Автор: Тужинова Галина Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 18
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока физики по теме "Динамометр. Лабораторная работа № 6. Градирование пружины и измерение сил динамометром"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по физике по теме
«Динамометр. Лабораторная работа № 6. Градирование пружины и
измерение сил динамометром»
Учитель: Тужинова Галина Александровна
Класс: 7
Тип урока: Урок решения учебной задачи, комбинированный урок
Цель урока: Формирование УУД на основе связи теории и практики
Планируемые результаты:
Предметные:
Научиться градуировать пружину, измерять силу, вес тела с помощью
динамометра, анализировать результаты измерений, различать вес тела и
массу
Метапредметные:
Научиться самостоятельно ставить цели, планировать ход эксперимента,
оценивать результаты градуирования динамометра; уметь работать в группе,
выделять основное содержание текста параграфа, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать их.
Личностные:
Развитие социокультурных коммуникации через сотрудничество с учителем
и одноклассниками в учебных ситуациях, настойчивости в достижении цели,
готовность к саморазвитию и самообразованию
Оснащение урока:
Учебник Физика 7 класс
Тетради для лабораторных работ
Карточки с тестом
Приборы
Мультимедийный проектор
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности
учителя
Содержание
деятельности
обучающегося
(осуществляемые
действия)
Формируемые
способы
деятельности
1
2
3
4
1.Организаци
онный момент
Приветствие. Проверка
готовности к уроку. Создание
атмосферы сотрудничества. «Я
уверена, что если мы будем
вместе работать, у нас все
получится!»
Настраиваются
на учебную
деятельность,
концентрируют
внимание на
уроке. Прием «Я
контролирую
свои мысли»
Формировать
навыки
самоорганизации
2.Проверка
Организует проверку
Проверяют
Оценивать
домашнего
задания
домашнего задания в парах,
решение задач.
Задание. На стол стоит чайник
массой 0,5 кг. Определить силу
и вес, показать графически
направление силы и веса
чайника на столе
домашнее
задание у соседа
по парте,
фиксируют
ошибки,
оценивают
домашнюю
работу
одноклассника.
Решение Р = 5 Н
достижения
других людей
3.Актуализац
ия знаний и
жизненного
опыта
учащихся.
Постановка
учебной
задачи
Организует самопроверку
учащихся, предлагая
продолжить предложения:
- Под силой я понимаю …
- Вес тела – это…
- Про закон Гука мне известно
…
Формулирует вопрос запуска
постановки учебной задачи:
- Умеете ли вы измерять силу?
Формулирует учебную задачу:
- Исследовать вопрос измерения
сил
Выполняют
задания,
анализируя слова
и делая выводы.
Осознают
важность
решения
поставленной
задачи
Уметь
осуществлять
самопроверку и
самоконтроль
4.Сообщение
темы.
Постановка
цели и задачи
урока
Сообщает тему урока.
Организует совместно с
учащимися формулирование
цели и задачи урока:
- Внимательно прочитайте тему
урока
- Что вы ожидаете узнать на
уроке?
- Чему вам нужно научиться?
- Какие цели и задачи урока вы
бы предложили?
Записывают в
тетрадь тему
урока, дату.
Учувствуют в
формулировании
цели и задачи
урока:
- научиться
градуировать
пружину
- узнать как
измерить силу
- научиться
измерять силу
Формировать
умения
принимать и
сохранять
учебную задачу
5.Мотивирова
ние к учебной
деятельности
Способствует обсуждению
мотивационных вопросов
- Где мне могут понадобиться
знания и умения измерения
силы?
- Какую личную цель я ставлю
на этом уроке?
- Как лучше всего организовать
выполнение лабораторной
работы?
Отвечают на
мотивационные
вопросы.
Создают условия
для успешной
учебной
деятельности
Выражать свои
мысли. Развивать
навыки
самомотивации
6.Создание
ситуации
затруднения,
изучение
нового
Демонстрирует динамометр.
Предлагает ответить на
вопросы:
- Как вы думаете для чего
служит данный прибор?
Рассматривают
динамометр
Отвечают на
вопросы
- Прибор для
Формулировать
и выражать свои
мысли в
соответствии с
задачей
материала
- Из каких элементов вы видите
прибор?
Поясняет принцип действия
динамометра.
Изготовление любого
измерительного прибора всегда
связано с градуированием его
шкалы. Это означает, что на
шкалы должны быть нанесены
деления, показывающие
пределы измерения, а также
промежуточные деления
необходимые для измерения
величин, значения которых
меньше верхнего предела
измерения.
Динамометр предназначен для
измерения сил. Поэтому для
градуирования его шкалы
следует измерить его некоторые
заранее известные значения
силы. При этом удобно
воспользоваться тем фактом что
на тело массой 102 г действует
сила тяжести, равная 1 Н.
Подвешивая к пружине 1, 2, 3 и
т.д. гири массой 102 г, можно на
шкале обозначить положения
стрелки прикрепленной к
пружине, которые
соответствуют ее растяжению
под действием сил 1 Н, 2 Н 3 Н
и т.д. Более мелкие деления
наносят, дробя полученные
деления на меньшие части
измерения силы
- Упругий
элемент и
отсчетное
устройство.
Слушают
учителя и задают
вопросы
7.Лабораторн
ая работа
Организует повторение правил
безопасной работы. Поясняет
задания лабораторной работы.
Объясняет последовательность
выполнения работы.
- Закрепить в штативе корпус
динамометра с закрытой шкалой
в вертикальном положении
- Горизонтальной чертой
обозначить на бумаге начальное
положение стрелки и поставить
цифру 0
- Подвесить к крючку на
пружине груз массой 100 г
- Отметить положение стрелки и
поставить цифру 1
- Повторить проведенные
Самостоятельно
выполняют
задания
лабораторной
работы.
Формулируют
вывод.
Записывают все
в тетради
Развивать
навыки
планирования,
самостоятельно
принимать
решения
действия для 2, 3, 4 таких грузов
- Измерить и сравнить
расстояния между соседними
делениями
- Расстояния между делениями
разделить на 10 равных частей,
обозначая их короткими
черточками
- К крючку изготовленного
динамометра присоединить
лабораторный динамометр и
потянуть за него. Сравнить
показания обоих динамометров
- К крючку изготовленного
динамометра подвесить тело
неизвестной массы и измерить
действующую на него силу
тяжести
На основании результатов
измерений рассчитать массу
тела
- Результаты измерений и
вычислений записать в тетрадь
- Сформулировать вывод
8. Подведение
итогов.
Рефлексия
Организует подведение итогов
урока учащимися, побуждает к
размышлению над вопросами:
- Чему научился во время
выполнения лабораторной
работы?
- Где я могу применить новый
знания?
- Достиг ли я поставленных
целей и задач урока?
Вывод:
Научились
градуировать
шкалу
динамометра,
получать шкалу с
любой
(заданной) ценой
деления и с ее
помощью
измерять силы
Отслеживать
цель учебной
деятельности
9.Домашнее
задание
30 учебника
Помогает учащимся выбрать
задания с учетом возможности и
способности учащихся из
учебника, задачника, тетради
Выбирают
задания, которые
будут выполнять
дома.
Записывают
домашнее
задание
Формировать
навыки
самоорганизации