Напоминание

Реализация идей А.С. Макаренко в организации досуговой деятельности несовершеннолетних осуждённых


Автор: Харламова Наталья Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю
Населённый пункт: город Канск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Реализация идей А.С. Макаренко в организации досуговой деятельности несовершеннолетних осуждённых
Раздел: полное образование





Назад





Реализация идей А.С. Макаренко в организации досуговой

деятельности несовершеннолетних осуждённых

Наталья Михайловна Харламова
учитель ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю Во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозглашается: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг». Право человека на использование свободного времени по своему усмотрению закреплено в ст. 44 Конституции РФ. Данное право реализуется, в частности, в процессе организации и проведения воспитательной работы, в том числе и с осуждёнными в местах лишения свободы. Общеизвестно, если свободное время правильно не организовано, то в лучшем случае человек бездельничает, в худшем – оно заполняется асоциальной деятельностью. Лица, которые сосредоточены в местах лишения свободы, как ни кто другой знают об этом и подтвердят очевидный факт. До осуждения, будучи на свободе, они своеобразно заполняли свой досуг. Одним из эффективных способов организации досуга осуждённых является кружковая работа. В настоящее время актуальность проблемы организации кружковой работы с осуждёнными возрастает в связи с тем, что Федеральный закон от 07.12.2011 №420 признал утратившим силу ст.111 УИК РФ «Самодеятельные организации осуждённых к лишению свободы», которые прекратили существование. Вместе с утратившей силу статьёй, закрепляющей задачи, стоящие перед самодеятельными организациями осуждённых, перестали решаться и эти задачи. Организуя кружковую работу с осуждёнными, возможно заполнить образовавшийся вакуум, а также вернуться к решению некоторых из этих задач. Например, таких как организация досуга осуждённых, духовное, профессиональное и физическое развитие, формирование здорового образа жизни. В истории организации кружковой работы с осуждёнными обращает на себя внимание плодотворная практическая деятельность известного педагога А.С. Макаренко в 20-30 годы прошлого столетия в колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. Важным моментом в жизни этих воспитательных учреждений было создание таких условий, чтобы творчество каждого колониста и коммунара способствовало раскрытию и развитию их индивидуальных способностей. В руководимых А.С. Макаренко учреждениях в атмосфере поддержки, признания и одобрения любого творчества, а также проявления индивидуальных способностей и талантов воспитанников рассматривались как ценность и возможность обогащения общей жизни. С этой целью в колонии и коммуне создавалось большое количество кружков разной направленности. Конечно, повторить то, что создал А.С. Макаренко в руководимых им учреждениях, в условиях современных ИУ невозможно, но те педагогические идеи, которые лежали в основе организации кружковой работы с воспитанниками, необходимо знать и использовать в настоящее время. В начале учебного года в школе проводился опрос обучающихся: “Пытались ли вы когда- нибудь сочинять стихи, музыку, самостоятельно рисовать, изобретать, выдумывать что-то новое?” Оказалось, что 87% обучающихся ничего из перечисленного не пытались сделать. “Не пытался, потому что все равно ничего не получится”; “Не нравится, поэтому и не пытался”. Отсутствие веры в свои возможности и интереса к творчеству у школьников – что может быть тревожнее для педагогов! Но ведь известно, бесталанных детей нет, творческие способности
заложены природой. И таланты бывают разные: талант общения, вокальные способности, организаторские, артистические и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. Претворяя в жизнь идеи великого педагога, учителя школы особое внимание уделяют организации внеурочной деятельности несовершеннолетних осуждённых: из 27 кружков и творческих объединений, функционирующих в Канской воспитательной колонии, 17 возглавляют педагогические работники школы. Кружки декоративно-прикладного творчества «Изонить», «Бумажная пластика», «Креативный скрапбукинг», «Сувенирная мастерская», «Флористика и дизайн», «Художественная композиция», «Бумажные фантазии» позволяют воспитанникам средствами искусства развивать умение наблюдать, формировать эмоционально- волевую сферу. Организация досуговой деятельности выстраивается с учетом стремления воспитанников к самостоятельности, к максимальному проявлению творчества, успеха, что необходимо для позитивного утверждения собственной личности воспитанников. Именно путём систематической и правильно организованной внеурочной работы удаётся воздействовать на развитие личности воспитанников, коррегировать их ценностные установки, активно вовлекая в творческую деятельность различных видов: духовно-нравственное и декоративно-прикладное, художественно-эстетическое, экологическое, информационно-техническое, культурологическое, театральное, здоровьесберегающее. Дополнительным образованием охвачены все обучающиеся школы, а также необучаемые воспитанники. Ребятам предоставляется право выбора кружка по своим увлечениям, интересам и склонностям. Информацию о содержании деятельности школьных творческих объединений воспитанники узнают из специально созданных учителями буклетов. Кружковые занятия систематически проходят в выходные дни. С учётом режимных требований учреждения расписание театральной студии, студии кабельного телевидения, вокальной студии, спортивного клуба проходят в соответствии с установленным и утверждённым графиком. Методологическим основанием программ школьных творческих объединений является практико-ориентированный подход, связанный с получением обучающимися реальных знаний по новому для них виду деятельности, развитием приобретённых знаний, умений и навыков, а также способствуют формированию образовательной компетенции через расширение и углубление ключевых компетенций организации творческого процесса. Основной целью занятий является помощь подросткам в личностном развитии, приобретении новых навыков в общении с другими, понимание языка чувств, понимания себя и других, овладение более разнообразными средствами для выражения своего «Я», раскрытии творческих и трудовых задатков. Тематика занятий позволяет формировать уважительное отношение к таким нравственным ценностям, как любовь к Родине и родному краю, уважение к общественному строю, смысл человеческой жизни, выбор и ответственность, умение сотрудничать, чувство долга, ответственность, уважение к людям, добро, совесть и другие. Особое место в структуре воспитательной работы школы занимает школьная газета «Взгляд». Наличие в школе собственного печатного издания — это прекрасная возможность для творческих пишущих ребят размещать свои произведения на страницах школьной газеты. Все статьи посвящены наиболее значимым и ярким событиям школьной жизни. В основу программы театральной студии «Небо» положена система методик групповой и индивидуальной работы с воспитанниками посредством арт- и игровой терапии. Основной целью этой программы является помощь подросткам в личностном развитии,приобретении
новых навыков в общении с другими, понимание языка чувств, понимания себя и других, овладение более разнообразными средствами для выражения своего «Я». Программа театральной студии «Небо» открыта для всех ребят, имеющих интерес к этому виду деятельности. Но прежде всего, мы направляем в театральную студию тех подростков, чья творческая энергия не находит места для выхода, кому трудно найти понимание со взрослыми, для кого поиск общего языка с окружающим миром является проблемой. Участие в театральной студии «Небо» помогает воспитанникам решать свои личностные проблемы роста социально приемлемым образом. Ежегодно наши «театралы» участвуют в Фестивале художественной самодеятельности «Калина красная», занимая почётные призовые места. Используя кружковую работу, удаётся существенно облегчить установление психологического контакта с осуждёнными, выявить положительные качества их личности. Это касается даже самых трудновоспитуемых лиц – участников кружков, которые охотнее идут на контакт. Кроме того, кружковая деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных возможностей осуждённого, которые не всегда удаётся выявить и активизировать в других видах деятельности: трудовой, учебной, бытовой. Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – формирование соответствующей мотивационной сферы подростков, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность является доминирующей на занятиях кружка «Здоровый образ жизни». По данным медицинской службы некоторые воспитанники находятся на грани нервного срыва. В связи с этим поведение их часто бывает необычным, изменяясь от выраженной гиперактивности со склонностью к ссорам, конфликтам, агрессии до гипоактивности. Ведущими методами коррекции подобного поведения на занятиях кружка являются аутогенные тренировки, ролевые игры, тесты, лекции с практическими заданиями, проблемные беседы по просмотренному фильму. Умелое их сочетание на занятиях кружка повышает коэффициент полезного д е й с т в и я здоровьесберегающей педагогики и способности ребят к «конструированию» собственного здоровья. Ценными показателями результатов работы школьных творческих объединений на базе школы и спортивно-культурного центра являются достижения обучающихся. Активные кружковцы чаще других принимают участие в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и проектах. А.С. Макаренко уделял большое внимание духовно-нравственному развитию коммунаров, их грамотности. По его инициативе в коммуне был организован библиотечный кружок. Несмотря на большую занятость, он систематически просматривал формуляры читателей, обращая внимание на то, как часто воспитанники посещают библиотеку, кто и какие книги берёт. Он старался пробудить в каждом воспитаннике любовь к чтению и бережному обращению с книгой. В настоящее время перед библиотекой ВК стоит не менее главная цель - воспитание уважения к литературному наследию, духовно-нравственное прозрение несовершеннолетних осуждённых. С каждым годом происходит накопление библиотечного фонда и улучшение материально-технической базы. Сейчас библиотечный фонд насчитывает более 6 тысяч книг, в которые входят учебная и историческая литература, в том числе книги по краеведению. В настоящее время библиотека располагается в здании культурно-спортивного центра и оснащена самым необходимым и современным оборудованием: здесь имеется проектор для проведения интерактивных лекций и мастер-классов, телевизор, позволяющий не только смотреть
исторические военные и авторские фильмы, но и слушать аудиокниги. Для воспитанников оборудован читальный зал, в котором могут разместиться 12 человек. Здесь ребята выбирают книги по интересам или читают периодические издания (газеты, журналы). Здесь ежемесячно проходят недели поэтов и писателей, встречи с интересными людьми, вечера поэзии, литературные гостиные, на которых воспитанники более подробно изучают произведения, читают стихи и прозу. Организовано взаимодействие с Канской юношеской библиотекой и центральной городской библиотекой им. А.П. Чехова, специалисты которых приобщают несовершеннолетних осуждённых к ценностям мировой и отечественной культуры. Кроме того, воспитанники имеют возможность ежедневно пользоваться Электронной Национальной Библиотекой и электронной библиотекой СФУ. Человек живет и действует в сложных условиях многообразного социума. Развитие человека - результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психологические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности, под воздействием её воспитания и образования. Основная наша задача - дать каждому несовершеннолетнему, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить, свои потенциальные способности. Жизнедеятельность человека определяется не адаптацией к изменяющимся условиям, а ориентировкой на будущее и прогнозированием. Успех воспитанника в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый воспитанник талантлив, каждый - это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ему раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств. Поэтому наша деятельность предполагает взаимодействие с воспитанниками, в процессе ресоциализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими воспитанниками требует особого такта и профессионализма. Поэтому кредо нашей деятельности мы увидели в словах восточной мудрости: "Настойчивость и терпеливость – или, как у А.С. Макаренко – «Уважение и требовательность» в единстве противоположностей - два козыря успеха". Мы считаем, что эти принципы позволяют нам достигать определённых успехов. Задача социальной адаптации и ресоциализации несовершеннолетних осуждённых является сложной и комплексной, эффективность решения которой в большей степени определяется характером социальной среды, в которую приходит после освобождения молодой человек, от конкретной семейной, социально-бытовой ситуации и др. Однако последовательная целенаправленная воспитательная работа по организации досуговой деятельности несовершеннолетних помогает им осознать и предвидеть возможные трудности после освобождения, получить соответствующие навыки и умения решения трудных жизненных ситуаций, приобрести набор социально-одобряемых моделей поведения в обществе. Воспитательная работа проанализирована нами и сделано обобщение опыта по теме: «Организация досуговой деятельности несовершеннолетних осуждённых Канской воспитательной колонии». Описание данного воспитательного процесса обогащает теорию и практику пенитенциарной педагогики, помогает выработать конкретные рекомендации по совершенствованию данного направления воспитательной работы в местах лишения свободы. Единство процессов творческой деятельности и возможностей среды способствует преобразованию личности из объекта воспитательного воздействия в субъект, повышению уровня воспитанности несовершеннолетних в условиях исправительного учреждения.
Воспитательный процесс, описанный в данном опыте работы, приобретает действенный, управляемый, эффективный характер и способствует исправлению осуждённых, осмыслению собственной системы ценностей и выработке новых жизненных ориентиров.
Литература
1. Данилин Е.М., Н.В. Давыдова и др. Организация работы с осуждёнными в условиях преобразования воспитательных колоний в воспитательные центры / ФКУ НИИ ФСИН России. – М., 2013. 2. Макаренко А.С. Наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. – Н.Новгород: НГПИ, 2006. – 85 с. 3. Семыкина Е.Н. Интеграция традиционного и инновационного гражданско-нравственного воспитания в условиях современных вызовов времени. Гражданско-нравственное становление и развитие школьников. Традиции и инновации. Материалы научно- практической конференции (Москва, апрель 2010 г.) / Под науч. ред. Е.Н. Семыкиной. – Ярославль, ООО «Аверс плюс» 2010.


В раздел образования