данной теме)
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
(1 мин)
(вспоминаем тему урока и цель, выставляем отметки)