Напоминание

"Организация исследовательской деятельности учащихся, как один из путей повышения качества обучения химии"


Автор: Ирина Юрьевна Дмитрук
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №145"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности учащихся, как один из путей повышения качества обучения химии"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация исследовательской деятельности учащихся, как один из

путей повышения качества обучения химии.

И.Ю.Дмитрук

учитель высшей квалификационной категории

лицей №145.

В современном школьном естественно-научном образовании химический

эксперимент по-прежнему играет важнейшую роль в развитии предметных

познавательных интересов учащихся. Однако предназначение химического

эксперимента должно рассматриваться шире. Самое главное это развитие

интереса к предмету химии, которое утрачивается. В существующих

условиях учитель химии не успевает систематически прививать учащимся

необходимые навыки организации познавательной деятельности с

использованием химического эксперимента. Объем учебного времени,

предназначенного для изучения химии, уменьшается при практически

неизменном объеме содержания образования. В основном сокращение

происходит за счет уменьшения числа часов, отводимых на практические

работы и лабораторные опыты, на решение экспериментальных и расчетных

задач.

Однако сокращение учебного времени далеко не единственная и не главная

причина ослабления практической направленности обучения и снижения

интереса. Учащиеся крайне редко получают возможность использовать

теоретические знания по химии для объяснения экологических и

биологических явлений, химических процессов, происходящих в организме

человека, производственных процессов и т.п.

Усилить практическую направленность можно с помощью создания

исследовательских проектов.

За рубежом при изучении естественных наук большое внимание обращают

на практическую направленность обучения: в основе курсов лежит не теория,

а жизненные явления. В России до сих пор важнейшими признанными

задачами обучения считаются глубокое изучение современных научных

представлений, законов химии. Но ведь химические законы после окончания

школы забываются и не находят теоретического и практического

применения.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую

технологию я выбрала исследовательскую. Я считаю, что данная технология,

как ни какая другая, способствует формированию интереса к предмету.

Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает

полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание. Основу

педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования,

составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и

методических приемов. Реализация технологии идет через проведение

исследовательских практикумов и внеурочной исследовательской работы.

Опыт использования данной технологии позволил создать возрастные

группы учащихся.

Таблица № 1

Уровень урока, вид

исследования,

возрастная группа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Начальный 1 уровень

8-9 класс

Обучение исследованию

Формулирую сама

проблему, сообщаю

тему и цель

исследования. Даю

готовый алгоритм

исследовательской

работы. Веду учебный

процесс, используя

термин «проблема»,

«гипотеза», «вывод» и

т.д. Использую

вопросы: в чем

проблема? Каковы

этапы деятельности

исследования? Что

такое гипотеза? Какое

можно выдвинуть

предложение? Данное

высказывание

предполагаемое или

доказанное?

Следуют алгоритму

работы, предложенному

мной. Сверяют свои

действия с образцом

исследования, используя

информацию

полученную из

источника.

Продвинутый 2 уровень

9-10 класс

Обучающее

исследование

На доске записываю

названия ступеней

исследовательской

деятельности по

необходимости.

Формирую проблему.

Подвожу учащихся к

пониманию темы и цели

исследования.

Направляю

деятельность учащихся

в русло

исследовательской

работы без

использования терминов

«проблема», «гипотеза»,

«вывод» и т.д. Обращаю

внимание учеников на

Самостоятельно

планируют и выполняют

исследовательскую

работу. При

необходимости

консультируются со

мной. Получают оценку

(правильно или

неправильно) за каждый

этап работы.

схему

исследовательской

деятельности по

необходимости.

Использую вопросы: с

чего начать

исследование? Что

нужно выяснить? Как

поступил бы

исследователь на этом

этапе работы? Верный

ли вы сделали выбор?

Высший 3 уровень

10-11 класс

Творческое

исследование

Формулирую проблему.

Подвожу учащихся к

самостоятельному

формированию темы и

цели исследования.

Создаю условия для

работы.

Планируют и проводят

исследовательскую

деятельность

самостоятельно, без

моей помощи и

консультации.

Мини лабораторные используются как основа создания исследовательских

проектов. Например: 9 класс − Выдвижение проблемы осуществляется

учителем:

1)

Споровые грибы (боровики, подберезовики, подосиновики)

накапливают бром. Так ли это?

2)

В древности ювелиры Самарканда и Бухары умели делать выпуклые

знаки на жемчужинах и перламутре химическим способом.

10 класс: Гипотезу выдвигают сами.

1) Содержание ацетилсалициловой кислоты в лекарственных препаратах

Различных фирм не одинаково.

2)

Получение увепеочной женшени различными методами.

3)

Растительные масла получают из семян масличных культур с

последующим извлечением остатков масла из жмыха с помощью

растворителей.

11 класс: Гипотезу выдвигают сами.

1) Гидросульфит натрия обладает как восстановительными так и окисли-

тельными свойствами.

Проектная деятельность представляет собой: научное мышление на стадии

возникновения, зарождение новых идей; а на последующей стадии

включается критическое мышление. Этот тип деятельности наиболее

желателен для школьников, которые выбрали образование в профильном

классе (лицее) − технологическом, художественно-эстетическом и т.д., когда

образование осознается как сфера будущей социальной жизни, в которой

формируются и проектируются грядущие социальные изменения и готовится

их интеллектуальное обеспечение. Центральное понятие проектного

образования − проект − замысел решения проблемы, имеющей для учащегося

жизненно-важное значение. Стремление найти лучшее, собственное решение

определяет основную мотивацию обучения в проектном образовании.

При работе над исследовательским проектом основное содержание

деятельности выбирается самим учащимся, приучая к освоению «алгоритм

стратегии научного поиска», который подразумевает следующие шаги:

1.

Попытки решения проблемы предпринимаются еще до изучения

литературы. Учащийся определяет на основе ревизии своего опыта

пути решения задачи, а учитель активизирует ход будущего проекта

2.

Возникшее активное отношение к решению поставленной проблеме

позволяет приступить к изучению литературы осознано, под

определенным углом зрения.

3.

Далее на основе изученного материала учащийся приступает к

решению проблемы.

4.

Получить ответы на поставленные вопросы. Учащиеся критически

анализируют полученные результаты и делают выводы.

Основными логическими приемами являются:

- анализ (мысленное расчленение предметов на их составные части и

выделения в них признаков);

- синтез (мысленное соединение в единое целое частей предметов или его

признаков, полученных в результате анализа);

- сравнение (мысленное установление сходства и различия предметов по

существенным или несущественным признаком);

- абстрагирование (мысленное выделение одних признаков предмета и

отвлечение от других);

- обобщение (мысленное объединение отдельных предметов).

Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения

проектов реализовалась логическая цепочка:

Интерес

Выбор

Успех (неудача)

Самопознание

Адекватная оценка (самооценка)

Самопознание

Критерии оценки проекта выглядит следующим образом. Оформление

и выполнение проекта:

1.

Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность,

практическая направленность и значимость работы.

2.

Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность,

подготовленность к опубликованию.

3.

Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов,

предлагаемых решений.

4.

Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов,

полнота библиографии, цитируемость.

5.

Качество записки: оформление, соответствие стандартным

требованиям к подготовке рукописи, рубрицирование и структура

текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Защита:

6.

Качество доклада.

7.

Объем и глубина знаний по теме (или предмету, эрудиция,

межпредметные связи).

8.

Культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство

времени, удержание внимания аудитории.

9.

ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и

убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для

успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

10.Деловые и волевые качества докладчика.

В виде исследовательского проекта может быть представлена и

компьютерная презентация. Это эффективный метод представления и

изучения любого материала.

При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах,

виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и

зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию

любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных

тем, которые мы не можем украсить экспериментом.



В раздел образования