Напоминание

Влияние музыкального материала на уроках классического танца


Автор: Албутова Надежда Петровна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУДО "Чебоксарская детская школа искусств №4"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская республика
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Влияние музыкального материала на уроках классического танца
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад на тему: «Влияние музыкального материала на уроках

классического танца»

МБУДО «Чебоксарская детская школа искусств №4» г.Чебоксары, ЧР

Албутова Надежда Петровна, преподаватель хореографии

Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи

определенных методов и приемов. Первоисточником получения знаний

является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства

человека. Вначале идет работа по накоплению опыта слушания музыки.

Вторым источников получения знаний – является слово педагога и

концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию

музыкального образа конкретных музыкальных произведений. Третьим

источником является непосредственно музыкально-танцевальная

деятельность самих детей.

Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения

применяются следующие методы работы:

наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений

педагогом);

словесный (педагог помогает понять содержание музыкального

произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению

творческой активности);

практический (конкретная деятельность в виде систематических

упражнений)

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это мелодия,

основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Так же характерная

особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими – это понятие

метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в музыке, и в танце един.

Все эти характеристики танцующие дети должны знать, понимать,

определять. А это уже основы музыкальной грамоты. Ритм, мелодия, метр,

гармония, тембр – в совокупности составляют язык музыки, и

концертмейстер учит детей понимать его. Тонкое чувство восприятия музыки

развивается у детей во время органичного соединения движения и

музыкальной фразы (начало и окончание). Концертмейстер учит

выполнению «команд»: начало мелодии – начало движения, окончание

мелодии – окончание движения. Воспитывается умение укладываться в

музыкальную фразу.

Рассмотрим основные этапы ознакомления детей с музыкальным

сопровождением на уроках классического экзерсиса.

Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением.

Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами,

научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них

чувства, уметь точно исполнять preparation во время вступления.

В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой,

зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в

целостном виде, а не раздроблено. Педагог-хореограф показывает движения

под музыкальное сопровождение (первый этап – одно-два занятия).

Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения

движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с

движениями. Здесь ставятся задачи: умение исполнять движения в

соответствии с характером музыки, углубленное восприятие и передача

настроения музыки в движении, координация слуха и характера движений.

На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются

ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения

хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет

тщательная подборка музыкального материала для каждого движения

классического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями

(квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта,

метроритмические особенности, темп, размер).

Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация

способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом,

ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие

задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса,

развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе

закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором

этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным.

Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно

решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные

навыки слушания и танца. В процессе систематической работы учащиеся

приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они

проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей

развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети

познают прекрасное в окружающей действительности.

Основополагающей дисциплиной в хореографии является классический

танец. Для концертмейстера очень важно получить представления об уроке

классического танца, его построении и основных методических принципах.

Ведь именно в нем представлены сохраненные и приумноженные традицией

элементы языка танца и осуществляется современная интерпретация

классического наследия.

Изучение классического танца обычно начинается с разучивания

классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока

(экзерсис у палки, на середине зала и allegro). Подбор музыкального

материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в

соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки

состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются

свои определенные музыкальные требования.

На первом году обучения классическому танцу детям даются основные

начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на

знакомом или несложном музыкальном материале, чтобы учащимся было

легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее

комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал.

Музыкальное сопровождение уроков танца должно быть очень точным,

четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное

развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя

задачи каждого года обучения, а также проявить не сухое следование

рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а

индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления

уроков. Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса, должны

обладать следующими свойствами:

Квадратность.

На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить

на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом –

вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4

или 4/4. В дальнейшем, по мере обретения танцевальной техники, темп

ускоряется, но квадратность остается. Составляется, например, комбинация

из двух движений по квадрату – это равно фразе из восьми тактов: одно

движение – 1 такт, или три движения по квадрату равны 12 тактам. На

третьем году обучения классикой это свойство уже не имеет такого значения,

как на первом году, так как дети выучивают упражнения в чистом виде, а

создаваемые комбинации становятся более сложными, и в них движения

могут изменяться не по квадрату. Здесь берутся более сложные размеры: 3/4,

6/8 и т.д., и используется более быстрый темп.

Определенный ритмический рисунок и темп.

Для исполнения таких движений, как Adagio, Rond de jambe par terre,

ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп.

Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как

движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения

battement tendu – необходим четкий ритмический рисунок, а также

присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в

быстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны

присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4

при медленном исполнении).

Наличие затактов.

Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме

того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда

движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет

решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном

темпе по квадратам на сильную долю (battement tendu, battement tendu jete,

battement frappe). В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль.

Любой затакт, помимо того, что определяет темп упражнения, делает

музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя

слабую долю. Затакт может быть использован во всех упражнениях, так как с

него легче начать исполнять движение.

Темповые особенности.

При аккомпанементе уроку музыкальный темп определяется частотой

совпадения пульсации с определенными моментами движений. Учащиеся и

концертмейстер заранее знают основной темп комбинации, т.к. характер и

особенности элементов предполагают определенный темп исполнения. Темп

постоянно корректируется педагогом и концертмейстером. Наиболее важным

для концертмейстера показателем темпа являются движения ног, т.к.

движения рук и головы чаще всего бывают плавными, опережающими или

запаздывающими.

Список литературы:

1. Безуглая Г. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение

уроков классического танца. Работа с репертуаром. Санкт-Петербург

2005г.

2. Ваганова А.Я. основы классического танца. М. «Искусство» 1980г.

3. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. М.

«Искусство» 1987г.



В раздел образования