Напоминание

"Их подвиг будет жить в веках!"


Автор: Мельник Вячеслав Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Салехард, Ямало-Ненецний автономный округ, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка военно-спортивного праздника
Тема: "Их подвиг будет жить в веках!"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение «методический центр развития образования» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
Методическая разработка

военно-спортивного праздника

посвященного 65-летию Победы

в Великой Отечественной войне

«Их подвиг будет жить в веках!»
Подготовил(а): Мельник Вячеслав Владимирович, учитель физической культуры МБОУ СОШ №6 2015г
Социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства и современной школы. В новой ре- дакции "Закона об образовании" среди принципов образования на первом месте стоит "приоритет общечеловеческих нравственных ценностей", а среди его це- лей названо "формирование духовно-нравственной личности". Большой вклад в решение этой задачи может внести учитель физической культуры.
1. Военно-патриотическое воспитание как составная часть

воспитательной системы учебного заведения.
Долг перед отечеством – святыня человека. От нас отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи. В. А. Сухомлинский
Воспитание в образовательном смысле – это специально организо-

ванная целенаправленная деятельность по формированию и развитию со-

знания и самосознания воспитанников, формированию нравственной по-

зиции и ее закреплению в поведении[,201].
Воспитание призвано гуманизировать (очеловечивать) когнитивный ас- пект образовательного процесса и направлять сознание (интеллект) на присвое- ние духовно-нравственных и социально-культурных ценностей. Научить учащихся сочетать личностное с общественным, выстраивать по- ведение, направленное на созидание, на добро, уметь регулировать свое поведе- ние в соответствии с выработанными в историко-культурном развитии человека нравственными нормами жизнедеятельности – в этом состоит назначение вос- питательной системы школьников. Главной целью воспитания является
развитие нравственного сознания,

нравственного самосознания и нравственных мотивов поведения[,211].
Нравственное сознание – это сознание, помогающее человеку (школьни- ку) выстраивать свои отношения с окружающей средой в созидательном плане, несущее в себе добро, честность, справедливость и пр. Перед образовательными организациями стоит задача воспитания у обу- чающихся качеств гражданина-патриота Родины. Очевидно, что
гражданское

воспитание
является составной частью нравственного воспитания и отражает сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом, а также разумное использование своих гра- жданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны. Однозначно, что
патриотизм
является составной частью гражданствен- ности и выражается в любви к своему народу, к своему родному краю. Патри- 2
от – это тот человек, который старается помочь своему народу и трудиться в этом направлении изо всех сил…святая повинность каждого человека всегда и везде признавать собственную принадлежность к своему народу, заботиться о чести своей нации.
Чувство патриотизма
роднит человека со своей землей, укрепляет его любовь к ней, порождает стремление к ее защите.
2. Военно-патриотическое воспитание школьниковв учебном заведе-

нии.
Военно-патриотическое воспитание реализуется в целостной воспита- тельной системе работы кружков и секций, во взаимосвязи с другими направле- ниями воспитательной работы. Поэтому в каждом компоненте воспитательной системы находят место содержание, формы и методы, направленные на реализа- цию цели военно-патриотического воспитания. Представим модель целостнойвоспитательнойсистемы в школе.
Воспитательная система учебного заведения.

№п/п

Компоненты

воспитания

Содержание
1. Цель Главная цель воспитания – развитие нравственного со- знания, нравственного самосознания и нравственных мотивов поведения.В том числе развитие чувства патриотизма у школь- ников, воспитание любви к родине, развитие и углубление зна- ний об истории и культуре родного края, освоение культурных, духовных традиций своего народа. 2. Содержание 1. За основу берутся
знания
о нравственных ценностях и смысле жизни, о чести и долге защиты родины, о культуре, тра- дициях, обрядах, обычаях, о человеке и его образе жизни, о вза- имоотношениях с окружающим миром. 2 .
Умения и привычки
, например, здорового образа жизни, выполнение режима проживания, проведения месячника оборонно-массовой работы, бережного отношения к культур- ным и материальным ценностям и пр. 3.
Опыт ценностных отношений
. Он формируется в процессе функционирования ученического самоуправления, в процессе подготовки и проведении культурно-досуговых, научно-позна- вательных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе во- енно-патриотического характера. 4 .
Опыт творческой деятельности.
Он приобретается при реализации воспитательного процесса, там, где осуще- ствляется созидание нового. 3. Формы воспита- тельной работы Основными воспитательными формами являются воспитатель- ные мероприятия (уроков Мужества, встречи с ветеранами Ве- ликой Отечественной Войны и винами интернационалистами, викторины, конкурсы военно-патриотической песни, военно- спортивной игры «Зарница», спортивные мероприятия и пр.), заседания органов школьного совета. Все остальные формы ра- боты (походы, экскурсии, посещения театров, выставок, культурных центров) носят эпизодический, нежели системный характер. 3
4. Методы воспи- тательной рабо- ты Наряду страдиционно сложившимися методами убеждения, упражнения, стимулирования и мотивации, практикуются мето- ды социального взаимодействия(например, приглашаются на школьные собрания представители муниципальных образова- ний, социальных служб которые обеспечивают гласность в успешности или решение возникших проблем у школьниковс их родителями. Военно-патриотическое воспитание реализуется в целостной воспита- тельной системе работы школы, так как является его интегративной частью, вы- полняющей свое назначение в воспитании нравственного самосознания школь- ников. Напомним, что нравственное сознание – это сознание, помогающее чело- веку (ребенку) выстраивать свои отношения с окружающей средой в созида- тельном плане, несущее в себе добро, честность, справедливость и пр. Анализ воспитательной системы в школе позволил выделить действен- ные механизмы воспитания, которые базируются на следующих положениях: 1. Воспитание учащихся будет эффективным при условии собственной деятельности учащихся. 2. Наличие школьного самоуправления будет способствовать принятию учениками субъектной позиции(осознание цели, соучастие в подготовке меро- приятия). 3. Создание условий для творческой самореализации. 4. Создание условий для ситуации сопереживания, эмоционально- ценностного восприятия отношений между учащимися, между учащимися и учителями; принятие школьниками норм-отношений в обществе. Увидеть нити реализации военно-патриотического воспитания учащихся поможет анализ целостного мероприятия в целостной воспитательной системе школы. Таковым представляется праздничное спортивное мероприятие, посвя- щенное Дню Победы в ВОВ
« Их подвиг будет жить в веках!»,
проводимое мае 2015 года.
Целью
мероприятия является: 1.Воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому про- шлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. 2. Развитие эмоционально-чувственного восприятия творчества поэтов и компо- зиторов военных лет. 3. Развитие у участников любознательности, творческих способностей; созда- ние условия для самореализации. 4.Формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа. 4

Задачи
мероприятия: 1.Развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; 2.Формирование комплектности физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности, индивидуальных и коллективных формах заня- тий физическими упражнениями; 3.Овладение школой движений; 4.Освоение знаний о физической культуре, ее связи с физическим воспитанием спортивной подготовкой, роли в формировании здорового образа жизни; 5.Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товари- щам, честности, смелости во время выполнения физических упражнений, со- действие развитию психических процессов(представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Формы и методы реализации
мероприятия: При подготовке к празднику хорошим подспорьем могут служить экспозиции музеев, комнат боевой славы, записи воспоминаний участников боевых сраже- ний, а также песен и стихотворений военных лет. Организуются встречи с ве- теранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками бое- вых действий в Афганистане и Чечне, военнослужащими Вооруженных Сил. В кратких беседах ученики старших классов рассказывают своим младшим това- рищам о роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья, в подго- товке к трудовой деятельности, к службе в армии. Учащимся предоставляется широкая возможность проявить себя в организации торжественной части, ли- тературном монтаже, спортивных выступлениях, в конкурсе рисунков, стихо- творений, песен. Активную помощь ребятам оказывают учителя физической культуры, классные руководители, родители учащихся.
Форма организации
мероприятия: «Спортивный праздник».
Опорная карта мероприятия

Этапы мероприятия

Содержание
1. Вступительная часть. Цель: создание благоприятной атмосфе- ры, принятие школьниками цели меро- приятия. Звучит песня «Давай, за…» Собираются почетные гости-ветераны ВОВ, приглашенные офицеры. 2. Торжественная часть. Цель: воспитание любознательности, вос- питание патриотических чувств. Выступление ведущих, объявление темы и цели мероприятия, литературный монтаж «Их подвиг будет жить в веках». 2. Спортивная часть. Представле- ние участников спортивной программы, приветствие команд. Цель: самореализация участников, разви- тие творческих способностей Выходят участники спортивного праздника. Ведущие представляют участников команд и жюри. Участники команд приветствуют ко- манду соперников, а также представляют эм- блему и название команд. 5
3.Спортивные состязания. Цель: самореализация участников, воспи- тание патриотических чувств. Состязания: «Поздравление», «Водрузи зна- мя», « Минометчики». 4. Конкурс знатоков. Цель: воспитание любознательности, лю- бви к Родине, развитие кругозора. Конкурс на тему Великой отечественной вой- ны. Подведение жюри промежуточных итогов 5.Спортивные состязания. Цель: самореализация участников, воспи- тание патриотических чувств. Состязания: «Переправа», «Связисты». 6.Конкурс со зрителями. Цель: воспита- ние любознательности, воспитание па- триотических чувств. Конкурс. Предлагают мелодии песен военных лет. В течении 20 секунд назвать песню. 7.Спортивные состязания. Цель: самореализация участников, воспи- тание патриотических чувств. Состязания: «Снайперы», «Саперы». 8. Заключение. Итоги конкурса, награ- ждение победителей, песня. Цель: стимулирование участников, воспи- тание патриотических чувств Подведение итогов жюри, награждение, вы- ступление ведущих и звучит песня «Пусть все- гда будет солнце» 6

Литература.
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. 2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23. 3. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического вос- питания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998. 4. Издательство: Школьная Пресса Демидова Е. И., Криворученко В. К. Па- триотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. № 6 5. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17. 6. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учи- телей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. 7. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12. 8. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56. 9. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершен- ствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13. 10. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические реко- мендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004. 11. Г.А.Васильков, В.Г.Васильков. От игры к спорту. Сборник эстафет и иг- ровых заданий. М., 1985г. 12.А.В.Жеребцов «Физкультура и спорт», М.: 1986г. 13. Е.М.Геллер. На старт вызывает «Спортландия».- Мн.,1988г. 14. П.А.Васютин. Физкультурные праздники школьников. – М.: 1963г. 15. Е.М.Геллер, И.А.Гуревич. Методические рекомендации комплексного проведения соревнований по подвижным играм и конкурсам профессиональ- ного мастерства. – Мн.: 1979г. 7
8


В раздел образования