Автор: Сидоренко Марианна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества"
Населённый пункт: город Волоколамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Уличные стили танцев. Базовые движения
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования «Дом детского творчества»
Методическая разработка
на тему: «Уличные стили танцев. Базовые движения»
Автор материала:
М.С. Сидоренко
педагог дополнительного
образования
2021 г.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из направлений современного хореографического искусства
являются уличные танцы. Понятие уличный танец (street dance) включает в
себя несколько стилей, которые развивались вне стен танцевальных студий,
на улицах, в школах и клубах. Уличный танец поощряет использование
импровизации, контакта со зрителем, взаимодействия между танцорами.
Этот стиль танца отличается свободой движений и форм, что позволяет
танцорам самостоятельно развиваться и экспериментировать, создавая
уникальные индивидуальные рисунки. Большое значение имеет музыка,
задающая различные танцевальные направления, а также эмоции и
ощущения, на которые опирается танцор.
Для танцора данного направления главное - публика, взаимодействие и
общение, позволяющие получить максимум «драйва» (эмоциональной
подачи, энергии), без которого уличный танец не может существовать. Также
нужно помнить, что, хоть современные танцевальные стили и любят
импровизацию, мастерство исполнителя главным образом оценивается
качеством выполнения им базовых элементов, которые идут в сочетании со
«стайлом» - придуманными танцором элементами.
Уличные танцы – такое же обобщающее понятие, как танцы народные. Для
того, чтобы танцевать уличные танцы необходимо всего одно условие –
чувствовать жизнь и ритм улиц. Уличные танцы объединяют несколько
стилей, которые зародились вне стен танцевальных студий. А точнее,
современные уличные танцы – это миксы из разных стилей - хип-хоп, хаус,
локинг, поппинг, рагга данс, нью-стайл, нью-эйдж, брейк данс, электрик-
буги, крамп, и прочих.
Впрочем, как раз сейчас среди молодежи модны именно эти стили и потому,
многие уличные танцы перекочевали на танцполы клубов и дискотек, и с
полным правом уже относятся к клубным танцам.
Главный секрет популярности уличных танцев прост – это доступность в
любом месте и в любое время. Уличные танцы исполняются на любой
открытой площадке, в метро, во дворах, в манежах, гаражах, на спортивных
площадках. Для них не нужно специальное оборудование, только
собственное умение и определенное отношение к жизни.
Кроме того, уличные танцы – это отличная альтернатива спорту для тех, кто
желает поддерживать хорошую форму, но не хочет связывать себя
постоянными физическими нагрузками. Поскольку практически все уличные
танцы энергичны и насыщены акробатическими элементами, танцор легко
поддерживает идеальную форму, при этом занимаясь любимым делом.
Вопреки впечатлению, уличные танцы не имеют возрастного ценза. Да, своей
популярностью уличные танцы обязаны в основном студентам и
школьникам, но такие направления, как тектоник, локинг, хаус и брейк данс с
удовольствием осваиваются и более взрослыми людьми, и, мало того,
позволяют им формировать особую «молодую» философию сознания.
Своей популярностью уличные танцы обязаны еще и тем, что как ни крути,
принадлежат к народному искусству. Уличные танцы, как ничто, близки
народу и потому так активно преподаются сейчас во всех школах и
танцевальных студиях.
Современные уличные танцы многообразны и не ограниченны четким
стилем. Возможность бесконечной импровизации и бесчисленное множество
комбинаций стилей ориентируют танцы, как на парней, так и на девушек.
Никакой дискриминации полов, полное равноправие.
Еще одна яркая черта, дающая уличным танцам большое преимущество –
отличный способ выразить свой творческий потенциал для каждой личности.
На улице нет хореографов, которые загоняют в рамки стиля. Здесь царит
самореализация и полное раскрепощение. Уличные танцы позволяют
выразить свои эмоции, контактировать и заигрывать с публикой и другими
танцорами.
И, наконец, уличные танцы – это мирный соревновательный процесс. Борьба
за лидерство происходит в форме баттлов и не оставляет равнодушным даже
тех, кто в общем то равнодушен к танцам.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ХИП-ХОП. Базовые движения
Хип-хоп – это скорее объединяющее название, которое соединило в
себе много танцевальных направлений и стилей. Для общего понимания – это
те движения, которые исполняются под хип-хоп музыку. Характерной чертой
в танцевальной культуре являются эксперименты в хореографии и, конечно,
импровизация.
Groove
Под этим термином скрывается кач – движения корпуса в ритм играющей
музыки. Эти легкие движения хип-хоп делятся на три группы.
Bounce – на каждый счет необходимо плавно сгибать колени и перемещать
корпус вниз. Для того чтобы отработать это упражнение, необходимо
поставить ноги на ширину плеч и считать. На первый счет колени сгибаются,
на второй выпрямляются.
Обратный «кач» - вверх. В этом случае необходимо в такт музыке
выпрямлять колени, делая движения корпусом вверх.
Быстрая пульсация – движения корпусом выполняются быстрее, на каждую
половину счета.
Степы
Еще одни базовые движения хип-хоп – это шаги. Они используются для
изменения направления движения в танце и разворотов. Без них невозможно
участвовать в батлах и создавать полноценный танец.
Two step из середины – представьте себя на танцевальном коврике со
стрелками (в своем воображении вы должны стоять в его середине),
направленными в разные стороны. Для связки используйте кач и двигайтесь,
сначала сделайте шаг назад и вернитесь в середину, далее проделайте то же
самое вперед, влево, вправо и по диагонали.
Для второго типа шагов необходимо представить себя перед треугольником.
Эти базовые движения хип-хоп выполняются поочередно правой и левой
ногой через kross step (перекрестный шаг для смены ноги). Сначала правой, а
затем левой ногой вам нужно наступать по воображаемым вершинам
треугольника.
Sham rock – движение по диагонали в одну сторону и обратно. Начинается
движение с левой ноги. Ею делается шаг по диагонали. Затем носки
разворачиваются в правую сторону, ноги становятся рядом, танцор встает на
носочки и опускается на полную стопу.
Crab - то совмещение кача вниз с движением ногами. Исходное положение -
ноги прямые, носки направлены друг к другу под углом.
При движении в правую сторону правая нога поворачивается на пятке
вправо, левая нога на носке. При движении в левую сторону правая нога
поворачивается на носке влево, левая нога на пятке. В конце движения вы
сгибаете колени, завершая таким образом кач вниз.
Monastery. Встаньте так, что бы ноги были на ширине плеч. Расслабьте
стопу, что бы она спокойно пружинила. Подъем и поворот ноги на носок,
затем возвращение в исходное положение.
House
. Базовые движения
Ни одна вечеринка современности не проходит без танца Хаус (House), это
стиль, которым хотят владеть завсегдатаи ночных клубов. Танец никого не
оставляет равнодушным, он помогает учиться чувствовать себя в любой
ситуации.
В исполнении хауса используются движения различных направлений –
бразильских, африканских, джаза, латинских танцев. Подстилями хауса
являются:
скейтинг;
стомпинг;
шаффлинг;
Основные движения
Основными техниками хауса можно назвать: jacking, footwork и lofting.
В танце обязательно должна присутствовать импровизация, а сам он
представляет собой сочетание сложных и динамичных шагов с плавными и
широкими элементами движений верхней части. Корпус визуально не
успевает за ногами и догоняет их во время танца. Пружинистость и
обязательная легкость при работе стоп должны присутствовать, а также
достаточно высокая скорость движений.
Jacking ( The Jack, джекинг) – движение характеризуется расслабленным
раскачиванием центра груди, оно напоминает волну. Элемент много раз
повторяется, и, все время ускоряясь, «ловит» основной бит в музыке.
Музыка хаус имеет быстрый темп, поэтому джекинг помогает танцору
создать свою схему, это определяет характер танца, а исполнитель
добавляет пластики. Чикаго считается родиной элемента. Джекинг
является основой хауса, в которую включаются работа ног и сложные
элементы.
Footwork (работа,
техника ног, футворк) – вариации сочетаний
движений ног, которые напоминают внешне джаз и чечетку. Техника
работы ног предполагает присутствие постоянного эксперимента.
Можно при помощи движений отмечается четкость ритма в треке, также
танцор может создать собственный рисунок.
Lofting (лофтиг, волна) – это сочетание акробатического стиля и
нижнего
брейка
(полусиловые
и
силовые
элементы,
которые
выполняются на полу). Лофтинг – это плавные и мягкие движения, во
время него танцор движется сквозь биты в музыке и не подчиняется
звучащей музыке. Движение к полу – дайв – относится к лофтингу.
Lofting – яркий и экспрессивный, каждое движение контролируется,
исполняющий танец добивается изящности в исполнении. Это самый
поздний элемент в хаус-танце.
Некоторые базовые движения хип-хоп:
HAPPY FEET:
Из положения стоя, но носки стоп немного завернуты внутрь.
Начинаем движение стопами в правый бок, левая нога зафиксирована
на носке, а правая зафиксирована на пятке. Выполняем сдвиг стопами в
правый бок так, чтобы зафиксированные части остались на месте, а
незафиксированные сдвинулись в правый бок. Возвращаемся и
выполняем то же самое в левый бок, но фиксируются уже другие части,
противоположные первоначальным, то есть какая сторона, такое и
положение ног. Выполняется через небольшой кач в коленях и,
возможно, в поясе. Есть вариация как стопами на полу, так и одна
стопа в воздухе, одна на полу.
ROGER RABBIT:
Из положения стоя поднимаем левую ногу в колено, заводим её назад и
выпрямляем так, чтобы прямая нога составила прямую линию с телом.
Затем этой прямой левой ногой как бы подбиваем правую ногу, и
получается такое же движение, как в исходном положении, но только с
коленом правой ноги. Так и продолжаем движения от одной ноги к
другой.
MONASTERY:
Из положения стоя, одной ногой по небольшой окружности
пристукиваем носочком в пол, на касание носком делаем кач коленями
вниз в этой и другой ноге. После касания как бы отскакиваем носочком
и по этой же траектории возвращаемся обратно, и делаем тоже самое
другой ногой. Тем самым, в элементе чередуем или повторяем
движения ногами. Плюс к этому, движению ногами, можно добавить и
движение плечами и руками. По такой же технике как ноги. То есть,
небольшое вращение вперед, и что-то похожее на отскок, как носочком
об пол.
FILA.
Делаем шаг левой ногой в сторону, затем другой ногой почти на своем
же месте бьем носком об пол. В этот момент еще немножко
прокачиваемся в колене, правую ногу, которая бьется об пол
заворачиваем в внутрь, а тело ставим по диагонали с этой же ногой.
После удара об пол, отставляем эту ногу чуть дальше первоначального
места и подпрыгиваем на месте, в момент прыжка делаем удар левой
ногой вперед.
LA style. Базовые движения.
LA style - это современный стиль, который в последнее время пользуется
огромной популярностью, и находит своих поклонников в широкой
аудитории энергичной, раскованной и уверенной в себе современной
молодежи.
LA style - происходит от «Лос - Анджелесский» стиль, стиль, вышедший из
хип – хопа, так же его еще называют Hip Hop Choreography. Не стоит его
путать с нью стайлом (Нью-Йорксикй стиль). Они имеют между собой
принципиальные отличия.
В нью-стайле делается акцент на индивидуальности танцора, на его видении
и ощущении танца и чувстве ритма, на его собственном свободном стиле и
виртуозной импровизации. Он, как и старый стиль, базируется на базе
локинга, поппинга, электрик бугалу, би-боинга и др.
В Лос–Анжеллеском же стиле импровизация немного страдает. Этот стиль
больше ориентирован на четкость и точность, художественность и изящество
движений. Здесь больше делается упор на шоу, зрелищность,
эксцентричность.
LA style - этот стиль зародился в конце прошлого века в Америке. Как можно
догадаться из названия Los Angeles Style. История рождения Хип - хопа
известна всем, а вот этот стиль родился на основе его. LA style - это новая,
модернизированная и усовершенствованная его версия. Можно даже сказать,
его «танцевальный апгрейд». Новый стиль вобрал в себя уже новомодные
танцевальные веяния, такие, например, как джаз, джаз-модерн,
контемпорари, поп и другие. LA style больше ориентирован на публику,
поэтому считается сценическим направлением. На сегодняшний день этот
стиль составляет основу хореографии популярных постановок и видеоклипов
многих Европейских и Американских звезд, например, Джастина
Тимберлейка, Бейонсе. Так же его используют в рекламных роликах, и даже
в художественных фильмах. Основное предназначение и миссия Лос –
Анжеллеского стиля – быть эффектным, зрелищным, ярким, привлекающим
внимание и завораживающим зрителя.
Базовая техника исполнения основывается на пластичности, высокой
четкости выполнения движений, но при этом, чтобы не страдала красочность,
сочность и художественность исполнения. В этом стиле под музыку поп или
легкий R&B, движения хип - хопа прекрасно сменяются джазовыми
зарисовками, благодаря чему рождается невероятно яркий, энергичный,
сочный и зрелищный танец.
LA style – стиль и направление, которое идеально подходит для тех, кто
хочет научиться ритмично и пластично двигаться, чувствовать себя
раскованно, свободно. и иметь огромные преимущества перед другими на
любой танцевальной площадке.
Импульс – считается одним из основных элементов в стиле jazz-funk. Собой
он представляет «взрыв», который идет изнутри – от плечей и локтей, груди
и бедер. Именно с него начинается движение "выброса" тела в сторону или
вперед. Каждый вдох ставит "точку", которая рождает новый импульс для
следующего танцевального движения.
Волны – это тоже ключевой элемент джаз-фанка, они могут быть ломаными
или плавными, при помощи этих движений, создаются нестандартные и
сложные узоры.
Шаги
- в танце используются перешагивания - "степ-степ" а также
скольжение ступнями. В джаз-фанке нет широких и размашистых движений,
они мелкие и плавно переходят в друг друга. Во время выступления,
исполнения демонстрирует резкость и плавность.
Локинг. Базовые движения
Локинг – это целая субкультура танцевального искусства. Это один из
самых позитивных фанковых стилей танца. Отличается шуточно –
комической манерой исполнения, большую роль в нем играют пантомима и
мимика. Локинг переполнен эмоциями, динамичными и четкими
движениями.
Основой всего танца являются замыкающиеся позиции замки, от этих
движений и образовалось название стиля – Locking от слова замок “Lock”.
Стиль Локинг называют еще Кэмпбеллокингом, потому как история создания
этой формы танцевального искусства происходит от одного человека по
имени Дон Кэмпбелл.
Он родился в 50 годах в США, в штате Миссури, детство и большая часть
жизни его прошла в Лос-Анджелесе. Уже с детства Дона считали немного
чудаковатым. Он был очень любознательным и творческим парнишкой.
Постоянно носил с собой бумагу и карандаш, наблюдал и делал постоянные
зарисовки природы, людей, событий. Свое хобби он не покинул и будучи уже
довольно взрослым. Напротив, он даже зарабатывал этим, делая наброски
портретов людей в одной Лос-Анжелеской кафешке. Там же он наблюдал за
танцующими детьми, мечтая и самому научиться танцевать, а еще лучше -
открыть свой танцевальный стиль.
Зная такое его желание, друзья Дона помогали осваивать ему движения из
разных стилей, учили его танцевать. И в один из прекрасных вечеров
благодарный Кемпбелл решил всем продемонстрировать то, чему он
научился. Это произошло на студенческой дискотеке. Он вышел в круг и
начал воспроизводить все движения подряд из всех стилей, что помнил. Если
же забывал, какое движение идет за другим, он останавливался, замирал,
вспоминал – и продолжал дальше. Именно тогда к нему подошел лучший
танцор колледжа и назвал Дона «Кемпбелл – лок», что значит «замок»,
«стопор». Дона это нисколько не смутило, наоборот раззадорило, и он
продолжил и дальше танцевать в той же манере. Уже тогда он решил, что все
недостатки его танца нужно превратить в его достоинства, сделать это
стилем.
Так комические и нелепые движения стали базовыми элементами локинга.
Его главной идеей стал огромный позитив, постоянная импровизация,
комические костюмы, смешные позы, и самое главное - эти всеми
узнаваемые остановки «замки», с которых, собственно, и началось развитие
этого танцевального искусства. Это было в начале 70-х годов прошлого века.
Дон постоянно развивал свое искусство, регулярно участвуя в танцевальных
соревнованиях, телепередачах, фестивалях, шоу. Со временем у него
появилось множество последователей и учеников, благодаря которым локинг
стал широко известным очень широкой публике.
В процессе своего творческого роста Дон Кемпбелл организовывал
несколько своих творческих групп, с которыми выступал и гастролировал по
стране. Она из них «The Lockers», которая объединила в себя лучших
танцоров - импровизаторов этого жанра, и стала наиболее динамичной,
яркой, и влиятельной группой в истории современного танца. Шли годы,
популярность локинга в Америке то возрастала, то затухала, группа
периодически обновлялась, менялись поколения, менялся состав участников,
но именно, благодаря ее новому поколению участников, о локинге, как о
танцевальном феномене, узнал весь мир.
В 80-е годы о локинге узнала Япония, в 90-2000гг., болезнь под названием
«локинг» охватила Францию, за ней всю Европу, Корею и страны СНГ.
Локинг стал не просто танцем, а стилем жизни, манерой двигаться,
разговаривать. У локеров свой особенный стиль одежды – береты, штаны на
подтяжках, яркие галстуки, полосатые носки, белые перчатки.
Отличительные черты локинга: различные фишки с киданием рук, резкие
движения, разнообразные прыжки, петли руками, фишки с покачиванием
ногами и руками и т.д.
Основные движения локинга, которые являются его базой:
Lock – «замок», - основное движение танца;
Pace – определенное, характерное для локинга, сложение кистей рук в форме
бинокля;
Point – локер указывает на кого-то пальцем;
Wrist roll – крутящие движения вверх - вниз запястьями.
Существует еще множество базовых движений локинга, например, таких :
Double lock; Stop and go; Scooby doo; Skeeter Rabbit; Wich-a-way; Funky
chicken; The Watergate; Funky Broadway; Scoo box.
Танцец хоть и приверженец импровизации, все равно он всегда основывается
на базовых движениях. Мастерство танцора в первую очередь определяется
качеством исполнения базовых элементов. Придуманные для себя элементы
танцором называются «стайлом», но танцор должен исполнять «стайл»
только в симбиозе с базовыми движениями. Таковы правила.
Локер должен уметь собирать из множества мелких деталей (базовых
движений), большую конструкцию под названием «танец». Чем интересней и
гармоничней будет эта конструкция – тем профессиональнее танцор.
Мастерство локера также определяется умением импровизировать под
любую музыку, играющую в тот или иной момент, и умением быстро
становится в «замок», если музыка случайно обрывается.
Самое главное в локинге - это настроение. Ведь этот танец - абсолютный
позитив, это взрывная энергия, это желание жить и радоваться всем
проявлениям жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уличные танцы способствуют социализации личности подростка,
формируют стремление к здоровому образу жизни, развивают навыки
общения, состязательности, креативности, дают детям возможность для
самореализации, самовыражения, танцы требуют больших физических
нагрузок и поэтому несовместимы с вредными привычками.