Напоминание

Программа внеурочной деятельности кружка "Самоделкин"


Автор: Назмутдинов Ильдар Загитович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г. Югорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа внеурочной деятельности кружка "Самоделкин"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

Согласовано:

заместитель директора

«_____»________2018___г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (кружка)

«Самоделкин»

(наименование учебного предмета)

основное общее образование 5-8 классы

(

Уровень образования, класс)

2020 - 2021 учебный год

(

срок реализации программы

)

Составлена на основе примерной программы

Домовая резьба. Учебная программа.- М.: ВЦХТ, 1997 г.

(

наименование программы

)

А. С. Хворостов, Д.А. Хворостов

(автор программы)

___________________

Назмутдинов И.З.

_______________

(

Ф.И.О. учителя, составившего учебную программу

)

Югорск 2018 г.

Аннотация

Программа составлена на основе примерной программы «Домовая резьба».Учебная

программа.- М.: ВЦХТ, 1997 г.А. С. Хворостов, Д.А. Хворостов. Основной целью изучения курса

является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и

о распространенных в нем технологиях, изучение региональных видов декоративно- прикладного

творчества, домашней экономики.

Задачи:

Приобретение знаний по разделам технологии конструкционных материалов,

машиноведения, художественной обработки материалов;

Развитие

творческой,

активной,

ответственной

и

предприимчивой

личности,

способной

самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для

решения практических задач;

Подготовка к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

Программа рассчитана на обучающихся 5-8 классов по изучению основных видах домовой

резьбы. Учебный план на этапе основного общего образования включает 70 учебных часов из

расчета 2 час в неделю.

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности (кружка).

Личностные результаты:

проявление

познавательных

интересов

и

активности

в

данной

области

предметной

технологической деятельности;

выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения

текущих и перспективных потребностей;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического

труда;

самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций

будущей социализации и стратификации;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной

социализации;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей

деятельности;

Метапредметные результаты:

определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям

способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях,

не предполагающих стандартного применения одного из них;

проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе

моделирования изделия или технологического процесса;

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-

технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме

результатов своей деятельности;

выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную

стоимость;

выбор

для

решения

познавательных

и

коммуникативных

задач

различных

источников

информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих

личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее

участниками;

объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих

задач коллектива;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых

норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и

показателям;

обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых

технологических процессах;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой

производства;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного

труда.

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической

информации для проектирования и создания объектов труда;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии,

информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий

промышленного производства;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в

технологических процессах;

владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической,

технологической и инструктивной информации;

владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими

культуре труда и технологической культуре производства;

применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;

в трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда;

подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и

проектировании объекта труда;

подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-

энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и

ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и

гигиены;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической

информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией

общения;

подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с

учетом областей их применения;

контроль промежуточных и конечных результатов по установленным критериям и показателям с

использованием контрольных и измерительных инструментов;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

документирование результатов труда и проектной деятельности;

расчет себестоимости продукта труда;

примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке

товаров и услуг.

в мотивационной сфере:

оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или

профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других

участников познавательно-трудовой деятельности;

осознание ответственности за качество результатов труда;

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и

труда.

в эстетической сфере:

дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и

научной организации труда;

рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

в коммуникативной сфере:

формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и

возможностей будущих членов трудового коллектива;

выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе

коммуникации;

оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований

действующих нормативов и стандартов;

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

в физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и

выполнении операций с помощью машин и механизмов;

достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических

операций;

соблюдение

требуемой

величины

усилия,

прикладываемого

к

инструменту,

с

учетом

технологических требований;

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

В результате обучения учащиеся овладеют:

трудовыми и технологическими знаниями для создания продуктов труда

умениямиизучать виды трудовой деятельности.

навыками использования распространенных ручных инструментов.

Врезультате изучения технологииобучающиеся независимо от изучаемого блока или раздела

получат возможность

познакомиться:

с основным технологическим понятиям.

с назначением и технологическими свойствами материалов;

с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и

оборудования;

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

Рациональноорганизовыватьрабочееместо;

находить необходимую информацию в различных источниках;

применять конструкторскую и технологическую документацию;

выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных

инструментов.

соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами.

осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами качества

изготавливаемого изделия (детали);

проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с

использованием освоенных технологий и доступных материалов;

Использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности

и

повседневной жизни для:

организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных

инструментов.

контроля качества выполняемых работ.с применением мерительных, контрольных и

разметочных инструментов.

выполнения безопасных приемов труда.

оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

Овладеют:

навыкам творческой деятельности;

навыками чтения и составления технической документации.

основными методами преобразования и использования материалов

умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте;

соблюдения культуры труда;

2. Содержание программы курса внеурочной деятельности (кружка) с указанием формы

организации видов деятельности.

Технология ручной обработки древесины и древесных материалов

Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения.

Виды древесных материалов, свойства и области применения. Пороки древесины. Отходы

древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины и

древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные

обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости). Графическое

изображение соединений деталей

на чертежах.

Общие сведения

о

сборочных

чертежах.

Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и технологической до-

кументации. Правила чтения сборочных чертежей. Технологическая карта и ее назначение.Виды

контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины.

Точность измерений и допуски при обработке. Изучение народных промыслов народов ХМАО-

Югры.

Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.

Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов,

особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление; сборка деталей изделия,

контроль качества; столярная и декоративная отделка деталей и изделий.

Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Технологии

изготовления деталей различных геометрических форм ручными инструментами.

Темы лабораторно-практических и практических работ.

Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы.

Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической

документации.

Организация рабочего места. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-

измерительных и разметочных инструментов.

Выполнение один из видов художественной обработки древесины

Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами,

приспособлениями.

Изготовление

деталей

и

изделий

по

техническим

рисункам,

эскизам,

чертежам

и

технологическим картам.

Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали (изделии) и их

устранение. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и

оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов.

Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и оснастка для

работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности

труда при работе на сверлильном станке.

Токарный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на токарном

станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке. Технология токарных работ.

Правила безопасности труда при работе на токарном станке.

Современные

технологические

машины

и

электрифицированные

инструменты:

виды,

назначение, область применения, способы работы.

Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.

Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.

Темы лабораторно-практических и практических работ

. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной, проверка станка на

холостом ходу.

Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами,

приспособлениями,

применяемыми

при

токарных

работах.

Выполнениерациональныхприемоввыполненияразличныхвидовтокарныхработ.

Изготовление деталей и изделий на станках по техническим рисункам, эскизам, чертежам и

технологическим картам.

Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего места.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов.

Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты в элементах быта и одежде,

художественно-прикладные изделия.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесла). Единство функционального

назначения, формы и художественного оформления изделия. Эстетические и эргономические

требования к изделию. Понятие о композиции.

Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно-прикладных

работ. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с

древесиной и металлами в России.

Технологии

художественно-прикладной

обработки

материалов

различными

видами

инструментов (два-три вида технологий по выбору учителя). Разработка изделия с учетом

прагматического назначения и эстетических свойств. Составление рабочей документации.

Освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами.

Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и

металлами.

Темы лабораторно-практических и практических работ.

Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного

творчества народов России.

Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их

декоративного оформления.

Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и технологических

свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления

деталей. Выполнение подготовительных работ по созданию изделия.

Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной обработки

материалов. Отделка и презентацияизделий.

Соблюдение правил безопасности труда.

3.

Тематическое планирование .

№ раздела,

занятия.

Раздел программы. Темы занятий раздела.

Количеств

о часов

раздела

Даты

занятий

Параграф, пункт

и т.д.учебника,

учебного пособия

Характеристика основных видов

учебной деятельности

учащихся

1

Техника безопасности в мастерской.

Знакомство с видами резьбы.

2 часа

Формы организации

деятельности:

Индивидуальная, групповая.

Знают: технику безопасности

при работе с режущим

инструментом, названия

инструментов и правила

работы с ним.

Умеют: выполнять разметку,

выполнять действия работы с

резцами. Исследовать

несложные практические

ситуации, самостоятельно

выполнять различные

творческие работы.

2

Сведения о древесине. Рабочее место резчика

2 часа

3

Измерительный инструмент.Разметочный инструмент.

2 часа

4

Приспособления. Подготовка инструментов

2 часа

5

Знакомство с основными понятиями композиции.

2 часа

6

Знакомство с основными элементами геометрической

резьбы.

2 часа

7

Составление орнаментов геометрической резьбы.

2 часа

8-10

Знакомство с техникой и приёмами плоскорельефной

резьбы.

6 часов

11

Украшение разделочных досок узорами геометрического

плана.

2 часа

12-16

Работа по образцу.

10 часов

17

Плоскорельефная резьба

2 часа

Владеют: монологической и

диалогической речью,

вступают в речевое общение,

участвуют в диалоге.

Самостоятельно организуют

учебную деятельность.

Соблюдают нормы поведения

в окружающей среде и правила

здорового образа жизни

18-19

Работа по образцу.

4 часа

20-24

Украшение деталей в технике плоскорельефной резьбы.

10 часов

25

Знакомство с техникой и приёмами работ прорезной

резьбы

2 часа

26-28

Украшение изделий прорезной резьбой. Работа по

образцу. (Изготовление фазы под фрукты).

6 часов

29

Знакомство с техникой и приёмами накладной резьбы.

2 часа

30-34

Украшение изделий накладной резьбой. Работа по

образцу.(Изготовление панно).

10 часов

35

Организация и проведение выставки работ учащихся.

2 часа

Итого:

70 часов



В раздел образования