Автор: Ирина Юрьевна Дмитрук
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №145"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности учащихся, как один из путей повышения качества обучения химии"
Раздел: среднее образование
Организация исследовательской деятельности учащихся, как один из
путей повышения качества обучения химии.
И.Ю.Дмитрук
учитель высшей квалификационной категории
лицей №145.
В современном школьном естественно-научном образовании химический
эксперимент по-прежнему играет важнейшую роль в развитии предметных
познавательных интересов учащихся. Однако предназначение химического
эксперимента должно рассматриваться шире. Самое главное это развитие
интереса к предмету химии, которое утрачивается. В существующих
условиях учитель химии не успевает систематически прививать учащимся
необходимые навыки организации познавательной деятельности с
использованием химического эксперимента. Объем учебного времени,
предназначенного для изучения химии, уменьшается при практически
неизменном объеме содержания образования. В основном сокращение
происходит за счет уменьшения числа часов, отводимых на практические
работы и лабораторные опыты, на решение экспериментальных и расчетных
задач.
Однако сокращение учебного времени далеко не единственная и не главная
причина ослабления практической направленности обучения и снижения
интереса. Учащиеся крайне редко получают возможность использовать
теоретические знания по химии для объяснения экологических и
биологических явлений, химических процессов, происходящих в организме
человека, производственных процессов и т.п.
Усилить практическую направленность можно с помощью создания
исследовательских проектов.
За рубежом при изучении естественных наук большое внимание обращают
на практическую направленность обучения: в основе курсов лежит не теория,
а жизненные явления. В России до сих пор важнейшими признанными
задачами обучения считаются глубокое изучение современных научных
представлений, законов химии. Но ведь химические законы после окончания
школы забываются и не находят теоретического и практического
применения.
Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую
технологию я выбрала исследовательскую. Я считаю, что данная технология,
как ни какая другая, способствует формированию интереса к предмету.
Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает
полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание. Основу
педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования,
составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и
методических приемов. Реализация технологии идет через проведение
исследовательских практикумов и внеурочной исследовательской работы.
Опыт использования данной технологии позволил создать возрастные
группы учащихся.
Таблица № 1
Уровень урока, вид
исследования,
возрастная группа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Начальный 1 уровень
8-9 класс
Обучение исследованию
Формулирую сама
проблему, сообщаю
тему и цель
исследования. Даю
готовый алгоритм
исследовательской
работы. Веду учебный
процесс, используя
термин «проблема»,
«гипотеза», «вывод» и
т.д. Использую
вопросы: в чем
проблема? Каковы
этапы деятельности
исследования? Что
такое гипотеза? Какое
можно выдвинуть
предложение? Данное
высказывание
предполагаемое или
доказанное?
Следуют алгоритму
работы, предложенному
мной. Сверяют свои
действия с образцом
исследования, используя
информацию
полученную из
источника.
Продвинутый 2 уровень
9-10 класс
Обучающее
исследование
На доске записываю
названия ступеней
исследовательской
деятельности по
необходимости.
Формирую проблему.
Подвожу учащихся к
пониманию темы и цели
исследования.
Направляю
деятельность учащихся
в русло
исследовательской
работы без
использования терминов
«проблема», «гипотеза»,
«вывод» и т.д. Обращаю
внимание учеников на
Самостоятельно
планируют и выполняют
исследовательскую
работу. При
необходимости
консультируются со
мной. Получают оценку
(правильно или
неправильно) за каждый
этап работы.
схему
исследовательской
деятельности по
необходимости.
Использую вопросы: с
чего начать
исследование? Что
нужно выяснить? Как
поступил бы
исследователь на этом
этапе работы? Верный
ли вы сделали выбор?
Высший 3 уровень
10-11 класс
Творческое
исследование
Формулирую проблему.
Подвожу учащихся к
самостоятельному
формированию темы и
цели исследования.
Создаю условия для
работы.
Планируют и проводят
исследовательскую
деятельность
самостоятельно, без
моей помощи и
консультации.
Мини лабораторные используются как основа создания исследовательских
проектов. Например: 9 класс − Выдвижение проблемы осуществляется
учителем:
1)
Споровые грибы (боровики, подберезовики, подосиновики)
накапливают бром. Так ли это?
2)
В древности ювелиры Самарканда и Бухары умели делать выпуклые
знаки на жемчужинах и перламутре химическим способом.
10 класс: Гипотезу выдвигают сами.
1) Содержание ацетилсалициловой кислоты в лекарственных препаратах
Различных фирм не одинаково.
2)
Получение увепеочной женшени различными методами.
3)
Растительные масла получают из семян масличных культур с
последующим извлечением остатков масла из жмыха с помощью
растворителей.
11 класс: Гипотезу выдвигают сами.
1) Гидросульфит натрия обладает как восстановительными так и окисли-
тельными свойствами.
Проектная деятельность представляет собой: научное мышление на стадии
возникновения, зарождение новых идей; а на последующей стадии
включается критическое мышление. Этот тип деятельности наиболее
желателен для школьников, которые выбрали образование в профильном
классе (лицее) − технологическом, художественно-эстетическом и т.д., когда
образование осознается как сфера будущей социальной жизни, в которой
формируются и проектируются грядущие социальные изменения и готовится
их интеллектуальное обеспечение. Центральное понятие проектного
образования − проект − замысел решения проблемы, имеющей для учащегося
жизненно-важное значение. Стремление найти лучшее, собственное решение
определяет основную мотивацию обучения в проектном образовании.
При работе над исследовательским проектом основное содержание
деятельности выбирается самим учащимся, приучая к освоению «алгоритм
стратегии научного поиска», который подразумевает следующие шаги:
1.
Попытки решения проблемы предпринимаются еще до изучения
литературы. Учащийся определяет на основе ревизии своего опыта
пути решения задачи, а учитель активизирует ход будущего проекта
2.
Возникшее активное отношение к решению поставленной проблеме
позволяет приступить к изучению литературы осознано, под
определенным углом зрения.
3.
Далее на основе изученного материала учащийся приступает к
решению проблемы.
4.
Получить ответы на поставленные вопросы. Учащиеся критически
анализируют полученные результаты и делают выводы.
Основными логическими приемами являются:
- анализ (мысленное расчленение предметов на их составные части и
выделения в них признаков);
- синтез (мысленное соединение в единое целое частей предметов или его
признаков, полученных в результате анализа);
- сравнение (мысленное установление сходства и различия предметов по
существенным или несущественным признаком);
- абстрагирование (мысленное выделение одних признаков предмета и
отвлечение от других);
- обобщение (мысленное объединение отдельных предметов).
Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения
проектов реализовалась логическая цепочка:
Интерес
Выбор
Успех (неудача)
Самопознание
Адекватная оценка (самооценка)
Самопознание
Критерии оценки проекта выглядит следующим образом. Оформление
и выполнение проекта:
1.
Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность,
практическая направленность и значимость работы.
2.
Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность,
подготовленность к опубликованию.
3.
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов,
предлагаемых решений.
4.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов,
полнота библиографии, цитируемость.
5.
Качество записки: оформление, соответствие стандартным
требованиям к подготовке рукописи, рубрицирование и структура
текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
Защита:
6.
Качество доклада.
7.
Объем и глубина знаний по теме (или предмету, эрудиция,
межпредметные связи).
8.
Культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство
времени, удержание внимания аудитории.
9.
ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и
убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для
успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
10.Деловые и волевые качества докладчика.
В виде исследовательского проекта может быть представлена и
компьютерная презентация. Это эффективный метод представления и
изучения любого материала.
При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах,
виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и
зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию
любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных
тем, которые мы не можем украсить экспериментом.