Напоминание

Использование речедвигательных игр и упражнений в развитии звуко – слоговой структуры слова у детей с ТНР


Автор: Илтубаева Данута Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование речедвигательных игр и упражнений в развитии звуко – слоговой структуры слова у детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование речедвигательных игр и упражнений в развитии

звуко – слоговой структуры слова у детей с ТНР

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова –

одна наиболее важных и трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные

нарушения речи, т.к. нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи

дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. О

важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень

коррекции ССС в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у

школьников дисграфии и фонематической дислексии.

Методики по развитию слоговой структуры слова

Наиболее известные авторы и методики развития и коррекции слоговой структуры слова

Агранович З.Е., Бабина Г.В., Большакова С.Е., Курдвановская Н.В., Ткаченко Т.А.,

Четвертушкин Н.С. , А.К.Маркова

Типы слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени

сложности:

1.Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети)

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина)

3. Односложные слова (дом, мак)

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель)

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка)

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан)

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки)

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник)

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка)

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова ( стол, шкаф)

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт)

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка)

14.Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино

В соответствии с этой классификацией выстраивается и коррекционая работа с детьми

Типы нарушений слоговой структуры слова

1.Элизии – усечение слогового контура слова.

2. Персеверация(упорствую)- инертное застревание на произнесении какого-либо слога в

слове. Наличие персеверации первого слога свидетельствует:

- о тяжести моторной алалии; - о трудностях переключения;

3. Антиципация – уподобление одного слога другому.

4. Итерация – добавление лишней слогообразующей гласной, где имеется стечение

согласных.

5. Перестановка слогов в слове –нарушение линейной слоговой программы.

6. Контаминация (Конта – от слова контакт – соединение; минация – номинация-

наименование.) – Соединение частей двух слов.

Причины нарушения слоговой структуры слова

недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха (как причина перестановки

и добавления слогов);

недостаточность артикуляционных возможностей и как следствие - сокращение числа

слогов и стечения согласных, уподобление слогов друг другу;

сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;

неспособность к серийно-последовательной обработке информации;

сниженная мотивационная деятельность;

Цель и задачи данной работы

Цель: нормированное воспроизведение детьми с ОНР слов простой и сложной слоговой

структуры, их полноценная звуконаполняемость

Задачи:

формирование пространственных представлений у детей с ОНР;

развитие ритмической способности через игровые приемы и упражнения;

обучение детей правильному произношению слов различной слоговой структуры;

возникновение и поддержание мотивационной деятельности у дошкольников.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может

ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка.

Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим

восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием

интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).

Замечено, что при систематизированной работе и подключении в коррекционно-

развивающий процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов

наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слова, что сразу же

отражается в диагностических результатах состояния слоговой структуры слова у детей с

ТНР

Этапы коррекционной работы

Подготовительный:

работа проводится на невербальном и вербальном материале;

Цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов

родного языка

Коррекционный:

работа ведется на вербальном материале; Цель этого этапа — непосредственная

коррекция дефектов слоговой структуры слов на уровне гласных звуков, слогов, слов,

предложения и текста

Речедвигательные игры и упражнения, по мнению А.М.Шахнаровича, А.Р Лурия,

А.Л.Леонтьева, развивают координационно – регулирующую функцию речи и движения,

все виды моторики, дыхательную систему.

Речедвигательные упражнения – система физиологически обусловленных двигательных

упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и

мелкая моторика, органы артикуляции, мимической мускулатуры.

Подготовительный этап работы

Работа на невербальном материале предполагает использование игр и упражнений на

развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых

звуков. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям

предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши,

отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана,

бубна, металлофона.

Упражнения на развитие динамического праксиса рук (кинезиологические упражнения).

Вербальный материал: игры и упражнения, направленные на формирование таких

пространственных представлений как начало, середина, конец, перед, за, после, первый,

последний. Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?

Коррекционный этап работы

На уровне гласных звуков:

произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;

произнеси звук столько раз, сколько раз я хлопнула в ладоши;

произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (с опорой на

наглядность и без нее — на слух);

На уровне слогов:

Работа проводится с разными типами слогов:

с общим согласным (ба – бо – бу – бы);

с общим гласным (ка – та – ма – ва);

обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);

закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости,

звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);

слоги со стечением.

На втором этапе – уровне слогов, работу по устранению нарушений слоговой структуры

совмещение с этапом автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков:

составление слогов из предложенных звуков «Кто больше?», нанизывание колец, бусин с

одновременным произнесением цепочки слогов; сосчитать, сколько слогов произнес

логопед; наращивание\уменьшение слогов «Скажи на один слог больше\меньше, чем я»;

запоминание и повторение цепочки слогов.

На начальном этапе наиболее важным и эффективным направлением по формированию

слоговой структуры слова, особенно при моторной алалии, является развитие

произвольных действий, совмещенных с речью.

Один из вариантов игр на песочном планшете с четкой речевой задачей – отработка

обратных слогов (видео)

Усвоенный материал закрепляется на общеразвивающих и музыкальных занятиях, в

процесс включены все специалисты, работающие с детьми.

Соединение речевого материала с задачами музыкального занятия (видео)

Наращивание слога с опорой на движение (видео)

Коррекционная работа на уровне слов:

На данном этапе можно использовать следующие виды игр:

отхлопывание слов по слогам;

слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове —

ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след;

слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме);

знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами;

Слоговая рыбалка.

Подбор картинок на слова из 3-4-5 слогов возможен в форме игры «Попади мячом в

картинку на ковре», а задания из серии «Составь, измени, добавь слоги и слова» удобно

отрабатывать с помощью кубиков Чаплыгина с вращающимися буквами и слогами

Одна из самых популярных серий игр - «Разрежь и собери картинку в соответствии с

количеством слогов в слове», «Поймай удочкой части слова, собери слово» входит в

систему З.Агранович логопедической работы по преодолению нарушений слоговой

структуры слова у детей

Усложнение задания, его многозадачность (слушать музыкальный ритм, четко соотносить

слог и шаг, отбивать слоговой ритм с помощью музыкального инструмента) не только

закрепляют речевой навык, но и позволяют развивать психические процессы – внимание,

саморегуляцию, самоконтроль

Речевой материал для закрепления коррекционных задач может стать основой занятия на

развитие речедвигательного взаимодействия и психоречевых процессов

Использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогическом процессе

позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы

обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Литература

1.

Агранович З.Е. Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой

структуры слова у детей. – СПб.: Детство – Пресс, 2001

2.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура : обследование и формирование

у детей с недоразвитием речи

3.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.:

ТЦ Сфера, 2015

4.

Дедюкина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис –

Пресс, 2006

5.

Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции слоговой структуры слова –

СПб.: Издательский дом «Литера»,2014

6.

Лынская М.В.Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с

использованием нетрадиционных технологий. – М.: Парадигма, 2012

7.

Четвертушина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных

упражнений у детей 5-7 лет. – М.: 2018



В раздел образования