Автор: Илтубаева Данута Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование речедвигательных игр и упражнений в развитии звуко – слоговой структуры слова у детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Использование речедвигательных игр и упражнений в развитии
звуко – слоговой структуры слова у детей с ТНР
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова –
одна наиболее важных и трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные
нарушения речи, т.к. нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи
дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. О
важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень
коррекции ССС в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у
школьников дисграфии и фонематической дислексии.
Методики по развитию слоговой структуры слова
Наиболее известные авторы и методики развития и коррекции слоговой структуры слова
Агранович З.Е., Бабина Г.В., Большакова С.Е., Курдвановская Н.В., Ткаченко Т.А.,
Четвертушкин Н.С. , А.К.Маркова
Типы слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени
сложности:
1.Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети)
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина)
3. Односложные слова (дом, мак)
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель)
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка)
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан)
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки)
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник)
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка)
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова ( стол, шкаф)
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт)
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка)
14.Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино
В соответствии с этой классификацией выстраивается и коррекционая работа с детьми
Типы нарушений слоговой структуры слова
1.Элизии – усечение слогового контура слова.
2. Персеверация(упорствую)- инертное застревание на произнесении какого-либо слога в
слове. Наличие персеверации первого слога свидетельствует:
- о тяжести моторной алалии; - о трудностях переключения;
3. Антиципация – уподобление одного слога другому.
4. Итерация – добавление лишней слогообразующей гласной, где имеется стечение
согласных.
5. Перестановка слогов в слове –нарушение линейной слоговой программы.
6. Контаминация (Конта – от слова контакт – соединение; минация – номинация-
наименование.) – Соединение частей двух слов.
Причины нарушения слоговой структуры слова
недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха (как причина перестановки
и добавления слогов);
недостаточность артикуляционных возможностей и как следствие - сокращение числа
слогов и стечения согласных, уподобление слогов друг другу;
сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;
неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
сниженная мотивационная деятельность;
Цель и задачи данной работы
Цель: нормированное воспроизведение детьми с ОНР слов простой и сложной слоговой
структуры, их полноценная звуконаполняемость
Задачи:
формирование пространственных представлений у детей с ОНР;
развитие ритмической способности через игровые приемы и упражнения;
обучение детей правильному произношению слов различной слоговой структуры;
возникновение и поддержание мотивационной деятельности у дошкольников.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может
ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка.
Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим
восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием
интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).
Замечено, что при систематизированной работе и подключении в коррекционно-
развивающий процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов
наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слова, что сразу же
отражается в диагностических результатах состояния слоговой структуры слова у детей с
ТНР
Этапы коррекционной работы
Подготовительный:
работа проводится на невербальном и вербальном материале;
Цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов
родного языка
Коррекционный:
работа ведется на вербальном материале; Цель этого этапа — непосредственная
коррекция дефектов слоговой структуры слов на уровне гласных звуков, слогов, слов,
предложения и текста
Речедвигательные игры и упражнения, по мнению А.М.Шахнаровича, А.Р Лурия,
А.Л.Леонтьева, развивают координационно – регулирующую функцию речи и движения,
все виды моторики, дыхательную систему.
Речедвигательные упражнения – система физиологически обусловленных двигательных
упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и
мелкая моторика, органы артикуляции, мимической мускулатуры.
Подготовительный этап работы
Работа на невербальном материале предполагает использование игр и упражнений на
развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых
звуков. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям
предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши,
отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана,
бубна, металлофона.
Упражнения на развитие динамического праксиса рук (кинезиологические упражнения).
Вербальный материал: игры и упражнения, направленные на формирование таких
пространственных представлений как начало, середина, конец, перед, за, после, первый,
последний. Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?
Коррекционный этап работы
На уровне гласных звуков:
произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;
произнеси звук столько раз, сколько раз я хлопнула в ладоши;
произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (с опорой на
наглядность и без нее — на слух);
На уровне слогов:
Работа проводится с разными типами слогов:
с общим согласным (ба – бо – бу – бы);
с общим гласным (ка – та – ма – ва);
обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости,
звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
слоги со стечением.
На втором этапе – уровне слогов, работу по устранению нарушений слоговой структуры
совмещение с этапом автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков:
составление слогов из предложенных звуков «Кто больше?», нанизывание колец, бусин с
одновременным произнесением цепочки слогов; сосчитать, сколько слогов произнес
логопед; наращивание\уменьшение слогов «Скажи на один слог больше\меньше, чем я»;
запоминание и повторение цепочки слогов.
На начальном этапе наиболее важным и эффективным направлением по формированию
слоговой структуры слова, особенно при моторной алалии, является развитие
произвольных действий, совмещенных с речью.
Один из вариантов игр на песочном планшете с четкой речевой задачей – отработка
обратных слогов (видео)
Усвоенный материал закрепляется на общеразвивающих и музыкальных занятиях, в
процесс включены все специалисты, работающие с детьми.
Соединение речевого материала с задачами музыкального занятия (видео)
Наращивание слога с опорой на движение (видео)
Коррекционная работа на уровне слов:
На данном этапе можно использовать следующие виды игр:
отхлопывание слов по слогам;
слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове —
ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след;
слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме);
знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами;
Слоговая рыбалка.
Подбор картинок на слова из 3-4-5 слогов возможен в форме игры «Попади мячом в
картинку на ковре», а задания из серии «Составь, измени, добавь слоги и слова» удобно
отрабатывать с помощью кубиков Чаплыгина с вращающимися буквами и слогами
Одна из самых популярных серий игр - «Разрежь и собери картинку в соответствии с
количеством слогов в слове», «Поймай удочкой части слова, собери слово» входит в
систему З.Агранович логопедической работы по преодолению нарушений слоговой
структуры слова у детей
Усложнение задания, его многозадачность (слушать музыкальный ритм, четко соотносить
слог и шаг, отбивать слоговой ритм с помощью музыкального инструмента) не только
закрепляют речевой навык, но и позволяют развивать психические процессы – внимание,
саморегуляцию, самоконтроль
Речевой материал для закрепления коррекционных задач может стать основой занятия на
развитие речедвигательного взаимодействия и психоречевых процессов
Использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогическом процессе
позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы
обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Литература
1.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой
структуры слова у детей. – СПб.: Детство – Пресс, 2001
2.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура : обследование и формирование
у детей с недоразвитием речи
3.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.:
ТЦ Сфера, 2015
4.
Дедюкина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис –
Пресс, 2006
5.
Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции слоговой структуры слова –
СПб.: Издательский дом «Литера»,2014
6.
Лынская М.В.Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с
использованием нетрадиционных технологий. – М.: Парадигма, 2012
7.
Четвертушина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных
упражнений у детей 5-7 лет. – М.: 2018