Напоминание

Утренняя логоритмическая гимнастика, как средство развития психических процессов у детей с ОВЗ.


Автор: Белова Ольга Ефимовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 110"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Педагогическая разработка
Тема: Утренняя логоритмическая гимнастика, как средство развития психических процессов у детей с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 110»

муниципального образования города Братска.

Утренняя логоритмическая гимнастика,

как средство развития психических

процессов у детей с ОВЗ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Составила:

музыкальный руководитель

Белова Ольга Ефимовна

2019 г.

Утренняя логоритмическая гимнастика,

как средство развития психических процессов

у детей с ОВЗ.

В наше время перед образованием стоит задача сохранения и развития

физического

и

психоэмоционального

здоровья

детей.

Статистика,

к

сожалению, показывает, что с каждым годом увеличивается количество

детей, имеющих смешанные специфические расстройства психического

развития.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5 – 8% детей

наследственной патологией.

По данным МО РФ 8,5% детей – воспитанников детских садов и

учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или

коррекционного характера.

По данным Госкомстата РФ число детей с умственной отсталостью

увеличилось за последнее время на 18%, с задержкой психического развития

– на 20,2%.

Детей с ЗПР характеризует:

слабо

развитая

произвольная

сфера

(умение

сосредоточиться,

переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и

т.д.).

множественные нарушения речевой функции;

недостаточность развития различных видов движения и моторики:

сдвижения плохо скоординированы, носят неловкий и нечёткий

характер, снижены чёткость и скорость, отсутствует ритмичность и

плавность.

Работая с детьми, имеющими смешанные специфические расстройства

психического развития, используются различные методы и приёмы. Сегодня,

помимо

традиционных

логопедических,

коррекционных,

музыкальных

занятий по преодолению речевого и сопутствующих нарушений мы

используем

метод

коррекции

психо-речевых

нарушений

такой,

как

логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика (логоритмика) – это система музыкально -

двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений,

осуществляемых в целях коррекции психических процессов. А логоритмика

для

малышей

уникальное

средство,

которое

в

увлекательной,

непринуждённой, музыкальной обстановке помогает решить множество

оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач и

которая нравится детям.

Оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при

соблюдении следующих требований:

-

систематичность, что заключается в непрерывности, регулярности,

планомерности коррекционного процесса;

-

постепенность

и

упражняемость.

Только

при

многократных

систематических

повторениях

образуются

здоровые

динамические

стереотипы;

- связь с целями и задачами лексической темы;

-

психофихическая

нагрузка

должна

распределяться

в

определённой

последовательности;

-в основном используются игровые приёмы, которые вызывают большой

интерес у детей и активизируют их;

-

обучение

и

коррекция

происходят

в

коллективе,

но

с

учётом

индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Занятия логоритмикой проводятся в форме утренней логоритмической

гимнастики, при безусловном исполнении всех вышеназванных требований,

фронтально, 2 раза в неделю.

Цель

утренней

логоритмической

гимнастики

коррекция

психического здоровья ребёнка, развитие психических процессов.

В ходе работы реализуются следующие задачи:

- создание условия для развития эмоционального восприятия музыки;

- расширение лексического запаса;

- уточнение артикуляции;

- совершенствование общей и мелкой моторики;

- развитие слухового внимания и памяти;

- выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных (темп, ритм, паузы) и просодических

(высота, сила, длительность, тембр) компонентов речи; творческой фантазии

и воображения.

Разработаны и используются комплексы логоритмической гимнастики,

построенные с учётом лексических тем для детей старшего возраста.

Каждый комплекс имеет свою мотивацию, насыщен игровым сюжетным

материалом.

В комплексы логоритмической гимнастики включены:

- разные виды ходьбы и бега;

- хороводные игры;

- дыхательные упражнения;

- артикуляционная гимнастика;

- простейшие виды массажа и самомассажа;

- пальчиковые игры;

- гимнастика для глаз;

- коммуникативные игры;

- мимические упражнения;

- песни, сопровождаемые жестами;

- игры с предметами (палочками, платочками и др.);

- чистоговорки и т.д.

При

составлении

комплексов

логоритмической

гимнастики

использованы несложные авторские, народные мелодии, песни народов мира,

интернет – ресурсы.

Комплексы утренней логоритмической гимнастики апробированы в

течение 3 лет с детьми, имеющими смешанные специфические расстройства

психического развития.

Примерная тематическая организация

утренней логоритмической гимнастики.

месяц

ТЕМА

Сентябрь

Детский сад

Игрушки

Овощи

октябрь

Фрукты

Осень

Перелётные птицы

ноябрь

Домашние животные

Дикие животные

Домашние птицы

декабрь

Зимующие птицы

Зима

Зимние забавы

январь

Одежда

Обувь

Головные уборы

февраль

Мебель

Посуда

Защитники Отечества

март

Семья

Моё тело

Весна

апрель

Перелётные птицы

От зёрнышка до хлебушка

Бытовые приборы

май

Насекомые

Животные жарких стран

Животные севера.

Комплексы логоритмической гимнастики.

Тема: ДЕТСКИЙ САД.

Дети топ-топ-топ (дети ритмично шагают), руки хлоп-хлоп-хлоп (3 раза

хлопают в ладоши).

Зайцы

прыг-

прыг-

прыг

(3

раза

прыгают),

ноги

дрыг-дрыг-дрыг

(потряхивают ногами).

Пальцы щелк-щелк-щелк (3 щелчка пальцами рук), ноги топ-топ-топ (3

притопа)

Очень хорошо (плавные движения рук)!

Вот как мы идем, ноги поднимаем (дети ритмично шагают)

Птички весело летят, нас с собой позвать хотят (летают как птички).

Вот медведь пошел (идут на внешней стороне стопы), бочку меда он нашел

(разводят руки в стороны, показывают большую, маленькую бочку).

Он детишек угостил (причмокивают, «едят мед», круговые движения языком

вокруг рта вправо, влево – «слизывают остатки меда»),

В гости в лес пригласил.

Деревья здесь высокие (поднимают руки вверх, тянутся как деревья к

солнцу). А речки тут глубокие (наклоняются, водят руками вправо – влево).

Здесь цветы красивые (нюхают цветы),

А ребята – милые (гладят себя по голове, плечам, спине и т. д.) – при

повторении находят дружочка и гладят его.

Тема: ИГРУШКИ.

Дети заходят в зал, их встречает музыкальный, здоровается песенкой.

М.р: Сегодня я предлагаю вам посетить магазин игрушек (приготовлена

витрина с игрушками по содержанию гимнастики).

Ин-ин-ин – идём в магазин.

Шки-шки-шки – покупать игрушки.

Ать-ать-ать – будем покупать

Рать-рать-рать – а потом играть - дети повторяют чистоговорки.

М.р: Перед вами отдел музыкальных игрушек. Что бы вы хотели приобрести

(дудочка, барабан)?

Артикуляционная

гимнастика

из

«Денискиной

зарядки»

Е.

Смирновой.

Кто играет на гитаре, а Денис на дудочке (губы вытянул вперёд узкой

трубочкой) - выполняют, произносят ду-ду-ду - 3 раза, пауза, повторить 3-4

раза.

М.р: Недавно бабушка Анфиса купила барабан Денису.

И теперь он делом занят - громко-громко барабанит.

Давайте и мы на барабане играть будем.

Ритмическая игра с палочками «Повтори за мной» : ведущий

(сначала взрослый, потом дети) простукивает палочками на барабане ритм,

все дети повторяют палочка об палочку. 6-8 раз

М.р: Переходим в отдел игрушек. Перед вами мяч – любимая игрушка всех

детей. Он умеет прыгать и кататься. А вы сможете стать мячиками?

Двигательное упражнение «Мячики»

Любая двухчастная музыка. 1 часть – дети ритмично прыгают на месте

2 часть - легко, ритмично бегут – 3 - 4 раза.

М.р: Посмотрите, на этой полке в магазине - паровоз.

Пальчиковая игра по скороговорке «Паровоз»

Тридцать три вагона в ряд – большие пальцы обеих рук одновременно

соединяются с остальными в ритме.

Тараторят, тарахтят - вращение кистей 4 раза – повторить 3 – 4 раза,

увеличивая темп (паровоз едет быстрее).

М.р: Много разных есть игрушек, много игр придумали дети, а ещё все

любят танцевать.

«

»

Танец

игра

Веселятся все игрушки

.

.

,

.

муз В Витлина сл Е Серова

.

Барабанят барабаны: тра-та-та, тра-та-та - имитация в ритме.

Пляшут куклы Таня с Ваней – что за красота. - 4 «пружинки».

Танцевать пошли матрёшки шире круг, шире круг - сужение, расширение

круга.

Вместе хлопнули в ладошки: тук-тук-тук-тук-тук - 5 хлопков.

М.р: Сегодня мы были в магазине игрушек, повеселились, отдохнули.

Пришло время прощаться. Поёт «До свидания», дети отвечают.

Тема: ОВОЩИ.

Дети идут хороводным шагом по кругу, поют: «Мы выходим в огород, это

что у нас растет? Вот такой вышины, вот такой нижины».

-далее овощи по предложению детей:

Морковь –

«

»

пальчиковая игра

Морковка

Ухватив за хвостик, ловко тянем сочную морковку. - Пальцы одной руки

поочередно тянут пальцы другой руки.

Капуста –

«

»

«

,

пальчиковая

игра

Капуста

или хоровод

Вейся

»

капустка

русская народная мелодия.

Репа –

«

» (

)

инсценирование сказки

Репка

эпизод

Горох –

«

игра

Горошина

» музыка В. Карасёва, слова Н. Френкель.

Картошка –

«

»

подвижная игра

Картошечка

1 часть музыки - «хозяин» спит, дети-картошечки легким бегом

двигаются по залу.

2 часть музыки – Хозяин просыпается, пытается «выкопать» картошку –

догоняет детей.

Лук – прохлопать слово, определить сколько частей (слогов), изменить слово,

чтобы было 2, 3, 4 части.

Названия

других

овощей

передать

звучащими

жестами

(хлопками,

притопами, щелчками, шлепками и др.).

Тема: ФРУКТЫ.

Дети двигаются хороводным шагом по кругу, поют: «На базар с тобой

ходили, много фруктов мы купили».

-останавливаются, загибают пальцы, перечисляя: Дыни, сливы, мандарин,

Груши, персик, апельсин,

Яблоки, лимон, арбуз

Все прекрасное на вкус.

Раз, два, три, не зевай,

Фрукт скорее называй.

-Далее по выбору детей.

Пальчиковая игра «Яблоко»:

Само с кулачок

сжать руки в кулачок – 4 раза.

Очень красненький бочок

круговые движения кистями рук.

Потрогаешь – гладко

поочередное поглаживание -

тыльной стороны кистей.

А откусишь – сладко.

сцепить в замок, расцепить

Хороводно-подвижная игра «Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один - хоровод по кругу.

Эта долька для ежа, - сужение, расширение круга дробным шагом

Эта долька для стрижа.

Эта долька для утят.

Эта долька для котят.

Эта долька для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас, беда! - показывают эмоции.

Разбегайтесь кто куда. - Ранее выбранный ребенок пятнает детей.

«

»:

Загадка

Лимон

в шкуре желтой, кислый он, называется…лимон –

показать мимикой.

Висит лампочка, можно скушать – показать жестами.

Пальчиковая игра «Виноград»

Схож он с бусами немножко – поочередное соединение больших пальцев с

остальными

Каждый листик, как ладошка - вращение кистей.

Был зеленый, а поспел он - сжать, разжать пальцы.

Стал янтарным, синим, белым. - поочередное соединение

- больших пальцев с остальными.

Если дети называют и другие фрукты, то можно провести:

- упражнение на дыхание «Как вкусно пахнет»,

-артикуляционное упражнение «Попробуй, как вкусно»,

-отхлопать, простучать, (любыми звучащими жестами) название фруктов

по частям (слогам).

Придумать, что делают из фруктов, чтобы была 1 часть (сок),

- чтобы было 2 части (компот, коктейль),

- чтобы было 3 части (варенье).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Литература:

М.Ю.

Картушина «Логоритмические занятие в детском саду» М,

2003г.; И.Б Мусова «Логопедические чистоговорки» М, 1999г.;

Л.П.

Савина

«Пальчиковая

гимнастика

для

развития

речи

дошкольника» М. 2007г.



В раздел образования