Напоминание

"Организация и проведение подвижной игры в ДОО"


Авторы: Некрасова Елена Николаевна, Плужникова Юлия Александровна
Должность: инструкторы по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №48", МБДОУ "Детский сад №248"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация и проведение подвижной игры в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация и проведение подвижной игры в детском саду

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в

которых ярко выражена роль движений.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея),

правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека,

передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития

игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и

образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные,

бытовые)

или

создается

специально,

исходя

из

задач

физического

воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях

играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих,

но

и

придает

отдельным

приемам

техники

и

элементам

тактики

целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила –

обязательные требования для

участников

игры.

Они

обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер

поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения

игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются

проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках

правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они

могут

быть,

например,

подражательными,

образно-творческими,

ритмическими;

выполняться

в

виде

двигательных

задач,

требующих

проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все

двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях

и сочетаниях.

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания,

возрастными

особенностями

детей,

их

состоянием

здоровья,

подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме

дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия, количество

детей

и

условия

проведения

игры.

Нужно

учитывать

и

степень

организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно

организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и

проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными

приемами. Воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним

присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в

руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание детей и тут

же вовлекая их в игру. Для сбора детей на игру и создания интереса можно

договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при

помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть)

Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у детей интерес

к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять

движения, повторять слова, испытывать эмоциональный подъем. Можно,

например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать

детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре

нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок.

Организация играющих, объяснение игры. Успех игры в значительной

мере

зависит

от

её

объяснения.

Рассказ

должен

быть

логичным.

Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

1) название игры;

2) роль играющих и их места расположения;

3) ход игры;

4) цель игры;

5) правила игры.

Рассказ

не должен

быть монотонным. В рассказе

не следует

употреблять сложных терминов. Новые понятия, новые слова необходимо

объяснять.Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать

показом. Он может быть неполным или полным. При объяснении надо

учитывать настроение детей. Заметив, что их внимание ослабло, воспитатель

должен сократить объяснение или оживить его.Содержание игры подробно

объясняется только тогда, когда участники играют в неё впервые, при

повторениях игры следует напомнить только основное содержание. Объясняя

игру важно правильно разместить детей. Объясняя правила игры, детей

размещают так, чтобы им было хорошо видно и слышно взрослого. Лучше

всего поставить их в такое положение, из которого они начинают игру.

Не рекомендуется перед объяснением правил игры расставлять детей

лицом к солнцу или к другим источникам света, так как им будет плохо

видно и внимание их рассредоточивается.

Успешное

проведение

игры

во

многом

зависит

от

удачного распределения ролей.

Важным моментом в организации игры является выбор водящего

(одного или нескольких). Их роли могут быть разными: догнать того, кто

убегает; попасть в игрока мячом; угадать по голосу, кто подходил и т. д.

Если игру проводят с дошкольниками разного возраста, то она должна

быть интересной для всех участников и соответствовать их двигательной

подготовленности. В данном варианте главные роли (водящих) выполняют

старшие по возрасту дети.

Существуют различные способы выбора водящего. Иногда перед

началом игры его могут выбрать сами играющие. Этот способ имеет

положительное значение с педагогической точки зрения, поскольку выражает

коллективное желание детей доверить почетную роль самому достойному из

них.

Тот, на кого выпадет последнее слово считалки, становится водящим

или, наоборот, выходит из круга. При повторении игры водящий сам может

выбрать себе замену. Все вышеуказанные способы выбора водящих

применяют в зависимости от характера игры, места ее проведения и

количества детей.

Неумение детей экономно распределять свои силы требует от взрослых

внимательного отношения к регулированию нагрузки во время игры

(чередование движений с кратковременным отдыхом). Даже небольшая пауза

пределах

одной

минуты),

во

время

которой

происходит

обмен

впечатлениями об игре, дает возможность ребенку восстановить свои силы.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от

характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от

поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет

себя педагог.

Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со

стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по

условиям

игры

требуется

соответствующее

число

играющих.

Делает

замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся,

подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за

действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках,

стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна

увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил

отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания

надо в доброжелательной форме.

Каждую подвижную игру начинают по условному сигналу (хлопок в

ладони, взмах флажком, рукой, удар в бубен, барабан, погремушку и т. д.)

или по указанию взрослого. Сигнал подается после того, как все участники

займут соответствующие места.

В соревновательных играх желательно давать команды, состоящие из

двух частей: «Внимание! Марш!». Все это формирует у ребенка правильную

и быструю реакцию на соответствующий сигнал.

Игры

сюжетного

характера («Лошадка»,

«Рыбаки»

и

др.),

где

отсутствует выраженный соревновательный момент, не требуют четких

команд для их начала. Можно спокойно сказать: «Игру начнем!» или

предупредить детей, что игра начинается после слов «раз, два, три», и

внимательно следить за ходом игры и поведением детей.

Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к

ней, делает ее эмоциональнее.

Окончание игры и подведение итогов.

После окончания игры обязательно отмечают тех, кто был наиболее

активным и достиг определенных успехов. Это вызывает у дошкольников

чувство уверенности в своих действиях. И обязательно нужно похвалить всех

детей. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной

форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это

приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное

отношение к выполнению правил игры.

Методика разучивания и проведения подвижных игр с детьми среднего

дошкольного возраста

Разучивание новой подвижной игры

Прежде чем приступить к объяснению правил новой игры с детьми

среднего

и

старшего

дошкольного

возраста,

воспитатель

должен

представлять:

- как он вызовет у детей интерес к ней,

- как распределит детей на период объяснения,

- достаточно ли будет площади игровой зоны, насколько эта зона

безопасна,

- как организует участников перед началом игры.

Ознакомление с новой игрой должно проходить чётко, лаконично,

образно, эмоционально в течение 2-3 минут, включая объяснение игровых

правил. Лучше, если перед объяснением дети уже расположатся так, как

следует встать для начала игровых действий. Объясняя несюжетную игру

(«Ловишки», «Мы весёлые ребята» и т.д.) необходимо раскрыть:

- последовательность игровых действий: сначала игроки встают в круг

и договариваются о правилах, затем выбирают ловишку и звучит сигнал на

начало игры, по сигналу на окончание игры все снова встают в круг. Тот,

кого поймал ловишка, отходит на одно проигрывание в правый угол

площадки.

- игровые правила: на сигнал «Раз, два, три – лови!» ловишка начинает

ловить игроков. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» игроки

возвращаются в круг. Все игроки бегают в разных направлениях, избегая

столкновений друг с другом. За пределы игровой площадки убегать нельзя.

- сигналы на начало и конец игры (сигналы должны быть обязательно

разные). После объяснения обязательно следует закрепить эти правила.

Например: - когда «ловишка» начинает ловить детей,

- по какому сигналу «ловишка» прекращает ловить игроков. Или что

делает играющий, стоящий вторым, если к их паре присоединился

«убегающий» (игра «Третий лишний»). Недопустимы вопросы типа «Вам

понятно?». В таких случаях дети дадут утвердительный ответ независимо от

понимания действий и правил.

Объяснение

сюжетной

игры

(«Зайцы

и

волк»,

«Волк

ворву»,

«Пожарные на учении» и т.д.) проводится по подобию несюжетной, отличие

– уточнение до начала игры действий игроков, соответствующих сюжету.

Важно накануне провести ознакомлению с детьми по предполагаемому игрой

сюжету.

Объясняя

спортивные

игры

и

подвижные

игры

с

элементами

соревнования (эстафеты, городки, настольный теннис, бадминтон и т.д.) вы

должны уточнить:

- правила,

- игровые приёмы,

- условия соревнования.

Обязательно надо выразить уверенность в том, что дети постараются

хорошо справиться с выполнением игровых заданий. Обратите внимание на

распределение игроков на площадке до начала игровых действий: следует

создать выгодные условия для всех детей, особенно для тех, кто отстаёт в

физическом развитии.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит и в распределении

ролей. Водящего можно назначить не только с помощью считалки, можно

предложить детям самим выбрать водящего, а потом объяснить, почему

возникло такое предложение. Будет удачно, если для выбора водящего вы

используете игру «Флюгер». Все встают в круг, в центре находится один из

игроков с закрытыми глазами и вытянутыми прямыми руками (на уровне

плеч), по условному сигналу он начинает вращаться, по сигналу стоящих в

кругу - «Стоп»- останавливается. На кого показывают вытянутые руки, тот и

становится водящим.

Педагогический анализ игры проводится сразу после окончания, вам

необходимо задать вопросы детям, например: - Какой ловишка был самым

ловким? Почему вы так считаете? - Кто из игроков может считаться самым

ловким в сегодняшней игре? (Тот, кто не попался ни одному ловишке.) И

применить одну из нематериальных наград: аплодисменты всех игроков или

фраза воспитателя – «Молодцы! Вы сегодня самые ловкие игроки!»,

произнесённая торжественным и радостным голосом.

Разучивание новой подвижной игры

Проведение знакомой детям подвижной игры (средний и старший

дошкольный возраст) организуется иначе. Детям называются несколько игр,

к которым вы приготовили оборудование. Предлагается выбрать одну из них.

После выбора игры вы задаёте детям вопросы - о сигналах на начало и конец

игры (лучше, если это будут хоровые сигналы, например, «Раз, два, три –

лови!» или «Раз, два, три – в круг скорей беги»), договариваетесь о новых

правилах, которые могут сделать игру интереснее, например: теперь тот, кого

поймали, не будет уходить в сторону, а станет выполнять роль ловишки. Для

этого придумываются действия ловишки и того ребёнка, которого осалили.

Ловишка – касается рукой плеча пойманного ребёнка и говорит громко:

«поймал». Ребёнок, которого поймал ловишка, быстро поднимает вверх одну

руку и выкрикивает: «я ловишка!» и сразу начинает ловить игроков. После

этих действий дети убегают уже от этого ловишки. С каждым пойманным

игроком ситуация повторяется. Затем дети самостоятельно готовят игровую

площадку. Предлагаете детям самостоятельно выбрать водящего (приёмы:

«флюгер», считалка и т.д.). Контролируете распределение детей на игровой

площадке, лучше, если включаетесь в игру сами.

Педагогический анализ игры проводите так же, как и при разучивании

новой игры.

Необходимо помнить, методический приём – ваше личное участие в

подвижных играх детей.

Участие может быть прямым: вы являетесь игроком или выполняете

ведущую роль и косвенным: вы находитесь на игровой площадке и

короткими указаниями поддерживаете интерес детей к игре: громче говори

«поймал», бегаем в одном направлении и т.д.

Формулировки двигательных задач к подвижным играм, которые

должны применяться при составлении календарных планов воспитателями

ДОУ, основываются на программных задачах по основным движениям

конкретной возрастной группы.

Подвижные игры в детском саду – важнейший элемент воспитания и

развития ребенка. В игре ребенок активно и творчески осваивает правила и

нормы поведения людей, их взаимоотношения, познает окружающий мир.

Педагог, организуя подвижную игру, воздействует на коллектив детей и

через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником, ребенок

сталкивается с необходимостью подчиняться правилам, согласовывать свои

действия

с

другими

детьми.

Игра

помогает

преодолеть

робость,

застенчивость, подчинение правилам воспитывает у детей организованность,

умение управлять своими движениями.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения педагога с

детьми. Педагог рассказывает, объясняет им содержание игр, их правила.

Дети запоминают новые слова, следовательно, обогащается словарный запас.

Именно игры формируют характер, развивают умственные способности,

восприятие,

мышление,

внимание,

пространственные

и

временные

представления.

Интенсивная

работа

большого

количества

мышц

при

выполнении

игровых

упражнений

способствует

улучшению

функций

сердечно-сосудистой

и

дыхательной

систем,

укрепляется

опорно-

двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда

других физиологических процессов. Игра доставляет ребенку истинную

радость, которая глубоко проникает в его душу.

Таким образом, грамотная организация педагогом подвижных игр в ДОО

помогает

снизить

заболеваемость

детей,

повысить

их

физическую

подготовку, психологическое состояние.

Список литературы:

1. Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/ Агапова И.А.,

Давыдова М.А. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.

2. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система

работы Вавилова/ Е. Н. - М.: Скрипторий, 2008. - 160 с.

3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/

Вареник Е.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

4. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного

возраста / Доронина М.А. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – С.10-14.

5.

Емельянова

М.Н.

Подвижные

игры

как

средство

формирования

самооценки / Емельянова М.Н. // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. –

С.29-33.

6. Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-

ролевые, подвижные /Сост. Мудрова А.Ю.- М.: Центрполиграф, 2011.- 220 с.

7. Кузнецов В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод.

пособие / Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.

8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / Рунова

М.А. – М.: Мозаика-синтез, 2009. – 212 с.

9. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: пособие для

педагогов дошкольных учреждений - Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.



В раздел образования