Напоминание

"Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников, как важный аспект предшкольной подготовки"


Автор: Крючкова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №131"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников, как важный аспект предшкольной подготовки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование

лексико-грамматического

строя

речи

у

дошкольников, как важный аспект предшкольной подготовки»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся

с различными трудностями обучения в начальной школе.

По оценкам

психологов, на успеваемость влияет более 200 факторов. Самый главный из

них – овладение навыком чтения и письма. Проблема нарушений письма

и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения,

поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего

получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции

специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей

обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни

человека:

оно

стимулирует

его

психическое

развитие,

обеспечивает

общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи

в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляет нас

обратиться к истокам проблемы, т. е. к дошкольному возрасту.

Анализ исследования на выявления предпосылок дисграфии у дошкольников

6-7 летнего возраста показал, что более половины (55,5%) детей старшего

дошкольного

возраста

не

готовы

к

началу

школьного

обучения

и,

следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к концу

первого класса бегло читает и овладел грамотой, то он успевает по всем

предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей

гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому

процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как

правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям

трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по

русскому языку.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются

развернутой

фразовой

речью,

разными

конструкциями

сложных

предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками

словообразования

и

словоизменения.

К

этому

времени

окончательно

формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому

анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают

благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте

резко

задерживается

формирование

каждого

из

компонентов

языка:

фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено

Р.Е.Левиной

и

определено

как

общее

недоразвитие

речи.

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в

психомоторном

и

речевом

развитии.

Наибольший

процент

детей,

составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи.

Существенные

нарушения

в

фонетико-фонематическом,

лексико-

грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным

препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения, а в

дальнейшем и программой начальной школы.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому

необходимость введения профилактической работы по предупреждению

ошибок чтения и письма в детском саду очевидна для всех. Детский сад

является первой ступенью в системе образования и выполняет важную

функцию в подготовке детей к школе.

Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет чёткого и

однозначного ответа. Различия в функциональном и психическом развитии

детей, поступающих в школу велики. Подготовка к школе должна строиться

с

учётом

психофизиологических

закономерностей

развития

детей,

в

противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его.

Поэтому важно помнить тезис Л.С.Выготского о том, что «только то

обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и

ведёт развитие за собой. Но обучать ребёнка возможно только тому, чему он

уже способен обучаться».

Своевременное формирование грамматического строя речи ребёнка –

важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического

развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии

мышления и речевого общения, планирования и организации деятельности

ребёнка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.

Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо

формирование базы, под которой подразумеваются:

- достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас

(при правильном понимании смыслового значения слова),

- устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи.

Для наиболее

быстрого

обогащения словарного запаса

и уточнения

смыслового

значения

слов

ребёнка

необходимо

обучить

навыкам

словообразования

(образование

от

однокоренных

слов

новых,

приобретающих новый смысловой оттенок (кастрюля – кастрюлька) и

словоизменения (изменение слов по различным грамматическим категориям:

родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова

(стол, столы, столом). Дети с ОНР медленно продвигаются по этапам

онтогенеза, испытывают трудности в овладении родным языком. Темп и

особенности усвоения различных структур языка у детей зависят как от

формы речевой патологии, так и от компенсаторных возможностей каждого

ребёнка. Нарушения словарного запаса проявляются в его ограниченности,

резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном

употреблении

слов,

многочисленных

вербальных

парафазиях,

несформированности

семантических

полей,

трудностях

актуализации

словаря, недостаточном понимании значений слов, особенно тех, которые

редко используются в обиходе. Причём именно эта особенность лежит в

основе многочисленных ошибок в употреблении слов.

В связи с постоянным увеличением количества дошкольников с речевыми

нарушениями проблема формирования лексико-грамматических средств

языка занимает важное место в современной логопедии, а вопрос о методике

их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Развитие

грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки,

обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и

лексическим уровнями языковой системы. Сформированный грамматический

строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития

монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности.

Изучив существующий теоретический и практический опыт по данной теме,

я заинтересовалась учебно-методическим комплектом С.П. Цукановой, Л.Л.

Бетц «Учим ребенка говорить и читать». Данное пособие содержит

систематизированный практический материал не только по формированию

фонематической стороны речи, навыкам звукового анализа, синтеза и

обучению грамоте, но и по формированию лексико-грамматического строя и

связной речи; предусмотрены специальные упражнения для развития

психических процессов, что необходимо при работе с детьми с ОНР, так как

у данной категории детей нарушены все компоненты языковой системы.

При разработке системы коррекционно-логопедической работы, мною

были использованы в адаптированном варианте приемы и методы,

описанные в авторском комплекте

С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Учим ребенка

говорить и читать», суть которых сводиться к следующему:

- уточняется произношения всех звуков;

- несколько изменена последовательность изучения звуков: изучение

согласных звуков начинается со звука (м), так как характер его звучания

обеспечивает доступность усвоения и выделение согласного звука из состава

слова;

- параллельно с анализом обратного слога даётся анализ прямого слога;

- буква изучается параллельно с изучаемым звуком;

- после изучения нового звука проводится работа по воспитанию внимания к

изменению грамматических форм слова, способам словообразования, а также

по коррекции недостатков в формировании лексико-грамматического строя

речи;

- в пособие включены упражнения по развитию просодической стороны

речи, что необходимо для детей со стёртой формой дизартрии;

- последовательно введено знакомство с понятиями «речь», «предложение»,

«слово», «звук», «слог», «ударение»;

- предусмотрены специальные упражнения для развития психических

процессов.

Хочу

отметить,

что

пособие

построено

на

ведущих

принципах

логопедической науки: принципе системного подхода, онтогенетическом

принципе, принципе особого подбора речевого материала, принципы опоры

на сохранные анализаторы.

Материал пособия условно разделён на три раздела: «Звук», «Буква»,

«Говори

правильно».

Первоначально

ребёнку

даётся

элементарное

представление о назначении речи. Далее он получает знания о строении

языка: знакомится с понятиями «предложение», «слово», «звук». Вводится

графическое обозначение этих понятий. Моделирование предложений и слов

с помощью условных обозначений помогает детям наглядно воспринимать

границу

слов

в

предложении

и

их

раздельное

написание.

Схемы

выполняются с проговариванием и с последующим их «прочтением».

Знакомство с понятиями «слово, называющее предмет», «слово, называющее

действие», «слово, называющее признак предмета» является основой для

формирования грамматических категорий «существительное», «глагол»,

«прилагательное».

В разделе «Звук» решаются следующие задачи:

- выработка правильных артикуляционных навыков;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование системы чётко различаемых, противопоставленных звуков;

- формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза

звукового состава слова.

Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной

и акустической сложностью. Работа начинается с изучения гласных звуков,

которые являются звуковой основой слова. Образец звука даётся через

звукоподражание, которое оформлено рисунком, где звук произносится

изолированно.

Внимание

ребёнка

обращается

на

работу

органов

артикуляционного

аппарата.

Ребёнку

предлагается

схема

анализа

артикуляции

звука

(единая

для

всех

звуков),

что

поможет

ему

самостоятельно

проанализировать

произнесение

звука

и

дать

его

характеристику.

После изучения гласных звуков даётся понятие «слог». Ребёнок

знакомится со слогообразующей ролью гласных, обучается составлению

слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки или буквы. Слоговые

схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который можно

простучать, прохлопать, прошагать. Позднее дети учатся ставить ударение,

определять ударный слог, выделять ударный гласный звук. Знакомство с

согласными звуками начинается со звука (м). Как и при изучении гласных,

после анализа артикуляции звука по схеме делается вывод: звук (м)

согласный, потому что воздушная струя выходит не свободно, преграду

строят губы; звонкий, потому что произносится при участии голоса. Через

сравнение ребёнок учится различать твёрдое и мягкое произнесение и

звучание согласных звуков. Вводится обозначение согласных звуков.

В пособии предлагаются упражнения для работы над просодической

стороной речи: силой, высотой голоса, длительностью, темпом. Для работы

по развитию фонематического слуха и формированию фонематического

восприятия на каждой странице раздела «Звук» предлагаются сюжетные

картинки. Параллельно с развитием фонематического слуха некоторые

задания способствуют формированию элементарных навыков звукового

анализа. Звуковые схемы слогов и слов рисуются цветными карандашами

или составляются с помощью цветных фишек. После знакомства со звуком

ребёнок готовится к чтению обратных и прямых слогов. С опорой н6а

артикуляцию звуков ребёнок учится образовывать обратные слоги и прямые.

Для усвоения чёткого произношения звука даются стихи, чистоговорки,

пословицы. В целях предупреждения смешения звуков (близких по способу и

месту образования) в речи и букв при письме предлагаются специальные

упражнения по их дифференциации.

Раздел «Буква» связан с формированием у детей произносительных

навыков. Порядок усвоения букв соответствует последовательности усвоения

ребёнком произношения звуков. Обучение ведётся звуковым аналитико-

синтетическим методом с опорой на артикуляцию. С введением буквы

рекомендуется выполнять звукобуквенный анализ слов, что способствует

формированию фонематического восприятия навыка письма. На каждой

странице раздела даются образ буквы, печатное изображение буквы и способ

её конструирования из пальцев рук. Для усвоения графического образа буквы

предлагаются упражнения «Сколько букв», «Найди букву», «Полубуковка».

При обучении ребёнка чтению предусмотрены разнообразные виды

упражнений:

- дополнить слог до целого слова;

- «собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов;

- вставить букву и назвать слово – «Буква заблудилась»;

- соотнести слова и картинки;

- исправить деформированные предложения;

- прочитать текст, выполнить задания по его содержанию: решить

логическую задачу, пересказать текст, озаглавить, продолжить;

- прочитать пиктографический текст;

- выучить стихи, пословицы, скороговорки, отгадать загадки, ребусы, решить

кроссворды.

В результате такой работы ребёнок научится слитному чтению слогов,

сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а

также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного

звукослогового состава, написание которых не расходится с произношением.

В разделе «Говори правильно» предлагаются упражнения для развития

лексико-грамматического строя речи. Материал этого раздела подобран в

соответствии с изучаемым звуком. Работая над лексико-грамматической

темой,

дети закрепляют

изучаемый звук. Задачи данного раздела:

-

развивать

способность

к

наблюдению

за

языком;

-

привлекать

внимание

к

морфемному

составу

слов,

к

способам

словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении;

- воспитывать навык практического использования лексико-грамматических

категорий.

На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития

связной речи ребёнка: составление предложений различной конструкции,

составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картинке, по серии

картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продолжением.

В предложенной системе обучения предусмотрены специальные

упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, мышления.

Для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на

занятиях вводятся различные побудительные ситуации. Это маленький

пришелец из космоса Юпик, который, шагая от страницы к странице, изучает

основы русского языка вместе с детьми. Большинство занятий подчинены

одному сказочному сюжету: «Больной мышонок», «Герда отправилась на

поиски

Кая»,

«Крошечка-Хаврошечка»

и

др.

некоторые

занятия

организованы

в

форме

путешествий,

экскурсий,

эстафет,

сюжетно-

дидактических игр.

Я считаю, что коррекционная работа с любым учебным пособием

должна носить творческий характер и индивидуализироваться в соответствии

с речевым дефектом ребёнка. В результате использования на практике

учебно-методического комплекта С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Учим ребенка

говорить и читать» у детей, посещающих логопедическую группу, за два

года пришли в норму все показатели языковой системы.

На коррекционных занятиях с использованием представленного

пособия ребёнок попадает в удивительный мир родного языка, что помогает

зажечь в детях с нарушением речи огонёк любознательности, жажды новых

открытий в овладении родной речью, увлекает их, развивает вкус к занятиям

и самостоятельному чтению.

Многолетний опыт работы с детьми 5-7-летнего возраста убеждает

меня в том, что раннее обучение основам родного языка, когда у ребёнка ещё

сохранно интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно

освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на

обучении ребёнка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в

обществе.



В раздел образования