Автор: Ермилова Снежана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 122 "Лучистый" Населённый пункт: г. Брянск Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Нравственное воспитание дошкольников в семье" Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
родителей
на
тему
:
«
Нравственное
воспитание
дошкольников
в
семье
»
Подготовила и провела
Воспитатель Ермилова С.А.
МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»
г.Брянск
«Нравственное воспитание дошкольников в семье»
Консультация для родителей
Актуальной
задачей
в
настоящее
время
является
воспитание
у
дошкольников
нравственно-волевых
качеств:
само стоятельно сти,
организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование
нравственно-волевой
сферы
–
важное
условие
всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан
дошкольник
в
нравственно-волевом
отношении,
зависит
не
только
его
успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка
важности
воспитания
волевых
качеств
с
ранних
лет
приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей,
к
излишней
опеке
последних,
что
может
стать
причиной
лени,
несамостоятельности
детей,
неуверенности
в
своих
силах,
низкой
самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Наблюдения
показывают,
что
многим
родителям
свойственна
недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление
опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в
присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются
при
возникновении
затруднений
в
решении
посильных
задач.
Взрослых
членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют
их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету,
письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость,
ответственность,
организованность,
родители
не
придают
большого
значения.
Известно,
что
в
нравственном
воспитании
семье
принадлежит
ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера
родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и
открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико
влияние
этой
атмосферы
на
ребенка
в
дошкольном
возрасте.
Малыш
особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность
общения
со
взрослыми,
которую
наиболее
полно
удовлетворяет
семья.
Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный
отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и
требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо
от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство
эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все
это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Уважение
личности
ребенка,
признание
ценности
его
внутреннего
мира,
его
потребностей
и
интересов
способствуют
воспитанию
у
него
чувства
собственного
достоинства.
Человек,
лишенный
этого
чувства,
позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство
собственного
достоинства
помогает
ребенку
правильно
оценить
свои
поступки
и
поступки
других
с
точки
зрения
их
гуманности:
сам
остро
чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно
это будет другому.
Представление
о
себе,
уважение
или
неуважение
к
себе,
т.
е.
самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми,
которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для
малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему
с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не
только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие
последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится
ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на
окружающих.
Большое
внимание
на
развитие
у
малыша
нравственных
чувств
оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных
и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам
героя
и
его
друзей,
горячо
желает
им
победы.
Так
формируется
его
представление
о
добре
и
зле,
отношение
к
нравственному
и
безнравственному.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность
активно
действовать
для
достижения
цели,
самостоятельно
выполнять
повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в
преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения
заданий
учителя.
Это
отрицательно
сказывается
на
учебной
работе
и
поведении
первоклассника,
становится
причиной
его
неуспеваемости,
недисциплинированности.
Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности.
Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш
проявляет
свое
отношение
к
окружающим.
Это
не
только
выполнение
отдельных
поруч ений
взро слых,
но
и
его
дея тельно сть
п о
самообслуживанию.
Малыш
еще
не
осознает,
что
первая
его
трудовая
деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение
нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не
затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем
самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника
формируется
только
под
воздействием
взрослых.
Овладение
навыками
самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим
детям,
требует
от
него
определенных
усилий
для
достижения
нужного
результата и способствует выработке настойчивости.
Таким
образом,
овладение
младшими
дошкольниками
навыками
самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-
волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.
Семья
располагает
благоприятными
условиями
для
привлечения
ребенка-дошкольника
к
труду.
Трудовые
поручения,
которые
ребенок
выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а
необходимость
их
выполнения
для
него
более
очевидна
(особенно
в
хозяйственно-бытовом
и
ручном
труде).
Особое
влияние
на
малыша
оказывает труд взрослых в семье.
Характерны
мотивы
труда
детей
в
семье:
любовь
к
родителям
и
другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им
радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда,
которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и
вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и
т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое
воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.
Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на
первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов
труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения,
остальные виды труда занимают незначительное место.
Используя
труд
в
качестве
средства
нравственного
воспитания,
родителям
необходимо
анализировать
мотивы,
побуждающие
ребенка
выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка
мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели,
достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития
дошкольника.
Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку,
что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить
читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно
знать , что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки
помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т.
п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных
поступках
в
доступной
ему
деятельности.
Поможет
здесь
игра.
В
игре
дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть,
действует
в
соответствии
с
замыслом
и
своей
фантазией.
В
творческом
характере
игры
заключено
ее
воспитательное
значение.
Насильственное
вмешательство
в
нее
взрослого
лишает
малыша
и
радости
от
игры,
и
интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны
полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на
ребенка.
Непосредственное
участие
взрослых
в
играх
младших
дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще использовать
игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ
игровых
действий,
помощь
в
налаживании
доброжелательных
взаимоотношений
со
сверстниками
в
пока
еще
примитивных
играх:
посоветовать
поделиться
или
поменяться
игрушками
и
т.
п.
Желательно
участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.), так
как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.