Автор: Саниева Индира Ринатовна
Должность:
Учебное заведение: БГПУ им.М.АКМУЛЛЫ
Населённый пункт: Г.Уфа РБ
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование языковой картины мира младшего школьника в процессе чтения сказок
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ СКАЗОК
Аннотация: в статье теоретически обосновано и содержательно раскрыты
понятия «языковая картина мира», рассмотрены возможности сказок в
формировании языковой картины мира учащихся младших классов.
Ключевые слова: языковая картина мира, формирование языковой картины
мира.
Введение
Языковая
картина
мира
выступает
следствием
переработки
информации о человеке, явлениях действительности и об окружающих
предметах.
Необходимо
целенаправленно
формировать
у
младших
школьников представления о языковой картине мира, т.е. комплекс знаний о
мире, отражающих мировоззрение народа и заключенных в языке, в
значениях слов. Современный этап развития образования и общества
обусловливает наличие разнообразных источников (традиционных и новых)
получения информации о мире младшими школьниками.
Основная часть
Язык представляет собой главный компонент, посредством которого
происходит формирование знаний о мире. Человек познает объективный мир
и старается зафиксировать в словах результаты деятельности. Так, знания,
которые человек получает на протяжении процесса обучения, выстраиваются
в сознании данного человека, и образуют особую понятийную систему –
языковую картину мира. Когда воссоздается языковая картина мира
определенного индивида, возможно заметить важные и менее важные
стороны описания для носителей языка разного возраста.
Языковая картина мира – это один из терминов, фундаментально
обоснованных
в
современной
лингвистике.
Изначально
суждение
об
особенном мировосприятии языка продемонстрировал В. фон Гумбольдт. Его
учение появилось в классической немецкой философии начала 19 века.
Понятие «языковая картина мира» появляется в лингвистике, когда начали
составлять идеографические словари. Сразу возникли проблемы, связанные
со структурой и содержанием лексико-семантических полей и отношений
меж ними. Однако антропоцентрическому подходу необходима была
разработка иной исследовательской методологии.
По мнению В. фон Гумбольдта диалектический метод применим в
отношении языка. Согласно этому методу, мир раскрывается в процессе в
качестве противоречивого единства противоположностей, в качестве целого,
пронизанного общими связями и переходами определенными явлениями и их
сторонами, в качестве системы. Он выделил, что конкретный язык в
сочетании с сознанием образовывает субъективный образ объективного
мира.
Л. Вайсгербер в 30-х годах 20 века подхватывает идеи В. фон
Гумбольдта и вводит понятие «языковая картина мира». Он отмечает, что
язык определенного социума обладает духовным содержанием, сокровищем
знаний. Это все объединено в картину мира конкретного языка. Вслед за
Л. Вайсбергом, Э. Сепир и Б. Уорф полагают, что общество подразделяет
природу в таком направлении, которое подсказывает их родной язык,
поэтому мир появляется перед нами в качестве калейдоскопического потока
впечатлений. А именно он организовывает связь с сознанием человека и с
языковой системой, которая хранится в сознании человека [4].
Далее продолжает свои исследования Ю.Д. Апресян в его понимании
языковая картина мира предстает перед человеком в качестве определенного
способа к восприятию и формированию мира. Вся семантика, выражающаяся
в нем образует некую определенную системную вереницу взглядов, а она, в
свою очередь, предстает в качестве обязательной в интересах носителей
языка. Посредством своего собственного языка, у носителя появляется
возможность
увидеть
мир
с
разных
сторон
в
соответствии
с
концептуализацией, которая свойственна языку [1].
З.Д. Попова и И.А. Стернин под языковой картиной мира понимают
совокупность представлений народа о действительности на определенном
этапе его развития. При этом речь идет не просто об абстрактном понятии
языковая картина мира, а об ее конкретном воплощении на примере какого-
либо конкретного национального языка, в результате чего появляется такое
понятие, как национальная языковая картина мира [6]. По мнению
М.В. Пименовой, языковая картина мира – это сложившаяся давно и
сохранившаяся до наших дней национальная картина мира, которая
дополнена
усвоенными
знаниями,
отражающими
мировоззрение
и
мировосприятие народа, при этом она зафиксирована в языковых формах и
ограничена рамками национальной культуры народа [5].
А.Д. Шмелев говорит о существовании неких представлений о мире,
свойственных
носителям
русского
языка
и
русской
культуры
и
воспринимаемых
ими
как
нечто
очевидное.
Данные
представления
отражаются в семантике языковых единиц, при этом, носитель языка
привыкает к ним, а т. к. они свойственны всем носителям языка, то и
оказываются
определяющими
для
ряда
особенностей
культуры,
пользующейся этим языком. Таким образом, язык и образ мышления
взаимосвязаны. С одной стороны, в языке отражаются важные для носителей
культуры черты внеязыковой действительности, а с другой стороны,
носитель языка видит мир «под углом зрения, подсказанным его родным
языком» [7].
Рассматривая особенности восприятия и формирования языковой
картины мира у младших школьников, следует опираться на положения
Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, связанные с определением
качественных характеристик о своеобразии в психическом развитии детей в
каждый возрастной период. При этом интерес представляет именно
периодизация становления и развития ребенка, которую А.А. Леонтьев
связывал с речевой деятельностью. Кроме того, говоря о младшем школьном
возрасте, следует помнить, что этот период – это первая ступень познания
ребенком мира на основе науки, литературы, искусства. У ученика начальной
школы начинают складываться предпосылки самостоятельной ориентации не
только в учении, но и повседневной жизни. Все это отражается на их
представлении о картине мира, которая выражается через язык [2].
Все разнообразие интерпретаций термина «языковая картина мира»
сводится к узкому и широкому пониманию данного понятия. Некоторые
языковеды, такие как Т.И. Воронцова, О.А. Корнилов, Б.А. Серебренников и
многие другие, считают, что понятие «языковая картина мира» представлена
в виде субъективного образа объективного мира в качестве средства
демонстрации концептуальной картины мира. Данный термин представляет
собой знания о действительности, кажущиеся без сомнения данностью для
носителей определенного языка. Эти знания складываются в системную
иерархию предписаний и взглядов. Так, носитель языка принимает значения
единиц
языка
и
не
задумывается
об
этом
[3].
Заключение
Таким образом, во многих детских сказках можно выделить
примеры слов и выражений, которые служат для формирования языковой
картины мира. Все эти слова несут в своем значении ненаучные компоненты
смысла, пришедшие из сказок. Но эти значения обладают культурной
ценностью. Опираясь на разъяснения значения и понятийного содержания
этих слов, можно в доступной форме разъяснить младшему школьнику
различия между языковой и научной картиной мира, чтобы способствовать
независимому представлению о языковой картине мира.
Список использованной литературы
1.
Апресян, Ю.Д. Избранные труды [Текст] / Ю.Д. Апресян. – М.:
Восточная литература, 1995. – 769 с.
2.
Витолина,
А.В.
Формирование
у
младших
школьников
представлений о языковой картине мира при изучении притчи [Текст] / А.В.
Витолина // В сборнике: Стратегия развития российского образования на
период до 2025 года. Материалы II научно-практической конференции 26
марта 2020 г.. – 2020. – С. 86-90.
3.
Воронцова, Т.А. Культура речи. Учебное пособие [Текст] /
Т.А. Воронцова. – Ижевск, 2011. –141с.
4.
Лукацкий, М.А. Языковая картина мира, учащегося как предмет
междисциплинарного изучения педагогикой и когнитивной лингвистикой
[Текст] / М.А. Лукацкий // Электронное научное издание Альманах
Пространство и Время. – 2015. – Т. 10. – С. 20-26.
5.
Пименова, М.В. Языковая картина мира [Текст] / М.В. Пименова. –
Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2011. – 113 с.
6.
Попова, З.Д. Язык и национальная картина мира [Текст] / З.Д.
Попова, И.А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2007. – 61 с.
7.
Шмелев, А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю
[Текст] / А.Д. Шмелев. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 224 с.