Напоминание

Развитие творческой активности младших школьников на занятиях по изобразительной деятельности


Авторы: Гумерова Альфия Айнуровна, Савельева Екатерина Александровна
Должность: к.п.н., доцент кафедры тимно
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "БГПУ им. М. Акмуллы"
Населённый пункт: РБ, г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой активности младших школьников на занятиях по изобразительной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие творческой активности младших школьников на занятиях по

изобразительной деятельности.

Актуальность

исследования.

Развитие

творческой

личности,

наиболее полное её раскрытие – важнейшая задача учителя на современном

этапе школы. Изобразительное искусство в жизни ребенка, как известно,

играет

значительную

роль.

Именно

это

обстоятельство

побуждает

педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении

младшего школьника. Образ, созданный детьми в результате творческой

деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным

взрослым.

Созданные

ими

образы

обладают

большей

или

меньшей

выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и

приобретенных навыков рисования.

Цель

исследования:

изучить

особенности

развития

творческой

активности младших школьников в процессе использования игровых

технологий на уроках изобразительного искусства и организовать опытно-

экспериментальное исследование.

Задачи исследования:

- изучить теоретические аспекты по проблеме применения игровых

технологий в обучении;

- определить комплекс игровых технологий, используемых на уроках

изобразительного искусства;

- организовать опытно-экспериментальную работу, определив как

игровые технологии

на уроках изобразительного искусства в младших

классах влияют на эффективность развития творческой активности;

– разработаны методические рекомендации по развитию творческой

активности учащихся для педагогов и родителей.

Теоретико-методологическую основу

исследования

составляют

работы:

– системно-деятельностный подход основывается на теоретических

положениях концепции Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева,

П.Я. Гальперина, и др.;

– психологические теории развития творческих способностей (Д.Б.

Богоявленская, О.К. Тихонова, Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев и др.);

– принципы педагогики творчества (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский,

Н.Д. Никандров и др.);

– работы о социальной сущности игры, природе и мотивах игры,

составившие основу психологической концепции игровой деятельности

человека

(Б.Г.

Ананьева,

Л.С.

Выготского,

B.В.

Зеньковского,

Д.Б.

Эльконина);

работы,

посвященные

определению

значимости

игры

для

формирования и развития личности в процессе общения (А.Н. Леонтьева,

А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, Г.Ф. Федорца, Г.И. Щукиной и др.);

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической

литературы

по

проблеме

исследования,

педагогический

эксперимент

(констатирующий, формирующий, контрольные этапы), математическая

обработка и интерпретация данных.

Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснована

важность развития творческой активности младших школьников средствами

дидактических игр на уроках ИЗО.

Практическая

значимость

исследования:

определен

комплекс

игровых технологий, направленный на развитие творческой активности;

разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов и

студентов-практикантов.

Представленные

материалы

могут

быть

использованы

в

практике

работы

учителей

начальных

классов,

руководителей кружков и факультативных занятий, в учебно-методической

деятельности студентов педагогических направлений.

Методы,

применяемые

на

уроках,

продиктованы

спецификой

искусства. Для развития творческой активности

учащихся на уроках

изобразительного

искусства

можно

использовать

следующие

методы

обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею –

открытие. Процесс постижения произведений изобразительного искусства на

уроках усложняется из-за маленького жизненного опыта детей, отсутствия

жизненной позиции, а также нехваткой времени на уроке.

Школьной программой по изобразительному искусству предусмотрены

как специальные часы знакомства с творчеством того или иного художника,

так и наполнение зрительного ряда – произведений художников как

иллюстраций и как способов подачи и раскрытия темы урока. И вот здесь

учителю нужно построить, зачастую, короткую беседу так, чтобы ученик мог

усвоить

информацию,

которую

несет

то

или

иное

художественное

произведение [38, с. 99].

Что дает метод поэтапных открытий?

1. Развивает умение слушать.

2. Дает возможность аргументировать свои идеи.

3. Личностный рост учеников через расширение кругозора.

4. Овладение учениками умениями анализировать произведение.

5. Рост осознания учениками собственного «я»

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Поисковая

деятельность

стимулирует

творческую

активность

учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Необходимо

работать

по

углублению

и

расширению

знаний,

полученных

на

уроках,

наблюдению

и

осмыслению

окружающей

действительности.

Поисковая

работа

находит

выражение

в

коллекционировании

репродукций

по

выбранным

темам,

в

создании

индивидуальных

и

коллективных

альбомов,

в

подготовке

докладов,

устройстве выставок, в чтении литературы по искусству, посещении

выставок, хотя в сельской местности с выездом ребят в художественные

музеи проблематично. Но сейчас нам на помощь пришел Интернет и доступ к

информации стал реальнее. Самостоятельная работа школьников развивается

и

направляется

педагогом

в

соответствии

с

основными

учебно-

воспитательными задачами каждого года обучения. В результате учащиеся

должны получить представление о роли искусства в жизни общества; знать

основные этапы зарубежного искусства, искусства своего народа.

Каждый педагог должен иметь свою систему дидактических игр.

творческих заданий и

упражнений, которые

он мог бы предложить

ученикам в зависимости

от их

типологических особенностей и этапа

коррекцнонно- развивающей работы. Правильно подобранную, умело и

уместно проведенную игру следует считать таким же важным и

необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

Использование предложенных упражнений, творческих заданий и

художественно - дидактических

игр позволяет

улучшить процесс

воспитания личности ребёнка, вследствие которого развивается его

творческая

активность,

повышается

продуктивность

мыслительной

деятельности, развивается заинтересованное отношение к действительности,

проявляющееся в личностной активности, качестве учебной деятельности,

художественном уровне реализуемых проектов, оригинальности их

решения;

ответственном отношении к

делу, самостоятельности и

организованности, отзывчивости. Предложенные упражнения и игры можно

использовать на уроках изобразительного искусства. Практическая работа

показала, что творческие задания и игры активизируют познавательную

деятельность на всех стадиях изучения учебного материала, используя

возможности методических приемов, направленных на изучение искусства.

Использование в учебном процессе игровых ситуаций дает возможность

более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность

работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и

закрепление пройденного материала.

1.

Буткевич, Л.М. История орнамента: Учебное пособие для студ. пед.

вузов [Текст] / Л.М. Буткевич. – М.: Владос, 2018. – 267 с.

2.

Васютина,

Е.Ю.

Нравственно-эстетическое

воспитание

обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства [Текст] / Е.Ю.

Васютина // Эксперимент и инновации в школе. – 2019. – № 5. – С. 71-75.

3.

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество:

Учеб.

-

метод. Пособие [Текст]

/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.:

Просвещение, 2017. – 400 с.

4.

Выгонов, В.В. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели:

Кн. для учителя [Текст] / В.В. Волков. – М.: Первое сентября, 2018. – 256 с.



В раздел образования