Автор: Любителева Наталья Павловна
Должность: заведующая социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов
Учебное заведение: СПб ГБУСОН "ЦСРИДИ Петродворцового района Санкт-Петербурга"
Населённый пункт: Санкт-Петербург г.Петергоф
Наименование материала: Формирование отделений реабилитации для детей-инвалидов, в рамках ЦСРИДИ
Тема: Функции и направления отделений реабилитации
Раздел: среднее профессиональное
Формирование отделений реабилитации для тетей с множественными
нарушениями здоровья и интеллекта, в рамках ЦСРИДИ.
Деятельность отделения направлена на оказание социально-бытовых,
социально-медицинских, социально-педагогических, социально-
психологических, социально-правовых и социально-экономических услуг с
целью реабилитации и социальной адаптации инвалидов в соответствии с
реабилитационными программами, обеспечивающее создание
соответствующих их возрасту и состоянию здоровья, условий
жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского,
психологического, педагогического и социального характера, питание и
уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и
досуга.
3. Основные функции отделения
3.1. Определение индивидуальной нуждаемости проживающих в различных
социальных услугах с последующей разработкой индивидуального плана
социального обслуживания и реабилитации согласно рациональному набору
социальных услуг для соответствующей категории инвалидов.
3.2. Оценка реабилитационного потенциала, проживающего при поступлении
в отделение и проведения комплекса реабилитационных мероприятий с
реализацией полупрофессионального бригадного подхода к проживающему.
3.3. Организация доступного предпрофессионального обучения инвалидов,
включающее профессиональную ориентацию, первоначальное
профессиональное обучение, производственную адаптацию.
3.4. Содействие в социализации проживающих с учетом психофизических
возможностей и умственных способностей.
Организация квалифицированного медицинского обслуживания,
реабилитации, своевременной клинической диагностики проживающих.
3.5. Организация совместно с лечебно-профилактическими учреждениями
консультативной помощи и диспансеризации для проживающих и, при
необходимости, их перевод в соответствующие лечебно-профилактические
учреждения.
3.6. Организация рационального питания проживающих с учетом состояния
здоровья.
3.7. Материально-бытовое обеспечение проживающих, создание для них
условий жизни, приближенных к домашним, благополучного морально-
психологического микроклимата.
3.8. Организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
3.9. Проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических
мероприятий.
3.10. Социальная защита прав и свобод проживающих.
3.11. Внедрение новых форм и методов оказания социальных услуг, а также
проведение обучающих семинаров для сотрудников.
Уровни реабилитации
I Абилитация (abilitatos лат.habilis- удобный, приспособительный) –
социальные, педагогические и медицинские мероприятия по отношению к
инвалидам с детства, направленные на адаптацию к жизни), к этому уровню
подходят инвалиды со следующими диагнозами: имеющими различные
психические отклонения
- С расстройствами аутического спектра
- С синдромом Дауна
- С поведенческими нарушениями
В мировой и Российской практике реабилитации чётко прослеживается
прогресс познавательной и трудовой деятельности, частичная или полная
адаптация и социализация «особых» людей. Люди с синдромом Дауна
успешно работают в кафе и ресторанах Санкт-Петербурга и др. регионов
России. Работают младшим обслуживающим персоналом, скрупулёзно
выполняя работу по инструкции, данной его наставником.
Люди с расстройствами аутического спектра, люди с поведенческими
расстройствами так же имеют прямые показания к реабилитации, т.к. имеют
колоссальный творческий и трудовой потенциал.
II социальная адаптация
Люди имеющие интеллектуальные отклонения органического типа –
умственная отсталость в умеренной степени, люди легко обучающие
профессии не требующей
III полная реабилитация
Люди, имеющие интеллектуальные отклонения – умственная отсталость в
легкой степени. Люди, обучающие профессии в специальных учебных
заведениях: Профессиональные реабилитационные лицеи, колледжи.
Обучающиеся по специальным, социально - педагогическим программам,
социальной реабилитации. По окончанию реабилитации трудоустраиваются
вне интерната, получают квартиры и успешно интегрируют в социум.
4. Структура и организация деятельности
4.1. В основе структуры отделения лежит полупрофессиональный бригадный
подход, включающий сотрудников разных специальностей: врач-психиатр,
педагог-психолог, воспитатель, специалист по социальной работе,
социальный педагог, труд инструктор, инструктор по лечебной физкультуре.
4.2. Информационное, документационное, материально-техническое и
правовое обеспечение отделения осуществляется учреждением.
4.3. Для решения поставленных перед отделением задач отделение имеет
право пользоваться информационными базами данных, имеющимися в
распоряжении учреждения, а также запрашивать и получать сведения,
необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию отделения.
4.4. Все действия проживающих, соблюдение ими режима, санитарно-
эпидемиологических норм и выполнение врачебных назначений
контролируются сотрудниками отделения с отметкой в журнале наблюдения.
4.5. Руководитель отделения и сотрудники несут ответственность за качество
оказываемых услуг при выполнении возложенных на них функций и
обязанностей.
5. Руководство отделением и штаты
5.1. Отделение возглавляет заведующий, который назначается на должность
и освобождается от нее директором учреждением. Заведующим отделением
может быть принят специалист, имеющий высшее психологическое,
медицинское или педагогическое образование.
5.2. Заведующий отделением несет персональную ответственность за работу
отделения и организует ее.
5.3. Заведующий отделением осуществляет контроль за выполнением
должностных инструкций сотрудниками отделения.
5.4. Заведующий отделением вносит предложения о поощрении сотрудников
отделения и применении к ним мер дисциплинарного взыскания.
5.3. Численность сотрудников отделения определяется штатным расписанием
учреждения.
5.4. Правовое положение сотрудников отделения регламентируется в
соответствии с должностными инструкциями, трудовым и коллективным
договорами.
6. Заключительные положения
6.1. Упразднение и реорганизация отделения осуществляется приказом
директора учреждения.