Автор: Скворцова Валерия Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №139 - Центр образования"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы по реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Из опыта работы по реализации ФГОС
Скворцова В.Г.
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №139»
Каждый ученик индивидуален, это касается и учителей. К внедрению ФГОС
каждый учитель был готов по-разному. Мне, как и любому другому учителю,
пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе
самой.
Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу
детей? Раньше я бы ответила: для того, чтобы они умели читать, считать,
вычислять и пр. Но с позиции ФГОС я поняла и приняла это по-другому –
для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что
имеешь сам. Надо самим научиться учиться, быть успешными, и тогда мы
научим этому детей. Поэтому все началось с постепенной «перестройки»
себя и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого стало
понятнее, что нужно менять в моей педагогической деятельности.
Для того чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться. Я
считаю, что нужно развивать способности ученика учиться, иначе говоря –
формировать систему универсальных учебных действий. Для этого в 2017г. я
прошла курсы «Системно – деятельностный подход как условие реализации
требований ФГОС НОО».
Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением
обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше,
даже не зная, как они называются.
Но непродуманное использование новых приемов для активизации
познавательной активности не дает особых результатов. Теперь я стараюсь
чаще использовать на своих уроках новые эффективные приемы и методы
обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД.
К примеру,
«Мозговой штурм», когда
ученики могут высказать любое
мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Например, на уроке окружающего мира на этапе актуализация знаний, я
озвучила тему урока «Органы чувств» и спросила ребят, что такое «Органы
чувств».
Это
хороший
способ
формирования
регулятивных
УУД
(прогнозирование)
Приём
«актуальность»
(познавательные
УУД)
связан
с
пониманием
практической
значимости
знаний,
возможностью
использовать
приобретённые знания в жизни.
Урок математики по теме «Числа от 1 до 20» (1 класс) я начала так:
- Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и
вычитать. Взгляните на циферблат часов. Все ли числа, написанные на нём,
вам знакомы? Хватает ли нам изученных чисел, чтобы найти время по часам?
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (знакомиться с новыми
числами).
На уроке математики в 1 классе «Число и цифра 8» использовала прием
«яркое пятно».
На доске одним цветом был записан числовой ряд, а новое число 8 другим
цветом.
Через
зрительное
восприятие
внимание
концентрируется
на
выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и
общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.
Также использую метод создания проблемных ситуаций. На уроках
возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую
«затруднение», которое вызывается практическим заданием, не сходным с
предыдущими. Так я помогаю ученикам самим открыть новое знание.
Приведу пример.
- Отгадайте рост синицы:1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см
Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост
синицы.
- Какая величина нам известна?
- Что можно измерять в сантиметрах?
- Какая из величин нам неизвестна?
- Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»?
На уроках окружающего мира
чаще организую проблемные ситуации с
удивлением,
возникающие
на
противоречиях
между
житейским
представлением
учащихся
и
научным
фактом.
После
возникновения
проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий
диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле? Сформулируйте
тему». Примером побуждающего диалога может служить следующий
фрагмент урока.
Тема: «Откуда берутся снег и лёд?».
- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об
удивительной стране, в которой люди ходят по воде.
И самое интересное, что это был правдивый рассказ.
(Удивлению детей нет предела.)
- А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?
(Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не
замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.
При организации практической работы на уроках часто включаю работу в
парах. Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, познакомила ребят с
основными правилами работы в паре.
При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в
первом классе предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного
наизусть
стихотворения
или
прочитанного
отрывка
по
следующим
критериям:
1. Громко – тихо.
2. С запинками – без запинок.
3. Выразительно – нет.
4. Понравилось – нет.
При этом учу отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах
высказаться с позиции пожеланий. Также на уроках ребята сами исправляют
одноклассников, услышав неправильный ответ. Надо отметить, что в
результате
организации
такой
деятельности
учащиеся
приучаются
внимательно
слушать
говорящего,
объективно
оценивать
ответ
одноклассника.
Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка
учителя. Ребенок очень доволен, когда он слышит «самый сообразительный»,
«самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки
получают учащиеся с разными способностями. Очень часто делают
«открытие»
при
изучении
нового
материала
дети
с
нестандартным
мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью. Таким образом,
складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка.
Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более
демократичным,
ориентированным
на
разных
учащихся
с
разными
интересами и способностями.
Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было
запланировано, то теперь, самое главное - организовать деятельность детей.
Это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать
формы работы, подобрать материал и мн. др. (упор должен делаться на
взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих
учеников). Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, иногда так
хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать,
направлять их к знанию, что гораздо труднее.