Автор: Керпелева Любовь Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЦЕНТР "ЭКО сфера" города Костромы
Населённый пункт: Кострома
Наименование материала: дополнительная образовательная программа
Тема: " Великан-дуб и маленький желудь"
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Костромы "Центр
естественнонаучного развития «ЭКОсфера» (Станция юных натуралистов) имени выдающегося земляка
Зубкова Виктора Федоровича»
Автор: Керпелева Любовь Анатольевна
педагог дополнительного образования
г. Кострома
2021
2
План – конспект учебного занятия
Тема « Великан-дуб и маленький желудь»
Тип занятия: комбинированное
Цель: организация творческой деятельности учащихся по изготовлению поделки из природного материала (желуди)
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с новым природным материалом (желуди)
- обозначить взаимосвязь с деревом дуб;
- научить навыкам работы с пластилином при изготовлении объемного изделия
Развивающие:
- способствовать развитию умения работать в паре
- формировать у детей навыки работы с пластилином и приёмы соединения желудей с другим подручным материалом в одну
композицию
- продолжать развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество
Воспитательные:
-воспитать трудолюбия, умения работать в коллективе;
- формировать у детей навыки работы с пластилином и приёмы соединения желудей с другим подручным материалом в одну
композицию
Методический материал:
Тесты, видеослайды, учебный кроссворд., наглядный материал
Оборудование: Учебная доска, телевизор, проектор, презентация
Материалы: пластилин разных цветов; картон; образец изделия; наглядный материал: изображения поделок из желудей
Методы обучения:
-устное изложение материала,
-игра- разгадывание кроссворда,
3
- показ мультимедийной презентации,
- показ трудовых приёмов педагогом,
- инструктаж,
- практическая работа,
- диалог,
-самостоятельная работа.
Ход учебного занятия
№
этап
а
Этапы занятия
Время.
Задача
этапа
Содержание
этапа
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
I
Организационный
(1-2 минуты)
Приветствие
всех
участников
занятия,
подготовка
детей к работе
на занятии.
Организация
начала
занятия,
создание
психологического
настроя
на
учебную
деятельность
и
активизация внимания
Здравствуйте, дорогие ребята!
Ребята, улыбнулись друг другу.
Проверьте свою готовность к занятию
Приветствуют педагога
II
Подготовительный
(мотивация на
освоение новых
умений).
(10 минут)
Заинтересовать
и
«настроить»
учащихся в
процесс
освоения
определённого
Сообщение цели и
задач учебного
занятия.
Формирование
представления у
обучающихся об
итоговом умении,
Сегодня нам предстоит узнать много
нового и интересного еще об одном
удивительном дереве.
А плоды этого дерева мы будем
использовать для самостоятельной
работы, т.е будем создавать поделки из
природного материала.
4
вида
деятельности.
навыке, способности и
потребности его
освоить.
А какое это дерево и что это за плоды,
вы должны отгадав загадки, а ответы
вписать в кроссворд.
Будьте внимательны!
С места не выкрикиваем!
На доске вывешивается кроссворд.
1 загадка
В нём живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый.
2 загадка
В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет.
3 загадка
Учит он читать меня
С буквы А до буквы Я,
Он не атлас, не словарь,
Как зовут его?
Педагог записывает все ответы на
доске и подбадривает детей.
Молодцы! И так, сегодня мы с вами
сегодня закрепим знания о дубе ,
узнаем какие у него плоды. И из этих
плодов будем делать поделки. Ведь
впереди Новый год. А подарок ,
Дети читают и отвечают
на заданные вопросы
Дом
Учитель
Букварь
5
сделанный своими руками, станет
самым лучшим подарком.
Давайте, теперь посмотрим
презентацию и узнаем новые
интересные факты о дубе.
Педагог перелистывает презентацию
Дети смотрят 1 слайд
и отвечают,
Дуб это дерево,
неоднократно воспетое в
сказаниях, легендах,
пословицах и
населяющих нашу
планету. Да и есть за
что. Именно о таком
дереве слагались в
народе песни, а поэты
писали стихи.
«Патриархом наших
лесов» называл его А. С.
Пушкин.поговорках
многих народов.
Дети смотрят 2 слайд
и отвечают,
Дуб – крупное лиственное
дерево семейства буковых
высотой до 40 м. Дуб
растёт
медленно, сначала —
сильнее в высоту, позднее
— в толщину. Мощные
корни дуба уходят глубоко
под землю, ствол дуба
большой и могучий,
потому то это дерево
крепко стоит и не боится
даже очень сильных
ветров. Крона дуба
6
раскидистая
Дети смотрят 3 слайд
и отвечают
Дуб всегда выше всех
деревьев, так как не
выносит тени и тянется
вверх к солнечному
свету.
У дубов темная кора,
покрытая глубокими
извилистыми
трещинами. Чем старше
дерево, тем более
глубокими становятся
эти трещины-морщины
на стволе.
Листья и цветки на
дубах появляются
одновременно в мае, но
позже других деревьев.
Осенью листья на дубах
опадают неохотно,
некоторые остаются
висеть на ветвях сухими
почти всю зиму.
Дети смотрят 4 слайд и
отвечают
Желудь
Дети слушают и
отвечают
Плод дуба — желудь.
7
А сейчас Вы должны еще отгадать еще
одну загадку,
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Плод дуба — желудь. Созревает в
сентябре-октябре
Желуди - замечательный корм для
медведей, кабанов, оленей, белок,
различных мелких грызунов и
некоторых птиц
Особенно любят желуди кабаны, даже
поговорка про то есть: «Кабан хоть и
сыт, а мимо желудя не пройдет»
Берет птица в носок,
Самый лучший кусок,
А что остается
Свинке достается.
Созревает в сентябре-
октябре
Дети включаются в
диалог и высказывают
свои суждения по
использованию желудей
в быту, на учебных и
внеурочных занятиях.
III
Мотивация на успех
3 минуты)
Формирование
усидчивости,
аккуратности в
процессе
самостоятельно
й работы
Поддержка педагога.
Вера в успех каждого,
важность результата.
Хорошо! Вы все молодцы!
Как вы уже понял, сегодня мы с вами
будем делать поделки из желуди. У вас
у каждого на столе: (педагог
показывает)
Картон, пластилин, желуди
Дети внимательно
слушают и следят за
материалом, который
показывает педагог
IV
Физкультминутка
(3 минуты)
Снятие
утомления
обучающихся,
повышение
4-5 упражнений для
рук, туловища, ног,
не
требующих
сложной
Но прежде чем приступить к практической
части , давайте разомнем наши пальчики, дадим
отдохнуть глазам и всему нашему организму.
8
внимания и
активности
детей на
последующем
этапе занятий
обучающихся.
координации
Каждый встанет у своего стола.
На
поляне дуб зелёный, потянулся
к небу кроной.
(Потягивание рук вверх)
Он на ветках среди леса щедро
жёлуди развесил.
(Руки в стороны и круговые
вращения кистью рук)
А внизу грибы растут, их так много
нынче тут!
Не ленись и не стесняйся, за
грибами наклоняйся!
(Наклоны вперёд)
А затем пройдём немного,
поднимаем выше ногу!
Походили, порезвились и на травку
опустились.
(Ходьба на месте и садимся)
Повторяем 3 раза
Молодцы. Садитесь за парты.
Дети встают с краю
парт
Поднимают руки вверх,
Руки в стороны и
круговые вращения
кистью рук
Наклоны вперёд
Ходьба на месте
Дети садятся
V
Основной этап
Практическая часть
(25 минут)
Способствова
ть
осознанию
учащимися
сложности
достижения
поставленной
цели
деятельности
и отсутствия
необходимых
навыков.
Изложение правил,
соблюдение которых
обеспечить
безопасность учащихся
в
процессе
деятельности.
Контроль за каждым.
Доброжелательная
оценка.
.
Теперь посмотрите на эти слайды.
На слайдах вы увидите поделки из
желудей и скажите ваши отзывы об
увиденном
Показ слайдов
Дети смотрят и
запоминают увиденное
Отзывы детей
Желуди красивы сами
по себе.
Их можно просто
насыпать в стеклянный
стакан и таким образом
использовать для
осеннего оформления
9
И мы сегодня поработаем с желудями и
еще и пластилином.
Наша с вами задача- сделать
любую поделку из природного
материала - желудя. У вас есть все
условия для развития навыка
изготовления поделки из желудя. Вы
узнали, где и как они растут. Для чего,
как и где их можно использовать.
Вам предоставляется свобода фантазии,
вы можете воспользоваться и
увиденном на слайдах.
Воплощайте ваши задумки смело в свое
творчество. Но при этом не забывайте,
что рядом работает друг, не отвлекаем
и не мешаем ему.
После завершения работы, мы
посмотрим каждую работу, как всегда
организуем выставку из наших
поделок.
Всем все понятно?
Но сначала. давайте , вспомним
дома.
Оригинально смотрятся
желуди, подвешенные
на веточках.
Можно покрасить их
акриловыми красками.
Желуди удобны для
изготовления различных
забавных человечков и
животных.
Дети все поняли
Дети отвечают
- не раскидывать
материалы;
-не мешать друг другу;
10
правила работы при изготовлении
поделки:
Молодцы! Всем успехов!
- за собой убрать
рабочее место
Обеспечение
понимания
обучающимис
я логики и
порядка
действий,
понимание и
осознание
пути
достижения
цели.
На
этом
этапе
у
обучающихся
формируется
определённый
образ
действий,
осознание
логики
поэтапного
выполнения
действия.
Алгоритм
действий,
составляющий
данного этапа:
-
Детиподробноизлагают
алгоритмдействий,осво
ениекоторогопозволиту
спешно освоить
необходимый навык и
получить необходимый
результат.
- Рассматриваются,
разбираются
правила
безопасности,
которые
необходимо
соблюдать при
осуществлении
деятельности.
-Особое внимание
обращается на
Педагог наблюдает за работой детей.
Поддерживает их, поправляет ,
подсказывает и направляет.
Дети работают над
поделками
11
выделение и подробный
анализ возможных
трудностей.
VI
Заключительный этап
Демонстрационный
Показ. Выставка работ
(3 минут)
Создание
наглядного
образа
предстоящих
действий.
Создание
условий
для
наглядного
показа
выполнения
нужного действия.
Итак я вижу, что работа идет к
завершению. У всех все получается.
Ребята, чтобы со всех сторон оценить
работу, давайте оформим выставку
наших поделок.
Каждый из вас может вкратце может
рассказать о своей работе:
-как называется работа:
-как лего ты его выполнил или были
трудности ;
- где на практике можно использовать
поделку.
Можете поделиться вашим
впечатлением:
какая из работ вам нравится, почему?
Давайте попробуем вместе оценить все
работы.
Наша выставка полностью готова! Все
постарались на славу! Мы очень рады
вашим поделкам! Спасибо всем!
Как обычно, мы с вами
сфотографируемся и поделимся своими
поделками с друзьями в группе на
своей странице.
А свои поделки вы можете подарить
своим друзья, родителям на
приближающийся Новогодний
праздник.
Дети высказываются,
оценивают работ
Делают совместное
фото
12
VII
Рефлексия
(2 минуты)
Дать анализ и
оценку
успешности
достижения
цели и
наметить
перспективу
последующей
работы.
Получить
оценку от
учащиеся
(понравилось-
не
понравилось)
Педагог
поощряет
ребят
за
учебную
работу,
даёт
качественную оценку
деятельности
каждому
обучающемуся,
рекомендации
по
коррекции отдельных
действий(педагогичес
кое оценивание).
Педагог поощряет ребят за учебную
работу.
И задает вопросы на закрепление
пройденного материала
1. С каким деревом мы
познакомились?
2. Что такое дубрава?
3. Как используют дуб птицы и звери?
Человек?
4. Из какого материала делали
поделки?
5. Чем соединяли желуди между
собой?
Дети слушают
Ответы детей