Автор: Назмутдинов Ильдар Загитович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г. Югорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа внеурочной деятельности кружка "Самоделкин"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Согласовано:
заместитель директора
«_____»________2018___г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (кружка)
«Самоделкин»
(наименование учебного предмета)
основное общее образование 5-8 классы
(
Уровень образования, класс)
2020 - 2021 учебный год
(
срок реализации программы
)
Составлена на основе примерной программы
Домовая резьба. Учебная программа.- М.: ВЦХТ, 1997 г.
(
наименование программы
)
А. С. Хворостов, Д.А. Хворостов
(автор программы)
___________________
Назмутдинов И.З.
_______________
(
Ф.И.О. учителя, составившего учебную программу
)
Югорск 2018 г.
Аннотация
Программа составлена на основе примерной программы «Домовая резьба».Учебная
программа.- М.: ВЦХТ, 1997 г.А. С. Хворостов, Д.А. Хворостов. Основной целью изучения курса
является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и
о распространенных в нем технологиях, изучение региональных видов декоративно- прикладного
творчества, домашней экономики.
Задачи:
Приобретение знаний по разделам технологии конструкционных материалов,
машиноведения, художественной обработки материалов;
Развитие
творческой,
активной,
ответственной
и
предприимчивой
личности,
способной
самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для
решения практических задач;
Подготовка к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Программа рассчитана на обучающихся 5-8 классов по изучению основных видах домовой
резьбы. Учебный план на этапе основного общего образования включает 70 учебных часов из
расчета 2 час в неделю.
1.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности (кружка).
Личностные результаты:
проявление
познавательных
интересов
и
активности
в
данной
области
предметной
технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения
текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического
труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций
будущей социализации и стратификации;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной
социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей
деятельности;
Метапредметные результаты:
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям
способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях,
не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе
моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-
технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
стоимость;
выбор
для
решения
познавательных
и
коммуникативных
задач
различных
источников
информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих
личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее
участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих
задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых
норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых
технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного
труда.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии,
информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий
промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в
технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической,
технологической и инструктивной информации;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими
культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и
проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-
энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и
ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и
гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической
информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с
учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов по установленным критериям и показателям с
использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке
товаров и услуг.
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или
профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и
труда.
в эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и
научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
в коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и
возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе
коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований
действующих нормативов и стандартов;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических
операций;
соблюдение
требуемой
величины
усилия,
прикладываемого
к
инструменту,
с
учетом
технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями для создания продуктов труда
умениямиизучать виды трудовой деятельности.
навыками использования распространенных ручных инструментов.
Врезультате изучения технологииобучающиеся независимо от изучаемого блока или раздела
получат возможность
познакомиться:
с основным технологическим понятиям.
с назначением и технологическими свойствами материалов;
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и
оборудования;
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
Рациональноорганизовыватьрабочееместо;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных
инструментов.
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами.
осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами качества
изготавливаемого изделия (детали);
проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с
использованием освоенных технологий и доступных материалов;
Использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни для:
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных
инструментов.
контроля качества выполняемых работ.с применением мерительных, контрольных и
разметочных инструментов.
выполнения безопасных приемов труда.
оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
Овладеют:
навыкам творческой деятельности;
навыками чтения и составления технической документации.
основными методами преобразования и использования материалов
умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте;
соблюдения культуры труда;
2. Содержание программы курса внеурочной деятельности (кружка) с указанием формы
организации видов деятельности.
Технология ручной обработки древесины и древесных материалов
Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения.
Виды древесных материалов, свойства и области применения. Пороки древесины. Отходы
древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины и
древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные
обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости). Графическое
изображение соединений деталей
на чертежах.
Общие сведения
о
сборочных
чертежах.
Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и технологической до-
кументации. Правила чтения сборочных чертежей. Технологическая карта и ее назначение.Виды
контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины.
Точность измерений и допуски при обработке. Изучение народных промыслов народов ХМАО-
Югры.
Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.
Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов,
особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление; сборка деталей изделия,
контроль качества; столярная и декоративная отделка деталей и изделий.
Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Технологии
изготовления деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Темы лабораторно-практических и практических работ.
Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы.
Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической
документации.
Организация рабочего места. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-
измерительных и разметочных инструментов.
Выполнение один из видов художественной обработки древесины
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами,
приспособлениями.
Изготовление
деталей
и
изделий
по
техническим
рисункам,
эскизам,
чертежам
и
технологическим картам.
Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали (изделии) и их
устранение. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и
оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов.
Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и оснастка для
работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности
труда при работе на сверлильном станке.
Токарный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на токарном
станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке. Технология токарных работ.
Правила безопасности труда при работе на токарном станке.
Современные
технологические
машины
и
электрифицированные
инструменты:
виды,
назначение, область применения, способы работы.
Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.
Темы лабораторно-практических и практических работ
. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной, проверка станка на
холостом ходу.
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами,
приспособлениями,
применяемыми
при
токарных
работах.
Выполнениерациональныхприемоввыполненияразличныхвидовтокарныхработ.
Изготовление деталей и изделий на станках по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего места.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты в элементах быта и одежде,
художественно-прикладные изделия.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесла). Единство функционального
назначения, формы и художественного оформления изделия. Эстетические и эргономические
требования к изделию. Понятие о композиции.
Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно-прикладных
работ. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с
древесиной и металлами в России.
Технологии
художественно-прикладной
обработки
материалов
различными
видами
инструментов (два-три вида технологий по выбору учителя). Разработка изделия с учетом
прагматического назначения и эстетических свойств. Составление рабочей документации.
Освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами.
Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и
металлами.
Темы лабораторно-практических и практических работ.
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного
творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их
декоративного оформления.
Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и технологических
свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления
деталей. Выполнение подготовительных работ по созданию изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной обработки
материалов. Отделка и презентацияизделий.
Соблюдение правил безопасности труда.
3.
Тематическое планирование .
№ раздела,
занятия.
Раздел программы. Темы занятий раздела.
Количеств
о часов
раздела
Даты
занятий
Параграф, пункт
и т.д.учебника,
учебного пособия
Характеристика основных видов
учебной деятельности
учащихся
1
Техника безопасности в мастерской.
Знакомство с видами резьбы.
2 часа
Формы организации
деятельности:
Индивидуальная, групповая.
Знают: технику безопасности
при работе с режущим
инструментом, названия
инструментов и правила
работы с ним.
Умеют: выполнять разметку,
выполнять действия работы с
резцами. Исследовать
несложные практические
ситуации, самостоятельно
выполнять различные
творческие работы.
2
Сведения о древесине. Рабочее место резчика
2 часа
3
Измерительный инструмент.Разметочный инструмент.
2 часа
4
Приспособления. Подготовка инструментов
2 часа
5
Знакомство с основными понятиями композиции.
2 часа
6
Знакомство с основными элементами геометрической
резьбы.
2 часа
7
Составление орнаментов геометрической резьбы.
2 часа
8-10
Знакомство с техникой и приёмами плоскорельефной
резьбы.
6 часов
11
Украшение разделочных досок узорами геометрического
плана.
2 часа
12-16
Работа по образцу.
10 часов
17
Плоскорельефная резьба
2 часа
Владеют: монологической и
диалогической речью,
вступают в речевое общение,
участвуют в диалоге.
Самостоятельно организуют
учебную деятельность.
Соблюдают нормы поведения
в окружающей среде и правила
здорового образа жизни
18-19
Работа по образцу.
4 часа
20-24
Украшение деталей в технике плоскорельефной резьбы.
10 часов
25
Знакомство с техникой и приёмами работ прорезной
резьбы
2 часа
26-28
Украшение изделий прорезной резьбой. Работа по
образцу. (Изготовление фазы под фрукты).
6 часов
29
Знакомство с техникой и приёмами накладной резьбы.
2 часа
30-34
Украшение изделий накладной резьбой. Работа по
образцу.(Изготовление панно).
10 часов
35
Организация и проведение выставки работ учащихся.
2 часа
Итого:
70 часов