Автор: Мельник Вячеслав Владимирович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 Населённый пункт: г. Салехард, Ямало-Ненецний автономный округ, Тюменская область Наименование материала: Методическая разработка военно-спортивного праздника Тема: "Их подвиг будет жить в веках!" Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное учреждение «методический центр развития образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Методическая разработка
военно-спортивного праздника
посвященного 65-летию Победы
в Великой Отечественной войне
«Их подвиг будет жить в веках!»
Подготовил(а): Мельник Вячеслав Владимирович,
учитель физической культуры МБОУ СОШ №6
2015г
Социальное становление личности молодого человека является одной из
важнейших задач для нашего государства и современной школы. В новой ре-
дакции "Закона об образовании" среди принципов образования на первом месте
стоит "приоритет общечеловеческих нравственных ценностей", а среди его це-
лей названо "формирование духовно-нравственной личности".
Большой вклад в решение этой задачи может внести учитель физической
культуры.
1. Военно-патриотическое воспитание как составная часть
воспитательной системы учебного заведения.
Долг перед отечеством – святыня человека.
От нас отцов и матерей, от воспитателей,
зависит, чтобы каждый наш юный гражданин
дорожил этой святыней, как дорожит честный
человек своим добрым именем, достоинством
своей семьи.
В. А. Сухомлинский
Воспитание в образовательном смысле – это специально организо-
ванная целенаправленная деятельность по формированию и развитию со-
знания и самосознания воспитанников, формированию нравственной по-
зиции и ее закреплению в поведении[,201].
Воспитание призвано гуманизировать (очеловечивать) когнитивный ас-
пект образовательного процесса и направлять сознание (интеллект) на присвое-
ние духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.
Научить учащихся сочетать личностное с общественным, выстраивать по-
ведение, направленное на созидание, на добро, уметь регулировать свое поведе-
ние в соответствии с выработанными в историко-культурном развитии человека
нравственными нормами жизнедеятельности – в этом состоит назначение вос-
питательной системы школьников.
Главной целью воспитания является развитие нравственного сознания,
нравственного самосознания и нравственных мотивов поведения[,211].
Нравственное сознание – это сознание, помогающее человеку (школьни-
ку) выстраивать свои отношения с окружающей средой в созидательном плане,
несущее в себе добро, честность, справедливость и пр.
Перед образовательными организациями стоит задача воспитания у обу-
чающихся качеств гражданина-патриота Родины. Очевидно, что гражданское
воспитание является составной частью нравственного воспитания и отражает
сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед
государством, обществом, народом, а также разумное использование своих гра-
жданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
Однозначно,
что патриотизм является составной частью гражданствен-
ности и выражается в любви к своему народу, к своему родному краю. Патри-
2
от – это тот человек, который старается помочь своему народу и трудиться в
этом направлении изо всех сил…святая повинность каждого человека всегда и
везде признавать собственную принадлежность к своему народу, заботиться о
чести своей нации. Чувство патриотизма роднит человека со своей землей,
укрепляет его любовь к ней, порождает стремление к ее защите.
2. Военно-патриотическое воспитание школьниковв учебном заведе-
нии.
Военно-патриотическое
воспитание
реализуется
в
целостной
воспита-
тельной системе работы кружков и секций, во взаимосвязи с другими направле-
ниями воспитательной работы. Поэтому в каждом компоненте воспитательной
системы находят место содержание, формы и методы, направленные на реализа-
цию цели военно-патриотического воспитания.
Представим модель целостнойвоспитательнойсистемы в школе.
Воспитательная система учебного заведения.
№п/п
Компоненты
воспитания
Содержание
1.
Цель
Главная цель воспитания – развитие нравственного со-
знания, нравственного самосознания и нравственных мотивов
поведения.В том числе развитие чувства патриотизма у школь-
ников, воспитание любви к родине, развитие и углубление зна-
ний об истории и культуре родного края, освоение культурных,
духовных традиций своего народа.
2.
Содержание
1. За основу берутся знания о нравственных ценностях и
смысле жизни, о чести и долге защиты родины, о культуре, тра-
дициях, обрядах, обычаях, о человеке и его образе жизни, о вза-
имоотношениях с окружающим миром.
2 . Умения и привычки , например, здорового образа
жизни, выполнение режима проживания, проведения месячника
оборонно-массовой работы, бережного отношения к культур-
ным и материальным ценностям и пр.
3. Опыт ценностных отношений . Он формируется в процессе
функционирования ученического самоуправления, в процессе
подготовки и проведении культурно-досуговых, научно-позна-
вательных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе во-
енно-патриотического характера.
4 . Опыт творческой деятельности. Он приобретается
при
реализации
воспитательного
процесса,
там,
где
осуще-
ствляется созидание нового.
3.
Формы воспита-
тельной работы
Основными воспитательными формами являются воспитатель-
ные мероприятия (уроков Мужества, встречи с ветеранами Ве-
ликой Отечественной Войны и винами интернационалистами,
викторины, конкурсы военно-патриотической песни, военно-
спортивной игры «Зарница», спортивные мероприятия и пр.),
заседания органов школьного совета. Все остальные формы ра-
боты
(походы,
экскурсии,
посещения
театров,
выставок,
культурных центров) носят эпизодический, нежели системный
характер.
3
4.
Методы воспи-
тательной рабо-
ты
Наряду
страдиционно
сложившимися
методами
убеждения,
упражнения, стимулирования и мотивации, практикуются мето-
ды социального взаимодействия(например, приглашаются на
школьные собрания представители муниципальных образова-
ний,
социальных
служб
которые
обеспечивают
гласность
в
успешности или решение возникших проблем у школьниковс
их родителями.
Военно-патриотическое воспитание реализуется
в целостной воспита-
тельной системе работы школы, так как является его интегративной частью, вы-
полняющей свое назначение в воспитании нравственного самосознания школь-
ников. Напомним, что нравственное сознание – это сознание, помогающее чело-
веку (ребенку) выстраивать свои отношения с окружающей средой в созида-
тельном плане, несущее в себе добро, честность, справедливость и пр.
Анализ воспитательной системы в школе позволил выделить действен-
ные механизмы воспитания, которые базируются на следующих положениях:
1. Воспитание учащихся будет эффективным при условии собственной
деятельности учащихся.
2. Наличие школьного самоуправления будет способствовать принятию
учениками субъектной позиции(осознание цели, соучастие в подготовке меро-
приятия).
3. Создание условий для творческой самореализации.
4.
Создание
условий
для
ситуации
сопереживания,
эмоционально-
ценностного восприятия отношений между учащимися, между учащимися и
учителями; принятие школьниками норм-отношений в обществе.
Увидеть нити реализации военно-патриотического воспитания учащихся
поможет анализ целостного мероприятия в целостной воспитательной системе
школы.
Таковым представляется праздничное спортивное мероприятие, посвя-
щенное Дню Победы в ВОВ « Их подвиг будет жить в веках!», проводимое
мае 2015 года.
Целью мероприятия является:
1.Воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому про-
шлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой
Отечественной войны.
2. Развитие эмоционально-чувственного восприятия творчества поэтов и компо-
зиторов военных лет.
3. Развитие у участников любознательности, творческих способностей; созда-
ние условия для самореализации.
4.Формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие
чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа.
4
Задачи мероприятия:
1.Развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей
организма;
2.Формирование комплектности физкультурно-оздоровительной и спортивно-
оздоровительной деятельности, индивидуальных и коллективных формах заня-
тий физическими упражнениями;
3.Овладение школой движений;
4.Освоение знаний о физической культуре, ее связи с физическим воспитанием
спортивной подготовкой, роли в формировании здорового образа жизни;
5.Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товари-
щам, честности, смелости во время выполнения физических упражнений, со-
действие развитию психических процессов(представления, памяти, мышления
и др.) в ходе двигательной деятельности.
Формы и методы реализации мероприятия:
При подготовке к празднику хорошим подспорьем могут служить экспозиции
музеев, комнат боевой славы, записи воспоминаний участников боевых сраже-
ний, а также песен и стихотворений военных лет. Организуются встречи с ве-
теранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками бое-
вых действий в Афганистане и Чечне, военнослужащими Вооруженных Сил. В
кратких беседах ученики старших классов рассказывают своим младшим това-
рищам о роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья, в подго-
товке к трудовой деятельности, к службе в армии. Учащимся предоставляется
широкая возможность проявить себя в организации торжественной части, ли-
тературном монтаже, спортивных выступлениях, в конкурсе рисунков, стихо-
творений, песен. Активную помощь ребятам оказывают учителя физической
культуры, классные руководители, родители учащихся.
Форма организации мероприятия: «Спортивный праздник».
Опорная карта мероприятия
Этапы мероприятия
Содержание
1. Вступительная часть.
Цель: создание благоприятной атмосфе-
ры,
принятие
школьниками
цели
меро-
приятия.
Звучит песня «Давай, за…»
Собираются
почетные
гости-ветераны
ВОВ,
приглашенные офицеры.
2. Торжественная часть.
Цель: воспитание любознательности, вос-
питание патриотических чувств.
Выступление
ведущих,
объявление
темы
и
цели мероприятия, литературный монтаж «Их
подвиг будет жить в веках».
2. Спортивная часть. Представле-
ние участников спортивной программы,
приветствие команд.
Цель: самореализация участников, разви-
тие творческих способностей
Выходят
участники
спортивного
праздника.
Ведущие представляют участников команд и
жюри.
Участники
команд
приветствуют
ко-
манду соперников, а также представляют эм-
блему и название команд.
5
3.Спортивные состязания.
Цель: самореализация участников, воспи-
тание патриотических чувств.
Состязания:
«Поздравление»,
«Водрузи
зна-
мя», « Минометчики».
4. Конкурс знатоков.
Цель: воспитание любознательности, лю-
бви к Родине, развитие кругозора.
Конкурс на тему Великой отечественной вой-
ны.
Подведение жюри промежуточных итогов
5.Спортивные состязания.
Цель: самореализация участников, воспи-
тание патриотических чувств.
Состязания: «Переправа», «Связисты».
6.Конкурс со зрителями. Цель: воспита-
ние любознательности, воспитание па-
триотических чувств.
Конкурс. Предлагают мелодии песен военных
лет. В течении 20 секунд назвать песню.
7.Спортивные состязания.
Цель: самореализация участников, воспи-
тание патриотических чувств.
Состязания: «Снайперы», «Саперы».
8. Заключение. Итоги
конкурса, награ-
ждение победителей, песня.
Цель: стимулирование участников, воспи-
тание патриотических чувств
Подведение
итогов
жюри,
награждение,
вы-
ступление ведущих и звучит песня «Пусть все-
гда будет солнце»
6
Литература.
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.:
Айрис-пресс, 2002.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование –
2005. – № 4. – С. 23.
3. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического вос-
питания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
4. Издательство: Школьная Пресса Демидова Е. И., Криворученко В. К. Па-
триотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. № 6
5. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание
школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
6. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учи-
телей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации
по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л.
В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
7. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников
// Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.
8. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения
новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.
9. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершен-
ствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. //
Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.
10. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические реко-
мендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и
подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
11. Г.А.Васильков, В.Г.Васильков. От игры к спорту. Сборник эстафет и иг-
ровых заданий. М., 1985г.
12.А.В.Жеребцов «Физкультура и спорт», М.: 1986г.
13. Е.М.Геллер. На старт вызывает «Спортландия».- Мн.,1988г.
14. П.А.Васютин. Физкультурные праздники школьников. – М.: 1963г.
15. Е.М.Геллер, И.А.Гуревич. Методические рекомендации комплексного
проведения соревнований по подвижным играм и конкурсам профессиональ-
ного мастерства. – Мн.: 1979г.
7
8