Авторы: Филичева Ирина Николаевна, Золотухина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №110"
Населённый пункт: г. Братск Иркутская область
Наименование материала: Педагогическая разработка
Тема: Дидактическое игровое пособие для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему: Лэпбук ЗОЖ "Азбука здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Паспорт авторского дидактического пособия.
Нормой жизни и осознанной необходимостью современного человека в настоящее
время является сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественной
ценности.
Всем известно,
что с приходом в нашу жизнь современных технологий
продолжительность жизни увеличилась; вместе с тем и образ жизни у нас существенно
изменился. Мы стали слишком малоподвижны, а пища, высококалорийна.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей
человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить,
беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать
здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и
развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. И одной из
сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей
культуры здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к
своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Наиболее современным и интересным средством популяризации ЗОЖ среди детей
дошкольного возраста является лэпбук:
Свой лэпбук мы назвали «Азбука Здоровья».
Аннотация.
Дидактическое пособие ЛЭПБУК «Азбука здоровья» представляет собой картонную
папку формата А4. Для придания эстетичности и долговечности пособию все карточки и
картинки ламинированы. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в
которых собрана информация по теме.
Пояснительная записка.
Дидактическое пособие лэпбук «Азбука здоровья» предназначено для детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять, так как
все детали крепятся с помощью двустороннего скотча. В этом возрасте дети уже могут
вместе
со
взрослыми
участвовать
в
сборе
материала:
анализировать,
сортировать
информацию.
Данное
пособие
является
средством
развивающего
обучения,
предполагает
использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой
деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых
технологий.
Проблема.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста
очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении
познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в
самостоятельном
познании
окружающей
действительности,
а
именно
недостаточно
реализуется потребность в сохранении и укреплении индивидуального здоровья.
Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы позволил нам выявить тот
факт, что у детей недостаточно реализуется потребность в сохранении и укреплении
индивидуального здоровья.
Критерии оценки
Содержание
баллы
1.
Актуальность
(новизна,
оригинальность)
Актуальность.
Развивающаяся
педагогика,
основанная
на
требованиях
федерального
государственного
образовательного
стандарта
к
дошкольному
образованию,
существенно
изменила
подход
к
организации
образовательной
деятельности
в
дошкольной образовательной организации.
На смену традиционному образованию приходит
продуктивное обучение,
которое направлено на
развитие творческих способностей, формирование у
дошкольников
интереса
к
созидательной
деятельности.
Одной
из
перспективных
форм,
способствующих
решению
данной
проблемы,
является лэпбук.
Новизна.
Лэпбук – как современное средство обучения для
дошкольника
способствует
повышению
познавательной активности детей.
2.
Цели
и
задачи
в
соответствии
возрастным
особенностям детей
Цель:
Формирование основ здорового образа жизни через
модель – лэпбук.
Задачи:
Повышение
уровня
интеллектуального
развития, формирование у детей осознанного
отношения к своему здоровью, формирование
потребности
в
ведении
здорового
образа
жизни;
Закрепление и систематизация знаний детей о
разных видах спорта, строение тела и лица
человека,
правильном
питании,
гигиене,
точечном массаже, режиме;
Способствовать
развитию
речи
детей,
пополнению активного и пассивного словаря
детей.
3.
Практическая
ценность
Область применения:
Познавательно-исследовательская
деятельность;
Речевое развитие;
Сенсорное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Здоровьесбережение;
В самостоятельно игровой деятельности.
4.
Вариативность
использования
Лэпбук – это наглядно – практический метод
обучения,
который
отвечает
современным
требованиям
организации
предметно-
пространственной развивающей среды в условиях
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования:
трансформируемость
(дает
возможность
менять
пространство
в
зависимости
от
образовательной ситуации);
полифункциональность
(использование
в
разных видах детской активности);
вариативность
(периодическая
сменяемость
разнообразных материалов, обеспечивающих
свободный выбор детей);
обладает дидактическими свойствами.
5.
Оптимальность
в
выборе
дидактических
средств
Дидактические принципы.
Принцип индивидуального подхода
Принцип
развивающего
воспитывающего
обучения
Принцип
систематичности
и
последовательности
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип сознательности и активности.
6.
Интегративность/
Метапредметность/
Межпредметность
Данное пособие является средством развивающего
обучения, предполагает использование современных
технологий: технологии организации коллективной
творческой
деятельности,
коммуникативных
технологий, технологии проектной деятельности,
игровых технологий. Работа с лэпбуком помогает
обучающимся:
учиться находить необходимую информацию,
структурировать ее;
учиться организовать материал, лучше понять
и запомнить материал;
многократно
повторять
творчески
реализоваться.
Работа с лэпбуками помогает создать инициативно-
творческую
атмосферу
в
детском
коллективе,
создает условия для развития личности, мотивации к
обучению
и
творческих
способностей
ребенка.
Таким образом, лэпбук помогает отработать и
закрепить полученные знания в предметной и
метапредметной областях.
7.
Эмоциональная
насыщенность
(нравственная
направленность)
На занятиях и в свободной деятельности дети
получают много информации о питании, о ценности
здоровья, о различных способах самосохранения и
укрепления индивидуального здоровья. Для того
чтобы они могли осмыслить и закрепить всю
информацию и знания, мы и решили создать лэпбук
о
здоровьесбережении,
под
названием
«Азбука
здоровья».
8.
Достижение
обучающего эффекта
Лэпбук:
Он помогает ребенку по своему желанию
организовать информацию по изучаемой теме,
лучше понять и запомнить материал.
Это
отличный
способ
для
повторения
пройденного. В любое удобное время ребенок
просто
открывает
лэпбук
и
с
радостью
повторяет
пройденное,
рассматривая
сделанную своими же руками книжку.
Дети
учатся
самостоятельно
собирать
и
организовывать информацию.
Лэпбук
хорошо
подходит
для
занятий
в
группах,
где
одновременно
будут
заняты
несколько детей. Можно выбрать задания под
силу
каждому
(одним
–
кармашки
с
карточками,
а
другим
детям
–
задания,
подразумевающие умение писать и т. д.) и
сделать такую коллективную книжку.
И создание лэпбука - это просто интересно!
9.
Методические
рекомендации
Лэпбук «Азбука здоровья» можно использовать в
индивидуально-коррекционной работе с детьми, а
также в самостоятельной и игровой деятельности.
Методическое сопровождение:
Его структура и содержание доступны детям
старшего дошкольного возраста с ЗПР;
Помогает
усвоить
новую
информацию
и
закрепить изученное в занимательно-игровой
форме;
Обладает дидактическими свойствами;
Обеспечивает
игровую,
познавательную,
исследовательскую и творческую активность
воспитанников;
Пособие
многофункциональное,
трансформируемое,
мобильное,
удобно
к
использованию одновременно группой детей (в
том
числе
и
с
участием
педагога,
как
играющего партнера).
10.
Рекомендации
по
изготовлению
пособия
(проиллюстрировать)
Как можно
самостоятельно сделать лэпбук?
С чего начать?
Работа проходит в несколько этапов:
1.
выбор темы;
2.
обсуждение плана;
3.
создание макета.
Начинаем мы с выбора темы.
Темы могут быть как общие, так и частные.
Например, можно сделать общий лэпбук на тему
«Времена». А можно взять какое-нибудь конкретное
время года и в лэпбуке дать подробную информацию
о нем.
Когда вы определились с темой можно переходить к
плану.
План.
После того, как вы избрали тему, вам надо взять
бумагу, ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не
просто книжка с картинками. Это учебное пособие.
Поэтому надо продумать, что он должен включать в
себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого
нужен план того, что вы хотите в этой папке
рассказать.
На
этом
этапе
проходит
изучение
источников
информации, осуществляется ее отбор и проведение
исследований. Поэтому он занимает значительный
отрезок
времени,
в
зависимости
от
темы
и
особенностей обучающихся.
Создание макета.
Теперь
надо
придумать,
как
в
лэпбуке
будет
представлен каждый из пунктов плана. То есть
нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии:
формы представления могут быть любые. От самого
простого, до игр и развивающих заданий. И все это
разместить на разных элементах: в кармашках,
блокнотиках,
мини-книжках,
книжках-гармошках,
вращающихся кругах, конвертиках разных форм и
т.д.
Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки
(подтемы)
и
как
будет
организована
в
них
информация.
Практическая часть по изготовлению лэпбука
«Азбука Здоровья».
Для его оформления мы приготовили следующие
заготовки:
необходимо подготовить основу для лэпбука.
заготовки для будущего лэпбука. Оформляем
обложку.
заготовки
на
основе,
соединяем
детали
лэпбука.
Лэпбук готов!
Содержание:
Д/и «Полезные и вредные продукты»
Цель: расширять представления и закреплять
знания детей о вреде и пользе продуктов
питания.
Д/и «Органы чувств»
Д/и «Азбука здоровья»
Цель:
расширять
представлений
детей
о
важных компонентах здорового образа жизни.
Д/и «Собери картинку»
Цель: Учить детей из частей составлять целое.
Развивать воображение.
Д/и «Части тела человека»
Цель:
Учить
определять
местонахождение
частей тела, закрепить названия частей тела
человека.
Д/и «Части лица человека»
Цель:
Учить
определять
местонахождение
частей лица, закрепить названия частей лица
человека.
Раскраски «ЗОЖ»
Цель: Формировать осознанное отношение к
здоровью и здоровому образу жизни.
«Спортивные загадки»
Цель:
закрепить
знания
о
составляющих
здорового
образа
жизни,
развивать
воображение детей.
«Добрые советы доктора»
Цель: Формировать культуру здоровья детей,
уважительное отношение к своему телу и
своему здоровью.
Самомассаж «Волшебные точки»
Цель:
Создание
устойчивой
мотивации
и
потребности в сохранении своего собственного
здоровья, и здоровья окружающих
Дыхательная гимнастика
Цель:
У
крепление дыхательной мускулатуры;
развитие верхних дыхательных путей, развитие
речевого дыхания.
Кинезиологические упражнения
Цель:
Развитие
межполушарного
взаимодействия, способствующее активизации
мыслительной деятельности.
Артикуляционная гимнастика
Цель: Выработка правильных, полноценных
движений
и
определённых
положений
артикуляционных органов, необходимых для
правильного
произношения
звуков,
и
объединение простых движений в сложные.
Гимнастика для глаз
Цель:
Включить
в
динамическую
работу
глазные
мышцы,
бездеятельные
при
выполнении заданий, и наоборот – расслабить
те глазные мышцы, на которые приходится
основная нагрузка.
Систематическое использование лэпбука в работе по здоровьесбережению будет
способствовать закреплению знаний у детей о здоровом образе жизни.
Лэпбук
с
информацией
о
здоровьесбережении
–
эффективная
технология
дошкольного образования по закреплению знаний у детей о здоровом образе жизни.