Напоминание

"Мозжечковая стимуляция как современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии"


Автор: Овчинникова Маргарита Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3 СП "Детский сад Аленушка"
Населённый пункт: Самарская область г. Похвистнево
Наименование материала: статья
Тема: "Мозжечковая стимуляция как современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Мозжечковая стимуляция как современный метод коррекции различных

нарушений в речевом и интеллектуальном развитии»

Нейропсихологическая коррекция в детском саду.

Мозжечковая стимуляция как современный метод коррекции различных

нарушений в речевом и интеллектуальном развитии.

В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в психическом

развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в

образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе.

Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих

детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах

ниженормативных границ.

Программа

«Нейропсихологическая

коррекция.

Метод

замещающего

онтогненеза»

считается

универсальной.

На

ее

основании

строится

нейропсихологическая

профилактика

и

коррекция

большого

спектра

нарушений: от довольно тяжелых сочетаний расстройств речи, явной задержки

умственного развития до изолированных сбоев отдельных процессов.

Основоположник отечественной нейропсихологии – Александр Романович

Лурия.

Начинаем нашу практическую деятельность с Диагностического блока.

Мозжечок расположен близко к зрительной и слуховой областям. Прежде, чем

начинать работу по мозжечковой стимуляции, необходимо собрать анамнез у

родителей.

Оборудование для мозжечковой стимуляции

Для мозжечковой стимуляции можно использовать такие упражнения, как:

Ø прыжки на батуте, фитнесмячах

Ø вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя)

Ø удержание равновесия на балансировочных подушках

Ø удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе

1

Ø прокатывание «бревнышком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть

руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в

одну сторону, затем в обратную)

Ø прокатывание «солдатиком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть

руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в

одну сторону, затем в обратную)

В основе программы мозжечковой стимуляции, которую определяют как

«прорыв в обучении», лежит система тренировок на особом тренажере –

балансировочной доске для мозжечковой стимуляции Бильгоу. Для каждого

ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается

возраст ребенка, его возможности и особенности. Занятия можно начинать в

возрасте 3-4 лет, продолжительность занятий от 15 минут.

Практические упражнения: НА ДОСКЕ

Упражнения с разновесными мешочками

Разного веса мешочки с крупой кидаются ребенку:

Ø Можно принимать мешочки от ведущего одной рукой, двумя;

Ø Кидать и ловить мешочки одновременно;

Ø Подкидывать мешочки вверх двумя руками;

Ø Использовать мишень на полу, мишень на стене;

Ø Подкидывать вверх каждой из рук.

Практические упражнения: НА БАЛАНСИРОВОЧНЫХ ПОДУШКАХ

Все знают, что такое батут и как весело на нем прыгать, но мало кто знает, что

кроме удовольствия от прыжков, батут приносит большую пользу детскому

организму.

Перед занятиями на батуте важно получить рекомендации от врача детского

учреждения, который должен убедиться, что ребенок физически здоров и

сможет хорошо перенести нагрузки от занятий на батуте.

2

Тренировки

на

батуте

помогают

синхронизировать

работу

зрительной,

слуховой и вестибулярной системы. Эти тренировки – многоуровневая

стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи.

Во время тренировок ребенок ритмично прыгает на небольшом батуте и

вслух

произносит

звуки,

слоги,

слова,

чистоговорки.

Дополнительно

предусмотрены упражнения на развитие ориентировки в пространстве и

развитие зрительного восприятия.

Упражнение «Фиксированный выдох»

Упражнение «Гласные»

Упражнение «Прямые, обратные, закрытые слоги»

Упражнение «Летающие стрелки»

Инструкция:

1.Прыгать и называть направления «полета» стрелки.

2.Прыгать и поворачиваться во время каждого прыжка на 180 градусов.

3.Договориться о выполнение какого-либо действия, когда будет появляться

изображение, например, стрелка вправо, то нужно поднимать левую руку.

Упражнение «Числовые таблицы»

Варианты упражнений:

1. Ребенок прыгает и называет числа (прямой и обратный счет) одного

заданного цвета в столбце или строке. Можно усложнить задание, предложить

ребенку прыгать с поворотом на 180 градусов, использовать два экрана

мониторов.

2. Счет прямой. Но четные числа одного цвета, нечетные – другого. Ребенок

прыгает и называет.

3. Одновременный прямой – обратный счет, прыгать и называть цифры только

одного цвета.

4. Одновременный обратный – прямой счет выполняются аналогично.

3

5. Прыгать и выполнять арифметические действия, например, складывать или

вычитать числа определенного цвета, глядя по очереди на 2 экрана монитора, с

поворотом при прыжке на 180 градусов.

6. Математический диктант для школьников. Например: «Прыгай на батуте.

Найди в таблице число 7 красного цвета. От него отсчитывай клетки по

инструкции, отслеживай глазами, запоминай числа в этих клетках, складывай

их в уме, назови сумму. Слушай: 3 клетки вправо, 1 вниз, 1 влево. Какая сумма

у тебя получилась?».

7. Важно: можно предложить оценить конечный результат заданий ребенку

самому. Задача взрослого научить ребенка не бояться ошибок, развить

способность к самооценке, убедить, что во время упражнений происходят

позитивные изменения. Вчера ребенок не умел это делать, а сегодня научился.

В результате тренировок развивается навык балансирования, приходит

осознание схемы собственного тела, повышается концентрация внимания,

развивается общая моторика. Занятия помогают развитию речевых навыков и

математических способностей, как следствие у детей с ОВЗ улучшается

успеваемость, память, навыки социальной адаптации.

Повышается эффективность других коррекционных занятий (с психологом,

логопедом, дефектологом).

Американский педагог Дж.Дьюн в 1922г. написал в своей книге «Школы

будущего»:

«…когда старшие пытаются привести ребенка к состоянию покоя,

неподвижности, они вредят его здоровью, портят его жизнь, парализуют

его способность приобретать знания»

Литература:

1.

А.А.Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» М.

Генезис 2015г.

2.

Е.Ю. Балашова «Нейропсихологическая диагностика» Москва Генезис

2015г.

3.

Э.Джин Айрис «Ребенок и сенсорная интеграция» М.оскваТеревинф 2017г.

4

4.

А. Банди Ш. Лейн Э. Мюррей «Сенсорная интеграция» М.осква Теревинф

2017г.

5.

Нейрологопедический центр ЛОГОПРОГНОЗ «Лого-батут» Санкт-

Петербург. 2017

6.

Сборник «Современные подходы и технологии сопровождения детей с

особыми образовательными потребностями» Пермь 2018

5



В раздел образования