Автор: Полозова Евгения Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР д/с - "Кристаллик"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: Проект
Тема: Неделя психологии - "Мир эмоций"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр
развития ребенка – детский сад «Кристаллик»
ПРОЕКТ
Неделя психологии «Вместе»
Тема проекта
Неделя психологии «Вместе»
Сроки реализации проекта
15 - 19 ноября 2021 г
Тип проекта
Совместный, творческий, краткосрочный
ФИО, должность разработчика
(ов) проекта
Полозова Евгения Васильевна
ФИО, должность руководителя
проекта:
Полозова Е.В., педагог - психолог
Обоснование актуальности
темы – постановка проблемы
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что
эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Современные
дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать
не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения
со сверстниками и взрослыми. В последние годы растет количество детей с
нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение
приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и
формирование их эмоционального благополучия.
Цель проекта
Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов,
воспитанников ДОУ, повышение интереса родителей и педагогов к
психологии, создание благоприятного психологического микроклимата в
ДОУ.
Задачи проекта
-вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную
деятельность,
-показать различные формы работы и возможности психологической службы
детского сада;
-формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в
индивидуально- личностном развитии;
-повысить психологическую компетентность педагогов и родителей
Участники реализации проекта
(ФИО педагогов, родителей)
дети, родители, педагоги
Характеристика имеющихся
ресурсов образовательного
учреждения для реализации
проекта: кадровые,
материально-технические,
источники финансирования, др.
(не более 1/2 страницы).
Мультимедийная установка, иллюстрации «Космос», спортивный инвентарь
и оборудование, нестандартное оборудование
Механизм реализации
Проведение совместных мероприятий с детьми, с родителями и педагогами
Мероприятия проекта
(сроки, ответственные)
1день. День эмоций и настроения
2день. День доброты
3 день. День семьи
4 день. День дружбы
5 день. День мечтаний и пожеланий
Результаты проекта
реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса,
повысит психолого- педагогическую компетентность педагогов,
повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у
родителей, сформирует осознанное отношение к родительству, дети и
взрослые получат заряд положительных эмоции.
День Недели
Содержание
Участники
Понедельник
«День Эмоций и
настроения»
Игровое упражнение «Ласковое слово»
Акция для родителей «Дерево желаний»
Акция для педагогов и родителей «Аптека для души»
Задание для родителей Коллаж «Познакомитесь это я!»
Задание для родителей Стенгазета «Говорят дети» и
«О наших детях»
Рисунок «Мой любимый детский сад»
Родители
8,10,9,1,2,3,11,6 группы
Все желающие
Родители 1,4,5 групп
Родители 7, 3, 9 групп
Дети стар.и подгот.гр
Вторник
«День доброты»
Музыкальное развивающее занятие «Добро побеждает
зло»
Развивающее занятие в старших группах «Поговорим о
доброте»
Развивающее занятие в ясельной и во 2ой младшей
группе
Белоногова М.К
Федорова Л.А.
Обеднина Н.В
Морозова Е.В.
Воспитатели 1,4,5
групп
Среда
«День Семьи»
Выставка коллажей «Познакомитесь это я!»
Выставка стенгазет «Говорят дети» и «О наших детях»
Минутки релаксации и психогимнастики «Эмоции в
действии»
Беседа про маму в средних группах
10 заповедей для родителей (методические
рекомендации для родителей)
1,4,5 группы
7, 3, 9 групы
Асочакова Н.А.
Конусова А.К
Головачева Е.А.
Шестопалова Т.Б.
Все группы
Четверг
«День дружбы»
Развивающее занятие в подготовительных группах
«Друзья»
Тренинг для педагогов «Мы разные, но мы вместе»
Психологическая игра «Тайный друг»
Полозова. Е. В.
Воспитатели,
специалисты,
администрация
Пятница
«День мечтаний
и пожеланий»
Конкурс среди воспитателей «Лучший психологический
уголок»
Акция для родителей «Забор психологической
разгрузки»
Педагоги всех групп
Родители всех групп
1 день. День Эмоций и настроения.
Игровое упражнение «Ласковое слово».
Цель: способствовать позитивному общению родителей и детей. По пути движения в
группу с утра наклеиваются позитивные фразы, способствующие взаимодействию
родителей и детей:
- «Обнимите ребенка»;
- «Скажите ребенку, что он самый талантливый»;
- «Скажите ребенку, как сильно Вы его любите»;
- «Пусть ребенок скажет, что любит Вас»;
- «Скажите ребенку, что он самый замечательный»;
- «Похвалите ребенка за его поведение»
Психологическая акция «Дерево желаний».
Цель: создание положительного эмоционального настроя среди участников проекта
(родители, педагоги, воспитанники).
Задачи:
Создание благоприятного климата в ДОУ
Развитие познавательного интереса
Поднятие общего эмоционального тонуса.
Материал: плакат с изображением дерева,
разноцветные листики, письменные ручки.
Каждый родитель, приводя ребёнка в группу, имеет возможность написать пожелание
работникам ДОУ, листочек с позитивным высказыванием, приклеивает на плакат. Акция
способствует поднятию настроения родителей, построению позитивных взаимоотношений
с воспитателями, объединению семьи и детского сада.
Для родителей и педагогов была организована акция «Аптека для души».
Цель акции: создание положительного эмоционального фона в детском саду. Для этого
был создан лифлет-холдер в виде домика «Аптека» с окошками-«кармашками», для
пополнения которых были изготовлены листовки с позитивными высказываниями,
установками, поговорками, пословицами, крылатыми фразами. Ведь известно, что доброе
слово лучше всякого лекарства.
2ой день. День Доброты.
Прослушивание музыки. Попав на остров «Эмоций», дети слушают музыкальную
композицию, соответствующее эмоциональному состоянию жителей, по музыке
отгадывают какое у них эмоциональное состояние. Далее дети слушают сказочные
истории про жителей, изображают мимикой, пантомимикой эмоции. Также, детям
предлагается определить, какого цвета настроение у жителей.
Беседа. Дети рассказывают ситуации, в которых они испытывают подобные эмоции,
например: «Я злюсь, когда...», «Я радуюсь, когда...», «Когда я боюсь, я... (плачу, прячусь)»
и т.п.
На островах дети встречаются с эмоциями радости, страха, злости, удивления, печали.
Игра «Найди нужный конверт» (дети выборочно берут портреты людей с выражением
разных эмоций и находят конверты соответствующей пиктограммой и вкладывают
портрет в конверт).
Беседа. С детьми обсуждается, какие эмоции способствуют дружбе, какие мешают.
Беседа для детей старшего дошкольного возраста 8, 10 группы
«Поговорим о доброте»
Цель: Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.
Задачи:
развивать чувство удовлетворения за добрые дела;
направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на
помощь;
воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.
Ход беседы
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости», послушайте
стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро — солнцу и птицам!
Доброе утро — улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро — длится до вечера!
О чём мы будем говорить сегодня?
Дети: О добре.
Воспитатель: А как вы думаете, что такое добро? Что значит творить добро?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Для чего нужны доброе сердце и добрая душа?
Дети: Чтоб помогать тем, кто попал в беду.
Воспитатель: А какое сердце у злого человека?
Ответы детей.
Воспитатель: Злой помогает людям?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты. Это Дерево наполняет
мир добром, напоминает о том, что нужно творить добро. Но с ним произошла беда. Оно
завяло и перестало цвести из-за плохих, злых поступков людей. Если мы не оживим
Дерево, как вы думаете, что произойдёт. Что может победить? (победит зло).
Воспитатель: Чтобы добраться до Дерева, нам надо преодолеть препятствия.
Первое препятствие — болото.
Игра «Перейди болото».
Правило объяснить: перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки-кочки.
Раздаю всем по три дощечки (картонки), одному не хватает.
Воспитатель: Что делать?
Предложения детей. (надо поделиться кочками). Кто-то из детей отдаёт по одной кочке.
Воспитатель: Мы поделились кочками, это какое дело?
Дети: Доброе.
Воспитатель: Доброе дело радость приносит.
Вместе с детьми повторяем пословицу.
Воспитатель: Какие слова говорят тому, кто с тобой делится?
Дети: Вежливые, добрые слова.
Воспитатель: Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело — поделился
кочкой.
Дети благодарят друга.
Следующее препятствие: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Воспитатель: Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?» (картинки-
слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки).
Ответы детей.
Следующее препятствие: «Герои сказок».
Воспитатель: Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев?
На столе лежат картинки героев сказок.
Воспитатель: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые?
Дети: Золушка, Красная Шапочка, Айболит, «Заюшкина избушка» (Петух выгнал Лису),
«Муха-Цокотуха» (комарик).
Дети объясняют какие поступки совершили эти герои.
Воспитатель: А только ли добрыми бывают сказочные герои?
Ответы детей
Воспитатель: Назовите злых сказочных героев?
Дети: Злая мачеха, Волк, Бармалей, Лиса, Паук. Объясняют, какие поступки совершили
герои.
Воспитатель: Разложите героев по поступкам, а помогут смайлики.
Дети раскладывают в коробки, на которых изображены смайлы с добрым и злым
выражением.
Воспитатель: Добро побеждает зло, люди не зря говорят: Доброта спасёт мир.
Вместе с детьми повторяем пословицы: Добро побеждает зло, Доброта спасёт мир.
Воспитатель: Вот мы и добрались до дерева Доброты. (на магнитной доске висит ватман
— на нём нарисовано сухое печальное дерево). Дерево печальное, грустное, обиженное,
некрасивое, сухое. Оживить его могут ваши добрые поступки, добрые дела. Какие добрые
дела можете вы совершать?
Ответы детей: помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц,
ухаживать за малышами и т. п.
Воспитатель: Давайте расскажем о своих добрых делах. Если вы совершаете добрые дела,
значит у вас доброе сердце. Расскажите о своём добром деле, и прикрепите на дерево
сердечко.
Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги.
Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или
двусторонний скотч.
Воспитатель: Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело! А
сейчас присядьте на корточки, закройте глаза.
Включаю песню Кота Леопольда «Если добрый ты».
В это время меняю дерево с сердцами на цветущее красивое дерево.
Воспитатель: Открывайте глаза, посмотрите, что произошло с деревом. Мы своими
добрыми делами оживили дерево, оно расцвело и напоминает людям, что нужно творить
добрые дела.
Вывод: Хорошо ли творить добро?
Ответы детей
Воспитатель: Добрый человек добро сеет.
Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре.
Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки.
Давайте построим пирамиду Доброты. Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои
ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты. Давайте
вспомним добрые дела, которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко,
чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее.
3 день. День семьи.
Беседа с детьми средней группы 7, 3, 9 «Моя любимая мама»
Программные задачи: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме.
Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Вызвать чувство гордости и радости за
дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихов, использование пальчиковых игр;
рассматривание фотоальбома с фотографиями мам; прослушивание на аудиокассете песни
о маме.
Ход беседы:
— Ребята, кто вас сегодня привёл в детский сад? И всё-таки большинство детей привели
мамы.
— Ребята давайте вместе с вами поговорим о самом близком человеке. Вы можете назвать
его?
— Конечно, это мама! А все ли, дети знают имена своих мам? (Дети называют). Какие
красивые имена у ваших мам.
— Ребята, у ваших мам не только разные имена, но и разная внешность. Как вы узнаете
свою маму? (Моя мама высокая, низкая, у неё добрые, голубые глаза, волосы чёрные,
тёмные, светлые).
— Конечно же, ваши мамы разные. У них разные имена, внешность и одежда, но есть кое-
что, в чём они очень похожи.
— Когда мама обнимает вас, целует. Она какая?
— Когда мама модно одевается? Какая она?
— Когда мама не ругает, когда вы шалите. Какая она?
— Когда мама смеётся и улыбается. Какая она?
— А если вы маму любите, то она какая?
— Какие они ваши мамы?
— А ещё ваши мамы очень трудолюбивые. В этом они все очень похожи друг на друга.—
Что же умеют делать ваши мамы? (Ответы детей).
— Ребята, а кто уже научился помогать маме? (Ответы детей).
— Молодцы! Мамы рады, что у них такие замечательные дети.
— А какими нежными и ласковыми словами вас называют мамы?
— Мамы любят сравнивать своих деток, с кем ни будь. А с кем сравнивают вас мамы?
(Ответы детей).
— Вот как много слов придумывают ваши мамы.
— А в какие игры ваши мамы играют с вами? (Ответы детей).
— Как хорошо, ребята, что у вас есть такие добрые, любящие вас мамы.
—А вы знаете, что мамы есть не только у людей, но и у животных и птиц. Они такие же
заботливые, нежные и ласковые, как ваши мамочки. Все мамы заботятся о своих детях,
даже птицы (показ птиц).
— У курицы кто? У утки? У индюшки? И т. д.
Посмотрите на картинки и догадаетесь, где, чьи детки (показ диких животных).
У волчицы кто? У медведицы кто? У зайчихи кто? И. т. д.
Дикие животные живут в лесу. И их мамы учат добывать себе пищу.
— Белка учит кого? Чему?
— Зайчиха учит кого? Чему?
И все они очень похожи на своих мам.
Игра «Чему нас научили мамы….»
— Ребята, а покажите, как вас мамы всему понемногу учили. Дети показывают движения
(умываться, ложкой есть, хлопать ручками, топать ножками, ходить, ножки выставлять,
прыгать, причёсываться).
— Ребята, а что мы должны сказать мамочкам за то, что всему нас научили? («Мамочка,
спасибо»). Молодцы ребята!
Спортивно-развивающее занятие «Эмоции в движениях». Психогимнастика с
инструктором по физической культуре.
Так же в этот день в каждой группе родителям раздавались памятки
10 заповедей для родителей
1.Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему
стать не тобой, а собой.
2.Не требуй от ребёнка платы за всё, что сделал для него.
3.Не вымещай на ребёнка свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что
посеешь, то и пожнёшь.
4.Не относись к проблемам ребёнка свысока. Жизнь дана каждому по силам, она ему
тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5.Не унижай ребёнка.
6.Не забывай, что самые важные встречи человека – это встречи с детьми. Обращай
больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
7.Не мучай себя. Если не можешь что-то сделать для своего ребёнка. Хуже, если можешь,
но не делаешь.
8.Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и
крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь тебе дала на хранение и развитие в
ребёнке творческого огня. Это раскрепощающая любовь матери и отца, у которых будет
расти не «наш», «свой» ребёнок, а душа, данная на хранение.
9.Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, что не хотел бы, чтобы
сделали твоему.
10.Люби своего ребёнка любым – маленьким, взрослым, неталантливым, неудачным.
Общаясь с ним, радуйся потому, что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.
Динамическое мероприятие с элементами сенсорных игр «Помощники»
Ясельная группа, младшие группы. 1,4,5
Цель: укрепление кисти и пальчиков, развитие внимания, умения концентрироваться на
стихотворных образах, развитие речи при ответе на вопросы, развитие умение
подчиняться правилам игры, воспитывать желание помогать взрослым.
Ход
Приветствие. Беседа о том, что сегодня будем помогать мамам. Вспомнить, какие дела
делает мама и чем можем помочь ей.
Игра «Варим суп».
Дети сидят полукругом на ковре, проводим игровой массаж. Взрослый читает
стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:
На плите стоит кастрюля
Очень важная чистюля.
В ней мы суп начнем варить.
Что нам нужно положить?
(растираем ладошки до тепла)
Картошку (кончиками пальцев правой руки разминаем большой палец левой руки от
основания к кончику)
Морковку (кончиками пальцев правой руки разминаем указательный палец левой руки, от
основания к кончику)
Свеклу (кончиками пальцев правой руки разминаем средний палец левой руки, от
основания к кончику)
Перец (кончиками пальцев правой руки разминаем безымянный палец левой руки, от
основания к кончику)
И лук (кончиками пальцев правой руки разминаем мизинец левой руки, от основания к
кончику)
Очень вкусный сварим суп (растираем ладошки до тепла)
Игра «Угадай овощ»
В мешочек прячутся фрукты, которые ребенок знает, предлагается угадать, что там,
чувствуя рукой, не доставая из мешочка.
Динамическая пауза
Под стихотворение выполняются движения.
Мы ногами — топ — топ. Мы руками хлоп — хлоп,
Мы глазами — миг — миг, мы плечами — чик — чик.
Раз — туда, два — сюда. Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали. Руки кверху все подняли.
Мы сегодня помогали, помогали!
Сели, встали, сели, встали — Ванькой — встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали и подскоки делать стали.
А теперь пустились вскачь, будто мой веселый мяч.
Раз — два. Раз — два, заниматься нам пора.
Упражнение «Все перемешалось»
В большой тарелке перемешана гречка с макаронами (малыш баловался). Детям
предлагается помочь перебрать и отделить макароны от гречки.
Упражнение «Лепим пирожки»
Психолог говорит и показывает, дети повторяют.
Тесто с бабушкой катаем
С мамой лепим пирожки
Ну а с папой уплетаем
Пирожки за две щеки
Очень вкусные они!!!
Упражнение «Устали»
Предложить отдохнуть на паласе под релаксационную музыку.
4 день. День дружбы.
В этот день было проведено развивающее занятие для детей трех подготовительных
групп «Я хочу с тобой дружить».
Цель занятия: проявление привязанности, дружелюбия друг к другу, объединение детей,
накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива.
Инвентарь: клубок ниток.
Психолог: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас я научу вас одной
интересной игре с клубочком. Когда он попадет к вам, вы обматываете нитку вокруг
пальца. Далее у каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать что-
нибудь о себе. Может быть кто-то из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке или
о том, что у него лучше всего получается, или о своем друге, или о тот, чем любит
заниматься в свое свободное время. Рассказать о себе вы передаете клубок кому захотите.
Но есть одно правило, передавая клубок, нужно сказать волшебные слова:
«Буду так я говорить:
- Я хочу с тобой дружить! »
Психолог начинает игру:
«В руки я клубок возьму,
Пальчик обмотаю.
А кому его отдам –
Мы сейчас узнаем… »
Передает клубок ребенку со словами:
«Буду так я говорить:
- Я хочу с тобой дружить! ».
Далее ребенок проделывает то же самое с клубком, что и ведущий. Игра продолжается до
тех пор. Пока клубок не вернется к ведущему.
Потом предлагается детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы
почувствовать друг друга.
«Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой! Как
это здорово, не так ли?»
Рефлексия. Подведение итогов.
Как вы чувствуете себя сейчас?
Трудно ли было рассказывать о себе?
Чьи рассказы заинтересовали больше всего?
Психологическая игра «Тайный друг» для педагогов.
Цель: повышение общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности,
доброты и взаимоподдержки.
Сотрудникам необходимо было написать и отправить по 5 писем с пожеланиями своим
коллегам.
Подписываться в письмах было необязательно.
Все пожелания красочно оформить.
Тренинговое занятие для педагогов «Мы разные, но мы вместе»
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в профессиональной
деятельности.
Задачи:
1.
формировать навыки саморегуляции, управления собственным
психоэмоциональным состоянием;
2.
развивать позитивное самовосприятие;
3.
способствовать раскрытию личностного потенциала педагогов.
Тренинг состоит из трёх частей.
Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и
принятия участниками тренинга друг друга.
Вторая (основная) направлена на освоение навыков эмоциональной саморегуляции,
позитивного самовосприятия.
Третья (заключительная) — на творческое взаимодействие и рефлексию.
Вводная часть.
Цель: включение в работу, снятие напряжения, создание положительного эмоционального
настроя на дальнейшую работу.
Уважаемые коллеги! Все вы знакомы с такой наукой, как психология. Но сегодня мы
взглянем на нее несколько с другой стороны. Психология может быть занимательной.
Некоторые упражнения вас насмешат. Некоторые – удивят. Основная цель сегодняшнего
мероприятия - снятие психологического напряжения.
1.Упражнение «Здравствуйте»
поздоровайтесь, пожалуйста, друг с другом
-удивленно
-равнодушно
-гневно
-с отвращением
-со страхом
-радостно.
2. Упражнение «Имя»
Цель: развитие позитивных взаимоотношений, знакомств с особенностями характера
участников тренинга, подчёркивание индивидуальности каждого.
Каждому участнику предлагается назвать своё имя и охарактеризовать себя его первой
буквой. Например, Лена — ласковая и т. д.
3. Вы все совершенно разные люди. У каждого из вас – собственные, не похожие на чужие
мысли и мнения. Согласны? (обычно звучит утвердительное «да»). Раздаются листы
бумаги и ручки. Тогда напишите очень быстро, не задумываясь:
•
Часть лица
•
Плод (фрукт)
•
Домашняя птица
•
Русский поэт
Почему же вы, не сговариваясь, написали одинаковые слова (нос, яблоко, курица,
Пушкин)? Вот такая она, удивительная психология.
4. Еще один пример. В лавку скобяных изделий приходит глухонемой. Ему нужны
ножницы. Как он покажет, что ему нужны ножницы? (психолог показывает).
Затем в лавку приходи слепой. Ему нужен молоток. Как он покажет, что ему нужен
молоток? (психолог показывает)
Большинство участвующих повторят движение за психологом.
На самом деле слепой скажет: «Дайте мне молоток».
5. Спросить у одного из участников: «Семь+ пять - одиннадцать или адиннадцать?».
Опросить еще несколько участников.
Установка на правильность написания. Большинство участников ответят: «Одиннадцать».
А на самом деле ответ: двенадцать.
Основная часть.
Цель: осознание и принятие своих чувств, развитие чувства собственной значимости.
Диагностическое упражнение «Стирка»
Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.
Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и
развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и
вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что
небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в
голову?
1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же
одеться?»
2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».
3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».
4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».
Интерпретация ответов
Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно
оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки
является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.
1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас
достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким
неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию
стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на
длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое
состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.
2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого
вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы
продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении
непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с
возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте,
что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам,
происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.
3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы
не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите
причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень
хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут
препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.
4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет,
то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества
неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на
существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить.
Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и,
следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите
время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все
ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более
хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный
день.
Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем свою мечту»
Цель: способствовать осознанию своего отношения к себе, своим мечтам, желаниям.
Реквизит: бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Инструкция: А сейчас, я предлагаю вам нарисовать свои мечты. Для этого возьмите
краски, кисточки /карандаши. Рисуйте так, как вы можете. Сейчас нам важно, чтобы
каждый выразил на бумаге то, что он хочет. Работаем, пока звучит музыка (время работы
колеблется от 5 до 10 минут). За минуту до окончания работы я предупрежу вас.
Начинаем!
В течение 5–10 минут создаются рисунки. Затем рисунки переворачиваются и
перемешиваются.
Каждый из участников на выбор берёт любой рисунок. Обсуждение каждого рисунка
осуществляется по кругу, включая автора, который не заявляет своего авторства.
Обсуждаются мысли у чувства, возникшие в процессе рисования по поводу данного
рисунка. Все высказывают свои ассоциации, начиная со слов «Когда я смотрю на этот
рисунок, я чувствую, я думаю, мне хочется сделать…»
Вопросы для обсуждения:
Что вы почувствовали, когда слышали отзывы о своём рисунке?
3 часть. Заключительная.
Цель: развитие позитивного самовосприятия и восприятия себя другими.
Напоследок, я приготовила для вас отрывок их стихотворения, в котором, на мой взгляд,
раскрыта суть психологии:
В окно смотрели двое:
Один увидел - дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь.
Весну и небо голубое!
... В окно смотрели двое.
Т.е., говоря другими словами, смотря на одни и те же явления, предметы люди видят
разные вещи. То, чем любуется один, не замечает другой.А мы давайте будем видеть
красоту..в природе, в людях и в первую очередь в самих себе!
5 день.
В этот день среди воспитателей групп прошёл конкурс «Лучший психологический
уголок в группе».
Цель конкурса: создание условий для сохранения психологического здоровья каждого
ребёнка
Акция «Забор психологической разгрузки»
Цель: установление обратной связи, формирование позитивных взаимоотношений между
участниками образовательного процесса
Ход: В холле сада вывешивается ватман, оформленный как забор. Родителям
предлагалось оставить свое мнение о работе детского сада и написать ее на заборе.