Напоминание

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня перфекционизма у студентов ВУЗа


Автор: Попова Анастасия Олеговна
Должность: студентка магистратуры кафедры педагогики и психологии
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"
Населённый пункт: г. Ижевск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь личностной тревожности и уровня перфекционизма у студентов ВУЗа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Попова Анастасия Олеговна

магистрант, Удмуртский государственный университет

Савельева Марина Геннадьевна

к.п.н., доцент, Удмуртский государственный университет

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня перфекционизма у

студентов ВУЗа

Попова А.О., Савельева М.Г.

The relationship between personal anxiety and the level of perfectionism

among university students

Popova A.O., Savelyeva M.G.

Аннотация:

В статье описаны особенности проявления тревожности и

перфекционизма

у

студентов.

Выявлены

особенности

взаимосвязи

личностной

тревожности

и

уровня

нормального

и

паталогического

перфекционизма

студентов

ВУЗа.

Даны

психолого-педагогические

рекомендации для студентов, имеющих высокий уровень перфекционизма.

Abstract: The article describes the features of manifestation of anxiety and

perfectionism among students. The features of the relationship between personal

anxiety and the level of normal and pathological perfectionism of university

students are revealed. Recommendations are given for students with a high level of

perfectionism.

Ключевые слова: личностная тревожность, нормальный перфекционизм,

паталогический перфекционизм.

Key words: personal anxiety, normal perfectionism, pathological perfectionism.

Актуальность. Студенческий возраст - важный период в жизни человека, в

течение

которого

он

осуществляет

свой

профессиональный

выбор,

приобретает чувство взрослости и идентичности, планирует свое будущее.

Значимыми являются образовательные и профессиональные достижения,

которые

укрепляют

уверенность

в

себе

и

свою

способность

быть

продуктивными, и в то же время закладывают основу для успешной

самореализации в будущем. Однако препятствием на пути к таким

достижениям может быть как перфекционизм, при котором человек ставит

перед собой недостижимо высокие стандарты и нереалистичные цели, так и

личностная тревожность, которая может повлиять на выполнение работы

вплоть до полного отказа от нее или возникновения депрессивного состояния

у студента.

Перфекционизм,

с

одной

стороны,

связан

со

стремлением

к

совершенству, более тщательным подходом к работе, а также высокой

концентрацией и внимательностью в процессе. Однако, исследования

перфекционизма

показывают,

что

перфекционизм,

в

первую

очередь

патологический,

больше

связан

с

негативными

изменениями

в

психологическом

и

физиологическом

здоровье

человека.

К

таким

изменениям можно отнесли высокий уровень личностной тревожности (Н.Г

Гаранян).

Конкретный уровень тревожности - непосредственная и неотъемлемая

отличительная черта энергичной

личности.

Однако высокий уровень

тревожности

является

индивидуальным

проявлением

неблагополучия

личности (Т.А. Полякова).

Стоит

отметить,

что

исследований

по

изучению

перфекционизма

в

современной

психологии

проводилось

не

так

много.

Поскольку

в

исследованиях перфекционизма присутствует негативная коннотация, можно

предположить,

что

соответствие

определенных

психологических

характеристик человека зависит от уровня его перфекционизма. В этих

условиях изучение психологических особенностей студентов, склонны к

перфекционизму и обладающих повышенной личностной тревожностью,

становится особенно актуальным.

Целью

нашего

исследования

стало

выявление

особенностей

взаимосвязи

личностной

тревожности

и

уровня

нормального

и

паталогического перфекционизма студентов ВУЗа.

В

процессе

исследования

были

использованы

следующие

методы:

теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические

(опросы, тестирование); методы статистической обработки результатов с

помощью программы IBM SPSS Statistics.

В исследовании приняло участие 30 студентов бакалавриата и магистратуры

ФГБОУ ВО «УдГУ» в возрасте от 19 до 47 лет,

из них студентов

бакалавриата – 15 человек, студентов магистратуры также 15 человек.

Ход исследования.

Первой

частью

практической

работы

стало

исследование

типа

перфекционизма среди студентов. Для этого использовалась многомерная

шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой.

[4]

Проанализировав

полученные

данные,

мы

можем

сказать,

что

по

интегральной

шкале

8

человек

из

30

имеют

высокий

уровень

перфекционизма.

Нор-

маль-

ный

уровень

пер-

фекци-

онизма

72%

Высо-

кий

уровень

пер-

фекци-

онизма

28%

Нормальный уровень

перфекционизма

Высокий уровень

перфекционизма

Рисунок 1.- Показатели общего уровня перфекционизма у студентов.

8 человек из 30-ти опрошенных продемонстрировали низкий уровень

перфекционизма, ориентированный на себя. То есть к себе эти респонденты

предъявляют заниженные требования. При этом среди данных студентов 5

человек предъявляют высокие требования к окружающим. Двое из этих пяти

опрошенных считают, что и окружающие к ним также очень требовательны.

Результаты по шкале перфекционизма ориентированного на других

показывают, что по сравнению с первой шкалой здесь у большего количества

опрошенных преобладает высокий уровень перфекционизма, а именно мы

наблюдаем

у

14

человек

из

30

высокий

уровень

перфекционизма,

ориентированного

на

других.

Под

этим

понимается

предъявление

чрезвычайно

высоких

требований

к

окружающим.

Высокий

уровень

перфекционизма преобладает у студентов бакалавриата. При этом низкого

уровня перфекционизма, ориентированного на других, не выявлено ни у

кого. Остальные 15 человек предъявляют вполне адекватные усредненные

требования к окружающим людям.

По результатам методики измерения

тревожности Тейлора мы выявили, что у 12 человек из 30-ти – высокий

уровень тревожности. 4 человека из них обладают высоким уровнем

перфекционизма по результатам исследования по методике Хьюитту и

Флетту.

При

этом

1

человек

с

высоким

уровнем

перфекционизма,

выявленным по этой методике, по Тейлору обладает низким уровнем

тревожности, 3 человека – средним уровнем тревожности.

Выявляя разницу в характере взаимосвязи взаимосвязи показателей

перфекционизма и тревожности между разными ступенями подготовки

бакалавриатом и магистратурой, мы можем отметить следующее. Из 8-ми

человек с высоким уровнем перфекционизма, 5 учатся в бакалавриате. Из

половины

опрошенных,

которые

предъявляют

высокие

требования

к

окружающим, 9 человек – будущие бакалавры. Из 8-ми студентов с

патологическим перфекционизмом 6 человек учатсся в магистратуре. Из 12

человек, имеющих на сегодня и личностную, и ситуативную тревожность, 7

студентов – магистранты. Из 12 человек с высоким уровнем тревожности по

Тейлору 7 студентов – бакалавры.

Полученные нами результаты позволяют говорить о том, что наличие

перфекционизма не зависит напрямую от ступени обучения студентов. Это

личностная особенность человека, которая берет корни из детства, из

воспитания. С этой особенностью можно и нужно работать, чтобы

превратить паталогический перфекционизм в конструктивный.

Что касается исследования личностной тревожности, то у студентов-

психологов из всего количества опрошенных 41% студентов имеют

повышенную тревожность, это несколько больше, чем у студентов-

информатиков, из которых 38% процентов также имеют повышенную

тревожность.

Разница в тревожности между бакалавриатом и магистратурой также

видна. У 44% студентов бакалавриата уровень тревожности повышен, а

среди студентов магистратуры только 36% процентов имеют повышенную

тревожность. Это можно объяснить тем, что магистранты в большинстве

случаев взрослее бакалавров, у них уже более устойчивая к стрессовым

ситуациям психика, а также больше опыта обучения в высшей школе.

Студенту-бакалавру, тем более первокурснику, очень страшно сделать что-

либо не в соответствии с требованиями и ожиданиями значимого другого, а в

данном случае таковым является преподаватель. Так как требования очень

важны, то их постоянно нужно держать в сознании. Адаптируясь к

требованиям педагогов, студент усваивает правила, и они становятся его

требованиями к себе.

Резюмируя

результаты

эмпирического

исследования,

мы

можем

констатировать следующее:

Для студента с выраженным перфекционизмом характерны:

волевые качества: высокий уровень проявления ответственности и

внимательности, дисциплинированности и старательности, способности

глубоко погружаться в работу, низкий уровень таких показателей как

решительность и настойчивость;

индивидуально-типологические

качества:

избыточная

личностная

тревожность, мнительность, боязливость, чувствительность, конформность,

зависимость и ведомость;

заниженная самооценка (особенно относительно интеллекта, характера,

способностей что-либо делать самостоятельно, уверенности), с максимально

высоким

расхождением

уровня

самооценки

и

уровня

притязаний

(максимально высокий уровень).

Для студентов с низким уровнем перфекционизма характерны:

волевые качества: инициативность, решительность, настойчивость и

гибкость (в отношении существующих целей);

индивидуально-типологические

свойства:

выраженная

экстравертированность и спонтанность, низкий уровень лабильности и

тревожности.

проявление более высокой самооценки. Студенты с низким уровнем

перфекционизма

считают

себя

уверенными,

способными,

добрыми,

обладающими хорошим характером, соотношение показателей самооценки и

уровня притязаний носит умеренный характер.

Исходя из результатов эмпирического исследования, установлено, что

студенты

с

высоким

уровнем

перфекционизма

обладают

такими

особенностями,

как

повышенная

ответственность

и

внимательность,

сензитивность и тревожность, а также несколько сниженным уровнем

самооценки при завышенном уровне притязаний.

В ходе исследования были даны рекомендации для студентов с

паталогическим перфекционизмом.

1. Расстановка четких для себя сроков выполнения задач.

Учитесь находить и разделять важное и второстепенное. Поймите, что

своевременность — это тоже категория качества. Не зацикливайтесь на

мельчайшей проработке деталей. Оцените, для чего нужна эта работа, что

будет зависеть от результатов ее выполнения. Решите, сколько времени и сил

вы готовы отдать работе, исходя из ее реальной значимости в вашей жизни.

После этого приложите все усилия, чтобы уложиться в эти рамки. Даже если

придется пожертвовать качеством выполнения каких-то деталей.

2. Не акцентировать внимания на неудачах.

Не всегда и все в жизни у нас получается. Мы достигаем высот в каких-

то областях, а в каких-то терпим одни неудачи. Каждый человек не раз

оказывался на месте «неудачника». У перфекционистов «неудача» является

страхом, и чтобы предотвратить этот страх, достаточно не акцентировать

внимание на том, что у вас не получается. Возможно, сделать из этого

выводы, получить жизненный опыт, но не считать себя неудачником. «Если

вы хотите изменить что-то в себе и окружающей жизни – действуйте, так

будто бы уже обладаете необходимыми навыками, а самоконтроль – ваш

главный помощник» . Даруйте себе право на минимум три ошибки в день. Не

ошибается тот, кто ничего не делает. Конструктивно воспринимайте критику:

критика — это проявление интереса к вашей работе. Если вас критикуют, то

верят в то, что вы можете выполнить работу еще лучше.

3. Использование техник снятия тревожности и стресса

Аутотренинг

это

снятие

мышечного

и

нервного

напряжения,

совершаемого методом самовнушения самостоятельно, без постороннего

вмешательства.

Дыхательные

упражнения

(медитация).

Чаще

эти

упражнения

на

акцентирования внимания на дыхании, тем самым отвлекают от мыслей о

том, что может тревожить, эти упражнения позволяют снять интенсивность

переживаний. Основной принцип такой техники – это выдох длиннее, чем

вдох.

Применение различных техник, связанных с образами. Эта группа техник

включает в себя все приемы визуализации.

1.

Запрет на сравнение себя с другими людьми.

В жизни всегда будут люди, которые умнее вас, знают что-то лучше

вас, сильнее вас и т.д. Сравнение ведет к тому, что вас всегда будет

окружать множество соперников или оппонентов, которых вы не сможете

превзойти. Вследствие этого уровень самооценки становится низкий.

2.

Прекращение собственного порицания и «съедания» себя.

Самооценка никогда не повыситься, если вы все время будете

повторять негативные высказывания по отношению к самому себе или

своему потенциалу. Коррекция самооценки в сторону адекватности

напрямую связана с высказываниями о самом себе. На все комплименты,

благодарности, признания, поздравления следует отвечать «спасибо».

Отвечая на вполне заслуженный комплимент «ничего особенного», вы тем

самым отклоняете его и одновременно с этим отправляете себе сигнал о

том,

что

совершенно

недостойны

похвалы,

формируя

при

этом

заниженную

самооценку.

Ежедневное

повторение

аффирмаций

(положительных утверждений) ведет к повышению самооценки, к

приобретению уверенности в своих возможностях.

3.

Дайте себе право быть несовершенными в труде.

Осознайте, что несовершенная работа, законченная сегодня, всегда

лучше совершенной работы, откладываемой бесконечно. У японцев есть

поговорка: «Почти совершенство лучше совершенства». Стремление к

совершенству — это замечательно, но важно на нем не зацикливаться.

Попробуйте понять, что нет предела совершенствованию и никто не

может сказать, что идеал достигнут, потому что критерий совершенства

субъективен, он у всех разный, и на всех не угодишь.

Выводы.

Анализ

результатов

эмпирического

исследования

позволил

нам

сформулировать следующие выводы. Независимо от уровня обучения около

трети студентов обладают высоким уровнем перфекционизма. С точки

зрения исполнительности задач, которые ставит перед ними образовательное

учреждение, это неплохо. Как правило, предъявляя завышенные требования к

себе или к окружающим людям, такие студенты добиваются необходимых

результатов. Но высокий уровень перфекционизма, а также патологический

перфекционизм наносят неизменный удар по психологическому состоянию

студента.

Эмпирическим путем мы доказали, что во всех случаях пи наличии

высокого перфекционизма у студентов, в том числе и патологического,

присутствует повышенный уровень личностной тревожности. Тревожность

дезорганизует

деятельность

и

нарушает

эффективность

достижения

результата, не говоря уже о влиянии на психологическое состояние человека,

который начинает испытывать свою несостоятельность и может даже

заболеть на фоне психосоматических проявлений. Таким образом, в

результате исследований мы выявили прямую взаимосвязь высокого уровня

перфекционизма с наличием высокого уровня личностной тревожности.

Литература:

1.

Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М: Аспект

Пресс, 2000.- 376 с.

2.

Гаранян Н. Г. Типологический подход к изучению перфекционизма //

Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 52–60.

3.

Грачева

И.И.

Уровень

перфекционизма

и

содержание

идеалов

личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: ИП РАН, 2006. - 24

с.

4.

Золотарева,

А.

А.

Методика

дифференциальной

диагностики

перфекционизма / А. А. Золотарева // Сборник материалов VI

Международной научно-практической онференции молодых ученых. Т.

1 — СПб.: ЛГУ, 2010 — С. 23–27.

5.

Малкина-Пых И. Г. Исследования взаимосвязи самоактуализации и

перфекционизма в структуре личности // Мир психологии. 2010. № 1.

С. 208– 218.

6.

Хорошун

М.

Э.

Особенности

взаимосвязей

перфекционизма

и

тревожности старшеклассников // Дискурс. 2016. № 2 (2). С. 282–287.

(Психологические

науки).



В раздел образования