Напоминание

Формирование языковой картины мира младшего школьника в процессе чтения сказок


Автор: Саниева Индира Ринатовна
Должность:
Учебное заведение: БГПУ им.М.АКМУЛЛЫ
Населённый пункт: Г.Уфа РБ
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование языковой картины мира младшего школьника в процессе чтения сказок
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ СКАЗОК

Аннотация: в статье теоретически обосновано и содержательно раскрыты

понятия «языковая картина мира», рассмотрены возможности сказок в

формировании языковой картины мира учащихся младших классов.

Ключевые слова: языковая картина мира, формирование языковой картины

мира.

Введение

Языковая

картина

мира

выступает

следствием

переработки

информации о человеке, явлениях действительности и об окружающих

предметах.

Необходимо

целенаправленно

формировать

у

младших

школьников представления о языковой картине мира, т.е. комплекс знаний о

мире, отражающих мировоззрение народа и заключенных в языке, в

значениях слов. Современный этап развития образования и общества

обусловливает наличие разнообразных источников (традиционных и новых)

получения информации о мире младшими школьниками.

Основная часть

Язык представляет собой главный компонент, посредством которого

происходит формирование знаний о мире. Человек познает объективный мир

и старается зафиксировать в словах результаты деятельности. Так, знания,

которые человек получает на протяжении процесса обучения, выстраиваются

в сознании данного человека, и образуют особую понятийную систему –

языковую картину мира. Когда воссоздается языковая картина мира

определенного индивида, возможно заметить важные и менее важные

стороны описания для носителей языка разного возраста.

Языковая картина мира – это один из терминов, фундаментально

обоснованных

в

современной

лингвистике.

Изначально

суждение

об

особенном мировосприятии языка продемонстрировал В. фон Гумбольдт. Его

учение появилось в классической немецкой философии начала 19 века.

Понятие «языковая картина мира» появляется в лингвистике, когда начали

составлять идеографические словари. Сразу возникли проблемы, связанные

со структурой и содержанием лексико-семантических полей и отношений

меж ними. Однако антропоцентрическому подходу необходима была

разработка иной исследовательской методологии.

По мнению В. фон Гумбольдта диалектический метод применим в

отношении языка. Согласно этому методу, мир раскрывается в процессе в

качестве противоречивого единства противоположностей, в качестве целого,

пронизанного общими связями и переходами определенными явлениями и их

сторонами, в качестве системы. Он выделил, что конкретный язык в

сочетании с сознанием образовывает субъективный образ объективного

мира.

Л. Вайсгербер в 30-х годах 20 века подхватывает идеи В. фон

Гумбольдта и вводит понятие «языковая картина мира». Он отмечает, что

язык определенного социума обладает духовным содержанием, сокровищем

знаний. Это все объединено в картину мира конкретного языка. Вслед за

Л. Вайсбергом, Э. Сепир и Б. Уорф полагают, что общество подразделяет

природу в таком направлении, которое подсказывает их родной язык,

поэтому мир появляется перед нами в качестве калейдоскопического потока

впечатлений. А именно он организовывает связь с сознанием человека и с

языковой системой, которая хранится в сознании человека [4].

Далее продолжает свои исследования Ю.Д. Апресян в его понимании

языковая картина мира предстает перед человеком в качестве определенного

способа к восприятию и формированию мира. Вся семантика, выражающаяся

в нем образует некую определенную системную вереницу взглядов, а она, в

свою очередь, предстает в качестве обязательной в интересах носителей

языка. Посредством своего собственного языка, у носителя появляется

возможность

увидеть

мир

с

разных

сторон

в

соответствии

с

концептуализацией, которая свойственна языку [1].

З.Д. Попова и И.А. Стернин под языковой картиной мира понимают

совокупность представлений народа о действительности на определенном

этапе его развития. При этом речь идет не просто об абстрактном понятии

языковая картина мира, а об ее конкретном воплощении на примере какого-

либо конкретного национального языка, в результате чего появляется такое

понятие, как национальная языковая картина мира [6]. По мнению

М.В. Пименовой, языковая картина мира – это сложившаяся давно и

сохранившаяся до наших дней национальная картина мира, которая

дополнена

усвоенными

знаниями,

отражающими

мировоззрение

и

мировосприятие народа, при этом она зафиксирована в языковых формах и

ограничена рамками национальной культуры народа [5].

А.Д. Шмелев говорит о существовании неких представлений о мире,

свойственных

носителям

русского

языка

и

русской

культуры

и

воспринимаемых

ими

как

нечто

очевидное.

Данные

представления

отражаются в семантике языковых единиц, при этом, носитель языка

привыкает к ним, а т. к. они свойственны всем носителям языка, то и

оказываются

определяющими

для

ряда

особенностей

культуры,

пользующейся этим языком. Таким образом, язык и образ мышления

взаимосвязаны. С одной стороны, в языке отражаются важные для носителей

культуры черты внеязыковой действительности, а с другой стороны,

носитель языка видит мир «под углом зрения, подсказанным его родным

языком» [7].

Рассматривая особенности восприятия и формирования языковой

картины мира у младших школьников, следует опираться на положения

Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, связанные с определением

качественных характеристик о своеобразии в психическом развитии детей в

каждый возрастной период. При этом интерес представляет именно

периодизация становления и развития ребенка, которую А.А. Леонтьев

связывал с речевой деятельностью. Кроме того, говоря о младшем школьном

возрасте, следует помнить, что этот период – это первая ступень познания

ребенком мира на основе науки, литературы, искусства. У ученика начальной

школы начинают складываться предпосылки самостоятельной ориентации не

только в учении, но и повседневной жизни. Все это отражается на их

представлении о картине мира, которая выражается через язык [2].

Все разнообразие интерпретаций термина «языковая картина мира»

сводится к узкому и широкому пониманию данного понятия. Некоторые

языковеды, такие как Т.И. Воронцова, О.А. Корнилов, Б.А. Серебренников и

многие другие, считают, что понятие «языковая картина мира» представлена

в виде субъективного образа объективного мира в качестве средства

демонстрации концептуальной картины мира. Данный термин представляет

собой знания о действительности, кажущиеся без сомнения данностью для

носителей определенного языка. Эти знания складываются в системную

иерархию предписаний и взглядов. Так, носитель языка принимает значения

единиц

языка

и

не

задумывается

об

этом

[3].

Заключение

Таким образом, во многих детских сказках можно выделить

примеры слов и выражений, которые служат для формирования языковой

картины мира. Все эти слова несут в своем значении ненаучные компоненты

смысла, пришедшие из сказок. Но эти значения обладают культурной

ценностью. Опираясь на разъяснения значения и понятийного содержания

этих слов, можно в доступной форме разъяснить младшему школьнику

различия между языковой и научной картиной мира, чтобы способствовать

независимому представлению о языковой картине мира.

Список использованной литературы

1.

Апресян, Ю.Д. Избранные труды [Текст] / Ю.Д. Апресян. – М.:

Восточная литература, 1995. – 769 с.

2.

Витолина,

А.В.

Формирование

у

младших

школьников

представлений о языковой картине мира при изучении притчи [Текст] / А.В.

Витолина // В сборнике: Стратегия развития российского образования на

период до 2025 года. Материалы II научно-практической конференции 26

марта 2020 г.. – 2020. – С. 86-90.

3.

Воронцова, Т.А. Культура речи. Учебное пособие [Текст] /

Т.А. Воронцова. – Ижевск, 2011. –141с.

4.

Лукацкий, М.А. Языковая картина мира, учащегося как предмет

междисциплинарного изучения педагогикой и когнитивной лингвистикой

[Текст] / М.А. Лукацкий // Электронное научное издание Альманах

Пространство и Время. – 2015. – Т. 10. – С. 20-26.

5.

Пименова, М.В. Языковая картина мира [Текст] / М.В. Пименова. –

Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2011. – 113 с.

6.

Попова, З.Д. Язык и национальная картина мира [Текст] / З.Д.

Попова, И.А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2007. – 61 с.

7.

Шмелев, А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю

[Текст] / А.Д. Шмелев. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 224 с.



В раздел образования