Реализация идей А.С. Макаренко в организации досуговой деятельности несовершеннолетних осуждённых
Автор: Харламова Наталья Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю Населённый пункт: город Канск Красноярского края Наименование материала: статья Тема: Реализация идей А.С. Макаренко в организации досуговой деятельности несовершеннолетних осуждённых Раздел: полное образование
Реализация идей А.С. Макаренко в организации досуговой
деятельности несовершеннолетних осуждённых
Наталья Михайловна Харламова
учитель ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН
России по Красноярскому краю
Во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948
году, провозглашается: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг». Право человека на
использование свободного времени по своему усмотрению закреплено в ст. 44 Конституции РФ.
Данное право реализуется, в частности, в процессе организации и проведения воспитательной
работы, в том числе и с осуждёнными в местах лишения свободы.
Общеизвестно, если свободное время правильно не организовано, то в лучшем случае
человек бездельничает, в худшем – оно заполняется асоциальной деятельностью. Лица, которые
сосредоточены в местах лишения свободы, как ни кто другой знают об этом и подтвердят
очевидный факт. До осуждения, будучи на свободе, они своеобразно заполняли свой досуг.
Одним из эффективных способов организации досуга осуждённых является кружковая
работа.
В
настоящее
время
актуальность
проблемы
организации
кружковой
работы
с
осуждёнными возрастает в связи с тем, что Федеральный закон от 07.12.2011 №420 признал
утратившим
силу
ст.111
УИК
РФ
«Самодеятельные
организации
осуждённых
к
лишению
свободы»,
которые
прекратили
существование.
Вместе
с
утратившей
силу
статьёй,
закрепляющей задачи, стоящие перед самодеятельными организациями осуждённых, перестали
решаться и эти задачи. Организуя кружковую работу с осуждёнными, возможно заполнить
образовавшийся вакуум, а также вернуться к решению некоторых из этих задач. Например,
таких
как
организация
досуга
осуждённых,
духовное,
профессиональное
и
физическое
развитие, формирование здорового образа жизни.
В истории организации кружковой работы с осуждёнными обращает на себя внимание
плодотворная практическая деятельность известного педагога А.С. Макаренко в 20-30 годы
прошлого столетия в колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского.
Важным моментом в жизни этих воспитательных учреждений было создание таких
условий,
чтобы
творчество
каждого
колониста
и
коммунара
способствовало
раскрытию
и
развитию их индивидуальных способностей. В руководимых А.С. Макаренко учреждениях в
атмосфере
поддержки,
признания
и
одобрения
любого
творчества,
а
также
проявления
индивидуальных способностей и талантов воспитанников рассматривались как ценность и
возможность
обогащения
общей
жизни.
С
этой
целью
в
колонии
и
коммуне
создавалось
большое количество кружков разной направленности.
Конечно, повторить то, что создал А.С. Макаренко в руководимых им учреждениях, в
условиях современных ИУ невозможно, но те педагогические идеи, которые лежали в основе
организации
кружковой
работы
с
воспитанниками,
необходимо
знать
и
использовать
в
настоящее время.
В начале учебного года в школе проводился опрос обучающихся: “Пытались ли вы когда-
нибудь
сочинять
стихи,
музыку,
самостоятельно
рисовать,
изобретать,
выдумывать
что-то
новое?” Оказалось, что 87% обучающихся ничего из перечисленного не пытались сделать.
“Не
пытался, потому что все равно ничего не получится”; “Не нравится, поэтому и не пытался”.
Отсутствие веры в свои возможности и интереса к творчеству у школьников – что может быть
тревожнее для педагогов! Но ведь известно, бесталанных детей нет, творческие способности
заложены природой. И таланты бывают разные: талант общения, вокальные способности,
организаторские,
артистические
и
многие
другие,
раскрыть
которые
можно
только
во
внеурочной деятельности.
Претворяя в жизнь идеи великого педагога, учителя школы особое внимание уделяют
организации внеурочной деятельности несовершеннолетних осуждённых: из 27 кружков и
творческих
объединений,
функционирующих
в
Канской
воспитательной
колонии,
17
возглавляют педагогические работники школы. Кружки декоративно-прикладного творчества
«Изонить»,
«Бумажная
пластика»,
«Креативный
скрапбукинг»,
«Сувенирная
мастерская»,
«Флористика
и
дизайн»,
«Художественная
композиция»,
«Бумажные
фантазии»
позволяют
воспитанникам средствами искусства развивать умение наблюдать, формировать эмоционально-
волевую
сферу.
Организация
досуговой
деятельности
выстраивается
с
учетом
стремления
воспитанников к самостоятельности, к максимальному проявлению творчества, успеха, что
необходимо для позитивного утверждения собственной личности воспитанников. Именно путём
систематической и правильно организованной внеурочной работы удаётся воздействовать на
развитие личности воспитанников, коррегировать их ценностные установки, активно вовлекая в
творческую деятельность различных видов: духовно-нравственное и декоративно-прикладное,
художественно-эстетическое, экологическое, информационно-техническое, культурологическое,
театральное, здоровьесберегающее.
Дополнительным образованием охвачены все обучающиеся школы, а также необучаемые
воспитанники. Ребятам предоставляется право выбора кружка по своим увлечениям, интересам
и склонностям. Информацию о содержании деятельности школьных творческих объединений
воспитанники узнают из специально созданных учителями буклетов.
Кружковые занятия систематически проходят в выходные дни. С учётом режимных
требований
учреждения
расписание
театральной
студии,
студии
кабельного
телевидения,
вокальной
студии,
спортивного
клуба
проходят
в
соответствии
с
установленным
и
утверждённым графиком.
Методологическим основанием программ школьных творческих объединений является
практико-ориентированный подход, связанный с получением обучающимися реальных знаний
по новому для них виду деятельности, развитием приобретённых знаний, умений и навыков, а
также
способствуют
формированию
образовательной
компетенции
через
расширение
и
углубление ключевых компетенций организации творческого процесса.
Основной
целью
занятий
является
помощь
подросткам
в
личностном
развитии,
приобретении новых навыков в общении с другими, понимание языка чувств, понимания себя и
других, овладение более разнообразными средствами для выражения своего «Я», раскрытии
творческих
и
трудовых
задатков.
Тематика
занятий
позволяет
формировать
уважительное
отношение к таким нравственным ценностям, как любовь к Родине и родному краю, уважение к
общественному
строю,
смысл
человеческой
жизни,
выбор
и
ответственность,
умение
сотрудничать, чувство долга, ответственность, уважение к людям, добро, совесть и другие.
Особое место в структуре воспитательной работы школы занимает школьная газета
«Взгляд». Наличие в школе собственного печатного издания — это прекрасная возможность для
творческих пишущих ребят размещать свои произведения на страницах школьной газеты. Все
статьи посвящены наиболее значимым и ярким событиям школьной жизни.
В основу программы театральной студии «Небо» положена система методик групповой и
индивидуальной работы с воспитанниками посредством арт- и игровой терапии. Основной
целью этой программы является помощь подросткам в личностном развитии,приобретении
новых навыков в общении с другими, понимание языка чувств, понимания себя и других,
овладение более разнообразными средствами для выражения своего «Я».
Программа театральной студии «Небо» открыта для всех ребят, имеющих интерес к
этому
виду
деятельности.
Но
прежде
всего,
мы
направляем
в
театральную
студию
тех
подростков, чья творческая энергия не находит места для выхода, кому трудно найти понимание
со взрослыми, для кого поиск общего языка с окружающим миром является проблемой.
Участие в театральной студии «Небо» помогает воспитанникам решать свои личностные
проблемы роста социально приемлемым образом. Ежегодно наши «театралы» участвуют в
Фестивале художественной самодеятельности «Калина красная», занимая почётные призовые
места.
Используя
кружковую
работу,
удаётся
существенно
облегчить
установление
психологического контакта с осуждёнными, выявить положительные качества их личности. Это
касается даже самых трудновоспитуемых лиц – участников кружков, которые охотнее идут на
контакт.
Кроме
того,
кружковая
деятельность
способствует
разностороннему
раскрытию
индивидуальных
возможностей
осуждённого,
которые
не
всегда
удаётся
выявить
и
активизировать в других видах деятельности: трудовой, учебной, бытовой.
Главная
особенность
здоровьесберегающего
воспитания
–
формирование
соответствующей мотивационной сферы подростков, т.е. поведенческих реакций, направленных
на
сохранение
и
укрепление
собственного
здоровья.
Эта
мотивационная
направленность
является доминирующей на занятиях кружка «Здоровый образ жизни». По данным медицинской
службы некоторые воспитанники находятся на грани нервного срыва. В связи с этим поведение
их часто бывает необычным, изменяясь от выраженной гиперактивности со склонностью к
ссорам, конфликтам, агрессии до гипоактивности. Ведущими методами коррекции подобного
поведения на занятиях кружка являются аутогенные тренировки, ролевые игры, тесты, лекции с
практическими
заданиями,
проблемные
беседы
по
просмотренному
фильму.
Умелое
их
сочетание
на
занятиях
кружка
повышает
коэффициент
полезного
д е й с т в и я
здоровьесберегающей педагогики и способности ребят к «конструированию» собственного
здоровья.
Ценными показателями результатов работы школьных творческих объединений на базе
школы
и
спортивно-культурного
центра
являются
достижения
обучающихся.
Активные
кружковцы чаще других принимают участие в школьных, муниципальных, региональных и
всероссийских конкурсах и проектах.
А.С. Макаренко уделял большое внимание духовно-нравственному развитию коммунаров,
их
грамотности.
По
его
инициативе
в
коммуне
был
организован
библиотечный
кружок.
Несмотря
на
большую
занятость,
он
систематически
просматривал
формуляры
читателей,
обращая внимание на то, как часто воспитанники посещают библиотеку, кто и какие книги
берёт.
Он
старался
пробудить
в
каждом
воспитаннике
любовь
к
чтению
и
бережному
обращению с книгой.
В настоящее время перед библиотекой ВК стоит не менее главная цель
-
воспитание
уважения к литературному наследию, духовно-нравственное прозрение несовершеннолетних
осуждённых. С каждым годом происходит накопление библиотечного фонда и улучшение
материально-технической базы. Сейчас библиотечный фонд насчитывает более 6 тысяч книг, в
которые входят учебная и историческая литература, в том числе книги по краеведению. В
настоящее время библиотека располагается в здании культурно-спортивного центра и оснащена
самым необходимым и современным оборудованием: здесь имеется проектор для проведения
интерактивных
лекций
и
мастер-классов,
телевизор,
позволяющий
не
только
смотреть
исторические военные и авторские фильмы, но и слушать аудиокниги. Для воспитанников
оборудован читальный зал, в котором могут разместиться 12 человек. Здесь ребята выбирают
книги по интересам или читают периодические издания (газеты, журналы). Здесь ежемесячно
проходят
недели
поэтов
и
писателей,
встречи
с
интересными
людьми,
вечера
поэзии,
литературные гостиные, на которых воспитанники более подробно изучают
произведения,
читают стихи и прозу. Организовано взаимодействие с Канской юношеской библиотекой и
центральной
городской
библиотекой
им.
А.П.
Чехова,
специалисты
которых
приобщают
несовершеннолетних осуждённых к ценностям мировой и отечественной культуры. Кроме того,
воспитанники
имеют
возможность
ежедневно
пользоваться
Электронной
Национальной
Библиотекой и электронной библиотекой СФУ.
Человек живет и действует в сложных условиях многообразного социума. Развитие
человека
-
результат
сложного
длительного
поступательного
процесса,
в
ходе
которого
изменяются
его
биологические,
психологические
и
социальные
свойства.
Эти
изменения
происходят
в
процессе
формирования
личности,
под
воздействием
её
воспитания
и
образования.
Основная
наша
задача
-
дать
каждому
несовершеннолетнему,
с
учетом
его
психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему
не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить, свои потенциальные
способности.
Жизнедеятельность
человека
определяется
не
адаптацией
к
изменяющимся
условиям, а ориентировкой на будущее и прогнозированием.
Успех
воспитанника
в
школе,
воспитание
социально
активной
личности,
умеющей
принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый воспитанник
талантлив, каждый - это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ему
раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
Поэтому наша деятельность предполагает взаимодействие с воспитанниками, в процессе
ресоциализации
которых
возникают
различного
рода
проблемы.
Общение
с
такими
воспитанниками
требует
особого
такта
и
профессионализма.
Поэтому
кредо
нашей
деятельности мы увидели в словах восточной мудрости: "Настойчивость и терпеливость – или,
как у А.С. Макаренко – «Уважение и требовательность» в единстве противоположностей - два
козыря
успеха".
Мы
считаем,
что
эти
принципы
позволяют
нам
достигать
определённых
успехов.
Задача
социальной
адаптации
и
ресоциализации
несовершеннолетних
осуждённых
является
сложной
и
комплексной,
эффективность
решения
которой
в
большей
степени
определяется характером социальной среды, в которую приходит после освобождения молодой
человек, от конкретной семейной, социально-бытовой ситуации и др.
Однако
последовательная
целенаправленная
воспитательная
работа
по
организации
досуговой деятельности несовершеннолетних помогает им осознать и предвидеть возможные
трудности после освобождения, получить соответствующие навыки и умения решения трудных
жизненных ситуаций, приобрести набор социально-одобряемых моделей поведения в обществе.
Воспитательная работа проанализирована нами и сделано обобщение опыта по теме:
«Организация
досуговой
деятельности
несовершеннолетних
осуждённых
Канской
воспитательной колонии». Описание данного воспитательного процесса обогащает теорию и
практику
пенитенциарной
педагогики,
помогает
выработать
конкретные
рекомендации
по
совершенствованию данного направления воспитательной работы в местах лишения свободы.
Единство
процессов
творческой
деятельности
и
возможностей
среды
способствует
преобразованию личности из объекта воспитательного воздействия в субъект, повышению
уровня воспитанности несовершеннолетних в условиях исправительного учреждения.
Воспитательный процесс, описанный в данном опыте работы, приобретает действенный,
управляемый, эффективный характер и способствует исправлению осуждённых, осмыслению
собственной системы ценностей и выработке новых жизненных ориентиров.
Литература
1.
Данилин Е.М., Н.В. Давыдова и др. Организация работы с осуждёнными в условиях
преобразования воспитательных колоний в воспитательные центры / ФКУ НИИ ФСИН
России. – М., 2013.
2.
Макаренко А.С. Наследие и современные преобразования в педагогической теории и
практике. – Н.Новгород: НГПИ, 2006. – 85 с.
3.
Семыкина Е.Н. Интеграция традиционного и инновационного гражданско-нравственного
воспитания
в
условиях
современных
вызовов
времени.
Гражданско-нравственное
становление
и
развитие
школьников.
Традиции
и
инновации.
Материалы
научно-
практической конференции (Москва, апрель 2010 г.) / Под науч. ред. Е.Н. Семыкиной. –
Ярославль, ООО «Аверс плюс» 2010.