Напоминание

Дидактическое игровое пособие для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему: Лэпбук ЗОЖ "Азбука здоровья"


Авторы: Филичева Ирина Николаевна, Золотухина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №110"
Населённый пункт: г. Братск Иркутская область
Наименование материала: Педагогическая разработка
Тема: Дидактическое игровое пособие для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему: Лэпбук ЗОЖ "Азбука здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Паспорт авторского дидактического пособия.

Нормой жизни и осознанной необходимостью современного человека в настоящее

время является сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественной

ценности.

Всем известно,

что с приходом в нашу жизнь современных технологий

продолжительность жизни увеличилась; вместе с тем и образ жизни у нас существенно

изменился. Мы стали слишком малоподвижны, а пища, высококалорийна.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей

человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить,

беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать

здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и

развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. И одной из

сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей

культуры здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к

своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Наиболее современным и интересным средством популяризации ЗОЖ среди детей

дошкольного возраста является лэпбук:

Свой лэпбук мы назвали «Азбука Здоровья».

Аннотация.

Дидактическое пособие ЛЭПБУК «Азбука здоровья» представляет собой картонную

папку формата А4. Для придания эстетичности и долговечности пособию все карточки и

картинки ламинированы. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в

которых собрана информация по теме.

Пояснительная записка.

Дидактическое пособие лэпбук «Азбука здоровья» предназначено для детей старшего

дошкольного возраста с ЗПР. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять, так как

все детали крепятся с помощью двустороннего скотча. В этом возрасте дети уже могут

вместе

со

взрослыми

участвовать

в

сборе

материала:

анализировать,

сортировать

информацию.

Данное

пособие

является

средством

развивающего

обучения,

предполагает

использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой

деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых

технологий.

Проблема.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста

очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении

познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в

самостоятельном

познании

окружающей

действительности,

а

именно

недостаточно

реализуется потребность в сохранении и укреплении индивидуального здоровья.

Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы позволил нам выявить тот

факт, что у детей недостаточно реализуется потребность в сохранении и укреплении

индивидуального здоровья.

Критерии оценки

Содержание

баллы

1.

Актуальность

(новизна,

оригинальность)

Актуальность.

Развивающаяся

педагогика,

основанная

на

требованиях

федерального

государственного

образовательного

стандарта

к

дошкольному

образованию,

существенно

изменила

подход

к

организации

образовательной

деятельности

в

дошкольной образовательной организации.

На смену традиционному образованию приходит

продуктивное обучение,

которое направлено на

развитие творческих способностей, формирование у

дошкольников

интереса

к

созидательной

деятельности.

Одной

из

перспективных

форм,

способствующих

решению

данной

проблемы,

является лэпбук.

Новизна.

Лэпбук – как современное средство обучения для

дошкольника

способствует

повышению

познавательной активности детей.

2.

Цели

и

задачи

в

соответствии

возрастным

особенностям детей

Цель:

Формирование основ здорового образа жизни через

модель – лэпбук.

Задачи:

Повышение

уровня

интеллектуального

развития, формирование у детей осознанного

отношения к своему здоровью, формирование

потребности

в

ведении

здорового

образа

жизни;

Закрепление и систематизация знаний детей о

разных видах спорта, строение тела и лица

человека,

правильном

питании,

гигиене,

точечном массаже, режиме;

Способствовать

развитию

речи

детей,

пополнению активного и пассивного словаря

детей.

3.

Практическая

ценность

Область применения:

Познавательно-исследовательская

деятельность;

Речевое развитие;

Сенсорное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Здоровьесбережение;

В самостоятельно игровой деятельности.

4.

Вариативность

использования

Лэпбук – это наглядно – практический метод

обучения,

который

отвечает

современным

требованиям

организации

предметно-

пространственной развивающей среды в условиях

реализации

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования:

трансформируемость

(дает

возможность

менять

пространство

в

зависимости

от

образовательной ситуации);

полифункциональность

(использование

в

разных видах детской активности);

вариативность

(периодическая

сменяемость

разнообразных материалов, обеспечивающих

свободный выбор детей);

обладает дидактическими свойствами.

5.

Оптимальность

в

выборе

дидактических

средств

Дидактические принципы.

Принцип индивидуального подхода

Принцип

развивающего

воспитывающего

обучения

Принцип

систематичности

и

последовательности

Принцип доступности

Принцип наглядности

Принцип сознательности и активности.

6.

Интегративность/

Метапредметность/

Межпредметность

Данное пособие является средством развивающего

обучения, предполагает использование современных

технологий: технологии организации коллективной

творческой

деятельности,

коммуникативных

технологий, технологии проектной деятельности,

игровых технологий. Работа с лэпбуком помогает

обучающимся:

учиться находить необходимую информацию,

структурировать ее;

учиться организовать материал, лучше понять

и запомнить материал;

многократно

повторять

творчески

реализоваться.

Работа с лэпбуками помогает создать инициативно-

творческую

атмосферу

в

детском

коллективе,

создает условия для развития личности, мотивации к

обучению

и

творческих

способностей

ребенка.

Таким образом, лэпбук помогает отработать и

закрепить полученные знания в предметной и

метапредметной областях.

7.

Эмоциональная

насыщенность

(нравственная

направленность)

На занятиях и в свободной деятельности дети

получают много информации о питании, о ценности

здоровья, о различных способах самосохранения и

укрепления индивидуального здоровья. Для того

чтобы они могли осмыслить и закрепить всю

информацию и знания, мы и решили создать лэпбук

о

здоровьесбережении,

под

названием

«Азбука

здоровья».

8.

Достижение

обучающего эффекта

Лэпбук:

Он помогает ребенку по своему желанию

организовать информацию по изучаемой теме,

лучше понять и запомнить материал.

Это

отличный

способ

для

повторения

пройденного. В любое удобное время ребенок

просто

открывает

лэпбук

и

с

радостью

повторяет

пройденное,

рассматривая

сделанную своими же руками книжку.

Дети

учатся

самостоятельно

собирать

и

организовывать информацию.

Лэпбук

хорошо

подходит

для

занятий

в

группах,

где

одновременно

будут

заняты

несколько детей. Можно выбрать задания под

силу

каждому

(одним

кармашки

с

карточками,

а

другим

детям

задания,

подразумевающие умение писать и т. д.) и

сделать такую коллективную книжку.

И создание лэпбука - это просто интересно!

9.

Методические

рекомендации

Лэпбук «Азбука здоровья» можно использовать в

индивидуально-коррекционной работе с детьми, а

также в самостоятельной и игровой деятельности.

Методическое сопровождение:

Его структура и содержание доступны детям

старшего дошкольного возраста с ЗПР;

Помогает

усвоить

новую

информацию

и

закрепить изученное в занимательно-игровой

форме;

Обладает дидактическими свойствами;

Обеспечивает

игровую,

познавательную,

исследовательскую и творческую активность

воспитанников;

Пособие

многофункциональное,

трансформируемое,

мобильное,

удобно

к

использованию одновременно группой детей (в

том

числе

и

с

участием

педагога,

как

играющего партнера).

10.

Рекомендации

по

изготовлению

пособия

(проиллюстрировать)

Как можно

самостоятельно сделать лэпбук?

С чего начать?

Работа проходит в несколько этапов:

1.

выбор темы;

2.

обсуждение плана;

3.

создание макета.

Начинаем мы с выбора темы.

Темы могут быть как общие, так и частные.

Например, можно сделать общий лэпбук на тему

«Времена». А можно взять какое-нибудь конкретное

время года и в лэпбуке дать подробную информацию

о нем.

Когда вы определились с темой можно переходить к

плану.

План.

После того, как вы избрали тему, вам надо взять

бумагу, ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не

просто книжка с картинками. Это учебное пособие.

Поэтому надо продумать, что он должен включать в

себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого

нужен план того, что вы хотите в этой папке

рассказать.

На

этом

этапе

проходит

изучение

источников

информации, осуществляется ее отбор и проведение

исследований. Поэтому он занимает значительный

отрезок

времени,

в

зависимости

от

темы

и

особенностей обучающихся.

Создание макета.

Теперь

надо

придумать,

как

в

лэпбуке

будет

представлен каждый из пунктов плана. То есть

нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии:

формы представления могут быть любые. От самого

простого, до игр и развивающих заданий. И все это

разместить на разных элементах: в кармашках,

блокнотиках,

мини-книжках,

книжках-гармошках,

вращающихся кругах, конвертиках разных форм и

т.д.

Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки

(подтемы)

и

как

будет

организована

в

них

информация.

Практическая часть по изготовлению лэпбука

«Азбука Здоровья».

Для его оформления мы приготовили следующие

заготовки:

необходимо подготовить основу для лэпбука.

заготовки для будущего лэпбука. Оформляем

обложку.

заготовки

на

основе,

соединяем

детали

лэпбука.

Лэпбук готов!

Содержание:

Д/и «Полезные и вредные продукты»

Цель: расширять представления и закреплять

знания детей о вреде и пользе продуктов

питания.

Д/и «Органы чувств»

Д/и «Азбука здоровья»

Цель:

расширять

представлений

детей

о

важных компонентах здорового образа жизни.

Д/и «Собери картинку»

Цель: Учить детей из частей составлять целое.

Развивать воображение.

Д/и «Части тела человека»

Цель:

Учить

определять

местонахождение

частей тела, закрепить названия частей тела

человека.

Д/и «Части лица человека»

Цель:

Учить

определять

местонахождение

частей лица, закрепить названия частей лица

человека.

Раскраски «ЗОЖ»

Цель: Формировать осознанное отношение к

здоровью и здоровому образу жизни.

«Спортивные загадки»

Цель:

закрепить

знания

о

составляющих

здорового

образа

жизни,

развивать

воображение детей.

«Добрые советы доктора»

Цель: Формировать культуру здоровья детей,

уважительное отношение к своему телу и

своему здоровью.

Самомассаж «Волшебные точки»

Цель:

Создание

устойчивой

мотивации

и

потребности в сохранении своего собственного

здоровья, и здоровья окружающих

Дыхательная гимнастика

Цель:

У

крепление дыхательной мускулатуры;

развитие верхних дыхательных путей, развитие

речевого дыхания.

Кинезиологические упражнения

Цель:

Развитие

межполушарного

взаимодействия, способствующее активизации

мыслительной деятельности.

Артикуляционная гимнастика

Цель: Выработка правильных, полноценных

движений

и

определённых

положений

артикуляционных органов, необходимых для

правильного

произношения

звуков,

и

объединение простых движений в сложные.

Гимнастика для глаз

Цель:

Включить

в

динамическую

работу

глазные

мышцы,

бездеятельные

при

выполнении заданий, и наоборот – расслабить

те глазные мышцы, на которые приходится

основная нагрузка.

Систематическое использование лэпбука в работе по здоровьесбережению будет

способствовать закреплению знаний у детей о здоровом образе жизни.

Лэпбук

с

информацией

о

здоровьесбережении

эффективная

технология

дошкольного образования по закреплению знаний у детей о здоровом образе жизни.



В раздел образования