Напоминание

Из опыта работы. Осенний сибирский лес


Автор: Волочинкова Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ "Луч"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы. Осенний сибирский лес
Раздел: дополнительное образование





Назад




Осенний сибирский лес.

Как дикие животные готовятся к зиме.

Программное содержание: развивать у детей интерес и любовь к родной

природе,

закрепить названия жилищ животных, познакомить детей с тем, как дикие животные

готовятся к зиме, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать

простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к животным.

Оборудование и материалы:

иллюстрации с изображение осеннего леса, картинки

животных: белка, заяц, ежик, лиса, медведь, волк

Ход занятия

Педагог демонстрирует иллюстрации с изображением осеннего леса:

- Здравствуйте, дети. Сегодня мы снова в гостях у осеннего леса. Мы снова повстречаемся

с его жителями и узнаем, что нового происходит в лесу. Давайте вспомним, какие

животные живут в лесу. А помогут нам загадки:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы (Заяц)

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать (Белка)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет (Лиса)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной (Еж)

Великан в бору живет.

Он сладкоежка – любит мед.

Когда испортится погода,

Ложится спать –

Да на полгода! (Медведь)

Педагог:

- Каких еще диких животных вы знаете? (Ответы детей)

Педагог показывает детям соответствующие картинки с изображением животных. Давайте

вспомним, кто где живет.

Игра «У кого какой домик»

Все встают в круг, педагог кидает ребенку мяч и называет животное, ребенок возвращает

мяч и называет жилище этого животного:

У медведя – берлога,

У белки – дупло,

У ежика – норка,

У лисы – нора,

У волка – логово.

Педагог:

- Наступила поздняя осень. Дни стали короче, а ночи длиннее. Холодает. Скоро зима.

Лесные жители не сидят без дела. Пора готовиться к холодной, снежной, голодной зиме.

Все животные делают на зиму запасы, относят их в свои норки. Это поможет им пережить

зиму и дождаться теплой весны. Оказывается, некоторые звери не только делают на зиму

запасы, но и меняют летние шубы на зимние. Догадайтесь, кто это? (Ответы детей)

Правильно, ребята! Зайчик всегда к зиме меняет свою шубку с серой на белую

(показывает картинку). Даже в загадке про зайчика говорится: «Летом серый, зимой

белый». Летом заяц носит серую шубку, а к зиме летний мех меняет на зимний –

белоснежный, густой. Тепло зайцу в зимней шубке, и на белом снегу его не заметят ни

волк, ни лиса, ни самый опытный охотник.

Есть в лесу еще один зверек, который меняет на зиму цвет шубки, попробуйте отгадать,

кто это.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

И в шубке рыжей летом. ( дети отвечают - Белка)

Педагог:

- Правильно, ребята, это белка (показывает картинку). Белочка меняет к зиме рыжую

шубку на серебристо-серую. Не страшны белке и зайцу в новых шубках зимние морозы.

Педагог читает детям отрывок из сказки Г.Скребицкого «Всяк – по-своему»

Летом в лесу, на полянке, у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Родился он не беспомощный,

голый, как какие-нибудь мышата или бельчата, совсем нет. Он явился на свет в серой пушистой

шёрстке, с открытыми глазками, такой шустрый, самостоятельный, сразу же мог бегать и даже

прятаться от врагов в густой траве.

— Ты у меня молодец, — сказала ему зайчиха на зайчином своём языке. — Лежи здесь тихонько

под кустиком, никуда не бегай, а если начнёшь бегать, скакать, на земле от твоих лапок следы

останутся. Наткнётся на них лиса или волк, сразу тебя по следу найдут и съедят. Ну, будь умник,

отдыхай, набирайся побольше сил, а мне нужно побегать, лапки размять.

И зайчиха, сделав большой прыжок, ускакала в лес. С тех пор зайчонка кормила не только родная

мать, но и другие зайчихи, те, что случайно забегали на эту полянку. Ведь у зайцев так исстари

завелось: наткнётся зайчиха на малыша, ей всё равно, свой ли, чужой, обязательно молоком

покормит.

Скоро зайчонок совсем окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу, знакомиться с его

обитателями — птицами и зверьками.

Так, ни о чём не заботясь, и прожил косой тёплое лето.

* * *

Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и

кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно: всё время

возились, перешёптывались между собой. И от этого лес наполнился тревожным шорохом.

Зайчишка почти не мог уснуть. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к

подозрительным звукам. Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный

подкрадывается к нему из-за кустов.

Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивал укрытия понадёжней. Искал и

не находил.

Зато, бегая по лесу, он повидал много нового, интересного, чего раньше летом никогда не

видывал. Он заметил, что все его лесные знакомцы — звери и птицы — о чём-то хлопочут, что-то

делают.

Однажды он встретил белку, но она не прыгала, как обычно, с ветки на ветку, а спустилась на

землю, сорвала гриб подосиновик, потом схватила его покрепче в зубы и вместе с ним вскочила на

дерево. Там белка засунула гриб в развилку между сучками.

Зайчишка увидел, что на этом же дереве уже висит несколько грибов.

— Зачем ты их рвёшь и вешаешь на сучки? — спросил он.

— Как — зачем? — ответила белка. — Скоро придёт зима, всё кругом покроется снегом, тогда

трудно будет достать еду. Вот я теперь и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях

грибы, собираю в дуплах орехи и жёлуди. А ты разве сам не запасаешь на зиму еду?

— Нет, — отвечал зайчишка, — я не умею этого делать. Мама-зайчиха меня не научила.

— Плохи твои дела, — покачала головой белка. — Тогда утепли хоть получше своё гнездо, заткни

мохом все щели.

— Да у меня и гнезда нет, — смутился зайчишка. — Я сплю под кустиком, где придётся.

— Ну, это уж никуда не годится! — развела лапками хозяйственная белка. — Не знаю, как ты

зиму перезимуешь без запасов еды, без тёплого гнёздышка.

И она вновь принялась за свои хлопоты, а зайка грустно запрыгал дальше.

Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался.

Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли.

Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это

барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.

— Здравствуй, косой, — ответил барсук. — Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже

лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.

— А зачем ты её выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.

— К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда

натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.

— А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, — сказал заяц.

— Не слушай её, — махнул лапой барсук. — Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить.

Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть

запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.

— Нет, я не умею нору копать, — ответил зайчишка. — Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я

там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.

— Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. — Ну, не

желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.

Побежал зайка дальше,

Вдруг что-то как зашуршит в кустах! Косой уже хотел броситься наутёк, но тут из опавшей

листвы выглянул старый знакомец — ёжик.

— Здорово, дружище! — крикнул он. — Ты что это такой невесёлый, уши развесил?

— Огорчили меня приятели, — отвечал зайчишка. — Говорят, нужно на зиму готовиться, а я не

умею

Ежик. —Ты лучше делай так, как я делаю: каждую ночь я поплотней наедаюсь, запасаю побольше

жиру, а когда достаточно запасу, тут меня начнёт в сон клонить. Заберусь я тогда в опавшие

листья, в мох, свернусь клубком да и засну на всю зиму. А когда спишь, тогда ни мороз, ни ветер

тебе не страшны.

— Нет, — отвечал зайчишка, — проспать я всю зиму не смогу. Сон у меня чуткий, тревожный, я

поминутно от каждого шороха просыпаюсь.

— Ну, тогда делай как знаешь, — ответил ёжик. — Прощай, мне пора местечко себе для зимнего

сна присмотреть.

Прошёл ещё месяц. Кусты и деревья сбросили последние листья. Наступила пора дождей,

холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство птиц улетело в тёплые страны. Звери

попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу, да к тому же с

ним приключилась беда: зайка вдруг заметил, что шкурка на нём начала белеть. Летняя, серая

шерсть сменялась новой — пушистой, тёплой, но зато совсем белой. Сперва побелели задние ноги,

бока, потом спинка и, наконец, голова. Только кончики ушей остались чёрными.

«Как же мне теперь от врагов прятаться? — с ужасом думал заяц. В белой шубе меня и лисица, и

ястреб сразу заметят». И зайчишка забивался в самую глушь, под кусты, в болотистые заросли.

Но вот однажды, когда зайчишка лежал, забравшись под кустик, он увидел, что всё кругом как-то

вдруг потемнело. Небо укрыли тучи; однако из них не закапал дождь, а посыпалось что-то белое и

холодное.

Первые снежинки закружились в воздухе, стали садиться на землю, на блёклую траву, на голые

сучья кустов и деревьев. С каждой секундой снег падал всё гуще и гуще. Уже невозможно было

разглядеть ближайшие деревья. Всё утонуло в сплошном белом потоке.

Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось, выглянули звёзды, яркие и лучистые, как

голубые морозные иглы. Они осветили поля и леса, принаряженные, укрытые белым покровом

зимы.

Уже давно наступила ночь, а зайчишка всё лежал под кустом. Ему страшно было выбраться из

своей засады и отправиться на ночную прогулку по этой необычно белой земле.

Наконец голод всё же заставил его покинуть убежище и поискать еду.

Найти её было не так уж трудно — снег только слегка прикрыл землю и даже не спрятал самых

маленьких кустиков.

Но случилась совсем другая беда: едва зайчишка выскочил из-под кустов и перебежал полянку, он

с ужасом увидал, что всюду за ним тянется вереница его следов.

«По таким следам любой враг меня легко может найти», — подумал косой.

Поэтому, когда под утро он снова отправился на дневной отдых, зайка ещё тщательнее, чем

раньше, запутал свои следы.

Только проделав это, он спрятался под кустик и задремал.

Но зима принесла с собой не одни огорчения. Когда рассвело, зайчишка с радостью увидал, что

его белая шубка совсем незаметна на белом снегу. Зайка будто оделся в шубку-невидимку. К тому

же она была куда теплее его летней серенькой шкурки, отлично спасала от мороза и ветра.

«Зима не так уж страшна», — решил зайчишка и спокойно задремал на весь день до вечера.

После прочтения отрывка из сказки педагог задает вопросы детям:

-Кого повстречал в лесу зайчишка?

-Что заготавливает на зиму белка?

- Как готовятся к зиме ежик, барсук?

-Где зимует зайка?

Итог занятия

Педагог:

- Сегодня мы узнали, что звери и птицы по-разному готовятся к зиме:

белки и мышки делают запасы,

медведи и ежи готовятся к спячке,

некоторые птицы улетают на юг, другие остаются зимовать.

Дети, о птицах мы поговорим на следующем занятии.



В раздел образования