Автор: Волочинкова Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ "Луч"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы. Осенний сибирский лес
Раздел: дополнительное образование
Осенний сибирский лес.
Как дикие животные готовятся к зиме.
Программное содержание: развивать у детей интерес и любовь к родной
природе,
закрепить названия жилищ животных, познакомить детей с тем, как дикие животные
готовятся к зиме, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать
простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к животным.
Оборудование и материалы:
иллюстрации с изображение осеннего леса, картинки
животных: белка, заяц, ежик, лиса, медведь, волк
Ход занятия
Педагог демонстрирует иллюстрации с изображением осеннего леса:
- Здравствуйте, дети. Сегодня мы снова в гостях у осеннего леса. Мы снова повстречаемся
с его жителями и узнаем, что нового происходит в лесу. Давайте вспомним, какие
животные живут в лесу. А помогут нам загадки:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы (Заяц)
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать (Белка)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет (Лиса)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной (Еж)
Великан в бору живет.
Он сладкоежка – любит мед.
Когда испортится погода,
Ложится спать –
Да на полгода! (Медведь)
Педагог:
- Каких еще диких животных вы знаете? (Ответы детей)
Педагог показывает детям соответствующие картинки с изображением животных. Давайте
вспомним, кто где живет.
Игра «У кого какой домик»
Все встают в круг, педагог кидает ребенку мяч и называет животное, ребенок возвращает
мяч и называет жилище этого животного:
У медведя – берлога,
У белки – дупло,
У ежика – норка,
У лисы – нора,
У волка – логово.
Педагог:
- Наступила поздняя осень. Дни стали короче, а ночи длиннее. Холодает. Скоро зима.
Лесные жители не сидят без дела. Пора готовиться к холодной, снежной, голодной зиме.
Все животные делают на зиму запасы, относят их в свои норки. Это поможет им пережить
зиму и дождаться теплой весны. Оказывается, некоторые звери не только делают на зиму
запасы, но и меняют летние шубы на зимние. Догадайтесь, кто это? (Ответы детей)
Правильно, ребята! Зайчик всегда к зиме меняет свою шубку с серой на белую
(показывает картинку). Даже в загадке про зайчика говорится: «Летом серый, зимой
белый». Летом заяц носит серую шубку, а к зиме летний мех меняет на зимний –
белоснежный, густой. Тепло зайцу в зимней шубке, и на белом снегу его не заметят ни
волк, ни лиса, ни самый опытный охотник.
Есть в лесу еще один зверек, который меняет на зиму цвет шубки, попробуйте отгадать,
кто это.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в шубке рыжей летом. ( дети отвечают - Белка)
Педагог:
- Правильно, ребята, это белка (показывает картинку). Белочка меняет к зиме рыжую
шубку на серебристо-серую. Не страшны белке и зайцу в новых шубках зимние морозы.
Педагог читает детям отрывок из сказки Г.Скребицкого «Всяк – по-своему»
Летом в лесу, на полянке, у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Родился он не беспомощный,
голый, как какие-нибудь мышата или бельчата, совсем нет. Он явился на свет в серой пушистой
шёрстке, с открытыми глазками, такой шустрый, самостоятельный, сразу же мог бегать и даже
прятаться от врагов в густой траве.
— Ты у меня молодец, — сказала ему зайчиха на зайчином своём языке. — Лежи здесь тихонько
под кустиком, никуда не бегай, а если начнёшь бегать, скакать, на земле от твоих лапок следы
останутся. Наткнётся на них лиса или волк, сразу тебя по следу найдут и съедят. Ну, будь умник,
отдыхай, набирайся побольше сил, а мне нужно побегать, лапки размять.
И зайчиха, сделав большой прыжок, ускакала в лес. С тех пор зайчонка кормила не только родная
мать, но и другие зайчихи, те, что случайно забегали на эту полянку. Ведь у зайцев так исстари
завелось: наткнётся зайчиха на малыша, ей всё равно, свой ли, чужой, обязательно молоком
покормит.
Скоро зайчонок совсем окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу, знакомиться с его
обитателями — птицами и зверьками.
Так, ни о чём не заботясь, и прожил косой тёплое лето.
* * *
Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и
кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно: всё время
возились, перешёптывались между собой. И от этого лес наполнился тревожным шорохом.
Зайчишка почти не мог уснуть. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к
подозрительным звукам. Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный
подкрадывается к нему из-за кустов.
Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивал укрытия понадёжней. Искал и
не находил.
Зато, бегая по лесу, он повидал много нового, интересного, чего раньше летом никогда не
видывал. Он заметил, что все его лесные знакомцы — звери и птицы — о чём-то хлопочут, что-то
делают.
Однажды он встретил белку, но она не прыгала, как обычно, с ветки на ветку, а спустилась на
землю, сорвала гриб подосиновик, потом схватила его покрепче в зубы и вместе с ним вскочила на
дерево. Там белка засунула гриб в развилку между сучками.
Зайчишка увидел, что на этом же дереве уже висит несколько грибов.
— Зачем ты их рвёшь и вешаешь на сучки? — спросил он.
— Как — зачем? — ответила белка. — Скоро придёт зима, всё кругом покроется снегом, тогда
трудно будет достать еду. Вот я теперь и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях
грибы, собираю в дуплах орехи и жёлуди. А ты разве сам не запасаешь на зиму еду?
— Нет, — отвечал зайчишка, — я не умею этого делать. Мама-зайчиха меня не научила.
— Плохи твои дела, — покачала головой белка. — Тогда утепли хоть получше своё гнездо, заткни
мохом все щели.
— Да у меня и гнезда нет, — смутился зайчишка. — Я сплю под кустиком, где придётся.
— Ну, это уж никуда не годится! — развела лапками хозяйственная белка. — Не знаю, как ты
зиму перезимуешь без запасов еды, без тёплого гнёздышка.
И она вновь принялась за свои хлопоты, а зайка грустно запрыгал дальше.
Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался.
Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли.
Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это
барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.
— Здравствуй, косой, — ответил барсук. — Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже
лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.
— А зачем ты её выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.
— К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда
натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.
— А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, — сказал заяц.
— Не слушай её, — махнул лапой барсук. — Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить.
Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть
запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.
— Нет, я не умею нору копать, — ответил зайчишка. — Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я
там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.
— Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. — Ну, не
желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.
Побежал зайка дальше,
Вдруг что-то как зашуршит в кустах! Косой уже хотел броситься наутёк, но тут из опавшей
листвы выглянул старый знакомец — ёжик.
— Здорово, дружище! — крикнул он. — Ты что это такой невесёлый, уши развесил?
— Огорчили меня приятели, — отвечал зайчишка. — Говорят, нужно на зиму готовиться, а я не
умею
Ежик. —Ты лучше делай так, как я делаю: каждую ночь я поплотней наедаюсь, запасаю побольше
жиру, а когда достаточно запасу, тут меня начнёт в сон клонить. Заберусь я тогда в опавшие
листья, в мох, свернусь клубком да и засну на всю зиму. А когда спишь, тогда ни мороз, ни ветер
тебе не страшны.
— Нет, — отвечал зайчишка, — проспать я всю зиму не смогу. Сон у меня чуткий, тревожный, я
поминутно от каждого шороха просыпаюсь.
— Ну, тогда делай как знаешь, — ответил ёжик. — Прощай, мне пора местечко себе для зимнего
сна присмотреть.
Прошёл ещё месяц. Кусты и деревья сбросили последние листья. Наступила пора дождей,
холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство птиц улетело в тёплые страны. Звери
попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу, да к тому же с
ним приключилась беда: зайка вдруг заметил, что шкурка на нём начала белеть. Летняя, серая
шерсть сменялась новой — пушистой, тёплой, но зато совсем белой. Сперва побелели задние ноги,
бока, потом спинка и, наконец, голова. Только кончики ушей остались чёрными.
«Как же мне теперь от врагов прятаться? — с ужасом думал заяц. В белой шубе меня и лисица, и
ястреб сразу заметят». И зайчишка забивался в самую глушь, под кусты, в болотистые заросли.
Но вот однажды, когда зайчишка лежал, забравшись под кустик, он увидел, что всё кругом как-то
вдруг потемнело. Небо укрыли тучи; однако из них не закапал дождь, а посыпалось что-то белое и
холодное.
Первые снежинки закружились в воздухе, стали садиться на землю, на блёклую траву, на голые
сучья кустов и деревьев. С каждой секундой снег падал всё гуще и гуще. Уже невозможно было
разглядеть ближайшие деревья. Всё утонуло в сплошном белом потоке.
Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось, выглянули звёзды, яркие и лучистые, как
голубые морозные иглы. Они осветили поля и леса, принаряженные, укрытые белым покровом
зимы.
Уже давно наступила ночь, а зайчишка всё лежал под кустом. Ему страшно было выбраться из
своей засады и отправиться на ночную прогулку по этой необычно белой земле.
Наконец голод всё же заставил его покинуть убежище и поискать еду.
Найти её было не так уж трудно — снег только слегка прикрыл землю и даже не спрятал самых
маленьких кустиков.
Но случилась совсем другая беда: едва зайчишка выскочил из-под кустов и перебежал полянку, он
с ужасом увидал, что всюду за ним тянется вереница его следов.
«По таким следам любой враг меня легко может найти», — подумал косой.
Поэтому, когда под утро он снова отправился на дневной отдых, зайка ещё тщательнее, чем
раньше, запутал свои следы.
Только проделав это, он спрятался под кустик и задремал.
Но зима принесла с собой не одни огорчения. Когда рассвело, зайчишка с радостью увидал, что
его белая шубка совсем незаметна на белом снегу. Зайка будто оделся в шубку-невидимку. К тому
же она была куда теплее его летней серенькой шкурки, отлично спасала от мороза и ветра.
«Зима не так уж страшна», — решил зайчишка и спокойно задремал на весь день до вечера.
После прочтения отрывка из сказки педагог задает вопросы детям:
-Кого повстречал в лесу зайчишка?
-Что заготавливает на зиму белка?
- Как готовятся к зиме ежик, барсук?
-Где зимует зайка?
Итог занятия
Педагог:
- Сегодня мы узнали, что звери и птицы по-разному готовятся к зиме:
белки и мышки делают запасы,
медведи и ежи готовятся к спячке,
некоторые птицы улетают на юг, другие остаются зимовать.
Дети, о птицах мы поговорим на следующем занятии.